Новости Новости 14.05.2009 в 09:17 comment

Креативные аксессуары. Стабилизатор VariZoom VZ UltraLite

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/758241ca5ec24c36ab91ad386272f8f7?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/758241ca5ec24c36ab91ad386272f8f7?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

Уверен, что каждый, пусть даже непрофессиональный, видеооператор, неоднократно задумывался о приобретении стабилизатора камеры. Однако цены на такие устройства, мягко говоря, «кусаются» и зачастую сравнимы, а иногда даже значительно превосходят стоимость самого камкордера. Так, диапазон цен на профессиональные стабилизирующие системы колеблется от 3 до 70 тысяч долларов.

Сегодня очень часто стабилизаторы видеокамер ошибочно называют стедикамами. Это сходно с тем, как в нашем народе по сей день практически все копировальные аппараты именуются «ксероксами». Замечу, что стедикам был изобретен голливудским оператором Гарреттом Брауном (Garrett Brown) еще в начале 70 годов прошлого столетия. Поначалу он так и назывался – «стабилизатор Брауна». Но в 1973 г. изобретение было лицензировано корпорацией Cinema Products, а затем выпущено на рынок под брендом Steadicam. С октября 2000 г. Steadicam стал товарным знаком компании Tiffen. В последнее время возникла даже новая специальность – «стедикамщик», она требует совсем иных подходов, иных приемов съемки, иных движений, и наконец, иного мышления сравнительно с «обычными» операторами. Кроме того, по словам Багира Рафиева, одного из самых востребованных операторов России и, пожалуй, первого в СНГ владельца Steadicam, «стедикамщик должен иметь хорошую спортивную подготовку и одновременно обладать пластикой и грацией танцора». Кстати, в свое время он закончил курсы в Голливуде по обращению с этим устройством. Интервью с ним читайте по адресу: https://rus.625-net.ru/cinema/2006/01/stedicam.htm, а основные приемы по работе со стедикамом вы найдете здесь: https://filmmakerstore.com/steadicm.htm.

Надо сказать, что задача стабилизирующих систем вовсе не состоит в том, чтобы получить идеально устойчивую картинку вне зависимости от того, какие пируэты будет выписывать сам оператор. Это в современных танках благодаря сложным гироскопическим системам ствол занимает практически одно и тоже положения даже при движении по пересеченной местности. Именно поэтому современной пехоте следует серьезно опасаться не только устрашающего вида их брони и жуткого лязга гусениц, но и прицельного огня во время движения. При съемке кино и видео такой подход не годится, поскольку режиссеру зачастую важно получить плавную, но вместе с тем динамичную и эстетически приятную картинку, согласованную с внутренним темпоритмом фильма, с его замыслом. Пожалуй, именно поэтому по сей день не пользуется популярностью стабилизирующая система русского оператора Р. Келли, построенная с использованием гироскопов. Хотя она идеальна, например, при съемке с воздуха или на воде. Кстати, тут почему-то сама собой напрашивается сентенция: что бы русские не изобретали, все равно танк получается. Впрочем, эта параллель никоим образом не умаляет достоинства изобретения господина Келли и не несет в себе и доли сарказма.

Заоблачные цены на стабилизирующие устройства для видеокамер заставляют усиленно работать мозги современных Кулибиных. В Интернете представлены сотни чертежей, схем, рецептов и фотографий самодельных стабилизирующих систем. Так на сайте homebuiltstabilizers.com вы найдете целую галерею стабилизаторов. Подробная инструкция по сборке аналогичного изделия представлена по этому адресу. Естественно для разработки качественной стабилизирующей системы вам потребуется найти квалифицированного токаря, однако это все равно обойдется значительно дешевле, чем промышленные образцы. Довольно простенькая «кустарная» модель стабилизатора, которую легко собрать в домашних условиях, представлена на сайте mediagab.it. Ну и наконец, найти единомышленников и поговорить о технике и мастерстве стедикамщиков вы сможете на стедикам-портале или в ветке "Цифровое фото" нашего форума.

Ну а сейчас мне хотелось бы рассказать о достаточно популярной системе стабилизации камер среди отечественных «свадебщиков» VariZoom VZ UltraLite ($500). Этот удобный и легкий стабилизатор предназначен для малых и средних любительских и профессиональных камер. Устройство обладает сравнительно малой массой (около 1 кг), рассчитано для работы с нагрузкой от 1 до 3 кг, оперативно складывается и собирается, обеспечивая при съемке вполне достойное качество стабилизации картинки. Стабилизатор можно удерживать либо в руках, либо с помощью жилета DV Sportster. В сложенном состоянии VariZoom VZ UltraLite легко помещается в небольшую сумку, кофр, рюкзак или прочий чехол.

Идея стабилизации гениально проста: камера уравновешивается грузом, прикрепленным к достаточно длинной штанге, а вся конструкция удерживается с помощью рукояти на шарнире. Таким образом, стабилизатор состоит из трех частей: алюминиевой скобы с ручкой и подвижной площадкой, снабженной специальным адаптером для крепления камеры; телескопической штанги с пластиковым цилиндрическим зажимом и плоского дискообразного грузика, навинчивающегося на штангу снизу (замечу, что в набор входит шестигранный ключ, предназначенный для варьирования массы груза, т.е. установки/съема «блинов»).

Онлайн-курс "Data Science with Python" від robot_dreams.
Навчіться користуватися бібліотеками Python для розв’язання задач дата-саєнтистики, обробки масивів даних та побудови ML-моделей.
Програма курсу і реєстрація

Положение подвижной площадки, расположенной сверху скобы, фиксируется с помощью винтового зажима. К подвижной площадке прикреплена платформа Manfrotto Plate Adaptor 394, обеспечивающая упрощенное крепление и съем камеры и имеющая дополнительный фиксатор. Подвижная платформа позволяет настраивать баланс камеры в направлении вперед-назад. Обратите внимание, что на верхней подвижной площадке скобы имеется три пары отверстий для крепления платформы Manfrotto 394, следовательно, это дает возможность при необходимости увеличить амплитуду сдвига площадки. Однако даже при этом центр тяжести камкордера может быть не найден, и он начнет крениться влево-вправо. С целью добиться равновесия, вы, конечно, можете снять аппарат с адаптера, и попытаться немного сместить площадку в нужном направлении, а затем снова прикрепить ее винтом к камкодеру. Но вовсе не факт, что вы добьетесь успеха. Во-первых, обеспечиваемый «поперечный» люфт крепежного винта достаточно мал и далеко не всякую модель можно уравновесить, используя столь короткий отрезок перемещения винта на съемной площадке Manfrotto 394. Во-вторых, на такую балансировку уходит достаточно много времени, и вы можете упустить нужный момент съемки. Поэтому к недостаткам системы можно отнести отсутствие платформы для оперативного регулирования баланса камеры в направлении влево-вправо.

Исправить положение дел можно с помощью дополнительно приобретаемой платформы с подвижной площадкой, которую следует закрепить перпендикулярно оптической оси аппарата. Я бы рекомендовал использовать слайдинговые платформы Manfrotto Sliding Plate Adaptor 357 или 577. Амплитуда смещение их площадок легко регулируется и фиксируется посредством винтового зажима. Более того, специальный металлический предохранитель не позволит незафиксированной площадке выскочить из платформы и привести к падению аппарата. Чтобы снять камкордер со стабилизатора, потребуется нажать специальную подпружиненную кнопку на торце платформы.

Следует не забывать, что раскрытие/закрытие монитора, установка накамерного света или замена стандартного аккумулятора на усиленный нарушат равновесие системы, поэтому ее балансировку следует проводить непосредственно перед съемкой, со всеми установленными дополнительными аксессуарами и открытым экраном.

В целом, балансировку системы обычно производят следующим образом. В первую очередь, естественно, необходимо собрать стабилизатор, максимально выдвинув и закрепив телескопическую штангу и накрутив дисковый груз. Далее на верхнюю площадку стабилизатора, как я уже отмечал, желательно прикрепить адаптер, обеспечивающий поперечный сдвиг камкодера и уже непосредственно к нему крепить камеру. Затем фиксируем все платформы, открываем монитор, устанавливаем рабочий аккумулятор, а при необходимости и накамерный свет,

После чего медленно приподнимаем систему за ручку. Если камкордер пытается перевернуться, то проверяем, максимально ли выдвинута телескопическая штанга, и при необходимости добавляем груз на противоположном конце. Если камера слегка наклоняется вперед (назад) то продольную («родную») платформу стабилизатора двигаем в противоположном направлении – т.е. назад (вперед). Если камкордер кренится влево (вправо), то, соответственно, в противоположном направлении сдвигаем поперечную платформу – т.е. вправо (влево). После каждой настройки проверяем балансировку, добиваясь устойчивого равновесия камеры.

Онлайн-курс "Data Science with Python" від robot_dreams.
Навчіться користуватися бібліотеками Python для розв’язання задач дата-саєнтистики, обробки масивів даних та побудови ML-моделей.
Програма курсу і реєстрація

После того, как вы добились более-менее устойчивой балансировки, следует проверить скорость возвращения аппарата при отклонении на угол, близкий к 90 градусам. Для этого отклоните груз на максимальное расстояние – через 1-1,5 с он должен достичь нижней точки, т.е. вся система должна пройти через вертикальное положение. Если это расстояние груз проходит довольно медленно, снова проверьте, максимально ли выдвинута штанга, и при необходимости добавьте груз.

Безусловно, даже тренированному человеку будет довольно проблематично удерживать систему в руках навесу в течение более 5-10 мин, поэтому следует подумать о возможности приобретения жилета DV Sportster.

По собственному опыту замечу, что нужно привыкнуть к устройству, выработать определенные навыки работы с ним. Не следует вести себя с такой системой слишком скованно, наоборот, снимая динамическую панораму или совершая «облет» объекта нужно добиться плавной и свободной походки, указательным и большим пальцами левой руки контролируя направление камеры. Уверен, что после нескольких тренировок любой оператор сможет добиться с помощью VariZoom VZ UltraLite достаточно высокого уровня качества картинки. Успехов!

Креативные аксессуары. Стабилизатор VariZoom VZ UltraLite

В сложенном состоянии VariZoom VZ UltraLite легко помещается в небольшую сумку, кофр, рюкзак или прочий чехол

 

Креативные аксессуары. Стабилизатор VariZoom VZ UltraLite

На верхней подвижной площадке скобы имеется три пары отверстий для крепления платформы Manfrotto, следовательно, это дает возможность при необходимости увеличить амплитуду сдвига платформы

Креативные аксессуары. Стабилизатор VariZoom VZ UltraLite

К подвижной площадке прикреплена платформа Manfrotto Plate Adaptor 394, обеспечивающая упрощенное крепление и съем камеры и имеющая дополнительный фиксатор

Креативные аксессуары. Стабилизатор VariZoom VZ UltraLite

Амплитуда смещение площадки Manfrotto Sliding Plate Adaptor 357легко регулируется и фиксируется посредством винтового зажима

Креативные аксессуары. Стабилизатор VariZoom VZ UltraLite

Установим адаптер Manfrotto Sliding Plate Adaptor 357 для удобного поперечного смещения камеры

Креативные аксессуары. Стабилизатор VariZoom VZ UltraLite

Шарнирное крепление ручки стабилизатора к скобе

Креативные аксессуары. Стабилизатор VariZoom VZ UltraLite

VariZoom VZ UltraLite с камерой готовы к работе

Креативные аксессуары. Стабилизатор VariZoom VZ UltraLite

Указательным и большим пальцами левой руки контролируйте направление камеры

Креативные аксессуары. Стабилизатор VariZoom VZ UltraLite

В набор VariZoom VZ UltraLite входит шестигранный ключ, предназначенный для варьирования массы груза, т.е. установки/съема «блинов»

Креативные аксессуары. Стабилизатор VariZoom VZ UltraLite

VariZoom VZ UltraLite в работе


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: