Обзоры
Беспроводная альтернатива
0

Беспроводная альтернатива


Все знают, что от монополизма страдает потребитель. Не всегда хорошее качество городской телефонной связи, трудности с подключением и его высокая стоимость, ошибки в счетах за услуги — эти проблемы известны всем. Но в данном случае мы имеем дело с монополизмом не столько оператора, сколько технологии.


Добавим к безрадостной картине совсем еще недалекого прошлого ситуации, когда
установить проводной телефон было физически невозможно. Это не обязательно касалось
отдаленных от центров цивилизации зданий вроде дач, деревенских домов, загородных
особняков — проблемы возникали даже в городе. Например там, где прокладка абонентского
кабеля запрещена (памятники архитектуры), просто "не положена" по традиции
(общежития) или невыгодна из-за временного статуса объекта (строительные площадки,
киоски). А как быть при переезде? Сохранить старый телефонный номер в новой квартире
попросту удобно, а в офисе — еще и выгодно, так как в раскрутку "фирменных"
номеров зачастую вкладываются большие деньги. Заметим, что все легкозапоминающиеся
номера в сети "Укртелеком" уже заняты.

И такое положение вряд ли изменилось бы в обозримом будущем, если бы не появилась альтернатива в виде беспроводной связи. Отличным решением для всех таких случаев мог бы стать телефон от одной из молодых фирм, предоставляющих альтернативную связь по беспроводным технологиям, не "привязывающим" аппарат намертво к месту его установки, не требующим дорогостоящей прокладки кабеля и не зависящим от природных катаклизмов, от которых нередко страдают провода и кабели.

Какие же есть альтернативы?



Стационарный телефон стандарта
CDMA очень похож на обычный. Но провод, ведущий к розетке, здесь заменяет
радиоантенна

Первой стала мобильная сотовая связь стандартов
NMT, DAMPS, а сегодня — GSM. Решение очевидно: покупаем "мобилку".
Благо терминалы сильно подешевели в последнее время, а подключение и вовсе бесплатно,
так что теперь их могут себе позволить многие. Функциональность и удобство мобильной
связи пригодятся и дома, ведь гораздо проще вытащить трубку из кармана, чем идти
в другую комнату к телефону, прикованному проводом к стене. Но радость по поводу
комфорта рассеется в конце месяца, когда придет счет за услуги или когда просто
закончатся деньги на счету предоплаченного сервиса. А произойдет это ой как скоро.
Можно, конечно, отсылать SMS, но "немая" связь никак не подходит для
домашнего телефона. Так что, если вы пользуетесь сотовым телефоном относительно
немного и без большого ущерба для своего бюджета можете оплатить его, такой вариант
будет вполне приемлемым.

Намного интереснее стационарная связь в стандарте IS-95, основанном на технологии CDMA. Несмотря на то что подобные системы давно и успешно работают во многих странах мира, в Украине их внедрение только начинается.

Самой первой — в декабре 2000 г. — введена в эксплуатацию харьковская сеть компании
"Велтон телеком".
В то время компания уже была известна в городе как оператор проводной связи и
Internet-провайдер. На сегодня развернуты сети в Киеве (март 2001 г.) и Днепропетровске
(июль 2001 г.), и на этом свое расширение компания прекращать не собирается. В
Киеве также работает официальный дилер "Велтона" — A&G
Consulting Group
.

Уже через месяц после начала работы харьковской фирмы в Киеве свою сеть открыла
(апрель 2001 г.) International Telecomunication Company, предоставляющая услуги
стационарной телефонной связи под маркой "CDMA
Украина"
. Установив необходимое количество базовых станций, компания
покрыла не только сам город, но и 50-километровую пригородную зону, а не так давно
— и Чернигов (октябрь 2001 г.). В скором будущем намечено обеспечить связь в
Житомире и Виннице, а в более отдаленной перспективе — по всей Украине.

Что выбрать?

Обе компании предлагают практически идентичные услуги: предоставление прямых городских телефонных номеров, выезд специалистов для настройки оборудования, междугородная и международная связь, удержание и переадресация вызова, конференц-связь, определение номера, факс, передача данных и др. К бесспорным преимуществам пакетов обоих операторов нужно отнести низкие повременные тарифы на городские разговоры, колеблющиеся в рамках 2—3 коп. за минуту (т. е. на уровне цен за услуги проводной связи!), и бесплатные входящие звонки.

Общие принципы подключения в "CDMA Украина" и "Велтон" также примерно одинаковы. Абонент вносит плату за активацию, оплачивает стоимость телефонного аппарата (можно, конечно, купить его отдельно, но оба оператора предлагают на выбор несколько моделей терминалов) и… начинает пользоваться связью. Естественно, подключаются только стационарные телефоны — лицензий на предоставление услуг мобильной связи в стандарте CDMA на сегодня ни у одного из операторов нет.

Многообразие тарифных планов позволит выбрать пакет, наиболее подходящий для нужд и по платежеспособности потенциального клиента.

У "Велтон" все пакеты предусматривают ежемесячную абонентскую плату. Правда, она невысокая (на момент написания статьи — всего 27 грн в месяц) и включает в себя стоимость 100 мин местных разговоров. "Велтон" предлагает два типа подключения: базовый "Стандарт" или так называемый "Бизнес-пакет". В первом случае абонент платит за подключение больше, но получает телефонный номер в собственность и может пользоваться связью без всяких ограничений, в частности волен разорвать контракт в любой момент.

В тарифных планах "Бизнес" подключение обходится гораздо дешевле (чем старше пакет, тем ниже стоимость), но зато телефонный номер передается во владение не сразу, а лишь по истечении некоторого срока (от 1 до 2 лет). Если перевести это условие на более привычную "мобильную" терминологию, то оно эквивалентно дополнительному соглашению о нерасторжении контракта на протяжении заданного времени. Кроме того, абонент обязан ежемесячно использовать услуги связи как минимум на определенную сумму. Это значит, что даже если вы наговорите меньше, все равно придется заплатить столько же. По истечении обусловленного срока абоненты автоматически переводятся в стандартный пакет. О том, в каких случаях выгодны пакеты серии "Бизнес", а в каких — нет, мы поговорим ниже.

"CDMA Украина" предлагает ряд тарифных пакетов, отличающихся стоимостью подключения, размером абонентской платы и повременными расценками, которые колеблются в пределах от 2 до 3 коп. за минуту городского разговора. В целом их организация такая же, как у операторов мобильной связи: есть разделение на бизнес- и не-бизнес-время, городские и внутрисетевые разговоры. Эта компания также предлагает две серии пакетов. В первую входят планы CDMA5 — CDMA8. Здесь обеспечивается подключение с прямым городским номером за довольно внушительную сумму, но без абонентской платы (CDMA5) или с абонплатой, сумма которой расходуется на оплату услуг связи. Фактически, здесь она представляет собой тот же минимальный уровень трафика, который применяется в пакетах серии "Бизнес" от "Велтон". Абонентам также предоставляется 100 бесплатных минут местных разговоров. Таких тарифных планов три: CDMA6, CDMA7, CDMA8. Чем больше номер пакета, тем меньше в нем абонплата, но выше стоимость подключения.

Тарифные планы "Эконом" от "CDMA Украина" более демократичны по цене. В "Эконом 1" первоначальный платеж не взимается, а в среднюю по размеру абонплату включена стоимость целых 3600 бесплатных минут. В "Эконом 2" предусмотрена небольшая плата за подключение, зато ежемесячно, кроме суммы за разговоры, удерживается всего 27 грн. Но в обоих случаях пользователь получает непрямой номер. Причем вызывается он не через "8" и код сети, как у операторов мобильной связи. У "CDMA Украина" непрямой номер четырехзначный, и, чтобы связаться с абонентом, нужно позвонить в так называемый Call-Center по телефону (044) 451-6151 и назвать оператору нужный непрямой номер. Еще можно позвонить по номеру (044) 451-7766, после звукового сигнала набрать 044-888 и далее — номер вызываемого абонента.

Уровень платы за подключение, которая взимается безвозвратно (т. е. не может быть использована в дальнейшем для оплаты услуг, как депозит у операторов мобильной связи), в общем случае довольно высок. У обеих компаний подключение в пакет с прямым городским номером, не предусматривающий ни высокой абонплаты, ни солидной минимальной суммы ежемесячного счета, стоит от 2000 до 3000 грн. Заметим, что компании развернули сети CDMA в нескольких городах Украины (ITC — в Киеве и Чернигове, "Велтон" — в Днепропетровске и Харькове), установив гибкую систему расценок, так что жителям областных центров активация терминала может стоить даже дешевле, чем киевлянам.

Как и с чем подключаться?

Процедура крайне простая: достаточно выбрать в магазине оператора понравившийся терминал и оплатить подключение. Его тут же запрограммируют, и он сможет работать в любой точке зоны покрытия. В случае возникновения трудностей установку на месте может выполнить специалист оператора, правда, уже за дополнительную плату. Но не следует забывать, что подключить можно лишь стационарный терминал.

Доступные в Украине беспроводные телефонные аппараты производства Qualcomm, Hyundai и LG практически не различаются между собой по функциональности — перевод и ожидание звонка, конференц-связь, индикация прихода голосовой почты, парольная защита от совершения исходящих звонков. Кроме того, есть возможность приобрести так называемые беспроводные терминалы, похожие на обычный телефон, но без трубки. К ним подключаются проводные телефоны в количестве до 5 штук. Правда, они представляют интерес, скорее, для небольшой фирмы, хотя, установив такой терминал дома и подключив к нему цифровой радиотелефон стандарта DECT, можно получить весьма интересную интеллектуальную систему связи.

Не будем скрывать, что цены на телефонные аппараты очень высокие — они начинаются примерно с 1500 грн. Чтобы снизить затраты, можно попытаться купить более дешевый (например, бывший в употреблении) аппарат самостоятельно. В принципе, следует ожидать, что стоимость стационарных терминалов CDMA по мере распространения услуги в Украине будет снижаться. Особенно сильно она может измениться, если в продаже появится аппарат от одного из отечественных производителей, который в данный момент проходит государственную сертификацию.

А Internet будет?

Интересным сервисом "CDMA Украина" является возможность беспроводного
доступа в Internet. Владельцам терминалов Hyundai HWP120, Hyundai HWT120, Qualcomm
QCT-1000, Qualcomm QCT-6000 даже не понадобится модем — в этих моделях уже есть
встроенный. Выход осуществляется через прямой канал к одному из киевских провайдеров
— Lucky Net или Global Ukraine. Достаточно просто подключить терминал к последовательному
порту (подробная
инструкция
), и скорость 14,4 Kbps вам обеспечена. Мало? Но это гарантированная
величина, не зависящая от погоды и расположения звезд, а ведь некоторые киевские
АТС не позволяют и такой.

В недалеком будущем "CDMA Украина" обещает увеличить канал до 144 Kbps. За одну минуту работы в Internet к обычной плате за связь придется добавить 2,4 коп. при подключении к Lucky Net (в пакетах CDMA6, CDMA7 и CDMA8 доплата не взимается) или 5 коп. — к Global Ukraine. "Велтон" лишь собирается начать деятельность в качестве провайдера, а пока позволяет подключиться на той же скорости 14,4 Kbps через любого другого. Но тогда между вами и Internet будут лежать проводные телефонные линии со всеми их недостатками.

Советы будущему абоненту

Для начала следует определиться, сколько вы сможете заплатить за подключение, и потом выделять каждый месяц на оплату услуг связи. Неплохо бы при этом представлять себе суммарное время разговоров, которые будет вести ваша семья на протяжении этого времени. Благодаря низким повременным тарифам излишне стеснять себя не нужно, однако значительная переоценка своих потребностей все же чревата заметным перерасходом денег.

Можно предположить, что семья из 2—3 человек вряд ли наговорит более 1000 мин за месяц. 2000 мин — это уже "норма" для большой семьи, а еще больше удастся использовать разве что в домашнем офисе. Сразу оговоримся, что здесь мы учитываем только телефонную связь — работа в Internet, в особенности свободный Web-серфинг, "скушает" намного больше эфирного времени.

Итак, вы — маленькая, но дружная семья, разговаривающая по телефону в свое удовольствие, но без излишеств (вроде двухчасовых задушевных бесед жены с подругами). Для вас оптимальными будут пакеты с минимальной абонплатой — CDMA5 от ITC и "Стандарт" от "Велтон". Правда, они имеют общий недостаток: начальные затраты (плата за подключение плюс стоимость телефона) в обоих случаях составят около 3800 грн. Если вы готовы заплатить больше, чтобы сэкономить в будущем, воспользуйтесь этим вариантом. Но уже при 1000 мин разговоров в месяц, что соответствует потребностям семьи из 3—4 человек, выгоднее выбирать тарифные планы с небольшим минимальным уровнем потребления. Это резко снизит начальные затраты при том, что средняя сумма месячного счета за связь будет примерно такой же, как в пакетах с низкой абонплатой, или даже меньше. Таким семьям лучше остановить свой выбор на CDMA8 от ITC или "Бизнес-Эконом" от "Велтон". Начальные затраты составят 2900—3100 грн, а в месяц будет расходоваться 130—140 грн. Заметим, что в ежемесячном минимальном уровне потребления услуг учитывается и оплата за междугородные разговоры, а выговорить 130 грн за месяц по тарифам "Укртелекома", имея родственников в других городах, не так уж сложно.

Эти пакеты остаются наиболее выгодными при количестве разговоров до 2—3 тыс. мин в месяц (сумма счета — 160—260 грн соответственно), что иногда достаточно даже для больших семей. Но если у вас дома разговаривают очень много, возможно, есть смысл присмотреться и к пакетам CDMA7 (ITC), и "Бизнес-стандарт" ("Велтон"). В них затраты составят 2500—2700 грн единоразово и минимум 250—260 грн — ежемесячно. Данные тарифные планы отлично подходят и для домашних офисов.

Для заядлых "интернетчиков" вариантов два: CDMA7 и CDMA8. Пусть не очень быстрый, но зато бесплатный доступ (в смысле — по цене внутрисетевого телефонного звонка, т. е. чуть больше 2 коп. за минуту) от Lucky.Net гарантирован всем абонентам этих пакетов. Схожие условия предлагаются и в тарифном плане CDMA6, но он выгоден только тем, кто проводит в Сети почти все свободное время и готов выкладывать за это свыше 400 грн в месяц (вместе с оплатой голосовой связи).

Что касается пакетов "Эконом" от ITC, то непрямой городской номер с ручным соединением — вещь довольно неудобная. Для тех, кто стеснен в средствах, вполне может подойти тарифный план "Эконом 2" с относительно недорогим подключением и невысокой абонплатой. Но истинное назначение данного пакета заключается в том, чтобы обеспечить связь в местах, где она нужна сравнительно редко. Например, на даче, где вы бываете по выходным, очень неплохо иметь телефон, пусть и с несколько неудобным дозвоном (с другой стороны, вы можете звонить так же просто, как и с городского номера), но за минимальную стоимость. В таких ситуациях пакет "Эконом 2" просто незаменим. А вот "Эконом 1" вряд ли можно порекомендовать. Хоть он и предлагает условия, очень выгодные с финансовой точки зрения, далеко не каждая семья выговорит 3600 мин за месяц, тем более, если дозваниваться до нее придется через оператора.

И напоследок "горячая" новость от ITC: в скором времени будут внесены изменения в тарифную политику "CDMA Украина". Планируется упразднить пакет "Эконом 1", а остальные получат названия, отражающие их уровень расходов и ориентацию на соответствующие категории абонентов. Немного поменяются и конкретные тарифы, но в общем наши советы останутся в силе, если, конечно, вместо старых названий пакетов подставить новые.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: