Обзоры
Club 3D Theatron Agrippa: замена встроенному звуку
9

Club 3D Theatron Agrippa: замена встроенному звуку

Похоже, производители видеокарт решили плотно осваивать новую для себя нишу – выпуск потребительских звуковых плат. Недавно на данном поприще появился новый игрок, тайваньская компания Club 3D. Посмотрим, сможет ли ее продукция составить достойную конкуренцию хитам продаж от Creative и ASUS.

Club 3D Theatron Agrippa

Club 3D Theatron Agrippa

Тип мультимедийная звуковая плата формата 7.1

Интерфейс подключения PCI

Сигнальный процессор (DSP) C-Media CMI8770

ЦАП, АЦП интегрированные, ~100 дБ SNR

Частоты сэмплирования 44,1, 48, 96 кГц

Разрешение 16 бит

Аналоговые входы джек 1/4" (микрофонный/линейный), AUX In, CD_In

Аналоговые выходы джек 1/4" (фронтальный, боковой, тыловой, центр/саб)

Цифровые интерфейсы S/PDIF выход оптический, коаксиальный

Кодирование звука DTS Connect (DTS Neo:PC + DTS Interactive), Dolby Digital Live

Обработка звука Xear 3D Virtual Speaker Shifter, Magic Voice, Karaoke Functions, 10-полосный эквалайзер

Поддержка 3D API EAX 1.0&2.0, A3D 1.0, DirectSound 3D

Ориентировочная цена $90

Предоставлен «Техника для Бизнеса», http://tdb.com.ua

Сменные ОУ на выходе, хорошие программные возможности

Ограничения встроенных в контроллер ЦАП, устаревший интерфейс панели управления

Плата для тех, кого не устраивает интегированное аудио в их системе. Однако у нее есть серьезные конкуренты от Creative и ASUS

Club 3D Theatron Agrippa

Club 3D Theatron Agrippa

Club 3D Theatron Agrippa

Казалось бы: кому вообще сегодня могут понадобиться дискретные звуковые платы? Ведь рынок этих устройств давно пережил эпоху своего бурного расцвета, и теперь, во времена засилья интегрированного аудио, доживает последние дни. Но – нет, оказывается, здесь есть жизнь, которая если и не кипит, то по крайней мере своей активностью заставляет периодически обращаться к данной тематике.

После удачного бенефиса ASUS с линейкой Xonar, в которую, кроме игровых и HTPC-ных, вошли также аудиофильские 2.0-канальные модели Essence, воспрянули духом и другие игроки на рынке комплектующих для геймеров и энтузиастов. Причем, что характерно, некоторые из них, так же как и ASUS до того, ранее не были замечены в интересе к данному сегменту и звуковыми платами никогда не занимались. Что ж, никогда не поздно начать, и чем больше разнообразных продуктов будет предлагаться, тем лучше для конечных пользователей.

Сегодня речь у нас пойдет о продукте Club 3D – дискретной звуковой плате с PCI-интерфейсом Theatron Agrippa. Интересно, что и у этой компании данная плата – не единственное решение в сегменте аудио. Но рассматриваемая модель представляет собой вершину линейки, и цена ее довольно высока по меркам данного рынка. Давайте выясним, что же нам предлагается.

Дизайн и конструкция

Для того, кто разбирается в компьютерном аудио, не составит особого труда оценить плату, исходя лишь из ее дизайна и примененных компонентов. Ведь чтобы понять, на что способно устройство, чаще всего его не требуется даже включать – достаточно взглянуть на исполнение платы и разобраться со спецификациями установленных на ней интегральных схем.

Club 3D Theatron Agrippa является полноразмерной PCI-платой. На ее колодке содержатся шесть аналоговых разъемов типа мини-джек: четыре для подключения 7.1-канальной акустической системы, еще два – линейный и микрофонный входы. Есть также коаксиальный и оптический цифровые аудиовыходы. На самой плате распаяны разъемы AUX_IN, CD_IN, MIDI_I/O, SPDIF_EXT, CD_SPDIF. Колодок AC’97 Frontpanel либо HD Audio Frontpanel для подключения разъемов на передней стенке корпуса ПК не предусмотрено.

Сердцем платы является аудиоконтроллер CMI8770 производства C-Media. К слову, из производителей аудиоконтроллеров для потребительских плат на рынке только и остались Creative да C-Media; альтернативы им по сути нет, а жаль. Было бы интересно, если бы тот же Realtek предусмотрел возможность создания на своих интегрированных решениях полноценных дискретных звуковых плат с высококачественными преобразователями.

Основные достоинства CMI8770 – широкие программные возможности по кодированию/декодированию форматов окружающего звучания: предусмотрена поддержка DTS Connect и Dolby Digital Live (обе технологии предназначены для кодирования в реальном времени многоканального звучания в компьютерных играх и вывода его на ресивер внешней акустической системы по цифровому интерфейсу S/PDIF).

В остальном же, согласно спецификациям, возможности контроллера и самой платы довольно типичны: 24-бит/96 кГц – воспроизведение, 16-бит/48 кГц – запись, поддержка EAX 2.0, A3D 1.0, Xear 3D, 10-полосного эквалайзера, функций Karaoke, пространственных эффектов и т.д.

А где же ЦАПы?

Взяв в руки новую звуковую плату, любители качественного звука первым делом будут искать на ней взглядом цифро-аналоговые преобразователи, так как именно от них в первую очередь зависит качество звучания платы. Увы, в данном случае этот поиск не увенчается успехом, так как здесь используются встроенные в аудиоконтроллер CMI8770 ЦАП и АЦП, о которых известно лишь, что они обладают паспортным соотношением сигнал/шум на уровне 100 дБ.

Приложив некоторые усилия и найдя техническую документацию на контроллер CMI8770, узнаем, что возможности воспроизведения его аналоговой части ограничиваются 16-битной разрядностью и частотой сэмплирования 48 кГц. Цифровой выход может работать также в режиме 16-бит/96 кГц (только для версий Windows ниже Vista). А вот откуда взялась цифра разрядности «24-бит», упомянутая на коробке платы – остается загадкой.

В принципе отсутствие поддержки аудиоформатов высокого разрешения само по себе не является серьезным минусом – данное устройство позиционируется как игровое, а в играх они не используются. Да и музыка по-прежнему распространяется преимущественно в формате CD-DA, т.е. 16-бит/44,1 кГц. А наслаждаться звуковой дорожкой высокой верности для Blu-ray не получится не только с помощью этой, но и многих других плат конкурентов, даже несмотря на их поддержку формата 24/192 – из-за отсутствия встроенных аппаратных средств PAP-декодирования Blu-ray-потока.

Зато в качестве небольшого подарка аудиофилам здесь предусмотрена возможность замены пользователем операционных усилителей на аналоговых выходах – они также непосредственно влияют на звучание. Для этого штатные ОУ AUK S4580P установлены на плате в гнезда DIP-8, из которых их довольно легко изъять и заменить другими. Что ж, иметь такую возможность, безусловно, здорово; осталось лишь выяснить, будет ли она востребованной?

Программное обеспечение

Панель управления Club 3D Theatron Agrippa не отличается от референсной версии ПО для аудиоконтроллера CMI8780. Здесь присутствуют все необходимые настройки и регулировки: так, для функций DTS Neo PC и 7.1 Virtual Speaker Shifter можно управлять параметрами в графическом виде. Есть возможность переназначения центрального канала и сабвуфера, а также тыловых и боковых каналов; присутствует также функция Bass Enchancement. Одним словом, к функциональности претензий нет, вот только дизайн интерфейса слишком уж специфичен.

Также на диске с ПО размещены Руководство пользователя на нескольких языках и демонстрационные программы технологии C-Media Xear 3D.

В работе

Установка платы и инсталляция драйверов проходит без проблем, для начала ее использования не требуется даже перезагрузка (хотя установщик ее все же требует). Дальше настал черед сравнительных прослушиваний.

Признаться честно, услышать разницу в звучании платы по сравнению с хорошим интегрированным кодеком нам не удалось; в случае же если кодек на материнской плате был заведомо невысокого качества, Theatron Agrippa выигрывала без труда. Таким образом, свою основную функцию – замену интегрированного звука невысокого качества – плата, безусловно, выполняет.

Сравнение с дискретными звуковыми платами конкурентов той же ценовой категории оказалось не в пользу решения от Club 3D – все же невысокое качество интегрированных ЦАП сказывается на звучании. Впрочем, для того чтобы выявить эту разницу, потребуется усилитель и акустическая система либо наушники класса HiFi. На типовых мультимедийных комплектах отличий, скорее всего, слышно не будет.

Объективные измерения

Измерения проводились с помощью ПО RightMark Audio Analyzer 6.0 PRO, для записи использовался линейный вход платы ASUS Xonar Essence STX, как обладающий заведомо лучшими характеристиками.

Отчет RMAA в режиме 16/44;     Отчет RMAA в режиме 16/48;     Отчет RMAA в режиме 24/96

На диаграммах АЧХ хорошо видно, что частоты сэмплирования выше 48 кГц интегрированные ЦАП еще пытаются «честно» отработать (спад -3 дБ достигается на частоте 35 кГц, против 21 кГц для частоты сэмплирования 48 кГц): А вот повышенную разрядность – нет: отношение сигнал/шум остается неизменным как для 16-, так и для 24-битового воспроизведения.

Результаты RMAA для режима 16-бит/44,1 кГц как наиболее часто используемого:

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц – 15 кГц), дБ
+0.16, -1.34
Средне
Уровень шума, дБ (А)
-82.2
Хорошо
Динамические диапазон, дБ (А)
82.8
Хорошо
Гармонические искажения, %
0.031
Хорошо
Гармонические искажения + шум, дБ(A)
-68.3
Средне
Интермодуляционные искажения + шум, %
0.092
Хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ
-83.4
Очень хорошо
Интермодуляции на 10 кГц, %
1.210
Плохо
Общая оценка
 
Хорошо

Количество нелинейных и интермодуляционных искажений достаточно высокое по современным меркам, что на слух может выражаться в некоторой «грязности» моногармонических тонов. Впрочем, для очень многих современных жанров музыки это останется незамеченным. Также на спектре шумовой «полки» видно несколько выбросов, наведенных, вероятнее всего, импульсными преобразователями напряжения, что может говорить о недостаточной фильтрации пульсаций напряжения питания либо о слабой экранировке аналоговых сигнальных цепей. Но будут ли они заметны? При относительном уровне в -90 дБ – вряд ли. Наконец, здесь обеспечивается весьма низкий показатель взаимопроникновения каналов, что похвально.

Выводы

Данное устройство предназначено прежде всего для тех пользователей ПК, в системах которых встроенный аудиокодек двухканальный, либо не обеспечивает надлежащего качества воспроизведения, либо не оснащен аппаратной поддержкой технологий кодирования окружающего звучания в реальном времени (DTS Connect/Dolby Digital Live) для подключения к системе домашнего кинотеатра по цифровому интерфейсу.

К достоинствам Theatron Agrippa относятся развитые программные возможности аудиоконтроллера С-Media CMI8770, хорошее качество исполнения платы, возможность замены операционных усилителей на аналоговых выходах. К сожалению, как на функциональность, так и на качество звучания платы существенное ограничение налагает использование встроенных в CMI8770 цифро-аналоговых преобразователей, которые по своим характеристикам относятся к бюджетному сегменту. Также на подобной плате хотелось бы видеть колодку для подключения фронтальных разъемов на корпусе ПК.

Но это еще не все. Глядя на предмет рассмотрения более широко, стоит однозначно похвалить компанию Club 3D уже за саму попытку – пусть пока не претендующую на лавры топовых устройств, однако вполне добротную и в некоторых случаях заслуживающую внимания. Будем надеяться, более совершенные модели линейки Theatron также вскоре последуют, ведь установка внешних ЦАП и АЦП с технической точки зрения не представляет собой сложной задачи, но однозначно положительно скажется на качестве звучания. Также имеет смысл применить более совершенный контроллер, поддерживающий форматы аудио высокого разрешения (до 24-бит/192 кГц). После этого можно будет смело говорить о том, что на рынке потребительских звуковых плат для десктопных ПК появился новый, достаточно сильный игрок, способный оказать своими продуктами существенное влияние на конкурентов.

Продукт предоставлен "Техника для Бизнеса"

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: