Обзоры
До «Прометея»: краткая история «Чужих»

До «Прометея»: краткая история «Чужих»


До «Прометея»: краткая история «Чужих»

С 1968 по 1979 гг. свет увидели три фантастических фильма о космосе, заложившие фундамент всего жанра и остающиеся популярными до сих пор.


Первой была «Космическая одиссея 2001 года», снятая в 1968 г., за год до высадки американцев на Луну, одним из самых значимых режиссеров второй половины XX века. Стэнли Кубрик всегда уделял максимум внимания тематике одиночества и изоляции человека в самом себе. И в картине, на создание которой ушло около пяти лет, это заметно. Его космос, созданный в содружестве с сэром Артуром Чарльзом Кларком, медлителен, молчалив и практически не замечает существования человека. Позже Стивен Спилберг назовет эту ленту «Большим Взрывом поколения, сосредоточившего свое внимание на космической гонке».

Потом был 1977 год и фильм «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда». Культовая сага от Джорджа Лукаса растянулась на несколько десятилетий и превратилась со временем в некую икону поп-культуры. 6 фильмов, теле- и анимационные сериалы, рассказы, повести, журналы, игры и пошло-поехало. Эпическая и местами излишне наивная (как на прагматичный взгляд зрителя XXI века) история о добре, зле, проблеме отцов и детей и всем остальном, что происходило давным-давно в далекой галактике. Фильм практически спас киностудию 20th Century Fox от грозящего ей тогда банкротства, а вымышленный космос стал для зрителей каким-то почти домашним.

И, наконец, в 1979 до экранов добралась история от cэра Ридли Скотта. Это сейчас мы знаем его как автора «Бегущего по лезвию» и прочих «Гладиаторов». А тогда за дело взялся только начинавший свой путь в большом кинематографе режиссер, с парой тысяч рекламных роликов в портфолио и призом за лучший дебют на Международном Каннском кинофестивале за фильм про эпоху Наполеоновских войн. И вместе с фильмом «Чужой» к нам пришел совсем другой космос – тягучий, злой, в котором человеку совершенно не рады. Где нельзя приспособиться, а можно попытаться выжить.

В космосе никто не услышит ваш крик

До «Прометея»: краткая история «Чужих»В двух словах о происходящем в самой первой части, для тех, кто уже позабыл (не мудрено, за столько лет) или вообще не знаком (бегом исправлять пробелы в знаниях!) с сюжетом. Экипаж космического буксира «Ностромо» пробуждается от анабиоза вместе с 20 миллионами тонн руды, которую они должны были доставить в Солнечную систему. Однако до Земли еще лететь и лететь, а пока все дружными рядами отправляются на планету LV-426 системы Дзета Сетки, откуда исходит повторяющийся и еще не расшифрованный сигнал, предположительно о помощи. Далее, согласно с полагающимися инструкциями, происходит высадка, обнаруживается инопланетный звездолет, а спустя некоторое время появляется и Чужой. После чего действо понемногу перетекает из формата научно-фантастической драмы в формат фильма ужасов, со всей прилагающейся по случаю клаустрофобией и атмосферой.

Первоначальная версия сценария от Дэна О’Бэннона называлась «Звездная тварь», однако в дальнейшем название заменили на «Чужой» (что любопытно, английское слово Alien является сразу и существительным и прилагательным). Мало того, история в первом варианте была значительно жестче, длилась более трех часов вместо финальных двух, а уж завершалась так и вовсе «добрее некуда». Однако, даже невзирая на выход в 2003 году «режиссерской версии» фильма на DVD, Ридли Скотт объявил всем жаждущим, что настоящая режиссерская версия фильма всего одна, и это та самая родом из 1979 года, 192-минутная сборка фильма.

До «Прометея»: краткая история «Чужих»

Образ Чужого, а также декорации инопланетных кораблей создавались при непосредственном участии Ганса Рудольфа Гигера, швейцарского художника, хорошо известного умением талантливо комбинировать в своих картинах металл и плоть при помощи аэрографа. Как свидетельствуют воспоминания очевидцев, по мере разработки облика Чужого его внешний вид неоднократно пересматривался, из-за слишком ярко выраженного сексуального характера.

До «Прометея»: краткая история «Чужих»

Для съемок использовалась специальная модель Чужого и два специальных костюма. В более гибком из них снимался каскадер Эдди Пауэл, а в более крупный затянули масая Боладжи Бадеджо чей рост 218 см (рассматривалась также возможность привлечения актера, игравшего роль Чубаки). Оба они должны были «ходить как ящерицы». От первоначальной затеи с полупрозрачным Чужим отказались в силу чисто технических ограничений того времени. А для близких планов была сделана отдельная аниматронная голова от итальянского мастера спецэффектов Карло Рамбальди. И, наконец, для создания лицевой маски Чужого использовался настоящий человеческий череп, а от использования глаз в каком-либо виде отказались, дабы еще более сгустить образ.

Как бы то ни было, свой Оскар за «Лучшие визуальные эффекты» в 1980 фильм получил и заслуженно. А уж сам образ Чужого не опознает разве только самый юный кинолюбитель.

Странный факт по поводу фильма «Чужой»: В силу каких-то важных причин в фильме снималось целых четыре одинаковых кота.

До «Прометея»: краткая история «Чужих»

Существует также распространенное поверье, что сцену, в которой впервые из груди Кейна на свет появляется Чужой, снимали, не предупредив актеров о предстоящей истории с кровью и прочими прелестями. Потому, мол, она и получилась настолько естественной. На самом деле сцена действительно снималась в один дубль с четырех расположенных в разных местах камер, а актеры знали о предстоящем лишь в общих чертах, так что реакция и правда была практически не наигранной. «Чужой» в этом смысле заслуживает отдельного поклона в сторону Ридли Скота – во время съемок он отметился еще и тем, что давал возможность актерам импровизировать в диалогах, что как нельзя лучше отразилось на естественности многих сцен.

До «Прометея»: краткая история «Чужих»

Отдельного упоминания заслуживает персонаж Эллен Рипли, исполненный Сигурни Уивер. Впервые за уйму времени на экране появился настолько вменяемый, энергичный и целеустремленный женский образ. Невзирая на достаточно немалый рост в 182 см (Сигурни даже указана в Книге рекордов Гиннесса, как самая высокая голливудская актриса, исполнившая главную роль), ее персонаж все равно пронизан вопиющей женственностью.

И немного о наградах: фильм обзавелся двумя «Оскарами», тремя премиями «Сатурн», двумя премиями британской кино-академии, премия «Хьюго» и еще дюжина номинаций – есть чем гордиться.

Слово предостережения

До «Прометея»: краткая история «Чужих»После снятого Ридли Скоттом космического фильма ужасов, в 1986 г. за продолжение истории взялся Джемс Кэмерон (напомню только, что он снял два самых кассовых фильма в истории кинематографа). Однако в ту пору за его спиной была лишь первая часть «Терминатора», и слишком сильно развернуться с «Чужими» будущему рекордсмену не дали. Но даже при сравнительно умеренном по меркам его следующих лент бюджете, Кэмерон умудрился снять отменный космический боевик.

Просто факт по поводу фильма «Чужие»: 1,5 миллиона из 18 млн. бюджета фильма ушли на создание бронемашины десанта из буксировщика самолетов, при этом финальная версия аппарата весила 28 тонн. Машину для переделок купили у аэропорта Хитроу, который как раз производил замену.

Начиная с «Чужих» используется и термин Ксеноморф (лат. Xenomoph от греч. ξένος – «чужой» и μορφή – «форма»: «чужая форма жизни» или «чужеродная форма жизни»), который отменно прижился в среде поклонников, а также в книгах и играх в этой вселенной.

 

До «Прометея»: краткая история «Чужих»

Для этой части была создана и Королева Чужих, причем дизайном занимался сам Джеймс Кэмерон вместе с мастером спецэффектов Стэнли Уинстоном (который работал над всеми четырьмя частями Терминатора и прочими замечательными проектами). При этом в большинстве сцен фильма снималась пенопластовая модель с гидравлическим управлением. Результат не заставил себя ждать – только за визуальные эффекты фильм получил премии «Оскар», «Сатурн» и «BAFTA». Добавим к этому еще одного «Оскара», премию «Хьюго», плюс семь «Сатурнов», а также пятнадцать различных номинаций на премии и происходящее станет более наглядным. Фильм понравился не только аудитории, но и критикам.

До «Прометея»: краткая история «Чужих»И снова смена коней на переправе, теперь и вовсе режиссерский дебют в 1992 году. На этот раз за штурвал попадает 30-летний американец Дэвид Эндрю Лео Финчер, который и снимет фильм «Чужой 3». Это потом у него будет гениальный триллер «Семь», любимый многими «Бойцовский клуб», биографическая драма «Социальная сеть» и до неприличия бодрая «Девушка с татуировкой…». А пока за спиной молодого режиссера только работа над спецэффектами в компании ILM Джорджа Лукаса и последующая съемка рекламных и музыкальных клипов.

В результате у Финчера получился нарочито тяжелый и грубый триллер. Теперь на сцене не бодрый спецназ с винтовками, нет сковывающего ужаса закрытых корабельных палуб, нет огнемета у Рипли. Почти нет оружия, а все дело происходит в колонии заключенных. Гибнет большое количество ранее важных персонажей, а надежды на сколько-нибудь добрый исход всего мероприятия не остается.

Затейливый факт по поводу фильма «Чужой 3»:Изначально к фильму было написано 11 (!) различных сценариев, которые были отвергнуты продюсерами. К примеру, предпоследний вариант предполагал наличие гигантского деревянного монастыря с 350 монахами на острове посреди океана на планетоиде Арсеон. Однако и эта версия была переделана.

 

До «Прометея»: краткая история «Чужих»

Как результат – фильм был очень неоднозначно принят как публикой, так и кинокритиками. Как будто «по привычке» фильму выдали 12 номинаций на всяческие награды и ни одной, собственно, награды. Упор на психологические проблемы вместо схваток был лучше, чем ожидалось, воспринят в Европе и значительно хуже в США.

До «Прометея»: краткая история «Чужих»И, наконец, заключительную четвертую часть «классической тетралогии» о Чужих снял французский режиссер Жан-Пьер Жёне. Который уже успел к тому времени обзавестись статусом «культового» у поклонников «левой резьбы» за фильмы «Деликатесы» и «Город потерянных детей», снятые вместе с Марком Каро. Однако настоящий успех у Жан-Пьера еще тоже впереди – через четыре года он снимет «Амели». А пока на дворе 1997 год, и режиссер трудился над фильмом «Чужой: Воскрешение».

В силу ряда причин, а также определенных финансовых ограничений (хотя, с другой стороны, только гонорар Сигурни Уивер в этом фильме составил большую сумму, чем весь бюджет оригинального «Чужого»), эта часть была воспринята зрительской аудиторией наверное наиболее прохладно из всех. И тот факт, что здесь из пробирки выводят новую Рипли наиболее символичная часть всей картины. Порой кажется, что и весь остальной фильм вытащили из соседней пробирки. С другой стороны, действа в картине предостаточно, да и появление наиболее мерзкой из всех кинематографических особей Чужих (гибрид человека и Чужого, «Новорожденный»). А еще бытует мнение, что Сигурни Уивер согласилась сниматься в фильме из-за сцены, в которой ее героиня уничтожает остальных семерых своих неудавшихся клонов.

Неожиданный факт по поводу фильма «Чужой: Воскрешение»: Во время работы над фильмом оказалось, что единственная оставшаяся в натуральную величину модель Королевы Чужих обнаружилась лишь у одного из фанатов киносериала.

Это Чужой, восьмой пассажир

Чтобы хоть немного оценить масштабы того, насколько сильно Чужие поселились в нашей с вами жизни, предлагаю обратить внимание все лишь на один пример. Только для отдельно взятого фильма «Чужой» в пункте «Ссылки на…» (Referenced in) значится цифра 390. Именно столько найденных отсылок к «Чужим» обнаружилось только в кинематографе. А ведь есть еще игры, книги, комиксы – список можно продолжать еще очень долго.

До «Прометея»: краткая история «Чужих»В чем же секрет столь исключительной привлекательности серии? Дело в режиссерских талантах, актерской игре, исключительном внимании к деталям? Или людей, как это достаточно часто бывает и в более реальных ситуациях, привлекают Чужие, как образ Абсолютного Зла? Думаю, дело в комбинации всего вышеперечисленного и еще доброй дюжины не слишком осознаваемых ингредиентов, которые до сих пор заставляют сопереживать героям фантастической истории, которая началась еще 33 года назад.

И именно сейчас в прокат уходит «Прометей» – приквел к «Чужому» от режиссера первой части. Точнее, эта картина задумывалась как приквел, однако уже переросла в самостоятельное произведение во все той же вселенной. Уверен, что «Прометей» не сбросит под ноги планку качества. В конце концов, кому как не Ридли Скотту, с которого все и начиналось, поднимать ее еще выше. Космос ждет. Очень недобрый космос.

До «Прометея»: краткая история «Чужих»


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: