Обзоры Обзоры 20.10.2004 в 21:00 comment

Альтернативные аудиокодеки

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

ITC.UA

автор


Как это ни странно, формат MP3 устарел, и уже давно пора заменить его чем-то более качественным и функциональным. К моменту создания кодека MPEG Layer 3 в компьютерном мире только появились первые Pentium, а в плане звука все было настолько запущено, что формат MP3 с битрейтом 128 Kbps тут же был награжден титулом "CD-качество". Подобное заблуждение становится вполне понятным, если вспомнить акустические возможности компьютерных колонок тех времен. Позже стали доступны более совершенные звуковые платы и аудиосистемы для ПК. Параллельно с этим процессом у пользователей стали открываться глаза на действительное положение дел с MP3. Довольно слабый коэффициент сжатия, наличие ошибок и артефактов при кодировании с низким битрейтом, неумение работать с многоканальным звуком — вот аргументы альтернативных кодеков, наступающих на пятки дедушке MP3 все сильнее и сильнее…



Windows Media Audio 9 (*.wma)

Альтернативные аудиокодекиПоследняя версия кодека от Microsoft немного реабилитировала себя перед пользователями, которые отвернулись от формата после восьмой версии. Кодек WMA8 позиционировался как замена MP3 — его создатели говорили, что он позволяет кодировать музыку гораздо качественнее, чем MP3 при том же битрейте. На деле все оказалось чуть ли не наоборот — использование MP3-кодека LAME давало более качественный результат. Сам кодек WMA9 практически неотличим от старой версии (за исключением добавления VBR), но в комплект теперь включены еще два кодека: WMA9 Pro, который, собственно, и пытается вернуть расположение меломанов, и lossless-кодек для тех, кто хочет получать копии без потери качества. Среди основных преимуществ WMA перед конкурентами — его широкая распространенность и возможность воспроизведения на любой Windows-системе без проблем. В числе минусов — закрытость формата, не позволяющая его модифицировать, и довольно крупный размер дистрибутивов Mеdia Encoder (9 MB) и Media Player (9 MB) — с их помощью и кодируются файлы *.wma. Добавьте сюда еще и защиту DRM, которая в один прекрасный день может не дать прослушать вам любимую композицию.

FLAC (*.flac)

Альтернативные аудиокодекиБесплатный lossless-кодек FLAC (Free Lossless Audio Codec) постоянно обновляется и является одним из наиболее популярных форматов для сжатия звука без потери качества. В комплект инсталлятора, кроме библиотек кодера и декодера, входят графическая оболочка, позволяющая отказаться от использования командной строки при кодировании, и плагины для проигрывателей Win-amp 2/5 (с поддержкой ReplayGain и Gapless Output) и Foobar2000. Поскольку проект мультиплатформенный, то пользователи Mac OS X, Linux, Unix и FreeBSD почувствуют к нему особую симпатию. Еще одна его интересная отличительная особенность состоит в том, что он позволяет делать архивную копию всего Audio CD, которая записывается в один файл и в случае повреждения основного диска может быть легко перенесена на болванку. FLAC использует восемь степеней сжатия, от которых зависят скорость кодирования и размер конечного файла. Судя по тестам, FLAC компрессирует хуже других lossless-кодеков, но быстрее. К сожалению, аппаратной поддержки среди плееров формат не имеет, поэтому его можно рекомендовать только для прослушивания на ПК.

AAC (*.aac, *.mp4, *.m4a)

Курс English For IT: Communication від Enlgish4IT.
Почни легко працювати та спілкуватися з мультикультурними командами та міжнародними клієнтами. Отримайте знижку 10% за промокодом ITCENG.
Інформація про курс

Альтернативные аудиокодекиЗнакомьтесь — перед вами один из фаворитов гонки lossy-кодеков, стремящихся спихнуть с трона MP3. Основное преимущество AAC — поддержка многоканального звука, благодаря которой он и получил "постоянную работу" при производстве DVD-видео. На данный момент существует уже довольно много AAC-кодеков, среди которых наиболее известным является AAC LC, применяемый в технологии Apple QuickTime. Также распространен Nero AAC, используемый в пакете Nero Burning Rom. Число аппаратных плееров, поддерживающих AAC, все растет, наиболее популярный сейчас — Apple iPod, работающий с файлами формата *.m4a, которые создаются с помощью iTunes или загружаются из Интернет-магазина Apple. В определенном смысле формат AAC можно назвать очень жизнеспособным, поскольку он уже применяется в промышленности, и так просто "зачахнуть" ему явно не дадут. Отсюда и обоснованное доверие рядовых пользователей, которые вполне могут на него положиться, выбирая замену старичку MP3.

OGG Vorbis (*.ogg)

Альтернативные аудиокодекиКодек Vorbis давно знаком геймерам и разработчикам игр, поскольку приглянулся уже многим. Саундтреки к играм, закодированные именно в этот формат, уже не редкость. Секрет такой любви таится в абсолютной бесплатности как кодировщика и декодера, так и исходных текстов. В остальных областях Vorbis заметно отстал, и не всякий меломан решится хранить в нем коллекцию в связи с тем, что кодек качественнее работает на низких битрейтах до 128 Kbps, чем на более высоких, в которых обычно и хранятся музыкальные записи. Решает эту проблему альтернативный кодек GT, созданный программистом под ником Garf. В своем детище он значительно улучшил работу кодека Vorbis с высокими битрейтами. Аппаратная поддержка формата набирает обороты, и на рынке уже есть портативные плееры iRiver, проигрывающие ogg-файлы. Роялем в кустах выглядит и возможность кодирования многоканального звука, доселе не доведенная до ума и потому не применяющаяся. Правда, в этом случае предстоит нелегкая борьба с AAC. Одно неудобство — внутри архива с кодеком нет Windows-оболочки, и все операции над файлами придется проводить из командной строки.

Monkey’s Audio (*.ape)

Альтернативные аудиокодекиФормат *.ape, в который кодирует Monkey’s Audio, самый популярный среди lossless-кодеков. О нем слышали даже те, кто не знает, что такое "сжатие без потерь". Причиной популярности является бесплатность кодека и весьма качественное сжатие потока, которое превосходит даже компрессию традиционным архиватором WinRAR при максимальных настройках. Поддержка формата реализована в ряде проигрывателей (например, в Foobar2000), плагин для Winamp поставляется вместе с самим Monkey’s Audio, а для всех оставшихся плееров можно установить один из DirectShow-фильтров (например, Radlight). Единственный минус этого формата — присутствие только на платформе Windows. Плагин для воспроизведения поддерживает все популярные функции вроде gapless и replaygain и ID3-теги подобно MP3. При кодировании потока доступны пять различных степеней сжатия, от Fast до Insane. Последний вариант обеспечивает беспрецедентную степень компрессии, с которой не может сравниться ни один lossless-кодек, но и загрузка процессора при воспроизведении полученного файла также оказывается немаленькой. Установив дистрибутив Monkey’s Audio, вы к тому же получите возможность кодировать и некоторыми другими форматами, в числе которых OGG, WavPack, Shorten, Lame. Все они также поддерживаются через графическую оболочку.

MusePack (*.mpc)

Курс English For IT: Communication від Enlgish4IT.
Почни легко працювати та спілкуватися з мультикультурними командами та міжнародними клієнтами. Отримайте знижку 10% за промокодом ITCENG.
Інформація про курс

Альтернативные аудиокодекиПервоначальное название проекта было Mpeg Plus, но позднее его пришлось поменять на более нейтральное MusePack. Однако на качестве кодера это никак не сказалось, и он до сих пор является образцом для подражания среди lossy-кодеков, поскольку позволяет создавать небольшие MPC-файлы с переменным битрейтом и потрясающим звучанием. В MusePack также настраивается качество кодирования, реализованное в виде нескольких пресетов, каждый из которых рассчитан на определенный диапазон. Так, максимальное качество достигается при использовании пресета braindead, работающего в пределах от 232 до 278 Kbps. Однако считается, что применение braindead излишне — отличное качество кодек демонстрирует даже на standard. Одна из интересных особенностей MusePack в том, что он позволяет брать в качестве исходного материала не только WAV-файлы, но и закодированные большинством популярных lossless-кодеков (*.flac, *.pac, *.ape, *.ofg), что весьма похвально и вполне объяснимо. Ложкой дегтя на этот раз является отсутствие поддержки многоканального звука, а вот аппаратная поддержка в плеерах не за горами.

WavPack (*.wv)

Альтернативные аудиокодекиПервоначально этот формат был сугубо lossless, но впоследствии в него было добавлено сжатие с потерями. Почти уникальной способностью WavPack является его умение создавать в гибридном режиме одновременно два файла: один из них является lossy-файлом, а другой — корректирующим, с помощью которого в любой момент первый удастся восстановить до состояния lossless. Поскольку оба файла раздельные, то lossy-часть спокойно копируется и прослушивается отдельно от второй. При всем этом lossy-составляющую можно сделать весьма качественной, использовав высокий битрейт (по умолчанию — 320 Kbps). По качеству сжатия WavPack отстает от лидеров, но до аутсайдера в лице WMA ему все же далеко. Бесплатность кодека делает его еще более конкурентоспособным, а наличие плагинов для Winamp, Foobar2000 и Apollo облегчит жизнь пользователям, хотя они и не устанавливаются автоматически, а лежат внутри архива с кодеком и утилитой WavPack frontend.

Словарь меломана

Codec (coder-decoder) — пакет из двух программ, одна из которых занимается кодированием сигнала, а другая — его декодированием (воспроизведением).

Lossless — этим термином обозначают кодеки, которые производят сжатие аудиопотока без потери качества. Сжатые таким кодеком композиции всегда можно распаковать и получить исходники первоначального качества.

Lossy — таковыми считаются все кодеки, которые при сжатии удаляют определенное количество -информации из потока. После подобного сжатия восстановить оригинал невозможно.

Gapless Output — беcпрерывное воспроизведение треков без пауз между ними. Такая возможность учитывается при создании плагинов к проигрывателям. Или не учитывается…

CBR (Constant Bitrate) — довольно неэффективный метод, при котором аудиопоток кодируется с постоянным битрейтом. Независимо от сложности композиции каждая секунда занимает равное количество байтов.

VBR (Variable Bitrate) — "интеллектуальный" метод кодирования, при котором битрейт потока варьируется с учетом сложности в заданных пользователем пределах. Дает возможность значительно сэкономить место по сравнению с CBR.

ReplayGain — технология, позволяющая уравнять громкость разных файлов при воспроизведении. Эффект достигается с помощью специальных тегов, записываемых в аудиофайлы, сам же аудиопоток остается нетронутым.

Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: