Рубрики Статьи

Автомобильный рынок Украины: итоги 2022 года, планы на 2023 год

Опубликовал
Роман Мельниченко

Прошлый год был для Украины непростым – и это очень мягко сказано. Но ведь Украина выстояла! Как выстоял и рынок новых автомобилей. Чем завершился 2022-й, какие тенденции проявились в течение года, чего ждать в новом 2023-м? Сейчас расскажу подробно.

Итоги 2022 года на автомобильном рынке Украины

Рынок новых автомобилей в Украине упал, но не исчез. Всего в 2022 году было продано более 40 тыс. новых легковых автомобилей – это на 61% меньше показателя 2021-го. Если добавить легко-коммерческие автомобили (LCV), то общая цифра будет больше, но падение рынка будет еще тяжелее: в общей сложности реализовано почти 44,4 тыс. автомобилей (легковые + коммерческие), это «минус» 62% по отношению к показателям 2021-го.

Итоги 2022 года для рынка новых автомобилей в Украине: всего продано новых легковых автомобилей – 40 076 единиц, всего продано легко-коммерческих автомобилей (LCV) – 4 285 единиц. Рынок упал больше чем на 60% по сравнению с результатами 2021 года. Но интересная тенденция – последний месяц 2022-го (декабрь) принес рост на 28% по сравнению с предыдущим месяцем (по данным AUTO-Consulting). Но благодаря чему?

Похоже, благодаря налаживанию поставок автомобилей. Ведь в целом история 2022 года для автомобильного рынка Украины выглядела так: провал в марте, начало стабилизации в апреле-мае, выход на определенное «плато» летом и в начале осени.

Курс English For Tech course від Enlgish4IT.
Лише 7 тижнів по 20-30 хвилин щоденного навчання допоможуть вам подолати комунікативні бар'єри. Отримайте знижку 10% за промокодом ITCENG.
Дійзнайтеся більше

Наверное, рост рынка мог быть лучше, если бы не проблемы с поставками новых партий автомобилей. Ведь за весну и лето выкупили почти все автомобили, ввезенные до начала полномасштабной войны, однако новых поставок не было: из-за опасений производителей автомобилей, из-за проблем с логистикой.

В этом положении выиграли те, кто смог быстро наладить поставки. В конце концов, сейчас большинство операторов рынка говорят о возобновлении поставок автомобилей, как уже свершившийся факт. Вопрос только в терминах: будь то в конце 2022-го или в начале 2023-го. Поэтому первые зимние месяцы и весна нового года могут подарить очередной скачок продаж. А дальше – верим в ВСУ и победу!

Самыми популярными автомобилями по итогам 2022-го стали автомобили Toyota: здесь сработало известное имя, широкий модельный ряд, развитая сеть дилеров – а также быстрое возобновление поставок! Кроме того, представители бренда Toyota работали над расширением модельной линейки: запуск Toyota RAV4 Adventure, активные продажи Toyota Land Cruiser 300, а также выход на украинский рынок автомобилей родственного бренда – новых Lexus LX и Lexus NX. Итог ожидаемый: в течение 2022 года реализовано более 7 тыс. автомобилей Toyota (и еще почти 800 единиц Lexus), самой популярной моделью стал кроссовер Toyota RAV4.

Второе место в общем зачете брендов занимает Renault (продано более 5,1 тыс. автомобилей), где бестселлером выступает хорошо известный автомобиль Renault Duster. Далее следует отметить Volkswagen (реализовано 3,4 тыс. автомобилей), SKODA (2,8 тыс.), Hyundai (2,6 тыс.) – вот вам и ТОП-5 самых популярных брендов на рынке новых автомобилей по итогам 2022 года.

Несмотря на сложную ситуацию, автомобильный рынок Украины получил много интересных и важных новинок: Nissan Qashqai, Honda HR-V, Lexus NX, Volkswagen T-Roc R-Line, Toyota RAV4 Adventure. Все они должны дать мощный толчок продажам в ближайшее время. А еще удалось познакомиться и рассказать о таком эксклюзиве, как Volvo XC60 Polestar, DS 9, SKODA Enyaq, Nissan Ariya, Citroen Ami Cargo.

Кстати, об электромобилях. Несмотря на все проблемы с электроэнергией (но вспомните и топливный кризис весны 2022-го), они находят все новых и новых покупателей. Причем наиболее популярным электромобилем по итогам 2022 года стал Volkswagen ID.4 – продано 1 230 штук: например, это по сравнению с результатами Toyota Land Cruiser Prado и SKODA Kodiaq. Вторым по популярности электромобилем стал DongFeng X-NV (Honda HR-V) – реализовано 609 штук: это по сравнению с результатами Kia Sportage или Mercedes GLE.

Тенденция ясна: электромобили из Китая приходят на украинский рынок и постепенно занимают все более заметные позиции. Этому способствует как соотношение характеристик и стоимости, так и широкий модельный ряд от разных брендов.

Электромобили из Китая приходят в Украину в разном виде – как местные версии уже известных моделей от глобальных игроков, так и полностью свои собственные электрокары. Вот разные примеры: Volkswagen ID.4, Toyota Izoa EV (C-HR EV), DongFeng E11K, BYD e2. Но электромобили из Китая – это была не единственная тенденция авторынка 2022 года.

Состояние дилерской сети и помощь от автомобильных компаний

Итак, некоторые тенденции автомобильного рынка Украины в 2022 году уже понятны: провал в марте-апреле и определенная стабилизация летом, проблемы с поставкой автомобилей, популярность китайских электрокаров. Еще одной важной тенденцией стала работа дилерской сети.

С первых дней полномасштабной войны многие дилерские центры закрылись. Но затем постепенно возобновили работу – сначала сервис (большинство уже в марте), далее открылась и возможность покупки автомобилей.

Конечно, дилерская сеть понесла потери. В большинстве компаний-брендов пострадали дилеры в Херсоне, Николаеве, Запорожье, Краматорске, Харькове, Мариуполе – они были разграблены и повреждены. Некоторые дилеры уже возобновились и начали работу, другие полностью разрушены.

Однако есть новые открытия: плюс восемь дилеров для Stellantis Украина (Peugeot, Citroen, Opel), плюс один дилер для Mitsubishi, плюс сервис-партнеры для Suzuki. Такие примеры увеличения дилерской сети даже во время полномасштабной войны не единичны.

Кроме того, компании активно помогали украинцам. Обычно на уровне компании-производителя автомобилей выделялись большие средства (вплоть до 1-1,5 млн. евро), которые поступали на счета различных благотворительных фондов. Было передано много автомобилей для использования в ВСУ или других силовых структурах: счет от 15-17 до 160 автомобилей общей стоимостью 2,3 млн. евро.

Некоторые местные импортеры (например, Stellantis и Hyundai) организовали бесплатное обслуживание и ремонт автомобилей критической инфраструктуры или военных. Завод «Еврокар» (SKODA) использовался в качестве гуманитарного хаба для передачи грузов, также здесь проживало около 300 человек, из которых 30 – это дети. Каждый помогал, как мог.

Возможно кого-то не вспомнил (уж извините), но реально все автомобильные компании делали и вносят свой вклад в будущее Украины. Кто как может: жилье для людей и детей, бесплатные ремонты или обслуживание техники, передача денег и автомобилей, поддержка благотворительных инициатив. Это шаги к победе на гуманитарном фронте – хочется верить в успешное развитие Украины. Где, среди прочего, будут новые хорошие автомобили.

Планы на 2023 год: какие новые модели ждем в Украине?

Начнем с лидера 2022 года – компании Toyota. Тем более что эта же компания является лидером по запуску первой новинки: речь касается кроссовера Toyota Corolla Cross, занимающего промежуточное положение между Toyota Yaris Cross и Toyota RAV4. Рекламная кампания модели Toyota Corolla Cross уже стартовала, известная стоимость при заказе в производство – от 1,4 млн. грн.

Также в скором времени (февраль-март) должен приехать его конкурент – кроссовер Suzuki S-Cross, заменяющий популярную модель SX4. Пусть даже Suzuki будет несколько меньше Toyota и не столь мощным, но наверняка окажется и более доступным по цене.

И вообще – японские компании готовят очень много интересных моделей для Украины: совершенно новые поколения Mitsubishi Outlander и Nissan X-Trail (уже начат прием заказов), обновлены модели Nissan Juke и Nissan Leaf, летом должен приехать премиум-кроссовер Mazda CX-60 (будет позиционироваться выше модели CX-5). А еще нас ждет новый Lexus RX.

Достойную конкуренцию последнему наверняка составит обновленный крупный кроссовер Volkswagen Touareg. А ему компанию составит также обновленный, но самый маленький кроссовер Volkswagen T-Cross, также должен появиться совершенно новый Volkswagen Tiguan. Кроме того, любители VAG-группы могут рассчитывать на электромобиль Audi Q8 e-tron, новые SKODA Kodiaq и SKODA Superb, обновленные модели SKODA Scala и SKODA Kamiq.

В общем, европейские бренды тоже подготовило много интересного для Украины – только успевайте считать: совершенно новые автомобили Peugeot 408, Peugeot 308 и 308 SW, DS 4, обновленные модели DS 7 и DS 3, новые версии Land Rover Defender 130, MINI Clubman и MINI Countryman, расширение гаммы культового спорткара Porsche 911.

Некоторые автомобили – например, новый хэтчбек Opel Astra и обновленный кроссовер Citroen C5 Aircross – уже успели получить украинские прайсы и направляются к нам. А еще есть новинки Hyundai: Palisade, i10 и i30, IONIQ 6, проч.

Обещано множество интересных автомобилей: новые модели и обновления, спортивные и электрические модели, компактные и большие, недорогие и роскошные. В конце концов, надеемся, что все это позволит не просто удержать рынок новых автомобилей в Украине, а даже его увеличить: многие импортеры осторожно говорят о прогнозе в 60 тыс. автомобилей на 2023 год.

Конечно, все будет зависеть от ситуации на фронте и успехов ВСУ; то верим и надеемся. Однако не просто верим, но и активно помогаем – для нашей общей победы!

Disqus Comments Loading...