Компания NVIDIA продолжает активно обновлять линейку видеокарт серии GeForce, представляя решения на основе второго поколения архитектуры Fermi. На этот раз производитель обратил внимание на продукты среднего уровня с ценовой планкой около $200, которые являются наиболее востребованными на рынке и прибыльными. Новинка – GeForce GTX 560 – призвана в ближайшем будущем вытеснить самую привлекательную модель прошлого лета – GeForce GTX 460 с 1 ГБ памяти. Посмотрим, чем же она лучше предшественницы.
Как и выпущенная ранее NVIDIA GeForce GTX 560 Ti, новинка основана на графическом процессоре GF114, однако довольно сильно с ней разнится. Напомним, что переход с первого на второе поколение Fermi для большинства видеокарт сопровождался увеличением количества активных блоков: изменения в разводке GPU и типах использованных транзисторов позволили инженерам NVIDIA задействовать все возможности ядер, сохранив уровень тепловыделения. Так было и с GeForce GTX 580, и с GeForce GTX 560 Ti. Однако в среднем сегменте маркетологи NVIDIA решили пойти несколько иным путем и не просто заменить старые адаптеры, а сначала дополнить линейку, и лишь потом уже вывести из продажи продукты 400-й серии. Так, GeForce GTX 550 Ti пришла на смену GeForce GTX 460 768 MB (обратите внимание на понижение модельного номера на одну ступеньку), а GeForce GTX 560 Ti заняла пустовавшую ранее нишу между GeForce GTX 460 1 GB и GeForce GTX 470. Сегодняшняя новинка – GeForce GTX 560 – логически завершает проведенные преобразования и встает на место GeForce GTX 460 1 GB. От предшественницы она архитектурно ничем не отличается: число функциональных блоков и их производительность у обоих GPU, лежащих в основе этих видеокарт, одинаковы. Остановимся на характеристиках подробнее.
Графический чип GF114, на котором построены GeForce GTX 560 и GTX 560 Ti, в максимальной конфигурации содержит 384 потоковых процессора, 64 текстурных блока, 32 растеризатора и 4 контроллера памяти шириной 64 бита, составляющих 256-битовую шину. Все исполнительные устройства скомпонованы в 8 потоковых мультипроцессоров, также включающих движок Polymorph Engine, ответственный за геометрические преобразования (в частности, тесселяцию), и 64 КБ кеша. В случае GeForce GTX 560 мы имеем дело с модификацией GF114-325, в которой один из мультипроцессоров отключен. Следовательно, GPU содержит 336 потоковых процессоров, 56 текстурных блоков, 7 Polymorph Engine и 448 КБ кеша. Количество растеризаторов и ширина шины оставлены на прежнем уровне – 32 штуки и 256 бит соответственно. Стало быть, конфигурация ядра идентична таковой в GeForce GTX 460 1 GB, и основным преимуществом новинки будут ее частоты. С ними ситуация довольно занимательна. NVIDIA решила здесь ограничиться формулировкой «от 810 МГц для GPU и 4 ГГц для памяти GDDR5, TDP 150 Вт». Смысл в подобном шаге очевиден: частотный потенциал GF114 достаточно велик и позволяет производителям видеокарт устанавливать повышенные значения, чем они непременно воспользуются. Вероятнее всего, моделей с референсными частотами будет меньшинство, а на рынок поступят в той или иной степени разогнанные акселераторы.
Отдав частотные характеристики GeForce GTX 560 на откуп партнерам, аналогичным образом NVIDIA поступила и с дизайном самого графического адаптера: как такового эталонного не существует. Потому мы будем рассматривать новинку на примере Palit GeForce GTX 560 Soniс Platinum – одной из трех модификаций этого акселератора, представленных тайваньским вендором.
![]() |
Palit GeForce GTX 560 Soniс Platinum |
Адаптер выполнен в привычном для продуктов среднего класса этого производителя стиле: компактная печатная плата красного цвета, глянцевый черный пластиковый кожух системы охлаждения и ярко-оранжевый вентилятор. Два шестиконтактных разъема питания ориентированы вверх. Кулер представляет собой довольно несложную конструкцию из медного основания, соединенного с радиатором двумя тепловыми трубками, который продувается вышеупомянутым 80-миллиметровым пропеллером. Отметим, что СО вполне справляется с возложенными на нее обязанностями, однако под сильной нагрузкой ощутимо гудит, – алгоритм управления оборотами настроен на удержание температуры GPU ниже 85 °С, а GF114 при повышении частот заметно греется. Подсистема питания организована по схеме 4 + 1, напряжение, подаваемое на GPU, можно регулировать программно. Номинальные частоты Palit GeForce GTX 560 Sonic Platinum составляют 900 МГц для GPU (1800 МГц для шейдерного домена) и 4200 МГц для памяти – запас прочности еще есть.
Модель | ATI Radeon HD 6790 |
AMD Radeon HD 6850 |
AMD Radeon HD 6870 |
NVIDIA GeForce GTX 460 1 GB |
NVIDIA GeForce GTX 550 Ti | NVIDIA GeForce GTX 560 | NVIDIA GeForce GTX 560 Ti |
GPU | Barts LE | Barts Pro | Barts XT | GF104 | GF116 | GF114 | GF114 |
Кол-во транзисторов, млн шт. |
1700 | 1700 | 1700 | 1950 | 1170 | 1950 | 1950 |
Площадь ядра, мм2 | 255 | 255 | 255 | 332 | 238 | 332 | 332 |
Техпроцесс, нм | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
Конфигурация GPU (SP/TMU/ROP) | 800/40/16 | 960/48/32 | 1120/56/32 | 336/56/32 | 192/32/24 | 336/56/32 | 384/64/32 |
Тактовая частота GPU, МГц* | 840 | 775 | 900 | 675/1350 | 900/1800 | 810/1620 | 822/1645 |
Ширина шины памяти, бит | 256 | 256 | 256 | 256 | 192 | 256 | 256 |
Тип памяти, объем | GDDR5, 1 ГБ |
GDDR5, 1 ГБ |
GDDR5, 1 ГБ |
GDDR5, 1 ГБ |
GDDR5, 1 ГБ |
GDDR5, 1 ГБ |
GDDR5, 1 ГБ |
Частота памяти, МГц | 4200 | 4000 | 4200 | 3600 | 4104 | 4000 | 4008 |
Поддерживаемые API | DirectX 11, OpenGL 4.0, OpenCL 1.1 | DirectX 11, OpenGL 4.0, OpenCL 1.1, CUDA 2.0 | |||||
TDP, Вт | 150 | 127 | 127 | 160 | 116 | 116 | 116 |
Ориентировочная цена, $ | 160** | 180** | 225** | 190** | 155** | 199 | 245** |
* Для видеокарт NVIDIA частоты растрового и шейдерного доменов указаны раздельно. ** По данным Hotline.ua. |
Методика тестирования
Оценка производительности видеокарт проводилась в среде Microsoft Windows 7 SP1 64-bit с помощью как синтетических тестовых приложений (Futuremark 3DMark Vantage и 3DMark 11), так и современных игр. Поскольку речь идет о продуктах среднего класса с достаточным уровнем быстродействия, было выбрано разрешение 1920×1080. В качестве драйверов использовались свежие версии NVIDIA ForceWare R275 и Catalyst 11.5a Hotfix.
Тестирование
3DMark Vantage, Performance GPU Score, баллы |
![]() |
Crysis 2, режим Hardcore, 1920×1080, кадры/c |
![]() |
S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat, Maximum, 1920×1080, кадры/c |
![]() |
Aliens vs. Predator, DX11, 1920×1080, кадры/c |
![]() |
Синтетические тесты сразу же выявляют интересную картину: если в референсном режиме новинка работает заметно медленнее GeForce GTX 560 Ti, что абсолютно ожидаемо, то даже со штатным разгоном Palit GeForce GTX 560 Sonic Platinum она уже вплотную подбирается к позициям старшей модификации. Что касается соперничества с продуктами AMD, то тут ситуация прогнозируема и полностью соответствует установленным на видеокарты ценам: без разгона GeForce GTX 560 попадает между Radeon HD 6850 и HD 6870, с разгоном – напрямую начинает конкурировать со старшей моделью из этой пары. В сравнении с предшественницей – GeForce GTX 460 1 GB – GeForce GTX 560 обеспечивает прирост производительности около 15–18%.
Игровые тесты никаких откровений не принесли. Отметим заметное преимущество адаптеров NVIDIA в Crysis 2, что, вероятнее всего, объясняется особенностями движка CryEngine 2. Однако в Aliens vs. Predator ситуация обратная: хорошая оптимизация движка этого проекта под AMD Radeon отдает лавры первенства Radeon HD 6870, а не моделям «зеленых». В целом же паритет примерно сохраняется: без разгона GeForce GTX 560 уступает старшей модификации примерно на 15% и опережает GeForce GTX 460 1 GB с аналогичным отрывом. Разгон приносит значительный прирост производительности и уравнивает силы новинки с «титановой» версией, а также делает ее прямым конкурентом AMD Radeon HD 6870.
Выводы
Новая видеокарта NVIDIA, призванная заполнить нишу непосредственно у психологического ценового порога $200, отлично вписывается в продуктовую линейку компании и не вызывает вопросов к позиционированию относительно продуктов AMD, что случается довольно часто. Ее быстродействия вполне достаточно для большинства современных игр с максимальными настройками в разрешении Full HD. Отдельно порадовал разгонный потенциал, который позволяет GeForce GTX 560 во многих случаях опережать более дорогую модель GeForce GTX 560 Ti. Что касается соотношения сил с AMD Radeon, то о какой-либо значительной победе либо проигрыше NVIDIA здесь говорить не приходится: производительность новинки четко соответствует и ее цене, и стоимости семейства Radeon HD 6800.
К сожалению, без уточнений обойтись не удастся: говоря о том, что GeForce GTX 560 в разгоне легко опережает GeForce GTX 560 Ti и Radeon HD 6870, мы подразумеваем лишь референсные версии этих адаптеров, а ведь их частоты тоже можно серьезно повысить, и тогда между ними вновь проявятся разрывы в 15–20%. К тому же идеальным вариантом для NVIDIA стало бы соответствие розничных цен на новинку рекомендованным $200, однако большинство моделей наверняка будут дороже (например, видеокарта Palit, протестированная нами, предлагается за $230). В таком случае она сравнивается по данному показателю с некоторыми GeForce GTX 560 Ti, а ведь те за счет полнофункционального GPU при аналогичном разгоне окажутся заметно быстрее. Следовательно, все вновь упирается в розничную стоимость продуктов: о ценовой войне между NVIDIA и AMD в данном случае говорить не приходится, скорее «зеленые» вступают в борьбу с самими собой. Вполне вероятно, что надбавка за повышенные частоты и измененный кулер сделают приобретение многих моделей невыгодным.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: