Обзоры Обзоры 13.02.2001 в 22:00 comment

E-магазины в Uanet: амбиции — cупермаркета, доходность — киоска

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

ITC.UA

автор

Сразу сделаем оговорку, что электронная коммерция строится по образу и подобию традиционной — те же витрины, аукционы, коммерческие центры, "барахолки" и просто магазины. По сути модель онлайновой торговли действительно ничем радикально не отличается от традиционной — той, к которой мы привыкли. Здесь присутствуют все те же три основных компонента: покупатель, продавец и собственно то место, та торговая площадка, где осуществляется весь процесс транзакции (магазин, базар, биржа, аукцион и т. п.). Стремления и мотивы продавца и покупателя в общем-то тоже остаются неизменными: задача первого — выгодно продать товар, второго — дешевле и с удобством купить. Что меняется, так это та самая торговая площадка — она переносится из помещения на электронные информационные носители и выводится для потенциального покупателя на экране монитора. В роли товара выступает уже не сам товар, который можно пощупать, попробовать, а информация о нем, под которой, конечно же, подразумевается какая-то конкретная вещь. Словом, магазин из реального превращается в виртуальный — меняется форма, но суть и назначение торговой точки остаются прежними.

Из off-line в on-line или наоборот?

E-магазины в Uanet: амбиции -- cупермаркета, доходность -- киоскаВ
Украине (впрочем, как и везде) Internet-магазин может развиваться по одному из
двух основных путей. Первый — онлайновые продажи как расширение традиционного
бизнеса, второй — изначальная ориентация торговой деятельности компании на виртуальную
среду. Говорить о том, какой подход лучше или хуже, было бы некорректно — оба
они имеют право на существование. Скажем, если компания уже обладает развитой
"традиционной" инфраструктурой, логично предположить, что для нее будет
целесообразнее адаптировать существующие (учетно-складские, управленческие и др.)
системы предприятия, а также отделы к условиям онлайновой торговли, нежели начинать
c нуля. Молодым же фирмам, которые изначально намерены продавать товар только
через Сеть, в общем-то ничего и не остается, как начинать все с tabula rasa.

При этом не стоит забывать, что созданием электронной части магазина дело не ограничивается
— в виртуальном, как и в реальном торговом предприятии также обязательно должна
присутствовать какая-то, хотя бы небольшая, offline-структура — отдел доставки,
работы с покупателями и т. д. Так, по мнению Андрея Лясоты, директора компании
"Информэкс" (www.informex.net),
являющейся сертифицированным хостинг-провайдером системы Internet-коммерции Intershop
(www.intershop.com),
электронную торговлю нельзя рассматривать в отрыве от традиционного бизнеса. "Я
не сторонник “чистого” онлайнового бизнеса, — говорит он. — Мы рассматриваем
работу систем Internet-коммерции как продолжение нормально функционирующего реального
бизнеса клиентов. Мы даем заказчику лишь дополнительный мощный канал сбыта, маркетинга
и просто общения с клиентами, использовать который нет смысла, если в компании
должным образом не налажены деловые процессы". Именно поэтому многие разработчики
готовых решений, как, впрочем, и сами владельцы виртуальных магазинов, более жизнеспособными
в наших условиях считают системы автоматизации работы с партнерами (B2B) и лишь
после изучения преимуществ и недостатков системы, а также накопления опыта, начинают
работать с конечным клиентом (B2C).

С чего начать?

Разработчики выделяют следующие основные этапы создания Internet-магазина:

Онлайн-курс Pyton від Powercode academy.
Опануйте PYTHON з нуля та майте проект у своєму портфоліо вже через 4 місяця.
Приєднатися
  • принятие решения о создании Internet-магазина и выделение средств;
  • поиск исполнителя, выбор способа реализации, ПО, места хостинга;
  • написание технического задания, его согласование, определение сроков;
  • собственно создание магазина.

Кроме этого, очень важна идея, положенная в основу создания магазина, а также
последующая ее актуализация в виде бизнес-плана, схемы — этим пренебрегать нельзя.
Есть схема — есть бизнес, нет схемы — бизнеса тоже нет, иначе, если даже и имеют
место какие-то процессы, но они не упорядочены, более чем хаосом их назвать нельзя.
В серьезном же деле все должно быть четко структурировано, подконтрольно, учтено,
в противном случае с таким "бизнесом" можно очень скоро распрощаться
вместе с вложенными в него средствами. Причем некоторые разработчики делают даже
существенные скидки тем клиентам, которые понимают это.

Игорь Тихоненко

МАХmarket.com.ua

"Сегодня в Украине
есть достаточно серьезные приложения для Internet-торговли: от систем статистики
и анализа покупок и посещений до интеллектуальных комплексов, ведущих диалог
с клиентом в режиме on-line и использующих элементы экспертных систем. Сам
этот факт, мне кажется, необходимо рассматривать как достаточно серьезное
развитие Internet-коммерции. Ну, а онлайновые магазины сейчас множатся в
Uanet как грибы, и, видимо, эта тенденция будет продолжаться. Ведь в настоящий
момент очень многие идею создания Internet-магазина преподносят широкой
публике чуть ли не как "домашний бизнес", что в конечном счете
может сослужить плохую службу электронной торговле вообще. Что же касается
прибыльности розничной торговли в Сети, то, думаю, в ближайший год большого
ее увеличения ожидать не приходится. Плавный рост будет, но в течение последующих
двух-трех лет".

К сожалению, в большинстве же случаев как раз этого важного ключа к успеху недостает
украинским компаниям, решившим попробовать свои силы в виртуальной торговле. В
частности, типичной проблемой заказчика Internet-магазина, по мнению Виктора Манделины,
технического директора днепропетровской компании "Мысль", которая занимается
разработкой приложений для продуктов "1С", является недостаточное понимание
владельца, на какую категорию покупателей направлена работа его магазина. В связи
с этим — низкая эффективность, убыточность предприятия, что со временем может
привести к его закрытию или, в лучшем случае, превращению в Internet-витрину.

Среди других препятствий для "здорового" функционирования online-магазинов в Украине — отсутствие общепринятой системы электронных платежей через Internet и законодательной базы, а также многие другие факторы и, конечно же, малое количество потенциальных покупателей—пользователей Internet (по некоторым оценкам, не более 300 тыс.), в связи с этим — отсутствие практики и некое недоверие к "Internet-шоппингу".

Что нам стоит магазин построить?

Есть мнение, что Internet-магазины позволяют избежать множества затрат,
обязательных для обычных магазинов. На первый взгляд так и есть: отсутствие необходимости
в больших складских и торговых площадях, уменьшение числа персонала и многое другое,
что непременно присутствует в традиционных магазинах. Но все же, наверное, наивно
надеяться, что онлайновый магазин может быть дешевой альтернативой обычному. Ведь
с уходом от одних затрат владелец Internet-магазина сталкивается с другими, иногда
даже еще большими.

Онлайн-курс Pyton від Powercode academy.
Опануйте PYTHON з нуля та майте проект у своєму портфоліо вже через 4 місяця.
Приєднатися

Итак, сколько стоит виртуальный магазин, и из чего складывается эта стоимость? Из множества явных и неявных затрат.

Явные: оборудование, ПО, персонал, а также помещение, где все это будет находиться. Кроме этого, следует учесть стоимость ПО и собственно реализации самого проекта (к примеру, функционирование Bambook.com, по словам управляющей магазином Татьяны Тищенко, обеспечивают два RISC-сервера IBM, а разработка ПО обошлась владельцам в сотни тысяч долларов). Словом, Internet-магазин, если его строить от "А" до "Я" самостоятельно, может оказаться удовольствием, совсем не дешевым.

По оценкам украинских "виртуальных продавцов", эти затраты могут составлять от двух до нескольких сотен тысяч долларов, в зависимости от масштабов магазина. Если же говорить о реальной цене среднего проекта, вполне можно уложиться в сумму 10—12 тыс. долл. Кроме того, следует учитывать и множество непредвиденных издержек, которые непременно возникнут при внедрении и дальнейшем развитии проекта и могут достигать до 30% от суммы первоначальных инвестиций. Успех же всего предприятия во многом будет зависеть от умения спрогнозировать эти издержки.

Естественно, не все желающие в состоянии выделить на создание магазина и 2 тыс. долл., не говоря о сотнях. Что делать? Арендовать. И место для хостинга (практически у любого ISP), и готовые решения для Internet-коммерции (такие в Украине тоже есть) без необходимости затрат на покупку ПО. В этом случае можно существенно сократить сумму первоначальных затрат и текущих издержек, переложив их на плечи провайдера. Пожалуй, в наших условиях этот подход можно считать наиболее приемлемым для начинающих Internet-компаний, не обремененных большим объемом свободных средств. Сумма первоначальных затрат в таком случае составит от $500 до $3000.

Будущий владелец магазина оказывается перед выбором: разрабатывать собственное решение или купить готовое. Как показывает практика, обычно "выходят" в Сеть своими силами те компании, которые имеют торговый бизнес в off-line, представительский сайт и штат программистов и Web-дизайнеров. В противном случае (чаще всего) будущий владелец магазина обращается к разработчику. Тут также есть две возможности: написание системы с нуля или адаптация "заготовки" (пока это, в основном, разработки ведущих производителей — IBM, Oracle, Intershop и др.). Создание новой системы, вполне очевидно, потребует больших затрат времени и средств — это преимущественно удел крупных компаний. Использование же готовых, легко конфигурируемых продуктов более предпочтительно для средних фирм.

Решение для создания Internet-магазина есть также у "1С". По словам Олега Давыдова, заместителя директора украинского представительства фирмы, оно было выпущено в ответ на возрастающий спрос со стороны пользователей, желающих вывести уже существующий бизнес в Сеть. Так называемый компонент "Web-расширение" для флагманского продукта компании "1С:Предприятие" позволяет надстроить над имеющейся учетной системой предприятия Wеb-интерфейс для доступа потенциальных покупателей к реальному магазину через Internet. Такое приложение работает в среде Windows NT 4.0/2000 под управлением Microsoft Internet Information Server. Сегодня в Украине доступны в том числе и готовые "конфигурации" магазинов, написанные партнерами "1С", например "1С:Аркадия Internet-Магазин". Минимальный рабочий комплект этого решения, в который также включается компонент "Оперативный учет", обходится в $880. В целом же весь проект по созданию Internet-магазина, по мнению Виктора Манделины, может уложиться в 2—7 тыс. долл.

Безусловно, важным вопросом, во многом определяющим успех внедрения систем электронной коммерции, является их стыковка с уже имеющимися на предприятии системами управления, бухгалтерии, учета. Так, в России консорциум компаний во главе с "1C" и Microsoft даже объявил о разработке стандарта обмена коммерческой информацией на базе XML, а "Информэкс" реализовала XML-стыковку систем Internet-коммерции Intershop с back-офисом на базе "1С:Предприятие/Бухгалтерия 7.7".

Сегодня в Украине предложение "коробочного" и относительно недорогого
ПО для электронной коммерции можно охарактеризовать как "весьма скромное"
(по мнению владельцев некоторых Internet-магазинов, его просто нет). Из доступных
продуктов — в основном, западные или российские разработки. Например, система
Intershop Merchant, которую предлагают компании "Информэкс" и TopS Consulting
(на ее основе работают магазины www.azbooka.com,
www.biocon.com.ua,
www.viga.com.ua
и др.). Типичная технология построения магазина в этом случае следующая: клиент
покупает у разработчика ПО и лицензию на магазин, персонал проходит обучение и
серию консультаций, после чего через достаточно короткий "инкубационный"
период (несколько месяцев) виртуальная торговая точка начинает работать. Стоимость
"комплекта" составляет менее 5 тыс. долл. в случае, если клиент сам
настраивает систему, и более 11 тыс. долл. — если эта задача возлагается на разработчика.

По мнению Михаила Дудника, генерального директора компании Actis/Armitage (www.armitage.kiev.ua),
сегодня в Украине "коробочного" ПО (в полном смысле этого слова) для
создания Internet-магазинов пока еще нет, а продукты западных разработчиков нельзя
считать таковыми, поскольку для их внедрения все равно необходимо привлечение
(на контрактной или постоянной основе) специалистов достаточно высокого уровня.
Собственно, выполнить заказ на разработку и внедрение Internet-магазина могут
и некоторые компании, предоставляющие комплекс Web-услуг (та же Actis/Armitage,
Iv Design и др.), а стоимость проекта в этом случае — тема предметного и продолжительного
разговора заказчика с исполнителем. Однако, по словам Ивана Сухаренко, директора
компании Iv Design, в данном случае речь будет идти о суммах не менее 5 тыс. долл.
(не считая обслуживания).

Помимо отдельного магазина в Сети, существует еще более щадящая форма организации
онлайновой торговли — ShopCase ("шкатулка магазинов"). В этом случае
"торговые лавки" размещаются на Web-хосте провайдера Internet-коммерции
без необходимости приобретения ПО продавцом товара. При этом соответственно минимизируются
стартовые затраты на запуск системы за счет того, что отпадает необходимость покупки
дорогостоящего оборудования, а текущие затраты сводятся в одну статью — ежемесячная
арендная плата за хостинг и сопровождение, которые могут быть фиксированными или
зависеть от объема заказов в Internet-магазине. Так, "Информэкс" предлагает
подобный "стартовый пакет" стоимостью менее 2 тыс. долл. (и абонплата
около $190 в месяц либо проценты от продаж). По такой схеме работают виртуальная
аптека "Биокон" (www.biocon.com.ua)
и Internet-магазин компании "Внешпосылторг" (www.i-shop.com.ua).

И наконец, наименее обременительно в финансовом отношении для online-торговца
— размещение товаров на полках так называемых виртуальных рынков (Market Place)
или в электронных каталогах (например, webshop.kiev.ua).
Такие проекты ориентированы на небольшие компании, имеющие ограниченную номенклатуру
(до 100 позиций). Здесь стартовые расходы продавцов на организацию Internet-продаж
чаще всего равны нулю, а ежемесячные платежи за место на Market Place зависят
от количества товарных позиций и, как правило, не превышают $30—40.

Окупаемость онлайновой розничной торговой
точки

Как быстро торговое предприятие в Uanet начнет приносить прибыль?

Безусловно, этот вопрос должен предшествовать принятию решения о выходе на рынок розничных продаж в Сети. Но однозначно на него ответить сложно, поскольку Internet-магазинов, приносящих своим владельцам доход, не так уж много, да и те тщательно скрывают свои финансовые показатели под покровом "коммерческой тайны".

По словам Игоря Тихоненко, директора фирмы "Евросервис" (владелец магазина
MAXmarket, www.maxmarket.com.ua),
MAXmarket — проект прибыльный, но недостаточно. "Для его выхода на рентабельный
уровень понадобилось менее полугода, — говорит он. — Сейчас магазин ежедневно
посещают порядка 100 человек, а средняя стоимость покупки составляет около $120—150.
Потенциальные возможности магазина гораздо выше, поэтому сейчас идет дальнейшая
работа по его раскрутке".

Как отмечает Олег Кристюк, начальник отдела продаж К-Trade, сегодня в Internet-магазине
компании (shop.k-trade.com.ua)
ежемесячно продается 15—20 ПК и комплектующих в целом на сумму до 10 тыс. долл.

Михаил Дудник

Actis/Armitage

"Если говорить о том,
к чему приведет рост числа Internet-магазинов, то, на мой взгляд, количество
правильно реализованных решений в первую очередь отразится на том секторе,
где их будет больше и где они окажутся востребованными. Но отношение потенциальных
потребителей к онлайновой торговле в целом не сильно изменится. Видя несколько
совершенно замечательных книжных магазинов, потребитель вряд ли кардинально
изменит свое отношение к торговым порталам по продаже бытовой техники или
спроецирует свое доверие к одному ресурсу на другие аналогичные Web-проекты.

Количество удовлетворенных покупателей, безусловно, очень важно и является
неотъемлемой составляющей успешного магазина — как в Internet, так и вне
его. А прибыльность бизнеса влияет на то, как быстро и как охотно владелец
магазина будет расширять ассортимент, вводить программы лояльности и предлагать
новые сервисы своим клиентам. Большее количество удовлетворенных покупателей
помогает быстрее пройти первый этап — устранение недоверия к системе в
целом.

Вообще необходимо понимать, что с помощью Internet-технологий можно создавать
дополнительную ценность товаров и услуг, быстро расширять количество торговых
точек, более оперативно получать отзывы и пожелания от клиентов, но по сути
бизнес-модель остается прежней. Поэтому можно с уверенностью говорить о
том, что владелец успешного оффлайнового розничного магазина в большинстве
случаев может рассматривать Internet как реальный инструмент для расширения
своего бизнеса. Безусловно, воспользовавшись помощью профессионалов, он
быстрее реализует имеющиеся возможности и преимущества".

"Наиболее распространенное заблуждение, что Internet-магазин — это дешево,
— говорит Валерий Вань, директор сети магазинов одесской компании "ТиД"
(tid.com.ua).
— На самом деле разница в размере инвестиций в реальный и виртуальный магазин
небольшая, цифры вполне сопоставимы. Говорить об окупаемости нашего проекта еще
рано, поскольку разработки продолжаются. А оборот Internet-магазина скромнее оборота
любой из наших реальных торговых точек, несмотря на широкую географию продаж".

Как удалось выяснить, сегодня нормально раскрученный украинский Internet-магазин
в среднем посещают от 40 до 400 человек, из них приблизительно 10—15% становятся
покупателями. Средняя сумма заказов, как правило, колеблется в пределах от $20
до $150. Средний период окупаемости Internet-магазина составляет от 4 месяцев
до года. При этом, очевидно, данный показатель сильно зависит от объема продаж.
Для магазина среднего уровня с хорошим ассортиментом ежемесячный оборот в 5 тыс.
долл. сейчас можно считать большим достижением. Именно такой объем продаж, по
словам директора Internet-магазина Itkom (www.itkom.com.ua)
Дмитрия Мельниченко, мог бы обеспечить прибыльность его торгового предприятия,
но пока достичь его удается не каждый месяц. Большинство же магазинов продает
товаров на сумму до 1 тыс. долл. в месяц и надеется на будущее.

Сначала — стулья, потом — деньги

Оплата товара и его получение (доставка) — это, можно сказать, кульминация,
самый ответственный этап сделки как для продавца, так и для покупателя. И подходить
к нему нужно с особенной тщательностью, что в настоящих условиях для украинских
Internet-магазинов не так просто, от чего они сильно страдают в своем развитии.

Полноценный Web-магазин предполагает, помимо каталога и информации о товарах,
наличие электронной системы расчета. Электронные платежи — для Украины пока больной
вопрос. Есть предложения со стороны российской системы PayCash (www.paycash.kiev.ua),
существует несколько отечественных разработок, например банка "Аваль",
"Приватбанка" и даже НБУ, но говорить о каком-то стандарте еще рано.
В связи с этим владельцы Internet-магазинов и не торопятся внедрять платежные
системы, хотя исключения все-таки есть (www.azbooka.com,
www.bambook.com).
Так или иначе, но электронный способ оплаты ввиду очевидных причин украинский
покупатель выбирает довольно редко, и большинство онлайновых магазинов обходятся
традиционными методами.

Чаще всего используется оплата наличными по факту доставки, реже — почтовый перевод, безналичная предоплата, причем во многих случаях нужно связываться с продавцом дополнительно по телефону, электронной почте, выписывать счет и пр., что покупатель, а тем более "Web-покупатель", ненавидит. Доставка осуществляется самовывозом, курьерами либо почтой и может занимать от 1—24 ч по Киеву до 3—7 дней и даже до месяца по Украине, однако многие дальше столицы товар пока не доставляют. Поэтому, например, заявление администрации магазина MAXmarket о бесплатной доставке в пяти городах — Киеве, Запорожье, Днепропетровске, Львове, Кривом Роге — скорее, исключение из правил.

Стоимость самой доставки может оговариваться отдельно или включаться в цену товара. В последнем случае продавец обычно заявляет, что доставка "бесплатна" — с маркетинговой точки зрения ход весьма удачный, покупателям это нравится, пусть даже затраты на доставку несколько раз включены в цену.

Перспективы?

Говоря о ближайшем будущем розничной Internet-торговли в Украине, наверное,
можно предположить рост количества магазинов (хотя и не такими, как в прошлом
году, темпами), сворачивание нерентабельных и малоэффективных предприятий, больший
акцент на качество работы. В 2001 г. прогнозируется существенный рост числа украинских
пользователей Internet, что, естественно, повлияет и на количество покупателей
в Сети. А сегодня отечественным Internet-торговцам для увеличения эффективности
своих предприятий ничего не остается, как реинвестировать бо2льшую часть прибыли
(если таковая имеется) в расширение ассортимента и сервисов, привлечение покупателей
и ждать их прихода в Uanet. Но пока, к сожалению, украинские электронные магазины
по уровню доходности сравнимы… с киосками (хотя иногда и выигрывают у них по
номенклатуре товара).

Иван Сухаренко

Iv Design

"Мне кажется, что "наш"
человек, помимо объективных технико-инфраструктурных ограничений, имеет
ряд сугубо ментальных особенностей. Пройдя через политические ломки, экономические
кризисы, социальную ложь и всепроникающую коррупцию, мы привыкли не доверять
никому, в том числе продавцам, и тем более — продавцам виртуальным. Это
стереотип. Мы живем в неблагополучной стране, с недоверием смотрим в глаза
прохожим и соседям. И самое печальное, что недоверие это оправдано и подтверждений
тому масса.
Да, часто нами движет именно лень. Но вспомним о том, как
мы делаем покупки и чем мы при этом руководствуемся. Как вы думаете, куда
пойдет за продуктами обыватель — в один из новых супермаркетов с ассортиментом
в 3–5 тыс. наименований, где все можно увидеть, потрогать (!) и понюхать
(еда все же), или в виртуальный магазин с 1–72 часами доставки? Что уж там
говорить об одежде, обуви, дорогой бытовой технике, мебели, автомобилях
и даже канцтоварах?
На мой взгляд, у e-commerce как модели реализации традиционных материальных
товаров относительно ограниченная рыночная сфера. Добавив к этому примитивизм
систем электронных платежей, малочисленность непосредственных потенциальных
покупателей и их менталитет, я бы предпочел быть сдержаннее в оценках ближайших
перспектив данного сектора новой e-экономики.
Однако остается совершенно неосвоенным огромный рынок, просто созданный
для e-коммерсантов, – торговля информацией. Если бы контент-владельцы имели
возможность взимать плату за просмотр своих страниц, причем необременительно
для плательщика, можно было бы говорить о действительно серьезном рынке.
Заплатить 10, 20 или 50 копеек (а может, и 50 гривен) за просмотр интересной
страницы согласятся многие, если это будет безопасно и просто. Конечно,
такой бизнес требует наличия соответствующей финансовой инфраструктуры,
но перспективы его огромны. На мой взгляд, именно к такому бизнесу должны
двигаться Internet-предприниматели".

Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: