Партнерский проект Партнерский проект 21.07.2022 в 09:55 comment views icon

Как украинский беспилотник SKIF помогает оценить последствия разрушений, проектировать дома и находить болезни урожая

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/02/favicon-itc-96x96.png *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/02/favicon-itc-96x96.png *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/02/favicon-itc-96x96.png

Первое поколение управляемых беспилотников появилось еще во время Первой мировой. Самый громкий американский проект Kettering Bug умел по команде с земли сбрасывать крылья и поражать собой цель – этакий предок крылатой ракеты и дрона-камикадзе.

Сейчас беспилотные самолеты намного умнее и функциональнее. Они не только выполняют сложные военные задачи, но и помогают увеличивать урожаи и оценивать ущерб от ракетных ударов – как, например, украинский беспилотник SKIF.

В партнерском материале с Culver Aviation начальник отдела геоинформационных систем компании Андрей Левчук рассказывает о возможностях современных дронов.

Партнерский материал?

Предшественником нашего SKIF был самолет-разведчик, который разрабатывали в 2014 году. У него была видеокамера и тепловизор. Этого оборудования хватало для того, чтобы в любое время суток найти вражеские подразделения. Большего от этого дрона не требовали.

В 2016 году военный самолет модернизировали под гражданские задачи – так появилась модель SKIF. Видеокамеру и тепловизор заменили мощным фотоаппаратом с 61-мегапиксельным сенсором и полнокадровой 35-миллиметровой матрицей.

С новыми «глазами» самолет может снимать поверхность Земли с разрешением до 1 см на пиксель. Этого достаточно, чтобы с высоты 100 метров видеть трещины на асфальте или различать структуру растений.

Сейчас SKIF – часть геоинформационной системы Culver Aviation. Это комплекс по сбору, хранению и анализу данных о состоянии земной поверхности и объектов на ней.

Больше информации о Culver Aviation здесь.

На снимках, которые делает SKIF, информации больше, чем можно увидеть с первого взгляда. Аналитические инструменты и немного опыта позволяют из обычного четкого фото извлечь много пользы. Вот несколько кейсов.

Как украинский беспилотник SKIF помогает оценить последствия разрушений, проектировать дома и находить болезни урожая
Андрей Левчук, начальник отдела геоинформационных систем компании Culver Aviation

Измерить площадь поля и найти проблемные участки

Представьте, что у вас есть участок земли площадью в несколько тысяч гектаров и вы хотите получить его изображение. То есть огромную фотографию высочайшего качества, на которой виден любой объект с привязкой к заданной системе координат.

Это так называемый ортофотоплан. С помощью специального программного обеспечения он сшивается из фотографий, которые делает беспилотник во время полета. С ортофотопланом можно рассчитать точную площадь участка, площадь поверхности зон с перепадом высот и так далее.

Ортофотоплан – базовая услуга для аграриев. На нем мы можем определить четкие границы зон, выделенных под посевы. А во время созревания урожая видим проблемы на поле: просевы, места, где не взошли всходы, вымоклые или вытоптанные участки.

Агроном все равно должен сам ходить на поле, но предварительный анализ ортофотоплана делает проверку не хаотичной, а упорядоченной.

Как украинский беспилотник SKIF помогает оценить последствия разрушений, проектировать дома и находить болезни урожая

Вот пример. Фотография выше сделана со SKIF. На ней видны участки, где культура пострадала из-за влияния тех или иных факторов. Такое невозможно увидеть, если исследовать только края поля, а фотографии со спутника не дадут такой детализации и актуальности.

Также снимки высокого разрешения используют, чтобы проверять разные объекты – от качества грунтового покрытия до состояния дорог, трубопроводов и любых протяженных объектов.

Узнать больше о возможностях беспилотника SKIF можно здесь.

Создать объемную модель для проекта строительства

Любое сделанное «Скифом» фото можно оцифровать и получить цифровую модель местностиКак украинский беспилотник SKIF помогает оценить последствия разрушений, проектировать дома и находить болезни урожаяКак украинский беспилотник SKIF помогает оценить последствия разрушений, проектировать дома и находить болезни урожаяЦММ. Наружные поверхности объектов в такой модели состоят из облаков огромного количества точек в трехмерной системе координат.

ЦММ – самый простой и надежный способ получить информацию о рельефе местности. Ни один BIM-проектКак украинский беспилотник SKIF помогает оценить последствия разрушений, проектировать дома и находить болезни урожаяКак украинский беспилотник SKIF помогает оценить последствия разрушений, проектировать дома и находить болезни урожаяBuilding Information Modeling – моделирование строительных объектов не реализуют без высокоточной информации о местном ландшафте.

Если ортофотопланы используют фермеры и картографы, то аналитику облаков точек больше привлекают проектировщики зданий и коммуникаций.

К примеру, при проектировании жилого комплекса можно рассчитать оптимальные места установки камер наблюдения. Или увидеть, где будет скапливаться дождевая вода, и запланировать в этом месте сквер с влаголюбивыми растениями.

С помощью ЦММ можно с точностью до 90% рассчитать количество наземных объектов – материалов на стройплощадке или породы в карьере.

Как украинский беспилотник SKIF помогает оценить последствия разрушений, проектировать дома и находить болезни урожая

Узнать больше о возможностях беспилотника SKIF можно здесь.

Вовремя выявить болезни урожая

Мультиспектральную съемку, то есть съемку в определенных диапазонах электромагнитного спектра, применяют при реставрации древних манускриптов, обнаружении подделок, прогнозировании погоды.

Главное преимущество такой съемки в том, что она позволяет увидеть нюансы, недоступные человеческому зрению.

Аграриям мультиспектральная съемка помогает:

  • определить степень вегетации растений;
  • определить содержание хлорофилла в растениях;
  • сделать прогноз урожайности;
  • на ранних стадиях выявить очаг проблемы и оперативно ее решить.

Для съемки в мультиспектре также важна детализация. Болезни растений начинаются с малых очагов, которые можно рассмотреть только на четких фотографиях, вовремя сделанных и обработанных. На больших участках с такой задачей справятся только беспилотные самолеты типа SKIF в комплекте с работой ГИС-специалистов.

Оценить последствия разрушений

Новые методики анализ снимков с БпЛА привлекают искусственный интеллект и машинное обучение. Вместе с информацией о расположении объектов эти технологии уже несколько лет используют, чтобы подсчитать ущерб от землетрясений, ураганов, цунами, торнадо и пожаров.

С помощью «Скифов» можно оценить последствия затоплений и других природных катастроф вроде лесных пожаров и ураганов. В Украине к списку бед прибавились разрушения от ракетных и артиллерийских атак. Информацию о них можно использовать для подсчета материального ущерба и компенсаций от агрессора.

Чтобы создать систему, способную делать аналитику такого уровня, необходима нейронная сеть и массив данных. Причем чем больше данных – тем лучше машина научится различать повреждения и классифицировать их.

С помощью этой системы ГИС-специалисты анализируют визуальную информацию с дрона и выдают ее в виде отчета.

Как украинский беспилотник SKIF помогает оценить последствия разрушений, проектировать дома и находить болезни урожая

Свежий пример – специалисты Culver Aviation совершили облет одного из сел Черниговской области, которое пострадало в результате российской оккупации, и определили поврежденные здания.

Узнать больше о возможностях беспилотника SKIF можно здесь.

Заказать сервис или исследовать своими силами?

Ортофотоплан можно сделать и используя коптер, но последние пригодны только для мониторинга небольших территорий. За один день коптер может облететь несколько сотен гектаров в зависимости от модели и количества батарей. При такой скорости заказчик не сможет оперативно получить необходимую аналитику.

Но БпЛА самолетного типа легко справятся с объемными задачами. За один заряд батареи SKIF облетает до 1,5 тыс. га. Если предприятию нужно быстро снять десятки тысяч гектаров, можно привлечь больший флот. У Culver Aviation, например, один из самых больших в Украине парков самолетов именно для таких случаев.

То, как быстро заказчик получит аналитический отчет, зависит не только от возможностей дрона, но и от уровня вычислительных мощностей. К примеру, по средним данным полета «Скифа» на одном аккумуляторе, ортофотоплан, сделанный с разрешением 1 см на пиксель, может весить до 70 ГБ.

Чтобы работать с крупными агрохолдингами или энергетическими провайдерами, «домашних» мощностей не хватит. То же касается и навыков для подготовки аналитических отчетов. Именно поэтому наша компания несколько лет назад сменила бизнес-модель с продажи дронов на предоставление услуг Drone-as-a-Service. При такой системе заказчик не тратит средства на содержание парка самолетов, специалистов, которые собирают и анализируют информацию, и избыточных серверных мощностей.

Спектр услуг, которые предоставляют с помощью беспилотников, растет: фотографии с воздуха в сочетании с современными технологиями закрывают запросы бизнеса и помогают экономить время, человеческие силы и, наконец, деньги.

Партнерский материал?

Узнать больше о возможностях беспилотника SKIF

Это партнерский материал. Информацию для этого материала предоставил партнер.
Редакция отвечает за соответствие стилистики редакционным стандартам.
Заказать материал о вас в формате PR-статьи вы можете здесь.

Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: