Обзоры
Дело о принудительном «Ди-Джингле»
17

Дело о принудительном «Ди-Джингле»

Эта история началась совершенно неожиданно – с вполне обыденного звонка сыну, пользующемуся связью Djuice. Но в тот раз вместо «обычных, скучных гудков, как у всех» я услышал нечто такое, что заставило меня, поморщившись, отодвинуть трубку подальше от уха – громкий, намного сильнее традиционных гудков, хриплый рев, в котором смутно угадывалось слово «Полина».

Так началось мое знакомство с творчеством группы «Бумбокс» и в еще большей степени – с новой акцией от Djuice, условия которой показались мне настолько возмутительными, что я решил действовать.

Если быть точным, то первое мое знакомство с этим мероприятием случилось за несколько дней до этого. Проходя по коридорам редакции, я столкнулся с сотрудницей, которая, как это происходит постоянно, немедленно воспользовалась случаем и спросила у меня совета. Она получила сообщение от оператора, которое показалось ей странным. Сообщение гласило: «З 10. 06. 09 по 16. 06. 09 тобі БЕЗКОШТОВНО буде підключено D-JINGLE – хіт «Polina» від «Bumboks», яку чутимуть твої друзі замість гудків! Info:477*465-безкошт. » Потенциальную опасность, исходившую от этой затеи, я распознал сразу. «Ди-Джингл» – это платная услуга, которая, хоть и стоит не бог весть каких денег, всего 3 грн в месяц, все же не может подключаться без прямого согласия абонента. Эти предположения подтвердились по первому же звонку на указанный номер: первый месяц использования «Ди-Джингла», по условиям акции, бесплатный, а дальше за него начнут взиматься те же 3 грн/мес. Так что моя рекомендация девушке была простой – отключи это немедленно!

Подсудное дело?

Совместная акция Djuice с группой «Бумбокс» должна была служить популяризации сервиса «Ди-Джингл», доходы от которого призваны пополнить казну оператора, несколько пострадавшую от экономического кризиса. Подобные мероприятия, как я уже писал в прошлом номере Mobility, сейчас появляются как грибы после дождя, так как каждая дополнительная копейка с абонента – на вес золота.

Что сделал Djuice? Фактически включил платную услугу своим абонентам (как оказалось – не всем, а только некоторым) по собственной инициативе, а это по большому счету является нарушением украинского законодательства о защите прав потребителей. По закону основанием для взимания оплаты является заявка со стороны покупателя, то есть абонент должен сам, по собственной инициативе, тем или иным образом сообщить: «Да, я заказываю эту услугу». Это может быть прописано в договоре, который он подписывает, а может быть результатом неких сознательных действий в системах электронного приема заказов. Навязывать платные услуги продавец не имеет права.

Конечно, «Киевстар» не пошел на прямое нарушение закона Украины. Загвоздка была именно в том, что подключение по инициативе оператора было бесплатным на указанный им период, а значит – пробным, ознакомительным, рекламным. Такое, насколько нам известно, законом «О защите прав потребителя» не возбраняется.

Отметим, что первым подобную акцию провел life:), опередивший Djuice на пару месяцев. Но life:) действовал гораздо более корректно. Его абонентам пришло текстовое уведомление с предложением подключить услугу в тестовом, бесплатном режиме. Только по получении утвердительного ответа сервис включается. Незадолго до окончания тестового периода люди получают уведомление об автоматическом переходе на платное использование услуги, и если отвечают отказом, она отключается.

«Киевстар» же включил отдельной группе абонентов Djuice услугу рингбэктона и выбрал для нее мелодию, не спрашивая их согласия. Поэтому возникли сомнения в том, что пользователей надлежащим образом оповестят, а не оставят все как есть, втихаря снимая деньги со счетов. Подобные «предложения», рассчитанные на невнимательность или забывчивость, являются прямым нарушением потребительских прав, поэтому мы забили тревогу.

Наши читатели начинают и выигрывают

В тот же день, кода состоялся памятный звонок сыну, я подробно описал условия акции и ее возможные последствия на портале ITC. ua. Читатели отреагировали бурно – новая инициатива Djuice никому не пришлась по нраву. Заодно «прошлись» и по качеству воспроизведения звука в сервисе рингбэктона, но главной «мишенью» были именно условия акции и правомерность ее автоматического продолжения на платной основе. Реакция «Киевстар» оказалась быстрой и, к чести компании, разумной и плодотворной. Представители компании позвонили мне и предоставили исчерпывающую информацию по этому вопросу. Но еще более важно то, что они начали вносить изменения в условия акции, руководствуясь пожеланиями наших читателей. Первым делом был изменен отрывок, который проигрывался в качестве рингбэктона. Вместо фрагмента припева с вокалом, который действительно жутко хрипел, был установлен инструментальный проигрыш, гораздо более благозвучный. Но дело, как вы понимаете, не в качестве звука, а в принципе. Ход акции с «Ди-Джинглом» и наша инициатива, насколько мне известно, вызвали бурное обсуждение внутри «Киевстар». Для компании стало очевидно, что продолжать акцию в соответствии с первоначальным планом нельзя. Нужно что-то делать. Решение, судя по всему, было принято в самый последний момент. Те абоненты, которые не отключили «Ди-Джингл» вручную, еще успели получить сообщение: «D-JINGLE: pil’govyj period korystuvannia poslugoju zakinchujet’sia. Z narahovujet’sia abonents’ka plata-10kop. (z PDV) na dobu», но буквально сразу после него приходило другое – «Shanovnyj abonent,poperedne SMS pro D-DJINGLE nadislano Vam pomylkovo. Prynosymo vybachennia. Posluga u Vas vidkliuchena i abonentska plata narahovuvatys’ NE bude». Итак, после пробного периода те, кому сервис понравился, могут заказать его и пользоваться в свое удовольствие на обычных условиях. Все прочие остаются при своих, и деньги с них автоматически списываться не будут. Как и должно быть.

Мораль сей басни такова. . .

По сути, выводов из этой «музыкальной истории» два. Первый – внимательно читайте все, что вам присылают от имени оператора мобильной связи. Да и просто – все, что присылают. Все это может оказаться уведомлением, что «с такого-то числа мы будем брать с вас деньги». Если понимаете, что это вам не нужно, – тут же отказывайтесь, не откладывайте. Если не понимаете, что это такое, – тоже отказывайтесь. Если не понимаете, как отказаться, – пишите на mobility@itc. ua.

Второй вывод заключается в том, что писать на mobility@itc. ua не только можно, но и нужно. Один абонент или пользователь недостаточно важен для крупных компаний, которые могут попытаться заработать на нем не совсем корректным образом. А вот если об этом заговорит множество читателей такого крупного издания как ITC. ua, да еще с «артиллерийской поддержкой» в виде журнала Mobility, вряд ли кто из продавцов или производителей отнесется к этому не слишком серьезно. Так что давайте держаться вместе.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: