Обзоры
Цифровое фото: покой нам только снится…

Цифровое фото: покой нам только снится…


События, происходившие в индустрии цифрового фото в 2006 г., были столь же захватывающими и интригующими, что и годом ранее. Конкуренция между ведущими производителями не только не стала слабее, но еще больше усилилась. В результате мы увидели множество ярких новых моделей и отметили ряд весьма интересных тенденций, которые обязательно скажутся на рынке цифровых фотоаппаратов уже в ближайшем будущем.

Сразу два больших фотомероприятия (не считая CES), состоявшихся в 2006 г. – PMA и Photokina – порадовали потребителей огромным количеством новинок во всех без исключения сегментах. Подробно рассмотреть или даже просто перечислить их в рамках одной публикации нет решительно никакой возможности, поэтому остается лишь упомянуть о «самых-самых». Заодно попутно обсудим, как идут дела у их производителей.

Для Canon прошедший год, вне всяких сомнений, был довольно удачным. Несмотря на то что в этот период компания сделала акцент прежде всего на компактных моделях (PowerShot S3 IS, PowerShot G7), сектор зеркальных камер также не был оставлен без внимания – EOS 30D пришла на смену любимой многими «двадцатке», а EOS 400D заняла место 350D в бюджетном сегменте, очень важном для Canon как для его родоначальницы. А в 2007 г. мы наверняка увидим обновления профессиональных моделей – той же EOS 5D и других.

Говоря о бюджетных DSLR, обязательно стоит упомянуть Nikon. В полном соответствии со сделанными нами прогнозами, вслед за D200 последовало обновление в сегменте для энтузиастов, причем D80 вобрала в себя лучшие черты той же полупрофессиональной D200 (большой светлый видоискатель, матрица 10 Мп и т. д.), но при этом она заметно доступнее. В результате именно она, по нашему мнению, оказалась лучшей цифровой камерой года, и ей была присуждена премия «Продукт года 2006».

Однако Nikon не забыла и о тех, кто еще «не дорос» до D80 в профессиональном либо финансовом планах, и выпустила модель D40 в ценовом сегменте до $500. Несмотря на ряд ограничений по сравнению даже с классической бюджетной зеркалкой D50, новая камера за счет своей доступности наверняка станет хитом продаж.

В новом году компания скорее всего сделает акцент на профессиональных моделях, и мы вполне можем увидеть очередную репортерскую камеру от Nikon, которая придет на смену неоднозначной D2Hs.

Olympus, работая над обновлением топ-модели Four Thirds E-1, в 2006 г. основные усилия направила на сегмент компактных камер, где ее позиции всегда были сильны. Впрочем, нет: одну модель DSLR, E-400, компания все же выпустила, и она примечательна тем, что это, пожалуй, самая компактная и легкая цифровая зеркалка на рынке. Результаты же работы над преемницей Е-1 мы сможем увидеть лишь в 2007 г.

Отличилась Pentax – то ли альянсы, заключаемые ею с другими производителями, оказались успешными, то ли просто отдел R&D компании наконец-то выдал на-гора итоги многолетнего труда, однако новые зеркальные камеры K100D (K110D) и K10D, относящиеся к бюджетному и полупрофессиональному классам соответственно, привлекли к себе внимание публики. Воплощение таких технологий, как стабилизация изображения с помощью матрицы, и усердие, с которым в Pentax подошли к разработке интерфейса пользователя, свидетельствуют о том, что уже в скором времени в сегменте DSLR компания может выйти на уровень своих ближайших конкурентов (уже упомянутых выше). Если, конечно, ей позволят сделать это амбициозные новички, коих на рынке DSLR в прошлом году было предостаточно. Sony весьма удачно дебютировала с целой зеркальной системой DSLR Alpha A-100, доставшейся ей по наследству от Minolta; Samsung в альянсе с Pentax выпустила зеркальные камеры GX-10 и GX-1L, а Panasonic в содружестве с Olympus пошла другим путем, и сразу же представила модель «для ценителей» – DMC-L1. Впрочем, эта компания весьма удачно сотрудничает не только с приверженцами стандарта Four Thirds, но и с Leica, благодаря чему последняя выпустила модели D-LUX 3, V-LUX 1 и долгожданную цифровую дальномерную камеру M8, которая, несомненно, заслуживает отдельного, более подробного описания. Жаль, что в нашей стране этой модели пока что нет, и учитывая ее стоимость, ожидать ее на полках магазинов не приходится.

Еще, пожалуй, стоит сказать о Fujifilm. Благодаря фирменному сенсору Super CCD V HR, который разработчики довели до совершенства, целый ряд моделей Finepix может похвастать способностью снимать практически без шума на чувствительностях до ISO 800 – из новых моделей это F31 и S9600/9100 (еще была анонсирована зеркалка S5 Pro). К сожалению, в камерах Fujifilm пока нет какой-либо технологии стабилизации изображения – компания декларирует отсутствие необходимости в ней в связи с возможностью работы с расширенным диапазоном ISO, однако на практике именно стабилизация изображения в сочетании с высокой чувствительностью и низкими шумами может оказаться той самой «формулой хита», которую долгие годы упорно ищут маркетинговые отделы всех производителей ЦФК.

Наконец, следует упомянуть и о таком игроке, как Sigma. Основывая собственные камеры на матрице производства Foveon, отличающейся расположением светочувствительных пикселов (не «шахматкой» на плоскости, как у большинства, а в трех находящихся друг под другом полупрозрачных слоях), компания пока не добилась глобального успеха на данном поприще. Скорее всего, виной тому – отсутствие должного опыта именно в разработке ЦФК, так как технология «трехслойного» сенсора, по мнению многих экспертов, потенциально может стать очень перспективной – осталось лишь реализовать этот потенциал. Новые камеры, зеркальная SD14 и компактная DP1, могут приблизить Sigma к достижению этой цели.

И, наконец, упомянем об активности Samsung – помимо зеркалок, этот производитель выпустил линейку компактных камер NV с весьма оригинальной внешностью и интерфесом, которые также не остались незамеченными потребителями.

Переходя от рассмотрения новых продуктов к другим темам, отметим внезапно возникшую интригу на рынке ПО для редактирования фото. Компания Apple сообщила о разработке фоторедактора Aperture, который позволил бы приобщиться к цифровой обработке фотографам, еще не знакомым с мощным, но громоздким инструментарием Adobe Photoshop. Однако производитель лучшего графического редактора не собирается сложа руки наблюдать за этими попытками – им было незамедлительно объявлено о подготовке специальной версии, Adobe Photoshop Lightroom. На сегодняшний день второй пакет существует в виде свободно доступной бета-версии, ознакомиться с ним и вынести свой вердикт может каждый интересующийся. И еще: говоря о рынке ПО для фото, нельзя не отметить глобальное обновление Nikon Capture – теперь его версия имеет суффикс NX и предоставляет пользователю больше возможностей при увеличившемся быстродействии.

Перейдем к тенденциям и прогнозам. В сегменте любительских камер таковыми стали: повсеместное внедрение систем стабилизации изображения (оптических либо матрицы); расширение диапазона чувствительности до ISO 3200 (хотя многие производители, декларируя такую возможность, для ее реализации прибегают к различным не очень честным «трюкам»); очередной виток гонки мегапикселов (получают распространение 10-мегапиксельные модели, а в следующем году ожидается появление 12-мегапиксельных). Стоит также отметить совершенствование устанавливаемых в камерах ЖК-экранов и прочей электроники, что делает ЦФК более совершенными и удобными в использовании. Одним словом, индустрия наконец-то прекратила бессмысленную гонку за числом светоприемных элементов на матрице и занялась оптимизацией сразу целого комплекса важнейших параметров ЦФК. От этого, безусловно, выигрывают все, и особенно покупатели, так как разнообразие вариантов при выборе цифровой камеры сегодня велико как никогда, и достойных предложений здесь достаточно, причем на любой вкус и кошелек.

Что касается производителей, то если верить данным CIPA (Camera and Imaging Products Association, Япония), по сравнению с 2005 г. прогресс также налицо – выпуск цифровых камер с января по ноябрь вырос на 23% против 7% за предыдущий аналогичный период.

Плохих новостей в минувшем году было гораздо меньше, чем за 2005 г., и это не может не радовать. Но все же они есть: так, компания Mamiya, известная своими среднеформатными аппаратами и задниками, пожалуй, каждому профессиональному фотографу, не выдержала конкуренции и сообщила о продаже собственного подразделения по разработке фотокамер. А Canon объявила о том, что как и некоторые другие производители, в ближайшее время может закрыть производство пленочных камер и полностью перейти на «цифру».

Что ж, поступь прогресса неумолима, поэтому старые аналоговые технологии, верой и правдой прослужившее человечеству более полутора века, постепенно уходят в прошлое. Прослужат ли нам столь же долго их цифровые преемники? Покажет время.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: