Обзоры
Автоматизация управления предприятием… из «коробки»
0

Автоматизация управления предприятием… из «коробки»

Сегодня мы вновь обратимся к такой "животрепещущей" теме, как программы
для автоматизации управления и учета. Но поскольку тема эта весьма обширна, остановимся
лишь на "коробочных" продуктах для малых предприятий. Почему? Во-первых,
в любой развитой экономике малые предприятия составляют большинство. Во-вторых,
именно из них вырастают средние и крупные. В-третьих, для роста бизнеса им нужны
современные инструменты управления, причем не хуже, чем для их "старших товарищей",
но только несколько адаптированные. И наконец, в-четвертых, небольшие фирмы очень
чувствительны к цене на эти самые инструменты.

Судя по результатам блиц-опроса разработчиков финансово-экономического ПО для
малых и средних предприятий ("Компьютерное
Обозрение", # 48, 2000
), основная масса их продуктов приобретается именно
небольшими фирмами. В общем объеме продаж компаний доля версий, рассчитанных на
работу 1—5 пользователей, составляет в целом не менее 70%. Причем у некоторых
из них к этой цифре приближается число однопользовательских версий: "АБ Система"
("АБ Офис 2000") — около 75%, ABBYY Ukraine ("1С:Предприятие")
— 64%.

В данном материале автор решил отойти от практики сравнения характеристик различных программ. Тем более что вряд ли возможно в рамках одной журнальной статьи сопоставить все представленные на рынке продукты. Поэтому выбран иной "ракурс" обзора: общая ситуация на украинском рынке сравнивается с общемировыми тенденциями в индустрии разработки АСУП. Связано это прежде всего с тем, что в данном случае отечественным разработчикам экономического ПО представилась уникальная возможность избежать ошибок, допущенных их зарубежными коллегами.

Забегая несколько вперед, можно сказать, что в общем случае в Украине типичная АСУП для малого предприятия — это очень гибкий, мощный и универсальный продукт, но пока больше ориентированный на организацию учета, чем на управление предприятием. Однако обо всем по порядку.

Гибкость

При анализе функциональных и технологических возможностей представленных
на рынке программных продуктов (см. таблицу) первое, что бросается в глаза, —
их гибкость: 8 из 15 поставляются с открытым исходным кодом (полностью или частично),
14 имеют встроенный язык программирования. Несколько обособленно на этом фоне
смотрятся "Парус-Предприятие 7.11" и "АБ Офис 2000" (v.2.3),
для расширения функциональности которых нужно просто купить более мощную версию.

На самом деле продуктов, поставляемых с открытым кодом, гораздо больше, так как в таблице система "1С:Предприятие" засчитана как одна программа. Но по сути она представляет собой не столько продукт, готовый для немедленного использования конечным потребителем, сколько инструментальную среду для его разработки. Помимо официальной версии "1С:Бухгалтерия для Украины", свои решения предлагают партнеры "1С". Из наиболее известных можно отметить (в алфавитном порядке): ABBYY Ukraine, А4, "Диск", "Фаворит Сервис", "Форт". Причем практически в каждом крупном городе найдется компания (и, возможно, даже не одна), которая предлагает свой вариант настройки для платформы "1С".

Пользователь может изменить в этих продуктах почти все, т. е. фактически разработать новый. В половине АСУП для этого применяются стандартные языки программирования, в остальных используются собственные средства, что отнюдь не упрощает освоение программ. Необходимо отметить, что некоторые предлагают инструменты для упрощения работы в виде визуальных сред разработки или "мастеров".

Такая особенность была характерна для западных АСУП в середине 80-х — "на заре" появления ПК на рабочих столах большинства бизнес-пользователей. И, естественно, предприятия поначалу охотно пользовались предоставленными возможностями, приспосабливая систему под свои нужды. Но, во-первых, модификация требовала дополнительных затрат на оплату работы квалифицированных специалистов. Во-вторых, часто выяснялось, что при переходе на новую версию внесенные изменения будут потеряны полностью или частично.

Величина
валового дохода компании в большинстве случаев напрямую зависит от количества
хозяйственных операций и от числа сотрудников, их оформляющих. Чем больше
доход, тем больше операций и их видов. Чем больше сотрудников, тем больше
подразделений, которые могут находиться не только в разных районах одного
города, но и в разных странах. Поэтому величина дохода определяет масштаб
предприятия и, соответственно, мощность, гибкость и функциональность требуемой
ему АСУП.

Основные же отличия АСУП заключаются в:

  • мощности (определяется количеством одновременно работающих пользователей
    и числом возможных транзакций);

  • безопасности данных (определяется применяемой СУБД и механизмами
    разграничения доступа);

  • балансе между простотой использования, функциональностью и гибкостью
    настроек.

Примеры западных АСУП

Low End/SOHO: DAC Easy (Sage Software), M.Y.O.B. (MYOB Software),
Peachtree Accounting (Peachtree Software), Quick Books (Intuit)

Low End/SME: Business Works (Sage Software), Peachtree 2000 (Peachtree Software),
Vision Point (SBT/Accpac)

Middle: Accpac for Windows (Accpac), Navision Financials (Navision/Damgaard),
Platinum SQL (Epicor Software), Sun Systems (Systems Union)

Beginning ERP: AXAPTA, Concord XAL (Navision/Damgaard), iRenaissance (Ross
Systems), Scala (Scala), Site Line (Symix), Solomon IV (Solomon Software),
Vantage (Epicor Software)

ERP: Baan IV (Baan), One World (J.D. Edwards), Oracle Applications (Oracle),
R/3 (SAP)

Эти два фактора негативно сказались на прибыли поставщиков АСУП, так как пользователи отказывались приобретать обновленные версии их продуктов, не желая снова нести расходы на доработку.

В результате произошло разделение рынка АСУП по такому параметру, как возможность модификации пользователем. Добавление полей в БД, изменение форм для ввода данных, настройка пользовательского интерфейса и модификация исходного кода для расширения функциональности были оставлены только в АСУП, предназначенных для средних и крупных предприятий, т. е. для тех, кому это действительно необходимо.

Для систем, ориентированных на малые организации, возможность модификации была принудительно ограничена — предварительно зарезервированное количество полей в некоторых базах данных, печатные формы и отчеты. Тем пользователям, кому нужны специфические отчеты, не входящие в стандартную поставку, производители предоставляют возможность подключить внешний генератор произвольных отчетов — либо своей разработки, либо стандартный, например Crystal Reports. Это позволило сделать продукты очень простыми в эксплуатации и практически сразу ("из коробки") готовыми к работе. Чтобы упростить пользователям настройку программ, с ними поставляются шаблоны планов счетов (от нескольких десятков до сотни), учитывающие нюансы различных видов деятельности.

Словом, на Западе проблему настройки пользователем продукта на свою специфику решили кардинальным образом — покупатель ищет тот продукт, в котором есть необходимая ему функциональность, вынимает его из коробки, устанавливает и начинает работу!

Мощность

Возможности
различных программных продуктов
для автоматизации малых и средних предприятий

Это вторая особенность отечественных решений. Почти половина представленных систем
поддерживают архитектуру клиент-сервер, причем четверть ориентирована на применение
MS SQL Server. Характерно, что решения с использованием этой СУБД предлагаются
для конфигураций, начиная с пяти рабочих мест, что является, в принципе, избыточным
для потребностей малого предприятия как по возможностям, так и по цене.

С другой стороны, все больше разработчиков используют бесплатно распространяемый Microsoft Database Engine (MSDE) и SQL-серверы начального уровня. Часть продуктов представлена только в не слишком популярной нынче архитектуре файл-сервер. Однако при всех недостатках это очень экономичное и довольно производительное решение (естественно, в случае грамотной реализации) даже в конфигурации на несколько десятков рабочих мест.

На Западе преобладание архитектуры клиент-сервер начинается только на рынке средних предприятий, так как там действительно существенно возрастают объемы обрабатываемой информации. Здесь уже речь идет о поддержке SQL-серверов начального уровня (таких, как Pervasive SQL или MS SQL Small Business Server), промышленных СУБД (MS SQL Server и Oracle) и различных программно-аппаратных платформ (Windows NT/2000, Novell, Unix). Но иногда разработчики, чтобы снизить стоимость решений, предлагают младшие версии как в архитектуре файл-сервер, так и клиент-сервер с СУБД собственной разработки.

На рынок малых предприятий ориентированы в основном решения в архитектуре файл-сервер (применяется либо собственный формат, либо такие СУБД, как Access, FoxPro, Visual FoxPro), но также поддерживается клиент-серверная архитектура с использованием Btrieve. Причем "совсем" малым (с численностью до 15 человек, так называемым SOHO — Small Office/Home Office) предлагаются однопользовательские и сетевые версии на неограниченное (!) количество пользователей. Правда, при этом производители уточняют, что более чем пяти пользователям одновременно работать в системе не рекомендуется. "Растущим" малым предприятиям (до 100 сотрудников, в западной терминологии называемым SME — Small to Medium sized growing Enterprise) предлагаются полнофункциональные сетевые версии до 25 пользователей. Это позволяет существенно снизить стоимость владения АСУП для этих предприятий при вполне достаточной для их потребностей мощности.

Универсальность

В большинстве своем отечественные АСУП универсальны, т. е. разработчики
ориентируют их как на малые, так и на средние (а некоторые — даже на крупные!)
предприятия. Это полностью объясняет перечисленные выше особенности. Необходимость
конкурировать на рынке средних предприятий как с западными (Concord XAL, Navision
Financials, Platinum SQL, Scala и Sun Systems), так и с отечественными системами
(Fin Expert, "БЭСТ-Про", "Виртуоз", "Галактика",
"Парус 8") требует применения и клиент-серверных решений, и открытого
исходного кода, чтобы иметь возможность нарастить функциональность.

Многие разработчики нашли здесь для себя определенный выход — практически у каждого есть набор специализированных решений, применяются различные репозитории режимов и другие средства. Это частично решает проблему с масштабом и отраслевой принадлежностью предприятий, но зачастую требует внедрения программного продукта для настройки на специфику деятельности заказчика.

Другая проблема, связанная с универсальностью, вызвана различными требованиями к АСУП на разных уровнях управления.

В любой организации присутствуют три уровня управления: высшего руководства, детального
планирования и операций. Соответственно, на каждом из уровней управления пользователи
выдвигают различные требования к АСУП (подробно мы писали об этом в "Компьютерном
Обозрении", # 34, 2000
).

Осознание этих различий привело к тому, что западные производители адаптируют пользовательский интерфейс к нуждам каждой из этих групп. Для специалистов, относящихся к среднему уровню (в данном случае это будут главные бухгалтеры и их заместители, начальники отделов и т. д.), предлагается наибольшая функциональность, а для руководителей предприятия и сотрудников, ответственных за регистрацию операций, — упрощенные интерфейсы. Так, в первом случае предлагается наглядное графическое представление информации и активное использование манипулятора "мышь", а во втором, наоборот, — "упор" сделан на текстовое представление и ввод данных с клавиатуры.

Но малые предприятия имеют свою особенность — в них происходит совмещение уровней управления, т. е. детальным планированием может заниматься как руководитель предприятия, так и сотрудник, отвечающий, например, за продажи или закупки. Это накладывает дополнительные ограничения: функции детального планирования должны быть максимально просты для использования, но при этом поддерживать необходимый уровень управления.

В отличие от наших, западные продукты для рынка SOHO — это программы с максимально возможной (ровно настолько, насколько позволяет предметная область) простотой использования, с различными "мастерами", "волшебниками", мультимедийными учебными курсами и т. д. Программы для SME уже не содержат упрощенных схем, но также ориентированы на самостоятельное освоение пользователями.

Отечественные же продукты в большинстве своем предлагают настраиваемый, но, в
принципе, один и тот же "универсальный" интерфейс всем группам пользователей.
Причем этот интерфейс не всегда оптимальный и часто содержит эргономические проблемы
(что подтверждают, например, результаты экспресс-анализа, проведенного российскими
специалистами, — usability.ru/articles/1.htm).

Применение таких решений, как стандартный интерфейс (например, в стиле MS Outlook в "Акцент 6" и "БЭСТ-Офис"), или полей для ввода данных, визуально соответствующих печатным документам (платежным поручениям, накладным и т. д.), снимает эту проблему лишь частично, так как интерфейс должен быть оптимизирован под категорию задач, решаемых пользователем. И если для совсем малого предприятия это оправдано, поскольку количество операций у него невелико, то на растущих предприятиях это годится лишь для среднего и верхнего уровней управления, поскольку для уровня операций нужен "клавиатурно-ориентированный" интерфейс. Учитывая подобные различия, многие отечественные компании работают над созданием упрощенных пользовательских интерфейсов.

Применение специализированных рабочих мест и охват всех уровней управления организацией
позволяет не только ускорить освоение приложений пользователями, упростить ввод
и получение информации, но и существенно снизить время на принятие решений за
счет эффективной организации групповой работы, что актуально
даже для малых предприятий
.

Все для учета, но не для управления

Недостаточная функциональность в области планирования и организации деятельности
предприятия является еще одной особенностью отечественных АСУП для малого бизнеса.

Мы
уже рассматривали подробно функции управления, когда говорили об управлении финансами
("Компьютерное Обозрение",
# 15, 2000
), поэтому здесь ограничимся лишь схемой (рис. 2). Любая западная
АСУП полностью охватывает все управленческие функции (разумеется, кроме принятия
решений) в объеме, соответствующем масштабам деятельности предприятия.

Даже программные продукты для рынка SOHO поддерживают функции составления бюджетов на год с разбивкой по месяцам и составления планов по видам деятельности. Можно регистрировать события, которые еще не наступили, например предстоящие поставки и оплаты. Это позволяет планировать движение как денежных средств (cash flow), так и товаров/материалов.

Поддерживается регистрация повторяющихся операций (например, плановые платежи или поставки) и автоматическое формирование напоминаний при наступлении определенных событий (при снижении остатков товара на складе или истечении срока оплаты). Таким же образом можно регистрировать контакты с контрагентами. Все незавершенные мероприятия выводятся в виде списка напоминаний (to do list), что позволяет лучше организовывать свою работу.

Западные программы также дают возможность хранить данные об условиях поставок товаров (цены, сроки поставок, размер минимального заказа и т. д.) и информацию о контактах с поставщиками. Для покупателей, соответственно, регистрируется информация об условиях продаж (размер кредита, скидки и т. д.). Можно учитывать рабочее время (к примеру, с помощью встроенного таймера) и затем использовать эти данные для выставления счетов клиентам.

В плане складского учета программы для SOHO, в основном, поддерживают только один склад, в некоторых предусмотрен учет простого производства — сборка комплектов. Для товаров возможно определение нескольких цен.

Что интересно, такое понятие, как аналитический учет, отсутствует. Все хозяйственные операции (в разрезе контрагентов) и учет в натуральных величинах (штуках, литрах, метрах и т. д.) полностью отделены от главной книги — в ней регистрируются только финансовые результаты. Но программа позволяет "пройти" от записи в главной книге до операции, на основании которой она была совершена.

Продукты содержат функции для упрощения коммуникаций с поставщиками и покупателями. Возможно использование информации о контрагентах для ведения переписки (стандартные письма, адреса на конвертах и т. д.) с помощью заранее подготовленных шаблонов. Созданные таким образом документы можно передать в текстовый редактор (как правило, в MS Word) или отправить по электронной почте.

В плане анализа результатов также предоставлено довольно много возможностей: это, во-первых, различные таблицы и диаграммы, позволяющие просматривать данные как укрупненно (roll up), так и детально (drill down), во-вторых, различные модифицируемые отчеты.

Естественно, все западные АСУП для SOHO поддерживают составление стандартной отчетности для государственных органов. Кстати, как показало изучение информации на сайтах компаний-производителей, налоговое законодательство "у них" меняется ничуть не реже, чем "у нас". Поэтому пользователям предлагаются услуги (как платные, так и бесплатные) по своевременному обновлению форм отчетности.

Как видим, список довольно впечатляющий — для программ стоимостью от $200 (однопользовательская) до $600 (5 пользователей), которые к тому же позволяют вести учет для нескольких организаций (но без возможности построения консолидированных отчетов).

Программные продукты для малых растущих предприятий предлагают более широкую функциональность,
в частности:

  • возможность консолидации данных нескольких компаний;
  • составление бюджета на несколько лет;
  • возможность планирования с разбивкой на этапы и отдельные работы с назначением
    ресурсов на каждую из них;

  • множественные места складирования для товаров и материалов;
  • поддержка многоуровневой структуры производимых изделий и расчет потребности в компонентах.

Также расширены возможности для анализа информации: помимо более обширного перечня
стандартно поставляемых отчетов, все продукты в этой группе поддерживают подключение
внешнего генератора для составления произвольной отчетности и экспорт данных в
стандартных форматах для их последующей обработки в других программах.

Отечественные же продукты, в большинстве своем предлагая очень глубокую проработку бухгалтерского и товарно-материального учета, только частично охватывают управленческие задачи, и сейчас все разработчики активно работают именно в этом направлении. С одной стороны, их "подталкивают" требования покупателей, с другой — конкуренция на рынке.

Многие АСУП уже поддерживают в большей или меньшей степени функции учета по центрам ответственности и бюджетирования, регистрацию будущих и периодических событий (в том числе и с возможностью автоматического напоминания), регистрацию данных о поставщиках и покупателях, интеграцию с офисным программным обеспечением и внешними системами для генерации отчетов. В частности, в комплект документации к "Парус-Предприятию" даже входит руководство по использованию Crystal Report для построения произвольных отчетов.

Все компании, чьи продукты содержат инструментальные средства, выражают готовность реализовать в своих программах практически любые функции, необходимые для управления предприятием по требованию заказчика. Но отмечают, что проблема как раз заключается именно в том, что заказчик зачастую сам не очень-то представляет, какие именно функции ему нужны… Поэтому уже есть примеры, когда разработчики кооперируются с консультантами по вопросам управления (в частности, "КомПАС" и Днепропетровский филиал УЦППП — для разработки модулей, реализующих управленческие функции).

Как зависит функциональность
бухгалтерского ПО от вида деятельности заказчика?

Андрей Балакин
"ТФПК"

Наверное, не существует универсального
программного продукта для автоматизации деятельности предприятия любого
масштаба. Я бы разделял все бухгалтерское ПО на несколько категорий, исходя
из объема выполняемых операций и, соответственно, количества рабочих мест:
1—2 рабочих места, до 10 и свыше 10. Программный продукт в каждой такой
категории должен использовать различные технологии организации и ведения
базы данных, обработки запросов и т. п.

Отрасль бизнеса однозначно должна определять функциональность программы.
Таким образом, мы приходим к необходимости организации бухгалтерского ПО
в виде связки "Платформа+Приложение". В этом случае платформа
определяет принадлежность к той или иной категории (см. выше), а для учета
специфики различных видов деятельности предлагается набор специализированных,
функционально полных приложений.

Олег Давыдов
"1С Украина"

Разница между "бухгалтерским"
и "управленческим" ПО достаточно условна. Если говорить о продуктах
фирмы "1С", то требования к функциональности бухгалтерского ПО
("1С:Бухгалтерия") практически не зависит от вида деятельности.
Для ведения "чисто бухгалтерского" учета достаточно базовых возможностей
программы: плана счетов, средств регистрации хозяйственных операций (в терминах
"1С" это "документы" или "ручные операции"),
общепринятых "универсальных" отчетов (например, оборотно-сальдовая
ведомость) и традиционных отчетов в контролирующие органы ("Баланс",
Декларация по налогу на прибыль и др.).

Специфика отрасли и масштабы бизнеса, конечно, накладывают отпечаток на
конкретную реализацию учетной системы для предприятия, и зависит это от
сложности принятой на предприятии схемы документооборота. Подобную специфику
обычно реализует специализированная фирма — "1С:Франчайзи" —
с помощью коробочного продукта. Бухучета это, как правило, касается мало.

Александр Дониченко
"Импакт"

Зависимость функциональности бухгалтерского
ПО от вида деятельности и масштабов бизнеса весьма значительна. В каждом
конкретном случае клиент обычно требует включения достаточно специфических
элементов производственного, складского, финансового учета, сопряжения с
различными видами торгового оборудования (кассовые аппараты, сканеры штрих-кодов,
PDA типа Palm или Workabout, магнитные карты), подключения модулей "Клиент-банк",
управления распределенными базами данных и т. п. Кроме того, фирмы, казалось
бы, занимающиеся одним и тем же (например, оптово-розничной торговлей),
иногда имеют разные схемы учета.

Однако в рамках одного вида деятельности всегда есть возможность выделить
несколько групп предприятий, обладающих общими характеристиками, создать
конфигурацию, близкую к типовой, и за счет этого снизить стоимость решения,
сведя доработку системы к минимуму.

Виталий Курдюмов
"Парус"

При условии поставки законченного
решения функциональность бухгалтерских систем практически не зависит от
вида деятельности и масштабов бизнеса предприятия. Профессиональный подход
к автоматизации бухгалтерского учета и своевременное отражение изменений
текущего законодательства в ПО позволяют одной и той же системе корректно
работать и в небольшой торговой компании, и на крупном предприятии. Известные
фирмы-разработчики достаточно успешно справляются с этой задачей. Однако
многое, и в том числе функциональность ПО, зависит от грамотности учетной
политики, проводимой предприятием—пользователем системы. Поэтому зачастую
система с приличными функциональными возможностями не использует весь свой
потенциал, превращаясь в "бухгалтерский калькулятор".

Виталий Тищенко
ABBYY Ukraine

Типичные требования к функциональности
бухгалтерского ПО в зависимости от масштаба бизнеса можно описать так. В
мелком бизнесе бухгалтерское ПО используется в основном с целью облегчить
фискальный учет (здесь речь идет именно о бухгалтерском учете, а не, скажем,
об оперативном управлении продажами или производством). Для крупного бизнеса,
помимо того, актуальны и востребованы такие функции, как анализ, планирование,
довольно часто — консолидация данных учета.

Отраслевая же специфика в любом случае требует дополнительных решений по
сравнению с базовой функциональностью.

Указанные в таблице продукты поддерживают ведение параллельного учета хозяйственных
операций в двух валютах. И большинство (за исключением X-Door, "АБ Офис 2000"
v.2.3 и "Парус-Предприятие 7.11") позволяют составлять консолидированную
отчетность по нескольким компаниям. Правда, некоторые разработчики уточняют (в
частности, "КомПАС"), что эта операция возможна только с использованием
инструментальных средств при внедрении системы.

Ряд производителей предлагают специализированные программные продукты для управления предприятием ("Парус", "Интеллект-Сервис" и др.). Например, система "Парус — Маркетинг и Менеджмент" поддерживает практически все необходимые функции для учета контактов с клиентами, включая даже регистрацию результатов, проведение рекламных кампаний и учет рабочего времени, потраченного сотрудниками на обслуживание клиентов, что может быть использовано для выставления счетов на оплату. А система "БЭСТ-План" направлена на разработку и контроль финансовых и производственных планов, включая такие функции, как анализ "что будет, если?" и оценку потребностей в материалах, трудозатратах и оборудовании.

Приведенные в таблице данные также наглядно свидетельствуют о том, насколько может отличаться функциональность различных настроек для платформы "1C:Предприятие" (причем даже у одного разработчика). Вообще, на рынке имеется довольно много специализированных решений для этой платформы, в основном российские. Но есть и отечественные, например продукт компании "ФимПроект" для планирования финансов и хозяйственной деятельности, который, к слову, поддерживает такие функции, свойственные системам для управления проектами, как разбиение работ на этапы и отдельные операции, назначение операциям необходимых ресурсов, определение последовательности выполнения работ.

Все это свидетельствует о том, что процесс, в принципе, пошел, и очередная выставка "Управление предприятием" обещает быть еще более "управленческой".

Стоимость

Сравнение стоимости представленных на рынке АСУП для малых предприятий
представляет собой довольно сложную задачу. Дело в том, что лишь некоторые компании
выставляют определенную цену на свои продукты, которая может изменяться в зависимости
от количества рабочих мест.

У остальных же производителей существует целый ряд версий, например стандартные и профессиональные, или же предлагается перечень цен на отдельные модули (зачастую с разбивкой по количеству рабочих мест). Различаются также цены на файл-серверные и клиент-серверные версии (причем даже в разрезе поддержки разных СУБД).

Цена такого "коробочного" продукта зависит от того, сколько рабочих мест и с какой функциональностью заказывает покупатель. Кроме того, производители АСУП для средних предприятий предлагают "усеченные" версии своих программных продуктов (например, "БЭСТ-Про"). Особенностью такого решения является то, что оно имеет довольно низкую стоимость, но в случае расширения функциональности или увеличения количества рабочих мест этот продукт сразу же "переходит" в другую ценовую группу.

Еще одна сложность при сравнении стоимости заключается в том, что у различных производителей используются абсолютно несхожие названия для модулей, выполняющих схожие функции. Более того, у ряда компаний набор однородных функций представляет собой один модуль, другие же, напротив, группируют их в несколько отдельных.

На Западе наблюдается бo2льшая стандартизация в этом вопросе. Во-первых, практически все производители очень четко позиционируют свои продукты, даже разные по мощности версии в одном "модельном" ряду. При этом объясняется, на решение каких задач направлен тот или иной продукт и компаниям какого масштаба они его предлагают. Приводятся наглядные сравнительные таблицы, показывающие отличия различных модификаций по функциональности. При выходе новых версий конкретно описываются все новшества.

Во-вторых, название модулей унифицировано, т. е. все АСУП имеют одинаковый набор базовых учетных модулей. Это существенно упрощает не только их выбор и сравнение функциональности, но также внедрение и применение. Если пользователь уже научился работать с одной программой, то легко может перейти на другую, так как все они используют одинаковый подход к выполнению одинаковых операций, отличаясь глубиной проработки функций и оформлением интерфейса.


Малый бизнес и Internet

Internet, как известно, предоставляет огромные возможности для организации
контактов как с поставщиками и покупателями, так и между отделами территориально
распределенных предприятий. И поэтому западные поставщики АСУП для малого бизнеса
предлагают своим клиентам новые услуги, которые ранее были доступны только крупным
организациям.

Во-первых, это хостинг для виртуальных офисов. Некоторые программы даже содержат мастера для создания Web-сайтов и генерации каталога товаров.

Во-вторых, это услуги по поддержке полноценной схемы e-business с возможностью приема заказов и платежей с использованием кредитных карт. Данные, полученные в режиме on-line, затем передаются в настольные приложения пользователей.

Стоимость услуг хостинга составляет около $10 в месяц, а услуг по поддержке электронной коммерции — от $50 в месяц и зависит от функциональных возможностей виртуального магазина.

Будет ли снижаться стоимость
решений?

Андрей Балакин
директор отдела программного
обеспечения фирмы "ТФПК"

Думаю, что стоимость действительно
качественных решений вряд ли будет снижаться. Нынешний уровень цен на отечественные
программные продукты обусловлен исключительно низкой платежеспособностью
малых и средних предприятий, и с улучшением общей экономической ситуации
цены на ПО, наоборот, будут расти, приближаясь к своему реальному значению.

Виталий Тищенко
генеральный
директор компании ABBYY Ukraine

В отношение цен, пожалуй, можно говорить
о снижении совокупной стоимости использования ПО в случае внедрения либо
создания индивидуальных решений на базе типовых за счет совершенствования
последних. С другой стороны, требования клиентов к функциональности разрабатываемых
индивидуальных систем возрастают, что тоже не может не сказываться на цене.

Александр Лозовой
коммерческий
директор компании "АБ Система"

Стоимость решений, на наш взгляд,
снижаться не будет (скорее, наоборот). Вообще, уменьшение цен на ПО для
автоматизации возможно только в двух случаях: на продукты предыдущего поколения,
которые постепенно снимаются с продаж, или если компании необходимо завоевать
часть рынка либо увеличить существующую долю.

Помимо этого, все больше появляется организаций, предлагающих учетные системы
с online-доступом и помесячной оплатой (ASP). Наиболее известная — NetLedger,
но у нее уже есть конкуренты как из числа других Internet-компаний, так и из числа
поставщиков традиционных программных продуктов. Фирмы Intuit и Peachtree предлагают
онлайновый сервис своим пользователям, причем последние могут вводить данные в
WWW, а затем их синхронизировать с собственными настольными приложениями. Стоимость
услуг колеблется от $5 до $15 в месяц для одного пользователя.

В Украине это пока мало применимо по разным причинам. Тем не менее предпосылки есть.

Многие фирмы (в том числе и малые) выполняют обмен данными (остатки на складах, заказы и т. д.) в режиме off-line. Перевод данной схемы в on-line, как говорится, дело техники, поскольку сам бизнес-процесс уже организован. Помощь в этом могли бы оказать разработчики АСУП, запустив схему, аналогичную той, что используют их западные коллеги. Тем более что практически все они трудятся в этом направлении, а уже существующие продукты поддерживают импорт/экспорт документов в различные форматы (в том числе HTML и XML).

Есть интересные решения и в плане онлайн-доступа к приложениям. Так, киевская
компания "Тессарт"
предлагает проектно-ориентированную систему для планирования и учета рабочего
времени. В России, например, "Лабораторией
ИСТ"
реализован онлайновый доступ к своей АСУП для средних предприятий.
Оба решения свободно распространяются для тестирования на сайтах разработчиков.
Естественно, для полноценного оказания ASP-услуг нужно обеспечить и скоростной
доступ к приложению, и соответствующий уровень безопасности информации.

Как не ошибиться в выборе.
Вместо эпилога

Как видно, ситуация, сложившаяся в настоящее время на отечественном рынке
финансово-экономического ПО для малых предприятий, отнюдь не упрощает проблему
выбора подходящего программного продукта, поэтому мы решили опубликовать несколько
рекомендаций.

1. Определите свои потребности.

А именно: нужны ли вам управленческие функции или достаточно только учетных, какую информацию следует регистрировать при оформлении хозяйственных операций, нужно ли вести учет в двух валютах, планировать производство и строить консолидированную отчетность или достаточно только подготовки отчетов для налоговой инспекции? Есть ли необходимость в интеграции с Excel, Word и Internet? Определив свои сегодняшние потребности, постарайтесь спрогнозировать, как они могут измениться в ближайшее время (год-два).

От полученных на данном этапе результатов будут зависеть ваши требования к функциональности программного продукта.

2. Определите объем, местонахождение и содержание информации, которую необходимо обрабатывать.

Сколько существует рабочих мест, где вводится первичная информация о хозяйственных операциях, а сколько тех, где она обрабатывается и анализируется? Где территориально расположены эти места?

От ответов на эти вопросы зависит количество рабочих мест приобретаемой АСУП, их ориентация на определенный вид деятельности, а также потребность специальных решений для организации обмена информацией с удаленными подразделениями и поддержка различного технологического оборудования (ЭККА, сканеры штрих-кодов и т. д.).

3. Определите свои информационные возможности.

Какой технический уровень имеющейся у вас компьютерной техники? Придется ли вам работать с устаревшей техникой? Насколько подготовлен ваш персонал? Для использования каких программно-аппаратных платформ их знаний достаточно, а в каком случае необходимо дополнительное обучение или даже прием на работу новых сотрудников?

От этой информации будут зависеть, во-первых, ваши требования к архитектуре программного продукта и программно-аппаратной платформе, на которой он работает, а, во-вторых, сможете ли вы внедрить его самостоятельно или потребуются услуги сторонних специалистов.

4. Определите, по каким количественным показателям вы сможете оценить эффект от внедрения АСУП.

Например, вы планируете, что увеличится товарооборот, снизится уровень запасов на складе или просто уменьшится количество ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтер сможет уходить с работы вовремя, даже в период подготовки годового отчета, что, в принципе, тоже очень важно. Определите, за счет каких именно возможностей АСУП произойдут эти изменения.

Эта информация повлияет как на функциональность приобретаемого продукта, так и на размер денежной суммы, которую вы на это выделите.

5. Постарайтесь найти АСУП, в которой уже реализовано максимальное количество необходимых вам возможностей.

Попробуйте найти готовое решение, подходящее вам на 100%, стоимость которого соответствует выделенным средствам. Если такового не нашлось, вернитесь на этапы 1—3 и постарайтесь определить, насколько вам нужны те функции, которых недостает. Если они необходимы, то пересмотрите ценовой диапазон. Если вам все равно не удалось найти подходящую программу, тогда нужно изучить, какие средства для модификации силами ваших специалистов есть в наиболее подходящей системе. Также имейте в виду, что стоимость услуг по доработке и внедрению АСУП составляет в среднем не меньше ее первоначальной стоимости. Будьте осторожны, если поставщик предлагает платные услуги по оценке применимости своего программного продукта на вашем предприятии. Ведь в этом случае речь идет лишь о выборе, а не о внедрении АСУП.

6. Обязательно оцените сложность программного продукта.

Действительно ли это "коробочная" программа и вы сможете внедрить ее самостоятельно, без привлечения сторонних специалистов? Если есть возможность, постарайтесь получить у поставщиков оценочную (trial) версию продукта. В отличие от демонстрационной, она позволяет вести полноценную работу в программе в течение определенного периода времени (обычно от месяца до трех), по окончании которого в случае приобретения рабочей версии вы сможете перенести в нее все введенные данные. Как правило, такие программы либо бесплатны, либо обойдутся в очень условную сумму, которую разработчики обычно учитывают при приобретении полнофункционального продукта. Но не нужно набирать слишком много таких версий, так как это только усложнит задачу выбора подходящей программы.

7. Обязательно выясните, на каких условиях предоставляются обновления.

Как в случае изменения законодательства, так и по инициативе разработчиков, например для расширения функциональности продукта. При всей внешней схожести процессов это — "две большие разницы". Уточните, какие версии своих программных продуктов разработчики поддерживают в случае изменения законодательства: только текущую или включая и предыдущую (а также сколько версий и как долго). Выясните, во сколько вам обойдется расширение функциональности, увеличение количества рабочих мест, переход на клиент-серверную версию. Сколько стоит используемая СУБД и приобретение дополнительных рабочих мест для нее, консультации и обучение, устранение неполадок и т. д. Эта информация избавит вас от "сюрпризов" в будущем.

8. Постарайтесь как можно больше узнать о выбранном вами программном продукте.

По возможности возьмите у поставщика координаты организаций (желательно соответствующих профилю вашего предприятия), которые уже применяют данный продукт. Постарайтесь узнать: как долго они его используют, насколько сложно/легко проходило внедрение, довольны ли они работой программы, были ли какие-нибудь проблемы с ее функционированием, удовлетворены ли они службой поддержки разработчиков? Попробуйте также выяснить, какие программные продукты используют ваши партнеры и конкуренты.

Собрав и проанализировав всю эту информацию, вам останется сделать последний, но самый важный шаг — выбрать программный продукт.

Правильных вам решений.

P. S. В данный момент автором проводится полномасштабное исследование украинского
рынка АСУП для малых предприятий, более подробную информацию о котором можно найти
на сайте www.BusinessEngineering.com.ua.

E-mail автора:
uiiac@mail.ru


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: