Обзоры Обзоры 02.10.2008 в 09:10 comment

Zalman TRIMON: 3D-монитор для всех и каждого

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

ITC.UA

автор

Несмотря на то что уже много лет существует огромный спектр подходов и технологий, направленных на создание устройств отображения в трех измерениях, на потребительском рынке «воз и ныне там». Так называемые 3D-мониторы не только не стали массовыми, но, по сути, не пробились на прилавки магазинов.

Zalman TRIMON: 3D-монитор для всех и каждого

Zalman Trimon ZM-M190

Диагональ экрана 19 "

Заявленная яркость 300 кд/м²

Контрастность 1000:1

Углы обзора в 2D (вертикальные/горизонтальные) 160°/160°

Углы обзора в 3D (вертикальные/горизонтальные) 90°/10-12°

Разрешение 1280×1024

Видеовходы DVI-D, D-Sub

Ориентировочная цена $600

Продукт предоставлен Невада Украина

Иллюзия трехмерности изображения в некоторых играх и ПО

Необходимость использования очков; дискомфортные ощущения; совместимость лишь с видеокартами NVIDIA

Первый блин, как известно, комом, однако саму попытку вывести такие продукты на массовый рынок можно лишь приветствовать

Периодически в прессе публикуются статьи под громкими заголовками типа «Время 3D наступило» с описанием очередной технологии или продукта, но реального движения в потребительском сегменте так и не происходит. В этом плане практически революционным можно назвать появление в продаже линейки мониторов Zalman Trimon ZM-M190 и ZM-M220W. Революция тут, разумеется, не в принципе построения 3D-изображения, а в том, что за выпуск устройств взялась известная и авторитетная компания, имеющая всемирнyю сеть дистрибьюторов, в том числе и в Украине. Нужно сказать, что мониторы вообще – это очень нетипичный продукт для Zalman, специализирующейся на системах охлаждения, корпусах и блоках питания. Тем не менее в своих областях она обладает имиджем поставщика бескомпромиссных по качеству устройств. Интересно, что совсем недавно Sapphire, известный производитель графических адаптеров на базе GPU AMD, тоже заявил о начале поставок стереоскопических мониторов. Естественно, о совместимости с разработкой Zalman в данном случае говорить не приходится.

К нам в Тестовую лабораторию попал 19-дюймовый дисплей ZM-M190. Его внешний вид совершенно не примечателен, даже несколько неказист. В противоположность модным тенденциям, он имеет соотношение сторон 4:3, т. е. не является широкоформатным. Второй же монитор в линейке – ZM-M220W – 22-дюймовый широкоформатный, с разрешением 1680×1050. Качество изображения также не слишком впечатляет – так, предустановленные заводские значения явно не оптимальны, что в первую очередь касается завышенной яркости. С другой стороны, это скорее особенность данного монитора, поскольку применение технологии с поляризирующими фильтрами обусловливает такую необходимость. В то же время, наоборот, ничто не мешало выставить более комфортные для повседневной работы настройки, а для 3D-режима рекомендовать пользователям увеличивать яркость.

Покрытие экрана глянцевое, практически зеркальное, что также несколько непривычно, если сравнивать с обычными ЖК-мониторами. Подытоживая впечатления от типичной офисной работы с Trimon ZM-M190, можно сказать, что ничего выдающегося он собой не представляет, более того, имеет ряд эргономических особенностей, с которыми придется смириться. В то же время дисплей вполне пригоден для использования в качестве обычного монитора, т. е. рассматривать Trimon ZM-M190 как исключительно специализированное устройство нет никакой необходимости.

Что касается 3D-функций, то тут все реализовано очень непросто. Во-первых, на данный момент поддерживаются только видеокарты NVIDIA и операционная система Windows Vista, хотя ранее была совместимость и с Windows XP. Для этой ОС драйверы есть на CD, входящем в комплект поставки, тогда как на сайте Zalman их уже нет. Что же требуется для получения 3D-изображения, помимо самого монитора? Специальные драйверы от производителя графического чипа (NVIDIA), совместимое приложение (полный список – на сайте Zalman) и особые поляризирующие очки. Принцип, на котором базируется создание эффекта 3D на Trimon ZM-M190, далеко не нов. Дело в том, что свет, излучаемый ЖК-панелью, проходит через два поляризационных фильтра, которые позволяют левому и правому глазу (с помощью поляризирующих очков) видеть изображение с разницей перспективы, соответствующей реальной.

Таким образом, каждый глаз получает картинку с «правильным» ракурсом, создавая в конечном итоге стереоэффект глубины. Понятно, что в этих условиях отклонение головы на небольшой угол или перемещения влево/вправо нарушают иллюзию, так что смотреть, например, фильм несколько человек вряд ли смогут с комфортом. И если вертикальный угол обзора в 3D-режиме относительно неплохой – 90°, то горизонтальный явно недостаточен для работы – всего 10–12°. При этом следует помнить, что каждый зритель должен иметь особые очки.

Онлайн-курс "Чистий код та патерни проєктування" від robot_dreams.
Прискорюйте й спрощуйте процес розробки.Під менторством лектора з 15-річним досвідом ви навчитеся застосовувати 20+ шаблонів, опануєте рефакторинг і принципи чистого коду.
Детальніше

Специальная версия драйверов NVIDIA позволяет выставить глубину стереоэффекта. Забавно, что крайние положения ползунка называются Professional и Beginner, хотя действительно, минимальный 3D-эффект воспринимается значительно легче. Отметим, что нам пришлось немало покопаться в настройках, чтобы заставить монитор показывать в 3D – до интуитивности тут пока далеко.

Еще один важный момент: чтобы поддерживать 3D-изображение на данном мониторе, игра должна иметь отдельный профиль в драйвере. Для оценки функциональности модели Trimon ZM-M190 нами была использована довольно старая Quake 3 Arena, хотя список приложений включает и хиты последнего времени (например, Crysis). Субъективные ощущения двойственны: с одной стороны, эффект действительно интересный и увеличивает погружение в «виртуальную реальность», а с другой – после 20–30-минутного сеанса ощущается очень сильная усталость. Причем речь идет не столько о глазах, сколько, если можно так сказать, о психологическом дискомфорте. Это довольно своеобразное чувство определенно существует и было отмечено всеми участвовавшими в тестировании.

При дальнейшем просмотре 3D-сцен дискомфорт эволюционирует до головной боли. По нашему мнению, именно вот эта «мозговая усталость» и является основным препятствием на пути массового распространения подобных мониторов. Во всяком случае, до тех пор, пока технологии эмуляции трехмерности не станут более естественными и комфортными для восприятия.

Все вышесказанное справедливо и для просмотра видео, для которого в комплекте поставляются специальный медиаплеер с поддержкой 3D, а также несколько соответствующих клипов.

Характерно, что Zalman «развлекательное» предназначение своих мониторов считает далеко не единственным и даже не самым главным. В числе основных применений – медицинское, исследовательское, образовательное и дизайнерское. Откровенно говоря, данные на официальном сайте не слишком убедительно и подробно доказывают преимущества использования дисплеев компании в этих сферах. Но таковое принципиально возможно, и не исключено, что специалисты вышеописанных профессий смогут с пользой для себя применять мониторы серии Trimon.

Онлайн-курс "Чистий код та патерни проєктування" від robot_dreams.
Прискорюйте й спрощуйте процес розробки.Під менторством лектора з 15-річним досвідом ви навчитеся застосовувати 20+ шаблонів, опануєте рефакторинг і принципи чистого коду.
Детальніше

Что же касается готового решения, на пути 3D-дисплеев еще больше препятствий, чем кажется на первый взгляд. Ведь создание качественного, недорогого в производстве и привлекательного для покупателей устройства, способного отображать трехмерное изображение, – это одна сторона проблемы. И совсем другая – контент, который также должен быть соответствующим образом подготовлен или даже разработан специально под тот или иной 3D-монитор. А это весьма серьезное препятствие на пути действительно массового внедрения трехмерных дисплеев. Ведь для того чтобы действительно показать, например, репортаж с места событий в трех измерениях, помимо устройства, которое сможет это отобразить, нужно еще и снимать событие с нескольких точек, что повлечет экспоненциальное увеличение сложности процесса и стоимости всего решения в целом.

Выводы

В целом тестирование Trimon ZM-M190 оставило двойственное впечатление. С одной стороны, нельзя не порадоваться появлению интересных устройств, действительно качественно расширяющих спектр возможностей массового ПК. В то время как разработчики аппаратного обеспечения стараются еще на считаные проценты увеличить производительность процессоров и видеокарт, а создатели игр, используя новые «колоссальные» вычислительные мощности, улучшают в них графику на еще более сомнительные величины, в случае с ZM-M190 мы совершенно явственно и без «микроскопа» наблюдаем принципиальный прорыв в способе взаимодействия с пользователем. Поэтому даже сегодняшняя, достаточно «сырая» реализация 3D, весьма впечатляет.

С другой стороны, пользоваться пока такой «трехмерностью» хоть сколько-нибудь регулярно сможет, пожалуй, только ограниченное число энтузиастов. И прежде всего в силу описанных психофизиологических реакций организма, а вовсе не из-за множества других проблем. В конце концов, еще с десяток лет назад существовали шлемы виртуальной реальности, да и простые поляризирующие очки шли в комплекте со многими видеокартами, однако популярным это развлечение так и не стало.

Судя по всему, для того чтобы действительно совершить прорыв на массовый рынок, потребуется применение принципиально иных, возможно, еще не доведенных до коммерческой реализации технологий 3D-визуализации. Ведь существующие образцы – от узкоспециализированных научных устройств до бытовых решений типа рассмотренного монитора Zalman, – увы, пока не имеют потенциала для свершения революции в данной области.


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: