Считается, что самые качественные мониторы нужны геймерам – им важна частота обновления кадра и скорость отклика. Но и у тех, кто игры создает, к мониторам требований не меньше: важен и цветовой охват, чтобы не перенасытить изображение, и антибликовое покрытие, чтобы свет не мешал работе. 

О том, какая техника нужна гейм-художникам и как устроена их работа над играми, ITC.ua рассказал Александр Маркелов, арт-директор Wargaming и один из художников World of Tanks – самой популярной видеоигры в Украине. 

Для партнерского проекта с АSUS он две недели тестировал 27-дюймовый 4к-монитор ProArt Display PA279CV, заточенный под работу с медиаконтентом. И теперь готов поделиться выводами и наблюдениями.

Партнер проекта?

Моя история и предпосылки для тестирования

Мне 38 лет. Когда в детстве у нас появились первые компьютерные игры – это стало окном в мир без границ. Ночью я фантазировал о приключениях, которые меня там ждут, а днем придумывал и рисовал свои воображаемые миры. Но я боялся даже мечтать, что сам смогу создавать игры – это казалось нереальной профессией. В итоге я выучился на радиоконструктора. 

А вот один из моих друзей еще в школе увлекся 3Ds Max и со временем устроился в игровую студию. В 2005 году он предложил и мне попробовать себя в геймдеве, и я засел учить Photoshop. Сделал тестовую текстуру для персонажа2D-изображение, которое накладывают на модель; текстура дает дополнительную детализацию модели и передает свойства материалов и попал в Persha Studia.

Арт-директор Wargaming: как мы создаем игры и какая техника нам нужна. Личный взгляд на ASUS ProArt Display

Мы создавали арт для известных западных игровых компаний. Мне повезло участвовать в работе над Medal of Honor, Sims, Overlord и многими другими играми. Одним из таких проектов был World of Tanks – самая популярная видеоигра в Украине. 

Для World of Tanks я сначала делал текстуры, а потом научился создавать и модели танков. Например, работал над британским танком Firefly. После я стал супервайзером: следил, чтобы художники создавали игровые объекты в едином ключе (одинаковая степень повреждений, уровень загрязненности и так далее) и по общим производственным стандартам. 

Затем я занимался проектом World of Tanks Console: обеспечивал переход на PBR текстуринг для физически корректного рендерингаМетод компьютерной графики, с которым объекты отображаются более достоверно, так как учитывается поведение света в реальности. обучал коллег в студии и внешних командах по всему миру.

Я отвечал уже не только за военную технику, но и за игровое окружение. Так я дорос до позиции арт-директора. Сейчас занимаюсь разными проектами Wargaming и руковожу командой художников, с которыми мы работаем над новыми игровыми вселенными. 

Для таких задач мне нужен монитор, в котором я могу быть уверен. С высокими стандартами качества изображения, практичный и надежный. Запрос не то чтобы изысканный, но ожидания высоки. Поэтому, когда команда ITC.ua предложила мне протестировать монитор ProArt Display PA279CV, как раз заточенный под работу с изображениями, я с удовольствием согласился.

Первое впечатление

Курьер привез мне монитор в надежной коробке, в комплекте были подставка, сертификаты качества и набор стандартных кабелей, включая USB Type-C. Первым делом я прочел инструкции и узнал характеристики монитора, их привожу ниже:

  • габариты 61,5 x 31,5 см
  • диагональ 27 дюймов
  • разрешение 4K (3840×2160)
  • плотность пикселей на дюйм – 163 ppi
  • матрица IPS
  • частота обновления экрана – 60 Гц
  • временя отклика – 5 мс (GTG)
  • углы обзора по горизонтали и вертикали – до 178 градусов
  • яркость  – 350 кд/м2
  • яркость белого поля – 292,9 кд/м2 
  • яркость черного поля – 0,2964 кд/м2
  • цветовая температура точки белого – 6637 К
  • контрастность – 1000:1
  • динамическая контрастность – 100 000 000:1
  • толщина монитора – 4 см 
  • вес – 8,6 кг

Монитор выглядит очень сдержанно: видно, что создавали его в первую очередь для работы. В дизайне нет ярких элементов, все сделано из темного-серого пластика. Оценил я и внимание производителя к деталям: на ножке есть держатель для кабелей, куда их можно удобно спрятать. В нижней части и сбоку есть разъемы на все случаи жизни – даже вход для наушников. 

Арт-директор Wargaming: как мы создаем игры и какая техника нам нужна. Личный взгляд на ASUS ProArt Display

Рамки вокруг дисплея очень тонкие – около 5 мм с трех сторон. На задней панели расположены вентиляционные отверстия, разъемы и два динамика мощностью по 2 Вт. Они могут пригодиться, если под рукой нет колонок или наушников. На передней панели снизу расположена линейка для точного измерения объектов на экране и кнопки настройки. 

Конструкция у монитора устойчивая: можно изменить угол наклона от +35° до -5°, а еще – повернуть экран вертикально в обе стороны (зачем это нужно, я сам проверил на практике и позже поделюсь впечатлениями). Запас высоты у монитора довольно большой – 150 мм. С установкой проблем не возникло, я быстро во всем разобрался.

Режимы и расширенные настройки

Кроме стандартного в ProArt Display PA279CV предустановлено шесть дополнительных режимов ProArt Preset:

  • sRGB: универсальное цветовое пространство. Позволяет видеть реальные цвета изображений.
  • Rec.709: в аналогичном режиме транслируется цифровое телевидение. Он делает более яркими синие и красные оттенки, подходит для просмотра кино в HD.
  • DCI-P3: меняет изображение под стандарт, который используют кинокомпании. В нем зеленые цвета становятся не такими яркими, подходит для просмотра фильмов в 4K.
  • «Чтение»: подходит для чтения текстов – делает белый цвет более желтым, а черный – более четким.
  • «Домашний»: совместим с DICOM – цветовой палитрой, которую используют медики для визуализации изображений. На практике он делает изображение более пастельным, глаза не так сильно устают.
  • «Быстрый»: имитирует отображение с высокой частотой обновления кадра.

Монитор имеет широкий цветовой охват 100% sRGB и 100% Rec.709 и фабричную калибровку цветопередачи (ΔE<2) с сертификатом CalMAN Verified. Его выдает производитель специального оборудования для калибровки Portrait Displays – он подтверждает высокое качество передачи изображения. 

Плюс у него есть расширенные настройки – ProArt Palette. Они помогают изменить яркость, контрастность и насыщенность как общую, так и отдельных цветов – вы можете приглушить какой-то оттенок, сделать картинку более зеленой или желтой. Цветовую гамму тоже можно отрегулировать: выставить в диапазоне от 1.8  – холодной и яркой, до 2.6 – самой темной и контрастной. Все эти настройки полезны во время калибровки, но я не сохранял их на мониторе – в работе мне нужны абсолютно чистые цвета.

Арт-директор Wargaming: как мы создаем игры и какая техника нам нужна. Личный взгляд на ASUS ProArt Display

Подключение и настройка

Я привык работать на двух мониторах, но с недавних пор перешел на работу с ноутбука ASUS TUF Dash F15 и одного монитора. Это более мобильное сочетание, с ним легче переключаться между офисом и удаленкой, а еще так удобнее путешествовать. 

С новым 4К-дисплеем у меня не было нужды в дополнительном экране, поэтому ноутбук я закрыл. На столе остались только периферийные устройства: беспроводные мышь и клавиатура – очень практично. 

Раньше я использовал 27-дюймовый монитор другой фирмы, у него тоже была IPS-матрица, но разрешение меньше – 2К, а не 4К. В качестве проверки на эргономику я приставил к нему новый монитор от ASUS: они отлично уместились. 

Как я использовал монитор в работе

Мой рабочий день начинается с проверки почты и рабочих чатов, потом я определяю задачи на день и созваниваюсь с художниками. Мы обсуждаем, как видим проект, транслируем друг другу экраны, делимся референсами или обсуждаем готовые работы. 

В течении дня я проверяю, что получилось у команды, отмечаю, что сделано хорошо, даю рекомендации. Редактирую изображения в Photoshop, а трехмерные объекты оцениваю в 3D-программах или в игровом движке. 

В рабочее время мой монитор всегда в «стандартном» режиме – нужно видеть то же, что коллеги и большинство других игроков. Экран у монитора матовый и хорошо поглощает отражения. 

Часто художники предпочитают работать в затемненных помещениях, чтобы не сталкиваться со световыми помехами. У нас в офисе на окнах даже есть антибликовые фильтры. Сейчас я больше работаю вне офиса и бывает сталкиваюсь с жесткими условиями освещенности. То, как ProArt Display PA279CV переносил эти испытания, меня приятно удивило. Видимо, повлиял большой запас яркости.

В темноте я оценил фишку Eye Care, или фильтрацию синего цвета. Там есть несколько уровней, приглушающих яркость, их можно регулировать в зависимости от ситуации. С начальным уровнем меньше устают глаза, а максимальный работает как ночной режим. 

Сначала он может показаться непривычным и даже мрачным, но, когда глаза привыкают, работать с ним одно удовольствие. Особенно удобно, если вы не хотите мешать ярким светом тем, кто с вами в одной комнате. К этой функции есть приоритетный доступ в меню монитора. 

Как я использовал монитор после работы

Монитор я тестировал не только в работе. Первым делом насмотрелся 4К-роликов из YouTube, а потом включил новый фильм Netflix – «Красное предупреждение». Не особо удачное кино, но я часто смотрю фильмы, чтобы найти интересные визуальные решения. Именно в свободное время я смог протестировать разные режимы. Для кино включил режим DCI-P3: он дает более насыщенную и яркую картинку. 

Иногда я читаю комиксы: идеальное положение для этого – когда монитор повернут на 90 градусов. Это трудно представить, не попробовав, вряд ли вы сталкивались с печатными страницами такого размера. Но эффект – как будто рассматриваешь картину в галерее. Для теста я перечитывал мангу «Акира» Кацухиро Отомо – по-моему, это одно из самых детализированных произведений. 

Арт-директор Wargaming: как мы создаем игры и какая техника нам нужна. Личный взгляд на ASUS ProArt Display

Еще я фотографирую на полнокадровую цифровую камеру в формате RAW. Снимки выходят сырые, без обратки, но содержат значительно больше информации, чем сжатое изображение в формате JPG. Кто в теме, тот понимает, насколько важно быть уверенным в качестве монитора при редактировании. В погоне за красивой картинкой можно легко переборщить с контрастом, перенасытить цвета или передавить шумы. Но заявленная точность передачи цветов и 100%-е покрытие диапазона sRGB придают уверенности во время обработки фотографий.

Конечно, на новом мониторе ProArt Display PA279CV я пробовал поиграть в игры. Сейчас я прохожу Hellblade: Senua’s Sacrifice. Хотя монитор и не геймерский, мне было комфортно. Уверен, и с World of Tanks будет так же: игра хоть и соревновательная, но это все-таки не скоростной шутер.

Общие выводы

Монитор ProArt Display PA279CV справился со всеми моими задачами. Качество картинки великолепное, комфортный для меня размер. Связка монитора с ноутбуком оказалась удобной – второй монитор я не использовал. Еще за время теста я привык к 4K-разрешению и боюсь, что не смогу безболезненно вернуться к 2К или HD.
Из неожиданного: на мониторе с таким запасом цветопередачи я начал подмечать недостаточно плавные градиенты или некачественную обработку некоторых изображений в интернете. Такие ошибки могут быть как от сжатия, так и от того, что у создателей были недостаточно хорошие мониторы, чтобы заметить недочеты. 

Хотя всем режимам ProArt Display PA279CV я не нашел применение, с этим монитором я чувствовал, будто еду на спорткаре, который может намного больше. И стоит мне только захотеть, можно воспользоваться всеми возможностями. Я не люблю возиться с настройками, но здорово понимать, что при необходимости есть широкие возможности для регулирования параметров дисплея.

Фотограф: Юрий Карук

Партнер проекта?
Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: