4 мая Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) сообщил, что не поддерживает новые законопроекты в части регулирования размера межбанковского комиссионного вознаграждения (интерчейнджа).
Казалось бы, вопросы интерчейнджа
При осуществлении безналичных расчетов в торгово-сервисной сети продавцы платят банку-собственнику терминала комиссию (% от суммы покупки), а банк-эквайер в свою очередь делится частью комиссии с банком-эмитентом карты.
Если помните, еще до полномасштабного вторжения в 2021 году Рада приняла новый закон о платежных услугах, но без нормы о регулировании межбанковских комиссий (ее исключили из финальной версии документа), которая запустила горячую дискуссию между совладельцем Rozetka Владиславом Чечоткиным и соучредителем. В конце концов НБУ, Visa и Mastercard договорились о постепенном снижении комиссии интерчейндж и утвердили график, согласовавший тогда АМКУ (с 26.11.2021 — не более 1,20%; с 01.07.2022 — не более 1,00%; с 01.07.2023 — не более 0,90 %).
В конце ноября 2021 года Mastercard и Visa начали снижать комиссии интерчейндж , monobank снизил процентную ставку на остаток собственных средств (с 1 апреля 2022-го начисление % на остаток вообще прекратилось) и «порезал» кэшбеки, а Rozetka собственную платежную систему так и не запустила. Еще можно напомнить, что Rozetka и другие крупные торговые сети, поддерживавшие снижение банковских комиссий, обещали снизить стоимость товаров для потребителей.
Ключевые изменения, предлагаемые законопроектами № 9170 и № 9171:
Комитет считает, что законодательное регулирование размера интерчейнджа лишит участников рынка услуг платежных систем возможности конкурировать по цене, что негативно повлияет на развитие конкуренции. Это может привести к ряду негативных последствий для клиентов банков — увеличению платы за обслуживание платежных карт, повышению тарифов на другие банковские услуги и т.д. Можно вспомнить, как в свое время ПриватБанк угрожал отключением Apple Pay и Google Pay при законодательном ограничении размера банковской комиссии.
Учитывая положения Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом и действующий Меморандум между НБУ, Visa и MasterCard, АМКУ не поддерживает Законопроекты № 9170 и № 9171 в части регулирования размера интерчейнджа.
Это далеко не впервые приверженцы идеи законодательного регулирования размера интерчейнджа аргументируют необходимость изменений гармонизацией с законодательством ЕС и положительными изменениями, в частности, потенциальным снижением цен на товары и услуги. Можно вспомнить предварительную оценку НБУ и анализ горького опыта внедренного в 2015 году административного регулирования интерчейнджа в ЕС — если кратко, ничего хорошего из этого не вышло.
Мы считаем, что резкое законодательное ограничение предельного размера комиссии интерчейндж опасно и может иметь негативные последствия для эффективного функционирования платежного рынка Украины.
В нашей стране это может привести к остановке развития и, вероятно, сворачиванию pos-терминальной сети, а также увеличению стоимости обслуживания банковских счетов и карт для граждан и сворачиванию программ лояльности (кэшбеки, кредитные лимиты, льготный кредитный период на карте).
Призываем парламент и другие государственные органы воздержаться от идеи законодательного ограничения предельного размера комиссии интерчейндж и дать возможность финансовому рынку самостоятельно и демократическими методами решать вопросы стоимости финансовых услуг».
В конце концов банковская система Украины вполне заслуженно считается прогрессивной, и как раз здесь Украина во многом опережает США и Европу, где все очень забюрократизировано — с начала вторжения в соцсетях регулярно появлялись истории с мемами и шутками, в которых украинские переселенцы, которые бежали от войны, жаловались на бюрократические преграды и несовершенные банковские/почтовые услуги в ЕС, и в то же время хвалили «Действие», monobank, «Новую почту», etc.