Обзоры
Блеск и нищета KPT 6: стоит ли тратить деньги на его приобретение?
0

Блеск и нищета KPT 6: стоит ли тратить деньги на его приобретение?

Осенью прошлого года в "Компьютерном Обозрении" (№ 37, 1999) была опубликована статья "Как это делается в MetaCreations", в которой шла речь о серии подключаемых фильтров для графических редакторов KPT X. Из нее читатели узнали о KPT Equalizer, Gel и GOO, а также о стратегии компании по продвижению их на рынок. С тех пор многое изменилось, 15 ноября 1999 г. было объявлено о выходе новой серии фильтров KPT 6. Каково же было удивление автора, когда установив ее, он увидел среди прочих старых знакомых — Equalizer, Gel и GOO. Однако кроме них, в комплект вошли и новые модули. Именно об этом и пойдет речь.

Инсталляция KPT 6 происходит обычным для подключаемых фильтров образом — требуется указать соответствующую директорию графического редактора. Для минимального набора программ, документации, предустановок и дополнительных файлов потребуется около 70 MB дискового пространства. После запуска редактора в разделе меню Фильтры появляется новый подпункт, и KPT 6 готов к работе. Так как интерфейс и базовые приемы работы остались неизменными еще со времен выхода набора KPT 5, желающие могут освежить в памяти эту информацию, обратившись к публикации в нашем еженедельнике (№ 3, 1999).

Для того чтобы начался процесс инсталляции, требуется компьютер с процессором Pentium 166 и Windows 9x/2000 или NT4.0. Фильтры рассчитаны на работу с Photoshop версии 4 и старше. Однако минимально необходимой следует считать рекомендованную конфигурацию Pentium 233, 64 MB RAM. Фильтр Gel оптимизирован под инструкции процессора Pentium III.

Фильтры Equalizer, Gel и GOO не претерпели изменений. О том, насколько полезны другие, — судить читателям. Итак, все по порядку.

LensFlare, как ясно из названия, — генератор артефактов, вносимых многолинзовыми объективами фото- и видеокамер. В отличие от стандартного фильтра Photoshop предоставляет массу возможностей по настройке эффектов. В комплект поставки входит ряд предварительных установок, что заметно ускоряет работу.


Поскольку LensFlare реализует четыре базовых артефакта (свечение, гало, звездообразно расходящиеся лучи, собственно отражения линз), подбирая их комбинацию, автор имеет возможность не только сымитировать дешевую домашнюю камеру, но и решить совершенно самостоятельные изобразительные задачи. Для каждого типа индивидуально задаются интенсивность и масштаб, цвет и другие параметры. Центр применения эффекта позиционируется непосредственно на базовом изображении с помощью курсора мыши. Выполнять эту операцию намного удобнее, чем в Photoshop, поскольку KPT 6 позволяет выбирать один из трех размеров окна предварительного просмотра, а для достижения большей точности служит ввод цифровых параметров (правда, в процентах) смещения относительно центра изображения.

Следующим в списке идет фильтр Materializer. Его действие трудно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, он похож на встроенное в Photoshop семейство фильтров Texture, с другой — реализует эффект, аналогичный Emboss, с третьей — напоминает Displacement Map. Перечисление можно продолжать… Базовые принципы работы фильтра таковы: на основании исходного изображения и модификатора он генерирует картинку, руководствуясь пользовательскими настройками. В качестве модификатора может выступать как информация из исходного изображения (сведения о цветности, насыщенности или яркости, а также каналы R, G или B), так и внешний растровый файл. Именно последняя возможность позволяет реализовать множество эффектов — от имитации холста или бумаги до эмбоссированного текста или картинки. Автор регулирует параметры модификатора (масштабирование, поворот, сглаживание, относительное смещение), а также глубину смешения исходного изображения с модификатором, вносимые им искажения и т. д. Дополнительно можно загрузить карту окружения и управлять трехмерным освещением.


Заменить инструмент Free Transform, одновременно добавляя ему некую функциональность, почерпнутую из фильтра Planar Tiling (KPT 3), должен, по мысли разработчиков, Projector. Благодаря сетке и большим указателям углов изображения, этот фильтр облегчает трансформацию объектов. Еще одно его назначение — генерация анимации в виде файла формата AVI или MOV, а также последовательности кадров. При этом настраиваются частота смены кадров, их размер, продолжительность ролика. Возможно дополнительное размытие по алгоритму Motion Blur (3 степени). Фокусное расстояние виртуального объектива обозначается в условных единицах — чем меньше его значение, тем более он широкоугольный. Насколько полезен этот фильтр — покажет опыт. Его достоинства — наложение трансформированной картинки на исходную и регулировка качества рендеринга. А вот недостатков несколько. Во-первых, он работает только с плоскостями, а хотелось бы добавить и 3D-объекты, хотя бы примитивы, что уже реализовано в Photoshop (3D Transform). Во-вторых, для анимации используется только исходное изображение. Если бы Projector позволял заменять при вращении одну картинку другой, такой фильтр нашел бы применение, например, при обработке видеопоследовательностей (сложные шторки для цифрового монтажа) или создании анимированных элементов Web-страниц.

Загадочный фильтр Reaction создает на базе нескольких алгоритмов бесшовные текстуры, имитирующие, как сказано в документации, органические формы, а затем объединяет их с исходным изображением одним из 18 способов. В зависимости от настройки, текстуры могут подвергаться диффузии, уровнем которой также управляет пользователь. Несмотря на обилие параметров, в том числе и направления доминирующих элементов, этот фильтр вряд ли будет реально использоваться художниками: уж очень специфические картинки он генерирует. После множества экспериментов можно добиться изображения, отдаленно напоминающего технику горячего батика, но стоит ли овчинка выделки, ведь многие варианты есть возможность повторить, используя другие, более удобные, инструменты.

Два следующих фильтра достались MetaCreations в результате покупки компании RAYflect. Это SceneBuilder (бывший Photo Tracer) и SkyEffects. Первый представляет собой мини-редактор 3D, второй в точности повторяет фильтр Four Seasons. С точки зрения сотрудников MetaCreations, у дизайнера иногда возникает необходимость создать трехмерную сцену. Дабы не утруждать его изучением таких сложных пакетов, как 3D MAX или Carrara, и создан этот фильтр. Для сколько-нибудь серьезной работы он непригоден. Все, что реально можно сделать с его помощью, так это вставить готовый 3D-объект в имеющееся растровое изображение. Единственным оправданием включения SceneBuilder в набор KPT6 может служить довольно обширная библиотека заготовок, поставляемая на CD-ROM, которая занимает значительно больше места, чем инсталляционные файлы. Из этих заготовок всего за несколько минут вполне можно создать набор элементов для Web-страницы (особенно в Photoshop 5.5) или мультимедийной презентации. Подобно настоящему редактору, SceneBuilder позволяет текстурировать импортированные (поддерживается формат 3DS) объекты, назначать им прозрачность, рефракцию, отражение, использовать карты окружения, задавать параметры шести источников света и т. п. Этот фильтр можно приводить в качестве примера процесса реинжиниринга программного обеспечения. С одной стороны, интерфейс остался еще RayFlect’овский, но элементы управления, вызываемые нажатием правой кнопки мыши, уже полностью соответствуют принятым в MetaCreations стандартам и как две капли воды похожи на своих собратьев из Carrara.


SkyEffects служит для генерации фотореалистичного неба, облаков, радуги и прочих подобных явлений. И по качеству результирующего изображения, и по количеству параметров настройки он уступает флагманскому продукту MetaCreations Bryce 4, однако если учесть, что далеко не всем художникам каждый день требуются сверхреалистичные небеса, этот фильтр поможет сэкономить средства. Он рендерит картинку на основании маски, в том числе и нечеткой, поставляется с набором заготовок на все случаи жизни и окажется полезным при замене невыразительного неба на цифровом фотоснимке для малобюджетной рекламы на олеографически "красивый" закат.

Последним в списке идет фильтр Turbulence. Он генерирует в реальном времени двухмерные искажения исходной картинки, имитирующие круги от брошенного на поверхность жидкости предмета или волны. При этом исходное изображение может смешиваться с градиентной заливкой волны, что позволяет создавать психоделические картины. В результате понравившуюся фазу можно сохранить или записать на диск, анимационный ролик. А уж как использовать этот фильтр — пусть каждый решает сам. Возможно, после двух-трех запусков его постигнет судьба других малополезных модулей, благо конструкция KPT 6 прозрачная, все лежит в соответствующих папках и понятно именуется.

Ну а теперь самое время попытаться ответить на вопрос, вынесенный в заголовок. Стоит ли приобретать набор KPT 6, если на жестком диске уже установлены купленные через Internet в рамках программы KPT Х Equalizer, Gel и GOO, причем на них потрачено $100 (напомню, в течение первого месяца Equalizer был доступен для бесплатной загрузки, а затем предлагался в качестве бонуса при покупке Gel или GOO)? Большинство пользователей реально будут запускать лишь LensFlare, Materializer и, возможно, Projector, кроме Equalizer, Gel и GOO. Покупка всего набора через Internet без стоимости доставки и налогов обойдется в $130, владельцы лицензии на предыдущие версии потратят $99. Не столь привлекательно, как хотелось бы… Вероятно, имеет смысл поискать аналогичные фильтры в наборах других производителей.

Для тех, у кого нет фильтров серии KPT Х, покупка набора KPT 6 в любом случае будет выгоднее. Впрочем, как и другие продукты MetaCreations, фильтры — не панацея, а лишь инструмент, помогающий художнику реализовать в электронном виде свои идеи.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: