Обзоры
Блага сегментации: что может бюджетная модель Olympus E-PL1
52

Блага сегментации: что может бюджетная модель Olympus E-PL1

Обзор Olympus E-PL1

Компания Olympus начала сегментировать линейку беззеркальных компактных камер со сменной оптикой, выпустив модель E-PL1. При цене почти на треть меньше старших братьев этот аппарат новее и претендует на звание выгодной покупки. Так ли это, попробуем разобраться.

Почти все достоинства старшей модели за меньшую цену плюс встроенная вспышка и лучшее качество снимков до ISO 800 включительно

Размер матрицы накладывает отпечаток: большая ГРИП даже при открытых диафрагмах; технологические проблемы при создании широкоугольных объективов; все еще дорого для реальной конкуренции с хорошими компактными камерами и бюджетными зеркальными аппаратами

Интересное предложение для тех, кому нужна камера на каждый день, но пока еще не идеальный компаньон

Вердикт

 

 

Конструктив

Итак, перед нами беззеркальная камера со сменной оптикой. Визирование осуществляется по ЖК-экрану на задней панели, но он по-прежнему не поворотный. Если хотите, можете докупить замечательный электронный видоискатель, который подключается к аксессуарному порту на задней панели и устанавливается в горячий башмак (еще одно дополнительное устройство, подключаемое к этому порту, – стереомикрофон для записи звука при съемке HD-видео).

Чем отличается модель с индексом L (в понимании light – облегченная версия) от старшего брата? Внешне – немного меньшим по размеру и легким пластиковым корпусом, использованием более дешевых конструктивных (алюминиевый сплав) и отделочных материалов и наличием встроенной вспышки. Внутри изменений не так много. До 1/2000 с удлинилась минимальная выдержка, но этого значения вполне хватит многим фотографам (с учетом позиционирования аппарата, которым вряд ли станут выполнять специализированные съемки). Чувствительность снижена до ISO 3200. При этом размеры и тип матрицы, система фокусировки идентичны. Процессор обработки данных имеет тот же индекс, но в нем заложены более совершенные алгоритмы. Судя по всему, в E-PL1 используется менее агрессивный противомуаровый фильтр – на это указывает лучшая детализация по сравнению с E-P2.

К сожалению, из-за удешевления конструкции исчез не только электронный уровень, но и простой датчик положения – снятые в вертикальной ориентации кадры приходится поворачивать вручную.

Оптический стабилизатор, основанный на перемещении матрицы (значит, способный работать с любыми объективами) также несколько упрощен, но это скорее заметят покупатели двухобъективного набора, вторым в котором идет длиннофокусный зум 40-150 мм (80–300 в 35-мм эквиваленте).

Эргономика

Удерживать E-PL1 даже удобнее, чем старшую модель – сказывается наличие наплыва на корпусе под правую руку. Органы управления стали проще: причем и в значении «не такие крутые и навороченные», и в значении «можно быстрее изучить» (нет колесика выбора параметров, пятипозиционный джойстик также лишился кольца, кнопки сделаны прямоугольными), но это не особо сказывается на повседневных съемках, значительная часть которых проходит в автоматическом режиме. Те, кто переходит на E-PL1 с компактных камер, обнаружат знакомый подход – все управляется кнопками, но привыкшие к кольцам выбора параметров на зеркальной технике, конечно, будут ощущать их отсутствие. Поклонники конвергенции фото и видео оценят появление аппаратной кнопки, включающей запись видео.

ЖК-экран 3-дюймовый, но его разрешение на прошлогоднем уровне – 230 тыс. пикселов не дают полного представления о качестве снимка. При ярком солнце вероятность засветки высока, попытки закрыть ЖК-экран ладонью не всегда успешны, а если вы планируете снимать со штатива и фокусироваться в ручном режиме (с 10-кратным увеличением), то лучше сразу обзавестись черным покрывалом на манер фотографов XIX века.

К сожалению, карта памяти спрятана в батарейном отсеке, который расположен так, что открыть его, если камера установлена на штативе, невозможно.

Непрофессиональным пользователям будет полезен интерфейс «Фотогид», который помогает достичь определенных результатов, не углубляясь в азы фотодела.

Функциональность

По сравнению со старшей моделью добавился один фильтр, имитирующий эффект сепии, а режим Live View получил четыре типа направляющих, которые помогают начинающим кадрировать снимок.

Чтобы вы самостоятельно оценили скорость фокусировки, мы сняли два коротких видеоролика: первый иллюстрирует работу в условиях нормального освещения, второй – слабого. Субъективно по этому показателю камера хотя и уступает зеркальным аппаратам, но отставание абсолютно некритичное, особенно учитывая круг потенциальных покупателей.

Встроенная вспышка в поднятом положении находится довольно далеко от оптической оси объектива, что снижает вероятность появления эффекта красных глаз. Она также способна управлять внешними блицами.

По неизвестным причинам Olympus не снабдила камеру средствами дистанционного управления спуском затвора, как проводными, так и беспроводными. Чтобы избежать колебаний аппарата на длинных выдержках есть два таймера, на 2 и 10 с, но это, конечно, не заменяет в полной мере ДУ.

Компания Olympus выпустила для E-PL1 подводный бокс с возможностью работы на глубинах до 40 м, а также ряд аксессуаров для подводной съемки. Бокс снабжен механизмом, который помогает визуально заметить начало протечки, чтобы быстрее выбраться на берег и иметь больше шансов спасти камеру от попадания воды.

Возможности камеры в области съемки видеороликов совпадают с таковыми для старшей модели.

Качество снимков

Прежде чем перейти к тестированию с использованием аппаратно-программного комплекса Imatest, просто посмотрим на снимки. Кадры, сделанные при нормальном освещении, не вызывают никаких нареканий – отличная резкость, правильная цветопередача, шум не заметен – значительный шаг вперед по сравнению с компактными камерами. Однако алгоритмы камеры иногда пасуют в сложных случаях: при очень ярком солнечном свете (профессионалы, конечно, в такую погоду стараются не снимать или принимают дополнительные меры по снижению контрастности освещения) или, наоборот, при недостаточном освещении. Сравните несколько кадров, взятых непосредственно из камеры и RAW, просто открытых в Adobe Photoshop CS5 (они не подвергались дополнительной коррекции, кроме установки баланса белого, точек светов и теней, а также однократного повышения резкости).

Высокая чувствительность матрицы требуется не только в условиях явного недостатка света. Она используется и для укорочения выдержек с целью заморозить движение, и для диафрагмирования объектива, чтобы увеличить глубину резкости, когда можно рассматривать освещенность как достаточную. А что происходит, если света действительно мало?

Для исследования работы аппарата на высоких значениях чувствительности матрицы были сделаны несколько серий снимков стандартного тестового натюрморта. Обычно он освещается через два софт-бокса пилотными лампами накаливания. При этом для работы с ISO 800-3200 нужны выдержки 1/25-1/100 при диафрагме 1/8. Если искусственное освещение выключить, натюрморт будет освещен рассеянным светом от окна, отраженным от серых стен. Чтобы не увеличивать выдержку, на которой могут проявиться характерные для длительных экспозиций артефакты, диафрагма был открыта до 1/4,4, а диапазон выдержек получился 1/5–1/20.

Первое, что бросается в глаза на снимках с недостаточным освещением, – недостаток цвета. При этом экспосистема камеры в целом правильно определила параметры выдержки и диафрагмы. Нехитрые манипуляции в Photoshop очень быстро и без особых последствий для усиления шумов исправляют этот недостаток (достаточно в Lab повысить крутизну кривых a и b – попробуйте сами, сохранив файлы на свой компьютер). Конечно, динамический диапазон при таких условиях съемки сужается, но не настолько критично, чтобы отказаться от работы на ISO 1600. И 3200 с оговорками и при определенных навыках обработки файлов можно использовать.

Что говорят цифры? Измерения показывают, что по сравнению со старшей моделью снимки содержат меньше шумов при записи в JPEG. Встроенная система шумоподавления довольно эффективна и одновременно щадящая (при средних установках), но для работы с ISO 1600 и 3200 ее способностей уже маловато.

Распределение шумов
в тональном диапазоне,
файл JPEG из камеры (NR on)

Распределение шумов
в тональном диапазоне,
файл JPEG из камеры (NR off)

Распределение шумов
в тональном диапазоне,
RAW

Мы также поэкспериментировали с конвертацией RAW-файлов в Adobe Photoshop CS5 и заметили интересный момент. Конвертор Adobe отлично удаляет цветностные шумы (при установках Color 60, Color Detail 50) – намного лучше встроенных в камеру алгоритмов. При умеренных значениях Luminance 10, Luminance Detail 50, Luminance Contrast 0 Imatest рапортует о значительных шумах, заметны они и визуально, но и общая детализация кадра выше. Характер шума в Olympus E-PL1 (после удаления хроматической составляющей) напоминает пленочное зерно.

По сравнению с Olympus E-P2 результаты съемки выглядят заметно лучше в JPEG (детализация выше), в RAW преимущество новой модели не столь очевидно, но все же оно есть.

Выводы

Является ли Olympus E-PL1 идеальным компаньоном? Если закрыть глаза на несколько завышенную цену (один из посетителей нашего сайта метко назвал это "надбавкой за тренд"), то да. Причем довольны будут и профессионалы (если учесть, что сейчас доступны или станут доступными в ближайшее время ряд интересных объективов, кстати, не только от Olympus) и новички ("Фотогид" выводит простоту получения популярных художественных эффектов на новый уровень).

Технические характеристики

Матрица Live MOS, 13,1 Мп

Размер изображения 12,3 Мп (4032×3042 пикселов), 17,3×13,0 мм

Процессор TruePic V

Диапазон чувствительности 100–3200 ISO

Защита от пыли Ультразвуковой волновой мотор

Стабилизатор На основе сдвига матрицы, есть режимы для вертикальной и горизонтальной проводок

Фокусировка Ручная, автоматическая, автоматическая с ручной коррекцией, в т.ч. следящий автофокус на основе контрастности (11 или 225 зон, с возможностью ручного выбора

Визирование По ЖК-экрану или подключаемому электронному видоискателю, 100% охват кадра, 7х/10х-увеличение для наводки на резкость вручную

Экспозамер Оценочный, точечный, центрально-взвешенный, света, тени

Баланс белого 8 предустановок, цветовая температура, захват по серой карте, возможность тонкой настройки (+\- 7 единиц) по двум осям, предпросмотр при съемке

Диапазон выдержек 1/2000–60 с, ручная

Серийная съемка 3 кадра/с, RAW до 10 кадров, JPEG – от 12 кадров (зависит от параметров)

Форматы файлов RAW (12 бит), JPEG, RAW и JPEG (комбинации размеров и степени сжатия)

Поправка экспозиции +/- 3EV

Пользовательские настройки камеры 2 банка

Количество сюжетных программи 19

Арт-фильтры 8

ЖК-дисплей 3 дюйма, 230 тыс. пикселов

Карты памяти SD (SDHC)

Формат видео AVI Motion JPEG, HD 1280 x 720 (16:9) / SD 640 x 480 (4:3)

Формат аудио WAV, Stereo PCM/16 бит, 44,1кГц

Максимальное время записи 7 мин (HD), 14 мин (SD)

Акумулятор Литий-ионный BLS-1

Габариты 114,6×72,2×41,5 мм (без выступающих частей)

Масса 296 г (только корпус)

Продукт предоставлен Olympus

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: