Обзоры Обзоры 22.10.2007 в 14:43 comment

ASUS Xonar D2: первый соперник X-Fi?

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

ITC.UA

автор

Демонстрация прототипа первой звуковой платы ASUS повергла в недоумение многих. Казалось бы, рынок мультимедийных аудиоустройств уже давно не демонстрирует высоких прибылей, а сейчас здесь вообще наблюдается монополия Creative, которая всеми силами пытается противостоять интегрированным аудиорешениям. Получится ли у ASUS отвоевать здесь собственную нишу с помощью Xonar D2?

ASUS Xonar D2/PM

Тип мультимедийная звуковая плата

Интерфейс подключения PCI

ЦАП, АЦП TI BB PCM1796, CS5381-KZZ

Сигнальный процессор (DSP) ASUS AV200 (C-Media Oxygen HD CMI8788)

Частоты сэмплирования 44,1, 48, 96,
192 кГц

Разрешение 24 бит вход, 32 бит выход и внутренняя обработка

Аналоговые входы мини-джек 1/8" (2) (микрофонный, линейный), CD In, AUX

Аналоговые выходы 8-канальные, мини-джек 1/8" (3)

Цифровые интерфейсы S/PDIF (2) (оптические/коаксиальные), RCA-комбо

Обработка и декодирование звука Dolby Headphone, Dolby Virtual Speaker, Dolby Pro-Logic IIx, Dolby Digital Live, DTS Connect (DTS Interactive Encoder и DTS Neo:PC), Xear 3D Virtual Speaker Shifter, Magic Voice, Karaoke Functions, FlexBass, 10-полосный эквалайзер, 27 реверберационных эффектов

Поддержка 3D API EAX 1.0&2.0, A3D 1.0, DirectSound HW/SW, Open AL (128 потоков)

Ориентировочная цена $180

Предоставлен MDM

Комплектующие топ-класса; высокое качество воспроизведения; поддержка большого количества технологий декодирования и обработки многоканального звучания

Отсутствие каких-либо инноваций в игровой сфере; довольно высокая стоимость

ASUS Xonar D2: первый соперник X-Fi?

В принципе, соображения ASUS можно понять: если энтузиасты готовы платить довольно большие деньги за топовые материнские платы и видеокарты данного производителя, то они вряд ли удовлетворятся ограниченными возможностями встроенного звукового кодека. Потому, чтобы не упустить эту гипотетическую прибыль, разработчики сразу сосредоточились на создании потребительского аудиоинтерфейса высшей ценовой категории.

Проектирование качественных звуковых плат всегда было задачей непростой. Для того чтобы раскрыть потенциал современных цифро-аналоговых преобразователей (ЦАП), динамический диапазон которых составляет до 130 дБ, а величина искажений не превышает 0,001%, приходится применять нетривиальные меры по обеспечению высочайшей помехозащищенности и линейности аналоговой части платы. А обилие используемых в ПК технологий обработки звука в компьютерных играх и декодирования/матричного преобразования многоканальных потоков для кино налагают значительные требования на возможности сигнального процессора. Давайте посмотрим, как инженерам ASUS удалось справиться со всем этим.

Встречаем по одежке

Внешний вид платы нетипичен – практически вся лицевая сторона закрыта защитным металлическим кожухом, сквозь который просвечивает квартет светодиодов янтарного цвета. Если последнее – чистой воды «украшательство», то кожух, по задумке разработчиков, должен обеспечивать экранирование аналоговых целей. Однако на поверку оказалось, что его части, прилегающие к площадкам на плате, окрашены, и потому не дают надежного электрического контакта.

Сняв кожух и глядя на разводку платы, можно констатировать, что инженерам ASUS не чуждо чувство гармонии – пожалуй, более красивого исполнения звуковой платы нам еще не доводилось видеть. Да и примененные комплектующие свидетельствуют о тщательном подходе к их выбору – для коммутации аналоговых входов/выходов вместо традиционных транзисторных ключей применены дорогостоящие электромагнитные реле, а в цепях питания вместо негативно влияющих на качество звука дешевых электролитических установлены твердотельные конденсаторы.

Для удобства пользователя все аналоговые разъемы типа мини-джек на колодке платы подсвечены изнутри светодиодами, цвет которых соответствует стандартным обозначениям (Front out – зеленый, Line in – синий и т. д.), что облегчит коммутацию. Помимо аналоговых входов и входов, на колодке платы также находятся RCA-разъемы комбинированного типа, предоставляющие S/PDIF выход/выход в коаксиальном либо оптическом форматах. На отдельной выносной планке расположен MIDI-порт (mini-DIN).

Онлайн-курс "Стратегічний маркетинг" від Laba.
Навчіться збільшувати ROI компанії, відстежувати тренди просування та завойовувати нові ринки завдяки комплексній маркетинговій стратегії.
Програма курсу і реєстрація

ЦАП, АЦП, DSP

Как известно, качество звучания платы на 90% определяется примененными ЦАП/АЦП, а ее возможности – сигнальным процессором (DSP), поэтому именно данные компоненты имеет смысл рассмотреть подробнее.

Двухканальные ЦА-преобразователи PCM1796 от Burr-Brown – топовые в линейке аудио-ЦАП Texas Instruments (владеющей брендом BB). Их характеристики действительно впечатляют: 24 бит/192 кГц, соотношение сигнал/шум (динамический диапазон) – 123 дБ, уровень искажений THD+N 0,0005%. Разумеется, «в реальной жизни» достичь такого уровня качества будет затруднительно, так как остальные аналоговые элементы, помеховая обстановка и особенности электропитания платы в ПК неминуемо на него повлияют, однако потенциал качественного звучания, несомненно, есть.

В роли АЦП здесь используется чип Cirrus Logic CS5381, чьи характеристики также выглядят весьма достойно: динамический диапазон 120 дБ, а искажения THD+N на уровне 110 дБ.

Наконец, наиболее интересный момент – сигнальный процессор. На плате установлен чип, на ко-тором нанесена маркировка ASUS AV200, однако уже изначально было очевидно, что вероятность самостоятельной разработки такого устройства силами самой компании весьма сомнительна, ввиду большой ее сложности. Поэтому не удивительно, что на самом деле перед нами – Oxygen HD CMI8788 производства C-Media, в чем легко убедиться по Device Instance Id.

Этот флагманский DSP тайваньского разработчика поддерживает 8-канальное воспроизведение в режиме 32 бит/192 кГц и запись в 24 бит/192 кГц. Впечатляет список воплощенных здесь технологий декодирования и обработки звука (см. таблицу характеристик), к тому же для каждого канала доступен 10-полосный эквалайзер и 27 алгоритмов реверберации.

Онлайн-курс "Стратегічний маркетинг" від Laba.
Навчіться збільшувати ROI компанії, відстежувати тренди просування та завойовувати нові ринки завдяки комплексній маркетинговій стратегії.
Програма курсу і реєстрація

Любытно, что тактирование DSP осуществляется от единственного кварца с частотой 24,5 МГц – по-видимому, все остальные необходимые для работы частоты получаются пересчетом от нее. Впрочем, возможен и другой вариант – все сигналы проходят ресэмплинг до частот, кратных 48 кГц. Как обстоит на самом деле – выясним в ходе тестирования.

Для связи с внешними ЦАП/АЦП используется интерфейс I2S, присутствуют также AC-link, S/PDIF и другие. Одним словом, CMI8788 – вполне достойный выбор для реализации мультимедийной звуковой платы высшего класса, несмотря на всемирное реноме C-Media как поставщика бюджетных решений уровня low-end (видимо, именно с этим связано решение ASUS перемаркировать чип).

Одно только огорчает – из игровых технологий 3D-позиционирования звука мы видим здесь лишь замшелые EAX 1.0 & 2.0 да A3D 1.0. С другой стороны, более новые версии EAX все равно являются собственностью Creative, поэтому было бы странно ожидать здесь их реализацию. Но все же немного жаль, что ничего принципиально нового для любителей компьютерных игр эта звуковая карта не несет.

Особенности работы и качество звучания

ASUS Xonar D2: первый соперник X-Fi? ASUS Xonar D2: первый соперник X-Fi?
Тесты на гармонические и интермодуляционные искажения демонстрируют высокую линейность воспроизведения Xonar D2. Расширенные результаты и дополнительные фото доступны на сайте ko-online.com.ua

Установка драйверов проходит без проблем. Контрольная панель выполнена в своеобразном стиле, однако содержит все необходимое. В ходе тестирования обнаружился лишь один неприятный сбой WDM-драйвера – при продолжении воспроизведения после нажатия на паузу в проигрывателе вместо музыки на выходе оказывается… «белый» шум. Но эту ошибку наверняка исправят в ближайших же обновлениях.

Также в панели управления можно «на лету» изменять Sample rate – здесь не предусмотрен автомат частоты, и поэтому чтобы избежать деградации сигнала в результате его пересчета, необходимо следить за соответствием данного параметра.

Субъективное сравнение качества звучания с другими мультимедийными платами этого ценового диапазона (Creative X-Fi Xtreme Gamer, Terratec DMX6 Fire) показало довольно схожий характер воспроизведения. Возможно, исполнение Xonar D2 было чуть точнее на высоких частотах и немного менее «полновесным» – на низких, однако это уже сугубо на уровне ощущений, а каких-либо радикальных различий мы все же не обнаружили. Что ж, видимо, для их выявления необходимо приме-нять акустическую систему на порядок лучше, чем большинство мультимедийных либо начальных Hi-Fi-комплектов.

Результаты измерений показали действительно высокое качество воспроизведения Xonar D2, причем не зависящее от частоты сэмплирования тестового сигнала (что говорит о полном отсутствии какой-либо передискретизации либо о ее очень удачной реализации). Из особенностей отметим ограничение полосы частот по верхней отметке на уровне 20 кГц. Также, несмотря на наличие защитного экрана, в одной из систем были отмечены наводки на аналоговые выходы платы – узкополосные, в районе 1 кГц. По-видимому, их источником была система охлаждения расположенной по соседству видеокарты, поэтому при наличии на материнской плате нескольких слотов PCI имеет смысл экспериментальным путем выбрать наиболее «тихий» из них. В нашем экземпляре также наблюдались определенные проблемы с работой линейного входа, однако скорее всего это индивидуальная особенность тестового образца платы.

Результаты тестирования RMAA 6.0.5
Режим 16 бит/44 кГц 16 бит/48 кГц 24 бит/96 кГц 24 бит/192 кГц
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ +0,13;
-0,06
+0,07;
-0,09
+0,13;
-0,12
+0,19;
-0,12
Уровень шума, дБ (А) -91,8 -92,1 -93,9 -96,4
Динамический диапазон, дБ (А) 91,3 91,6 93,1 93,9
Гармонические искажения, % 0,001 0,001 0,001 0,001
Интермодуляционные искажения + шум, % 0,007 0,007 0,006 0,014
Взаимопроникновение каналов, дБ -92,2 -92,9 -93,2 -95,8

Заключение

Первую звуковую плату от ASUS можно признать весьма удачным продуктом – по крайней мере, в инженерном смысле, так как со своей задачей разработчики справились очень хорошо. Эта оговорка здесь не случайна – обратите внимание на цену. Да, конечно, устройство может похвастать комплектующими топ-класса и высоким качеством воспроизведения, но все же при сравнении функциональности с аналогами от ближайшего конкурента (например Creative X-Fi XtremeGamer Fatal1ty Pro Series) становится очевидно, что этого может быть недостаточно для успешного завоевания симпатий энтузиастов, особенно любителей компьютерных игр.

Впрочем, пусть рынок сам все расставит на свои места. Мы же тем временем поздравим ASUS с очень успешным дебютом на новом для нее поприще мультимедийных звуковых плат, и будем ожидать появления следующих моделей – благо, по утверждениям разработчиков, версия для шины PCI Express также появится в продаже в скором времени.


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: