Статьи
Автомобиль будущего: большой смартфон с колесами

Автомобиль будущего: большой смартфон с колесами


connected

Информационные технологии проникают буквально во все сферы нашей жизни и меняют их до неузнаваемости. Ну кто мог предсказать ещё пару десятков лет назад, что обычный телефон сначала отвяжется от проводов, а потом вообще превратится в незаменимого электронного помощника, заменившего собой с десяток различных устройств? Нечто подобное происходит сейчас с автомобилями.


Возможно, это еще не слишком заметно, но мы стоим на пороге великой автомобильной революции, которая в корне изменит этот вид транспорта. Пройдет совсем немного времени, и на сегодняшние машины будут смотреть примерно так же, как мы сегодня смотрим на первые экипажи, сошедшие с конвейеров завода Форда. “Смотри, сынок, раньше люди крутили этот бублик спереди, чтобы показать машине, куда ехать. И вообще, автомобиль был настолько глупым, что с ним даже не о чем было поговорить, представляешь?” — такие диалоги станут реальностью совсем скоро.

В этой статье мы хотим познакомить вас с некоторыми перспективными автомобильными технологиями самого ближайшего будущего. Некоторые из них уже внедряются в серийное производство, другие существуют пока только в виде концептов и выставочных образцов. И, следуя тематике сайта, мы сосредоточились именно на информационных технологиях, оставив всё, что связано с топливом, двигателями и другими узлами автомобиля, за рамками статьи.

Connected car

В настоящее время еще не существует устоявшейся терминологии и даже общепринятого названия “умных” автомобилей будущего, но чаще всего они обозначаются как “connected car”. Это подразумевает прежде всего полное проникновение электроники во все узлы автомобилей, а также постоянное скоростное подключение к всемирной сети для обмена данными.

Обычно такой автомобиль имеет центральный вычислительный блок, который обеспечивает множество различных функций, описание которых вы найдёте чуть ниже. А вот какая операционная система будет использоваться в автомобиле, единого мнения ещё не существует. Компания Google в январе 2014 года объявила о создании Open Automotive Alliance, в который вошли сначала Audi, General Motors, Honda и Hyundai, а позже присоединились и другие крупные автопроизводители. Этот альянс видит в качестве программной начинки ОС Android, и на сегодня, пожалуй, это самый мощный претендент на лидерство. Не прочь померяться силами и Apple, представившая в марте 2014 года на Женевском автосалоне свою систему под названием CarPlay. А Ferrari, Mercedes-Benz и Volvo уже заявили о скором выходе машин с ее полной поддержкой. Гораздо менее перспективно выглядит проект Microsoft. Хотя работа над Windows Embedded Automotive началась раньше всех конкурентов и протекала в сотрудничестве с Ford, большого распространения она не получила и вряд ли будет применяться в автомобилях будущего.

Итак, давайте посмотрим, что же умеют “умные” автомобили уже сегодня и что научатся делать в самом ближайшем будущем. Для удобства читателей мы разбили все многочисленные возможности “умных” автомобилей на несколько разделов, соответствующих основным областям применения.

Управление

Самое ожидаемое нововведение в этой области — это полностью беспилотные автомобили. Компания Google значительно продвинулась в этом направлении, и её усилиями в нескольких штатах уже адаптировано соответствующим образом законодательство. Однако значит ли это, что скоро мы сможем сесть в машину, сказать автопилоту нужный адрес и спокойно читать газету до самого прибытия?

К сожалению, нет. Вернее, пока нет. Полностью автоматическое управление является слишком сложной задачей, с которой компьютерный разум способен справиться только в специально созданных условиях. В городской обстановке с насыщенным трафиком, не всегда идеальными дорогами и непредсказуемыми водителями полагаться на автопилот ещё рановато. Хотя на автобанах он действует вполне надёжно.

Впрочем, уже сейчас кремниевым мозгам вполне по силам выполнять более простые, но не менее полезные задачи. Например, вовсю используются различные системы предупреждения об опасности, распознавания и оповещения о дорожных знаках, автоматической парковки и так далее.

Другими словами, автоматика пока выступает в роли полезного ассистента водителя, выполняющего отдельные операции. Но с каждым годом таких операций будет все больше, и уже совсем скоро водитель может оказаться в роли помощника, приходящего на выручку только в особо сложных случаях.

Навигация

Сегодня никого уже не удивишь системами навигации, которые способны находить дорогу даже в самых отдаленных местах планеты. Однако навигаторы будущего, научившись обмениваться данными с другими информационными системами, будут выглядеть совершенно по-другому.

Новые системы навигации смогут собирать данные о привычных маршрутах своего хозяина и предугадывать его желания. Например, если вы ездите каждое утро на работу, в обед забираете детей из школы, а вечером по средам и пятницам заезжаете в спортзал, то система навигации запомнит это и заблаговременно подготовится к поездке. Будет заранее получен прогноз погоды и сводка о состоянии на дорогах, проложен оптимальный маршрут и даже включена ваша любимая музыка. Все необходимые данные будут отображаться прямо на лобовом стекле водителя примерно так, как это делается сейчас в кабинах военных истребителей.

Ещё одним глобальным направлением, по которому идет развитие навигационных систем будущего — это их интеграция в общее информационное поле. Такие автомобили смогут получать информацию не только от спутников геопозиционирования, но и от других автомобилей и даже элементов инфраструктуры. Например, при приближении к светофору автомобильная компьютерная система еще за несколько сот метров будет знать о режиме его работы, а также о количестве и скорости едущих впереди автомобилей. Обработав эти данные, навигатор легко подскажет водителю правильный режим движения не только с точки зрения безопасности, но и для экономии топлива.

Не менее интересно выглядят системы активной безопасности, которые внедряются уже сегодня. Например, BMW’s Emergency Stop Assistant в состоянии отслеживать с помощью сенсоров окружающую дорожную обстановку и поможет избежать неожиданной опасности, а если все же случилось дорожное происшествие, то тут же вызовет аварийные службы.

Диагностика машины и водителя

Современные автомобили представляют собой настолько сложный механизм, что отслеживанием состояния различных его частей давно уже занимается электроника. Ни для кого не является открытием, что машина в состоянии подсказать своему владельцу о необходимости смены масла, фильтров или о выходе из строя какой-нибудь детали. Но автомобили будущего смогут не менее тщательно отслеживать и состояние организма водителя. Монитор пульса в руле проследит за состоянием здоровья, датчик моргания на зеркале заднего вида не позволит заснуть, а анализатор дыхания не оставит ни одного шанса для любителей выпить. Если система решит, что ваше состояние не позволяет вам управлять автомобилем, она просто не даст его завести. А если вам станет плохо в процессе движения, то включится автопилот, который мягко припаркует машину возле обочины.

Не менее бурно развиваются противоугонные системы. Если наша машина будет напичкана датчиками, то почему бы не встроить еще один, который будет определять личность водителя. Некоторые компании склоняются к идентификации по сетчатке глаза, другие идут по стопам iPhone и собираются использовать ваши отпечатки пальцев. Важно лишь то, что теперь никакой злоумышленник не сможет открыть и завести ваш автомобиль. А если вы захотите доверить управление другому лицу, то ничто не мешает добавить его данные в бортовую систему примерно так, как вы создаёте еще одного пользователя на компьютере.

Развлечения

В этой области проникновение компьютерных технологий выглядит наиболее быстрым и органичным. Благодаря постоянному скоростному доступу в Сеть совсем скоро автомобиль превратится в настоящий центр развлечений, предлагающий своим пассажирам возможность смотреть видео, слушать музыку, работать в интернете, общаться с друзьями. Например, в рамках совместного проекта компаний Volvo и Ericsson на основе платформы Ericsson Service Enablement уже сегодня предлагаются следующие функции.

● Мультимедийная система Sensus Connect, поддерживающая все современные форматы;
● Удаленное обновление мультимедийной системы. Таким образом, программное обеспечение автомобиля будет улучшаться точно так же, как сейчас вы получаете новую версию прошивки для своего телефона.
● Bluetooth-связь в автомобиле, благодаря которой водитель имеет возможность отвечать на звонки, не отвлекаясь от дороги.
● Голосовое управление бортовым компьютером по типу Siri – от «сыграй мою песню» до «найди ближайшую заправку».
● Специальные приложения для управления некоторыми функциями своего автомобиля с помощью смартфона.

Это только пример мультимедийных возможностей автомобиля, которые доступны уже сегодня. В будущем, можно не сомневаться, они будут значительно расширяться.

Заключение

Итак, как же будет выглядеть поездка на автомобиле будущего?
Утром, за несколько минут до вашего прихода, ваш автомобиль сам проснется, проверит все системы, установит комфортную для вас температуру в салоне, включит любимую радиостанцию и запросит информацию о дорожной обстановке по ходу предполагаемого маршрута. Когда вы займете свое место, система спросит о вашем самочувствии и проверит его с помощью встроенных датчиков. По ходу движения водитель будет получать оперативные подсказки, которые позволят добраться до нужного места не только самым быстрым, но и наиболее безопасным и экономичным способом. А в некоторые моменты можно будет полностью отдать управление автопилоту. По прибытии на место человек просто выходит и идет по своим делам, а автомобиль сам паркуется на свое место.

Как видите, ничего фантастического в нарисованной картинке нет. Все эти технологии уже существуют и даже кое-где работают. Вопрос стоит не в отсутствии необходимых технологий, а только в том, как быстро мы сможем адаптироваться к умным автомобилям и сколько мы готовы за это заплатить. Ведь смартфоны тоже когда-то казались фантастикой, не правда ли?


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: