Обзоры
«Игровые Оскары 2002». 5-я ежегодная церемония

«Игровые Оскары 2002». 5-я ежегодная церемония


Итак, начнем. Как обычно, сперва представим традиционные "оскаровские" номинации.

Лучшая отечественная игра

Выбор редакции

"Завоевание Америки" (GSC Game World/"Руссобит-М")

Выбор читателей

"Завоевание Америки" (GSC Game World/"Руссобит-М")

Хроника завоевания. Новейшая история.

"Игровые Оскары 2002". 5-я ежегодная церемония
"Игровые Оскары 2002". 5-я ежегодная церемония
"Игровые Оскары 2002". 5-я ежегодная церемония
"Игровые Оскары 2002". 5-я ежегодная церемония
"Игровые Оскары 2002". 5-я ежегодная церемония
"Игровые Оскары 2002". 5-я ежегодная церемония
"Игровые Оскары 2002". 5-я ежегодная церемония
"Игровые Оскары 2002". 5-я ежегодная церемония
"Игровые Оскары 2002". 5-я ежегодная церемония
"Игровые Оскары 2002". 5-я ежегодная церемония
 
 
 
 
"Игровые Оскары 2002". 5-я ежегодная церемония
"Игровые Оскары 2002". 5-я ежегодная церемония
"Игровые Оскары 2002". 5-я ежегодная церемония
"Игровые Оскары 2002". 5-я ежегодная церемония
"Игровые Оскары 2002". 5-я ежегодная церемония
"Игровые Оскары 2002". 5-я ежегодная церемония

Год 1998. Первый номер "Домашнего ПК" выходит в свет. Мы знакомимся с молодым человеком, инициалы которого стоят в названии компании, известной сегодня всему миру, — GSC. Еще нет "Казаков", только WarCraft 2000 и громадье планов.

Год 2000. Тираж "Домашнего ПК" достигает 17 тыс. экземпляров. GSC издает свою первую игру — "Казаков". Итог — "Игровой Оскар 2000: Лучшая отечественная игра" по мнению редакции, "Игровой Оскар 2000: Лучшая стратегия" по версии читателей. Признание всем миром Украины как страны, в которой разрабатываются отличные игры.

Год 2002. Тираж "Домашнего ПК" берет рубеж в 25 тыс. экземпляров. GSC издает шестую игру собственной разработки — "Завоевание Америки" и завоевывает "Игровой Оскар: Лучшая отечественная игра" и по мнению редакции, и по версии читателей. Чистая победа! Новые проекты GSC уже ожидаются как откровение свыше. Джон Кармак теряет сон, глядя на S.T.A.L.K.E.R. Интервью с сотрудниками GSC публикуются на всех ведущих Web-сайтах, игровые журналы посвящают им первые полосы, геймеры всего мира покорены украинскими играми.

Год 2003…

Лучшие спецэффекты

Выбор редакции

Unreal Tournament 2003 (Digital Extremes/Infogrames)

Выбор читателей

Unreal Tournament 2003 (Digital Extremes/Infogrames)

Традиционно приз "Лучшие спецэффекты" получает, возможно, не самая красивая, но, безусловно, самая технологически совершенная игра, скорее, даже не игра, а ее движок. 1999 — Quake III Arena, 2000 — Sacrifice, 2001 — Max Payne, 2002 — Unreal Tournament 2003.

Даже безумно прекрасный, почти настоящий мир Morrowind не смог тягаться с неземными красотами UT 2003. Игры, выжимающей из вашего компьютера все, на что он способен, и требующей добавки, игры, в которой наконец-то работают законы физики и на стенах при желании можно рассмотреть мельчайшие трещинки. Игры яркой, потрясающей воображение, нереальной.

Что ж, как говаривали в свое время в отношении Quake III Arena: "Хороший движок написал Кармак, осталось подождать, пока кто-то сделает на основе этого движка игру…". Те же слова можно адресовать и Unreal Tournament 2003 — подождем, пока на базе этого чуда технологической мысли "построят" Unreal 2, Deus Ex 2 и Thief III…

Лучшая операторская работа (интро и заставки)

Выбор редакции

Mafia: City of Lost Heaven (Illusion Softworks/Take 2)

Выбор читателей

WarCraft III: The Reign of Chaos (Blizzard)

Сколько ни говорило все прогрессивное человечество о необходимости подачи сюжета в ходе игры, а не в видеовставках, время от времени "перебивающих" игровой процесс, — воз и ныне там. Оказалось, что по удобству использования и, скажем так, степени воздействия на геймера лучшим инструментом для раскрытия сюжета по-прежнему остаются видеоролики и заставки на игровом "движке".

Зато их качество растет от года к году, и при нынешнем победителе по версии редакции, игре Mafia: City of Lost Heaven, даже как-то неловко упоминать "интро и заставки". Хочется обсуждать именно операторскую работу, задумку режиссера и прочие кинематографические нюансы, поскольку эти "вставки" сделали бы честь любому гангстерскому фильму.

Ну а игры Blizzard традиционно славятся своими заставками, не стала исключением и WarCraft III: The Reign of Chaos, выбранная читателями в этой номинации. Грандиозно — вот, пожалуй, слово, которым можно охарактеризовать видео в данной игре. Впрочем, в вопросе видео впереди планеты всей по-прежнему остаются консольные игры, к нашему с вами сожалению, но не будем о грустном в столь знаменательный день.

Лучшее музыкальное сопровождение

Выбор редакции

Divine Divinity (Larian Studio/CDV)

Выбор читателей

Hitman 2: Silent Assassin (IO Interactive/Eidos)

Пожалуй, самая трудная номинация для определения победителя в наших "Оскарах". И это замечательно! Прошедший год показал, что музыка в компьютерных играх уже далеко не падчерица на побегушках у геймплея и графики, а самодостаточная часть игрового процесса. Именно музыка добавляет очарования многим проектам, и, слава богу, таких игр в 2002 г. было более чем достаточно. Так что спор о фаворите этого года — скорее, дискуссия о музыкальных предпочтениях: heavy metal или классика, бит или рок-н-ролл, поп или лирика. Выбирайте, все претенденты по-своему хороши.

Читателям пришелся по вкусу Румынский симфонический оркестр в Hitman 2, мы же, поколебавшись между мастерскими стилизациями под музыку 60-х и 70-х в Freedom Force и NOLF 2 и чудесными фантастическими мелодиями группы Lucius в Zanzarah, отдали предпочтение великолепному совмещению рок-гитар и барабанов с симфонической музыкой от Кирилла Покровского, экс-клавишника "Арии", в Divine Divinity. Для тех, кто по какой-то причине пропустил эту игру, с любезного разрешения авторов мы выкладываем ее саундтреки на ДПК-CD.

Кстати, это второй "Оскар" "Арии" и/или ее музыкантов. В прошлом году группа получила приз за звуковую дорожку к "Дальнобойщикам 2".

Лучшее звуковое оформление

Выбор редакции

Hitman 2: Silent Assassin (IO Interactive/Eidos)

Выбор читателей

Hitman 2: Silent Assassin (IO Interactive/Eidos)

[censored]!!! Давно мы не слышали живого великорусского "языка" в компьютерной игре. Приятно… Это ж [censored] как [censored] реалистично озвучены персонажи. Просто [censored]!

Хотя и милая Катя из NOLF 2, и пилоты из "Шторма", и доблестные джедаи из Jedi Knight II, да и супергерои Freedom Force озвучены не хуже победителя, Hitman 2 просто покорил нас своим русским. Это [censored] надо хотя бы один раз услышать. Да что там говорить, игра даже начинается смачным [censored]. Впрочем, все персонажи, то бишь "мишени", в Hitman 2 озвучены носителями языка, а это что-то да значит. Ну и фоновые звуки не подкачали. Добротно сделано, на совесть. Остальным есть чему поучиться. Хотя до легендарного Thief II и не дотягивает, слабоват "лысый", увы.

Лучшая роль второго плана

Выбор редакции

Helena Romansky (Syberia)

Выбор читателей

Aribeth de Tylmarande (Neverwinter Nights)

Персонаж совершенно нетипичный для компьютерной игры, может быть, поэтому симпатии редакционных экспертов и оказались на ее стороне. Пожилая женщина трудной судьбы, знавшая на своем веку и взлеты, и падения, и ошеломляющий успех у публики (певица все-таки), и толпу поклонников, и предательство, казалось бы, самых близких и любимых людей. Безрадостная старость в компании механического слуги в некогда фешенебельном санатории, чудом сохранившемся на берегу давно умершего Аральского моря.

Но, несмотря на все это, старушка молода душой, готова к решительным действиям даже в условиях смертельной опасности. Слышали бы вы, как она поет! Ролик с "Очами черными" в исполнении Елены легко вытеснил бы все модные клипы из программ наших музыкальных телеканалов.

А вот читатели предпочитают девушек погорячее. Арибет де Тилмаранде, еще одна женщина непростой судьбы, похоронившая возлюбленного, потерявшая веру в закон и справедливость, леди-паладин — прекрасна и опасна. Жаль, что она всего лишь второстепенный персонаж Neverwinter Nights, девушке была бы по плечу и главная роль.

Лучшая женская роль

Выбор редакции

Kate Walker (Syberia)

Выбор читателей

Kate Archer (No One Lives Forever 2: A Spy in H.A.R.M.’s Way)

Хотя "девушки бывают разные", все претендентки на "Лучшую женскую роль" в чем-то неуловимо похожи друг на друга. И роковая красотка Кейт Арчер, убивающая с милой улыбкой на прелестных губах (ах, какую бы идеальную пару они составили с Джеймсом Бондом!). И женственная, необычайно естественная Кейт Уокер, распутывающая тайны сибирских мамонтов. И загадочная Мария, такая одинокая в кошмарном тихом городке Silent Hill. И милая девочка Эми, тренирующая боевых фей в чудесной стране Zanzarah и почти позабывшая серый Лондон. И насмешница Скае, родившаяся в Киеве. Что-то романтичное есть во всех пяти женщинах, и как в известной сказке, трудно выбрать всего одну.

Читателям приглянулась Кейт Арчер, комсомолка, спортсменка, шпионка. Мы же выбрали ее более женственную тезку Кейт Уокер. Арчер больше нравилась нам в молодости, когда мы знали ее совсем другой. А вообще, все девушки-претендентки хороши, будь наша воля, каждой бы досталось по призу.

Слава Богу, в этом году нас не посетила вульгарная гробокопательница Лара Крофт, а то, как пить дать, все призы ушли бы к ней.

Лучшая мужская роль

Выбор редакции

Codename 47 (Hitman 2: Silent Assassin)

Выбор читателей

Codename 47 (Hitman 2: Silent Assassin)

Он немногословен, никогда не улыбается, не совершает лишних движений и предпочитает оставаться в тени. Он вооружен до зубов, но не любит применять оружие. Он жесток, но жесток по необходимости. Он — наемный убийца. Зовите его просто — "сорок седьмой".

Он скромнее взрывного Серьезного Сэма Стоуна и осторожнее бесшабашного Дюка Нюкема. Он не работает на мафию, как бывший таксист Томас Анжело, и не обладает сверхспособностями Человека-паука Питера Паркера. Он — антигерой, но… чертовски симпатичный антигерой.

Кто-то скажет, что второй выход на сцену "сорок седьмого" был не так эффектен, как первый. Возможно. Но он и не стремится к внешней эффектности. Он просто делает работу, которую надо сделать, и не факт, что ему самому это нравится. Но… Он лучший.

И не называйте его "лысым", убийца достоин уважения.

Лучший сценарий (сюжет)

Выбор редакции

Silent Hill 2 (Konami)

Выбор читателей

Mafia: City of Lost Heaven (Illusion Softworks/Take 2)

Сценарий в компьютерных играх был и, к сожалению, остается этаким "бедным родственником" — в процессе создания игры разработчики традиционно уделяют ему меньше всего внимания. И хотя времена, когда сюжет писался на коленке в последнюю ночь и помещался в файл readme.txt, давно прошли, все же качество проработки сюжетной линии как было, так и осталось на уровне посредственных боевичков категории "С" (отдельным экземплярам удается подняться до уровня "А", но даже они по сути своей все равно остаются обычными боевиками).

В то же время в консольном мире сюжету уделяется самое пристальное внимание, а фраза "бессюжетная консольная игра" является почти лингвистическим нонсенсом. И очень приятно, что на PC наконец пришла консольная игра с сюжетом, равных которому даже на приставках очень и очень немного. Silent Hill 2 — пожалуй, первая действительно взрослая игра для PC. "Взрослая" не в смысле постельных сцен или нецензурной лексики — взрослая потому, что "приключения духа" (воспользуемся определением, данным в свое время писателями-фантастами А. и Б. Стругацкими) в ней оказываются первичнее и интереснее, нежели "приключения тела".

Что же до Mafia, выбранной в данной номинации читателями, то это как раз тот случай, когда сюжет в игре достоин боевика категории "А", гангстерского боевика, которые так любят по ту сторону океана.

Теперь перейдем к следующей группе наград — жанровым.

Жанр mix

Выбор редакции

Freedom Force (Irrational Games Australia/Electronic Arts)

Выбор читателей

Project Nomads (CDV)

Слово "микс" означает смесь. В нашем случае смешение игровых жанров. В последнее время многие разработчики экспериментируют на стыке жанров, да и сами границы между категориями игр, такие четкие еще пять лет назад, стали совсем размытыми.

Чаще всего дополнительными ингредиентами, "вмешиваемыми" в игровые проекты, являются стратегические и ролевые элементы. Не стал исключением и прошедший год.

RPG/стратегия, action/стратегия, RPG/adventure, RPG/стратегия, космосим с элементами адвентюры. Три игры имеют стратегическую составляющую, три — ролевую.

Редакция после долгих колебаний выбрала в качестве лучшей игры в этом синтетическом жанре великолепную, выполненную в стилистике комиксов стратегию с ролевыми элементами Freedom Force. Читатели же остановились на безумном action с толикой стратегии Project Nomads. Подумать только, еще пару лет этот гибридный поджанр был изгоем мира компьютерных игр! Но времена меняются: и если два года назад все проекты со смешением жанров получали почетный ярлык "Лучших игр, в которые никто не играл", то сегодня они расходятся миллионными тиражами. Вспомним хотя бы WarCraft III, который тоже несет в себе элементы RPG.

Strategy/Wargame/Managenent

Выбор редакции

Disciples II: The Dark Prophecy (Strategy First)

Выбор читателей

Disciples II: The Dark Prophecy (Strategy First)

"В старые добрые времена, когда мир был молод, а магия компьютеров еще слаба, все стратегии были пошаговые. И была в них искра Божья, и была игрокам благодать. Но когда компьютеры подросли и осознали свою силу, нашлись люди, поддавшиеся их темному колдовству, и придумали они стратегии реального времени. И наступил Хаос… Многих игроков прельстил обманный блеск этих суетных бастардов нашего мира, и многие покинули ряды верных, выбрав легкую дорогу. И только избранные, те, что называют себя "Учениками", остались на стороне Порядка. Когда все твердыни настоящих стратегий пали, они одни встали на страже, и сила их нерушима, и вера их сильна.

А когда пришло время решительной битвы, когда пали в неравном бою с армией клонов доблестные Первые "Ученики", им на смену пришли Вторые. Они приняли знамя из ослабевших рук и подняли его на самую высокую башню последней цитадели стратегий. И крепко встали на стенах… Долго продолжалась битва, но правда была на стороне правых, и победили достойные…"

Самое смешное, что продолжение игры, послужившей толчком для создания Disciples, — Heroes of Might and Magic IV, даже не номинировалось в данной категории. Зато получило "почетное" звание "Разочарование года".

Real-time strategy

Выбор редакции

WarCraft III: The Reign of Chaos (Blizzard)

Выбор читателей

WarCraft III: The Reign of Chaos (Blizzard)

По-о-осторонись! Его королевское ве-е-еличество! Владыка разума и повелитель игроков! Единственный и неповторимый WarCraft Третий! Собственной персоной!

В год, в котором выходят WarCraft, StarCraft или Diablo, другие игры не имеют никаких шансов. Нет Бога, кроме WarCraft, и Blizzard — пророк его. Десятки миллионов проданных по всему миру копий — даже приставкам такое не снилось. Супер-пупер-мега-блокбастер! Теперь в полном 3D! В наиполнейшем!

Поверьте, если в этом году выйдет StarCraft III — приз "Лучшая RTS" достанется ему. Если выйдет Diablo III, он заберет награду "Лучшая RPG" — иначе и быть не может. Никакие "Завоевания", "Века", "Легионы" и "Короли" не котируются. Есть только один королевский легион века завоевания — WarCraft. Склоните голову перед Богом компьютерных игр. Теперь мы знаем его имя.


Simulation

Выбор редакции

Tony Hawk’s Pro Skater 3 (Activision)

Выбор читателей

FIFA 2003 (EA)

Ээээ-х! Вдохнем поглубже, насытим кровь кислородом (как же без него, все-таки на коробке стоит ярлычок O2) и впе-рееееед! Эти смешные любители action и виртуальные пилоты думают, что лучшие рефлексы у них. Наивные.

Да простой экстремал не слишком высокой квалификации зачистит любой nightmare-уровень от монстров в момент! Пускай эти "кибератлеты" попробуют хотя бы повторить наши головокружительные трюки! Не получится. Да что с них возьмешь! Бегают со своими автоматами по темным коридорам и всерьез считают, что они и есть элита киберспорта.

То ли дело Xtreeem! Музыку в уши, ноги на доску и… быстрее, выше, дальше! А главное, адреналин в крови так и норовит вскипеть! Кто там вспомнил о старомодных футболе и баскетболе? Нынешнее поколение выбирает Pepsi, скейтборд и молится на Тони Хоука.

Впрочем, футбол у нас в стране всегда был в чести. Потому-то читатели и проголосовали почти единогласно за FIFA 2003. Что ж, пока "Динамо" продолжает расстраивать нас своей игрой, мы играем в виртуальный футбол.

Adventure

Выбор редакции

Syberia (Microids)

Выбор читателей

Syberia (Microids)

Нет, не все еще потеряно в этом сумасшедшем, взрывающемся, полыхающем, стреляющем мире. Осталось место и для легкой грусти, и для стремления к красоте, и для детской мечты о несбыточном, и для поисков прекрасного и недостижимого, и для бегства от прагматичной и безжалостной реальности туда, где до сих пор мирно пасутся мамонты.

Хотя вся история началась с похорон, невероятные приключения Кейт Уокер в мире потрясающих механизмов и странных людей доказывают неоспоримый факт, что в забытой Богом и разработчиками нише адвентюр еще теплится жизнь и временами рождаются настоящие шедевры.

Да что там говорить, у "Сибири" в минувшем году фактически не было настоящих конкурентов. Спору нет, Silent Hill 2 тоже далеко не ординарная штука, но не будем забывать, что эта леденящая кровь история пришла на наши с вами персоналки с сопредельной консольной территории, когда уже весь приставочный народ исходил ее вдоль и поперек.

Role Playing Game

Выбор редакции

Divine Divinity (Larian Studio/CDV)

Выбор читателей

Neverwinter Nights (BioWare/Infogrames)

Примирить непримиримое, объять необъятное, выполнить невыполнимое. Задача только для настоящих героев. Не каждый сможет стать демиургом, даже сильнейшие иногда сдаются, но Lar не из таких. Он смог. Через пять трудных лет, через неверие поклонников и смех завистников, через забвение и безденежье. Смог.

Встать вровень с легендами, позариться на славу Рея Музыки, Лорда Бритиша и Криса Тейлора, и таки отобрать ее. И пусть кто-то скажет, что "слишком плоско" или "слишком банально", пусть. Ерунда, главное — реалистичный мир, в котором приятно жить, за который хочется драться, который тянет обойти весь без остатка. Хотя пример все той же Morrowind показал, что "целого мира мало", если он — мертвый и безжизненный. Основное — люди, населяющие этот мир, и интересные истории, случающиеся в нем. Вот тогда мы все поверим в происходящее и с удовольствием проведем в нем недельку-другую, на правах туриста. А когда все закончится, будем еще долго с сожалением вспоминать былые приключения и ждать новых — надеемся, они впереди. Одним словом, редакция ДПК голосует за Divine Divinity.

Впрочем, и выбор читателей, которым пришлись по душе почти бесконечные (благодаря модульной системе игр) приключения в Neverwinter Nights, тоже неплох. Очень и очень неплох, но… мы устали от AD&D.


Action

Выбор редакции

Grand Theft Auto III (Rockstar North/Take 2)

Выбор читателей

Grand Theft Auto III (Rockstar North/Take 2)

Во все времена шутеры от первого лица были, пожалуй, самым ограниченным жанром — ограниченным в смысле отсутствия у игрока свободы выбора дальнейших действий. Мы годами проходили по одним и тем же коридорам, обклеенным разными обоями, и радовались как дети, когда иногда выбирались на свежий воздух. Свобода являлась прерогативой исключительно ролевых игр — и новый action, по "вседозволенности" мало в чем уступающий RPG, был просто обречен на успех. Остальные шутеры "старой закалки", появившиеся в этом году, хотя и оказались весьма и весьма достойными представителями жанра, все же не смогли тягаться с GTA3 — традиционный "коридорный" геймплей и отсутствие свободы уже не котируются.

И напоследок новые, впервые введенные номинации.

Лучший add-on или mission pack

Выбор редакции

Operation Flashpoint: Resistance (Bohemia Interactive/Codemasters)

Выбор читателей

"Казаки: Снова Война" (GSC Game World/"Руссобит-М")

Сделать дополнение или набор миссий к игре несложно. Нарисовать десяток новых юнитов да карт — и дело с концом. Так или примерно так поступают многие разработчики, и в этом нет ничего зазорного. Геймеры хотят продолжения полюбившейся им игры и получают его.

При всем нашем уважении к "Казакам: Снова Война", выбранной в этой номинации читателями, почти так и сделано данное дополнение. С одним небольшим уточнением: в названной версии значительные изменения произошли в сетевом режиме игры, и это меняет дело.

Некоторые разработчики идут по более сложному пути. Они создают на базе своих проектов почти новые игры, с собственным сюжетом, несколько отличным от оригинального геймплеем и множеством новшеств. При этом не стараются ввести покупателя в заблуждение, называя add-on сиквелом или самостоятельной игрой. Так поступили ребята из Bohemia Interactive, создав в дополнение Operation Flashpoint: Resistance целый новый остров, на котором и разворачивается самостоятельный сюжет этой игры, как бы предыстория оригинальной Operation Flashpoint. Как вы уже поняли, редакция выбирает именно "Сопротивление".

Лучший сиквел

Выбор редакции

WarCraft III: The Reign of Chaos (Blizzard)

Выбор читателей

Grand Theft Auto III (Rockstar North/Take 2)

Двойки, тройки, четверки, а порой и двухзначные цифры в названиях игр никого не удивляют. Кажется, так и должно быть…

Сделать что-то оригинальное необычайно трудно, легче использовать уже проверенные приемы, чтобы выколотить из игроков новые денежки. Конечно, сиквелами грешат не только компьютерные игры, встречаются продолжения и у приставочных хитов. Но там, к счастью, появляется много и действительно оригинальных, ни на что не похожих проектов.

Что же до PC-игр, то 2002-й можно было бы смело назвать "Годом сиквела". На самом деле мы и ввели данную номинацию тогда, когда увидели количество цифр в названиях игр. Никто не спорит, все номинанты несказанно хороши, но… они, извините, той самой второй свежести, как и ставшая притчей во языцех осетрина.

А звание самого-самого сиквела разделили WarCraft III: The Reign of Chaos (оригинал вышел в 1994 г.) по версии редакции и представитель более молодой серии Grand Theft Auto III (оригинал появился в 1997 г.) по мнению читателей. Обе игры достойно продолжили дело родителей.

Лучшая многопользовательская игра (не MMOG)

Выбор редакции

WarCraft III: The Reign of Chaos (Blizzard)

Выбор читателей

Unreal Tournament 2003 (Digital Extremes/Infogrames)

ДПК-графия победителей "Игровых Оскаров 2002"
(в порядке упоминания) "Завоевание Америки"
(# 12, 2002)

Unreal Tournament 2003
(# 11, 2002)

Mafia: City of Lost Heaven
(# 11, 2002)

WarCraft III: The Reign of Chaos
(# 8—9, 2002)

Divine Divinity
(# 11, 2002)

Hitman 2: Silent Assassin
(# 12, 2002)

Syberia
(# 8—9, 2002)

Neverwinter Nights
(# 8—9, 2002)

No One Lives Forever 2: A Spy in H.A.R.M.’s Way
(# 11, 2002)

Silent Hill 2
(# 6, 2002)

Freedom Force
(# 5, 2002)

Project Nomads
(# 12, 2002)

Disciples II: The Dark Prophecy
(# 4, 2002)

Tony Hawk’s Pro Skater 3
(# 5, 2002)

FIFA 2003
(# 12, 2002)

Grand Theft Auto III
(# 7, 2002)

Operation Flashpoint: Resistance
(# 10, 2002)

The Elder Scrolls III: Morrowind
(# 7, 2002)

Heroes of Might and Magic IV
(# 5, 2002)

"Во-первых, куда дели заложников? Верните! Во-вторых, где здесь продается "Слонобой"? Что значит "нигде"? Как это? Ладно, проехали. Тогда дайте вид от первого лица, покромсаю во-о-н того эльфа топором. Что значит — "нет такого вида"? Ну хоть рулится это все мышкой? Ага. А mlook работает? Ага. А уровень детализации снизить можно? Как зачем, а fps? Что значит — "не главное", а что здесь главное? Думать? А мы, значит, в "контре" не думаем? А в глаз за такие слова? То-то…

То-то я смотрю, все какое-то не такое. Орки какие-то, эльфы, тьфу! Хочу за терроров! Зеленые? Почему зеленые? Потому что орки? Странные у вас какие-то терроры. А контры? Люди?! Хоть это слава Богу. А вместо "Слонобоя", значит, маги? Ну-ну. Странный какой-то Counter-Strike, недоделанный. Ладно. Какой еще раш? Тактика такая? Угу…

А если кемпер? С воздуха? Да что вы говорите? Интересно… А если в коридоре засели? Просеку прорубить? Надо же. А если гранатой? Катапультой? Во дают… А если? Понял-понял, сейчас попробую. Ну орки родные, не подведите! За родину, за Counter-Strike! Ур-ра!"

В каждой шутке есть доля шутки. На самом деле многие прожженные игроки в Counter-Strike осваивают сейчас непростую профессию стратега. Так что звание "Лучшей многопользовательской игры (не MMOG)" по мнению редакции достается WarCraft III заслуженно. Читатели посчитали, что лучшей в этой номинации является UT 2003. Что ж, оба выбора еще раз подтверждают поговорку: все новое — это хорошо забытое старое.


Лучший игровой мир

Выбор редакции

The Elder Scrolls III: Morrowind (Bethesda Softworks)

Выбор читателей

Grand Theft Auto III (RockStar North/Take 2)

Игры перестают быть набором уровней и наконец начинают выглядеть как цельные миры — когда совершенно фантастические, когда фантастически реальные. В одних мирах можно делать все, что угодно, в других — практически все под запретом. Иногда в них бывает не протолкнуться, временами — нет ни единого человека. Игровые миры могут быть самыми разными, но есть некоторые черты, общие для всех действительно удачных игр: целостность и достоверность, заставляющая геймера поверить в реальность существования мира — пусть хотя бы на время игры.

Именно такой была Grand Theft Auto III: нередки случаи, когда игроки просто забрасывали прохождение по сюжетной линии ради обычной жизни в обычном американском городе. Угнать машину, избить ни в чем не повинного прохожего, снять проститутку, подработать таксистом или водителем "скорой помощи" — в GTA3 возможно все и еще чуть-чуть.

Совершенно другим предстает мир Morrowind. Можно сказать, что он является полной противоположностью мира GTA3: длительные пешие прогулки по ландшафтам невиданной красоты против поездки на шикарных тачках на расстояния, превышающие два квартала, подчеркнутая фантастичность Вварденфелльских пейзажей против нарочитой жизненности Либерти-сити, полное отсутствие людей против нескончаемого человеческого потока…

Разочарование года

Выбор редакции

Heroes of Might and Magic IV (3DO)

Выбор читателей

Heroes of Might and Magic IV (3DO)

Игры, попавшие в эту "почетную номинацию", вполне могли бы украсить списки и других категорий "Игровых Оскаров 2002"… если бы разработчики приложили к процессу их создания чуть больше стараний, чуть больше души. Но увы. Некогда звездные игры, фавориты прошлых лет, в своих новых инкарнациях оказались на редкость неудобоваримыми продуктами. Где те времена, когда мы хвалили великолепную Icewind Dale, ураганную Need for Speed, гиперреалистичных Soldier of Fortune — так проходит слава мирская…

Но наибольший регресс, по нашему мнению, подтвержденному голосованием читателей, продемонстрировали обе игры из некогда благословенного мира "Меча и Магии". А худшей из худших в 2002 г. практически единогласно названа новая часть легендарной серии, прародительницы целого поджанра пошаговых стратегий с ролевыми элементами — Heroes of Might and Magic IV. Покойся с миром.

А в это время основанная на идеях оригинального HM&M великолепная Disciples II получает звание "Лучшей стратегии 2002". Такие дела.

P. S. Вообще-то, начальный список претендентов на звание худшей игры был значительно длиннее (более 20 позиций), но мы решили пожалеть читателей, сократив его до пяти пунктов.

Ну вот и закончилась наша церемония. Достойные отмечены наградами, недостойные выброшены на свалку истории. Голосование по ECTS Award 2003 пройдет, как и в прошлом году, в конце лета 2003. Начинаем играть в новые игры — этот год обещает быть не хуже прошедшего.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: