Поздним вечером 13 июня Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) наконец-то опубликовало долгожданный отчет по влиянию на окружающую среду деятельности космопорта SpaceX Starbase в Бока-Чика, что в Техасе. Как и ожидалось, SpaceX прошла обязательную экологическую экспертизу, которая, как известно, изрядно затянулась, и стала на еще один шаг ближе к первому орбитальному полету Starship.
На самом деле, FAA 13 июня опубликовало два вывода — резюме экологической оценки и детальный план мероприятий, которые компания должна реализовать. Напомним, FAA приступило к рассмотрению программы в ноябре 2020 года сразу после того, как SpaceX начала строить инфраструктуру космопорта Starbase на побережье Мексиканского залива, недалеко от города Браунсвилл, штат Техас. В последние шесть месяцев регулятор пять раз откладывал вынесение решения и брал дополнительное время для анализа программы. Окончательный вердикт экспертной комиссии FAA — FONSI (Finding Of No Significant Impact).
Это означает, что специалисты FAA приняли самый благоприятный вариант для SpaceX — они признали программу такой, что не наносит существенного вреда природе и предоставили SpaceX список с необходимыми мерами для его уменьшения до минимума. Нежелательным для компании Илон Маска было заключение Environmental Impact Statement, которое означало бы больше «головной боли» и потенциально могло бы существенно затормозить развитие программы.
Всего SpaceX должна будет принять более 75 отдельных мер по смягчению воздействия на окружающую среду, говорится в пресс-релизе FAA. Они касаются защиты водных ресурсов, ограничения уровня шума и контроля биологически опасных материалов. В дальнейшем FAA будет проверять SpaceX на соответствие этим дополнительным критериям при выдаче лицензий на запуск.
Среди требований — SpaceX будет координировать работу с «квалифицированным биологом» по проверкам освещения, чтобы минимизировать влияние на морских черепах, управлять шаттлом для перемещения сотрудников между городом Браунсвилл и объектом Starbase, а также ежеквартально будет выполнять уборку местного пляжа Бока-Чика. Кроме того, SpaceX обязана внести свой вклад в местное образование и усилия по сохранению природы, включая подготовку исторического доклада о событиях американо-мексиканской войны и гражданской войны в США, которые имели место в этом районе, а также замену отсутствующих орнаментов на местном историческом маркере. Также SpaceX должна делать ежегодные пожертвования не менее $5000 организациям, защищающим оцелоты и хищные птицы, находящиеся под угрозой исчезновения, а также государственной программе любительского рыболовства.
Накануне SpaceX провела тесты, имитирующие захват и подъем «руками» 140-метровой Мехазиллы ускорителя Super Heavy. Следующий шаг — вывоз и установка SH B7 на стартовый стол для проведения огневых испытаний.
Как мы уже неоднократно рассказывали в предыдущих новостях, до сих пор именно американский регулятор FAA тормозил развитие программы создания Super Heavy и Starship
До недавнего времени SpaceX планировала первый орбитальный полет Starship (Super Heavy B7 + Starship S24) на лето 2022 года — главный вопрос сейчас в том, насколько быстро SpaceX сможет выполнить все 75 мер, требуемых от нее FAA, получить лицензию, провести все необходимые тесты и завершить подготовку инфраструктуры. По оценкам экспертов отрасли, SpaceX потребуется не менее нескольких месяцев для подготовки. И если SpaceX не успеет выполнить первый орбитальный запуск Starship к концу этого лета, то, вероятно, что он состоится до конца 2022 года. Так что держим кулаки, чтобы все пошло по плану.
Напомним, еще в мае 2021 года SpaceX направила в Федеральную комиссию по связи США (FCC) документ с описанием первого орбитального полета Starship. Согласно плану испытательного полета, ракета будет запущена со стартовой площадки Звездной базы SpaceX в Техасе. После разделения ускоритель Super Heavy приводнится в Мексиканском заливе, а Starship выйдет на орбиту (не менее 160 километров), выполнит почти полный виток вокруг планеты, совершит повторный вход в атмосферу, затормозит двигателями и приводнится в 100 километрах от острова Кауаи, входящего в состав Гавайского архипелага.
Еще в 2002 году, начиная свой путь в частной космонавтике, Илон Маск сформулировал главную миссию SpaceX – колонизацию Марса и превращение человечества в межпланетную цивилизацию. В начале июня Илон Маск поделился мини-презентацией «Работаем, чтобы жизнь стала межпланетной» о достижениях и планах SpaceX, где в очередной раз упомянул об этом. В конце 2021 года Илон Маск в одном из интервью выразил сомнение, что Starship с первого раза достигнет орбиты, но при этом подчеркнул, что «уверен» в достижении этой цели в 2022 году и рассчитывает выполнить до дюжины тестовых запусков Starship в 2022 году, чтобы завершить программу испытаний и перейти к запуску реальных полезных нагрузок в 2023 году (это предварительные сроки). Тогда SpaceX целилась в январе 2022 года с первым орбитальным запуском Starship, поэтому график съехал минимум на полгода.
SpaceX планирует использовать Starship для запуска нового поколения интернет-спутников Starlink V2.0 (если Джефф Безос не помешает). Это должно стать первым коммерческим запуском Starship, но сроков пока нет (они будут зависеть от будущего первого тестового запуска). Кроме того, SpaceX планировала в 2023 отправить на Starship к Луне (облет без высадки) туристическую делегацию во главе с японским миллиардером (миссия DearMoon). Еще одна туристическая миссия на Starship входит в программу Polaris, но пока нет ни подробностей, ни даже приблизительных сроков.