Обзоры Обзоры 11.09.2007 в 10:40 comment

E-MU 0404 USB – универсальный внешний аудиоинтерфейс

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

ITC.UA

автор

В среде интересующихся тематикой создания студии звукозаписи на базе ПК уже давно и прочно утвердилось мнение, что внешние звуковые интерфейсы по своему качеству и удобству работы уступают внутренним звуковым PCI-платам (хотя с технологической точки зрения убедительного объяснения данному феномену нет). И вот собственный вариант USB-аудио представила компания E-MU, уже хорошо известная отличным соотношением цена/качество своих продуктов. Давайте посмотрим, удастся ли ей переломить устоявшийся стереотип.

E-MU 0404 USB – универсальный внешний аудиоинтерфейс

E-MU 0404 USB

Тип внешний аудиоинтерфейс

Интерфейс подключения USB 2.0

ЦАП, АЦП AKM AK4396, AKM AK5385A

Частоты сэмплирования 44,1, 48, 88,2, 96, 176,4, 192 кГц

Разрешение 24 бит вход/выход, 32 бит внутренняя обработка

Аналоговые входы 2×E-MU XTC (комбинированный микрофонный/Hi-Z/линейный)

Усиление по входу регулируемое, до +60 дБ, с индикацией уровня

Фантомное питание +48 В, отключаемое

Встроенные эффекты софт-лимитеры, отключаемые

Аналоговые выходы балансные (макс. +12дБВ) 1/4" джек, небалансные (макс. +6 дБВ) 1/8" мини-джек

Усилитель для наушников усиление 60 дБ, мощность 20 мВт, выходное сопротивление 22 Ом

Цифровые интерфейсы 2×S/PDIF (оптические/коаксиальные) с переключением уровня AES/EBU либо S/PDIF; MIDI In/Out

Синхронизация внутренняя или внешняя (до 96 кГц) по S/PDIF

Габариты 184×177,8×50,8 мм

Масса 0,76 кг

Ориентировочная цена $225

Предоставлен «Евро Плюс»

Отличное качество записи и воспроизведения; отсутствие латентности; удобный интерфейс; балансные аналоговые выходы

Габариты; внешний БП; не самые удачные лимитеры и индикаторы уровня

Весьма привлекательное внешнее решение для высококачественной звукозаписи; можно использовать на выезде совместно с ноутбуком

Для начала стоит обсудить, какую вообще ценность имеет внешний интерфейс подключения аудиоустройства – ведь у той же E-MU есть несколько разновидностей звуковых плат PCI-формата с выносными внешними модулями, ничем не уступающих по удобству управления. Аргумент в данном случае может быть следующий: платы, устанавливаемые внутрь системного блока, обычно в нем далее и «живут», в то время как внешний интерфейс может быть использован совместно с множеством компьютеров, достаточно лишь проинсталлировать драйверы на каждом из них при первом подключении. Это преимущество особенно ощутимо, если периодически случается проводить выездные сессии с применением ноутбука в качестве устройства записи.

Нельзя сказать, чтобы модуль E-MU 0404 USB (не путать с PCI-платой 0404 от того же производителя) был максимально оптимизирован для мобильного применения. Во-первых, он довольно габаритен, хотя и не тяжел; к тому же работает лишь от собственного адаптера сети переменного тока, так как потребляет довольно большую (по меркам USB-шины) мощность. Справедливости ради отметим, что в комплект поставки входят переходники для розеток всех видов, а сам адаптер миниатюрен и практически невесом.

Впрочем, это все нюансы, главное же – предназначение данного устройства, т. е. высококачественная звукозапись, для чего на передней панели расположена пара комбинированных инструментальных/микрофонных входа E-MU XTC, оснащенных малошумящими предусилителями, отключаемыми софт-лимитерами и фантомным питанием +48 В. Эти же входы используются и в качестве линейных, так как других аналоговых входов здесь не предусмотрено. Регулировка усиления производится традиционным и наиболее удобным способом – с помощью размещенных на верхней панели потенциометров; возле них расположены светодиодные линейки индикации уровней сигналов, срабатывания лимитеров и клипинга.

Казалось бы, применение лимитеров на аналоговых входах должно помочь использовать при записи динамический диапазон АЦП максимально эффективно, однако, по нашему мнению, их работа далека от оптимальной. Присутствие в сигнале характерных искажений лимитера начинает ощущаться уже при уровне –12 дБ по входу, однако на пиках это, увы, все равно не спасает от перегрузки входа. Индикаторы клипинга (при отключении лимитеров) также малоинформативны, и во избежание отсечки в записанном материале лучше ориентироваться на индикатор «–3 dB», который 99,9% времени записи не должен загораться вообще. В этом случае даже резкий выброс амплитуды сигнала, характерный, например, при записи вокала, не сможет перегрузить вход платы. Еще из недостатков упомянем отсутствие возможности раздельного включения лимитеров (из панели управления драйвером) и фантомного питания (кнопкой на верхней панели) для каждого из входов.

Однако довольно критики – к несомненным достоинствам 0404 USB нужно отнести применение АЦП и ЦАП высшего класса, топовых чипов аудиолинейки компании AKM – AK5385A и AK4396. Справедливости ради отметим, что в PCI-платах EMU с индексом M (мастеринговые) используются ЦАП Cirrus Logic, обладающие еще лучшим качеством звучания, однако и по стоимости такие продукты значительно превышают обычные версии плат.

Web design.
Швидкий початок кар'єри у сфері IT! Опануйте професію веб-дизайнера — почніть самостійно керувати своїм часом й отримувати високий дохід вже за 9 тижнів.
Дізнатися більше

Для подключения к акустической системе применяются балансные 1/4-дюймовые разъемы типа джек, есть также 1/8-дюймовый мини-джек для работы с мультимедийными АС. Регулировка громкости осуществляется потенциометром. Выход для наушников (с отдельным регулятором) использует тот же ЦАП, однако его мощность составляет всего порядка 20 мВт, чего может быть недостаточно для получения высокого уровня звукового давления для низкочувствительных головных телефонов. В комплекте не поставляется переходник «мини-джек 1/8 на 1/4 джек», однако таковые часто продаются вместе с самими наушниками и вообще легко доступны.

Оптические и коаксимальные (с трансформаторной развязкой) цифровые вход/выход имеют переключаемый в панели управления драйвером уровень сигнала – S/PDIF либо AES/EBU. MIDI-вход/выход особенностей не имеют.

E-MU 0404 USB – универсальный внешний аудиоинтерфейс
В режиме 24 бит/192 кГц АЧХ устройства простирается от 9 Гц до 48 кГц (по уровню — 1дБ)
E-MU 0404 USB – универсальный внешний аудиоинтерфейс
E-MU 0404 USB – универсальный внешний аудиоинтерфейс
Спектрограммы теста нелинейных искажений в режимах 16 бит/44 кГц и 24 бит/96 кГц
E-MU 0404 USB – универсальный внешний аудиоинтерфейс
При несоответствии частоты сэмплирования воспроизводимого сигнала и выбранной в панели управления устройством включается программная передискретизация невысого качества, приводящая к большому количеству искажений

0404 USB может работать на частотах 44,1, 48, 88,2, 96, 176,4 и 192 кГц, при этом предусмотрена возможность тактирования от внешнего источника синхросигнала по оптическому и коаксиальному цифровым входам на частотах до 96 кГц. Для 24-битового разрешения заявляется поддержка картой работы в полнодуплексном режиме для восьми каналов (четыре на запись + четыре на воспроизведение) на частотах до 96 кГц и для четырех каналов (два + два) при 176,4 и 192 кГц. На практике при тестировании данного режима при 192 кГц воспроизведение в одном из каналов сопровождалось малозаметными, но от этого не менее досадными щелчками, и это не удалось устранить новой версией драйверов и прошивки. Впрочем, по отзывам некоторых пользователей, в ряде случаев данный режим вообще не удается заставить приемлемо работать – возможно, здесь все зависит от связки «USB-контроллер – звуковая плата». Что касается других режимов эксплуатации, то здесь никаких нареканий у нас нет – результаты (таблица) говорят сами за себя, а спектральные характеристики аналоговой части устройства в режиме loopback вы можете самостоятельно оценить по приведенным иллюстрациям.

Еще о возможностях платы. Тех, кто активно использует программный интерфейс ASIO 2.0, наверняка интересует вопрос латентности. С удовольствием сообщаем, что в этом плане 0404 USB практически не отличается от внутренних звуковых плат E-MU, и минимально доступное в панели ASIO значение составляет 2 мс. Причем его вполне можно применять – автор без всяких проблем использовал в режиме реального времени связку из электрогитары и программных эмуляторов гитарных усилителей GuitarRIG 2.0 и Amplitube 2.0, не ощущая при игре ни малейших намеков на запаздывание сигнала.

Вместе с тем для специальных случаев предусмотрен режим Direct Monitoring, позволяющий подать входной сигнал на выход платы без какой-либо задержки (т. е. «короткой петлей») – для этих целей задействуется (по выбору) общий выход либо цифровой S/PDIF. Уровень сигнала Direct Monitoring устанавливается регулятором Mix, предусмотрена возможность включения монофонического режима (для панорамирования сигнала мониторинга по центру стереобазы).

Web design.
Швидкий початок кар'єри у сфері IT! Опануйте професію веб-дизайнера — почніть самостійно керувати своїм часом й отримувати високий дохід вже за 9 тижнів.
Дізнатися більше

Наконец, на днище платы можно обнаружить переключатели ground lift, которые в случае использования балансных входов могут помочь избавиться от проблем с «земляными петлями», приводящих к повышенному уровню наводок.

Несколько слов о программном обеспечении. Установка драйверов не отнимет много времени, а обитающая в системном трее панель управления лаконична и очень проста. Ее основное применение – задание необходимой частоты дискретизации, что очень важно, так как при несовпадении частоты выходного сигнала с текущим режимом платы вступает в действие программная передискретизация, приводящая к значительной деградации сигнала. Таким образом, каждый раз при смене приложения или режима работы пользователю придется внимательно следить за этим пунктом. Еще в панели управления можно выбрать источник синхронизации, включить софт-лимитеры на аналоговых входах и выбрать уровень сигнала на цифровых. Помимо драйверов, в комплект поставки карты также входит традиционный для E-MU набор программных продуктов от сторонних поставщиков.

На всякий случай отметим, что модуля real-time эффектов, характерного для PCI-плат E-MU, в 0404 USB нет. В принципе, это нельзя назвать большой потерей, так как в наше время их наличие вряд ли будет для кого-либо аргументом в пользу выбора той или иной звуковой карты.

Плата отлично зарекомендовала себя при интенсивной эксплуатации в составе домашней студии звукозаписи в течение недели, работая стабильно и безотказно и радуя качеством записи и воспроизведения музыки. Однако в Интернете периодически встречаются жалобы пользователей продуктов E-MU, нарекающих на часто выходящие из строя аналоговые интерфейсы. После проведения небольшого журналистского расследования автор пришел к выводу, что такие случаи вызваны прежде всего неправильной эксплуатацией плат –несоблюдением элементарных правил заземления корпусов устройств в аудиоцепи (перед подключением необходимо заблаговременно проверить и устранить разность потенциалов между их корпусами) и злоупотреблением «горячими» подключениями, которые могут вызвать на выходах карты переходные процессы. Уровень звучания плат мастеринговой категории продуктов в линейке E-MU таков, что применение дополнительных схемотехнических решений по защите аналоговых выходных цепей могло бы привести к слышимой деградации качества, поэтому производитель решил переложить ответственность за работоспособность плат на пользователя. Сложно сказать, насколько такой подход согласуется с позиционированием в профессиональный сегмент, однако наша задача в данном случае – предупредить читателя о необходимости повышенного внимания к правилам эксплуатации карт E-MU, излагаемым на первых страницах руководства пользователя, и их соблюдения во избежание неприятностей. Думается, следование данному подходу позволит вам еще долгие годы наслаждаться великолепным качеством звучания звуковых плат E-MU.

Результаты тестирования E-MU 0404 USB (RMAA 6.0.5)
Режим тестирования 24 бит/192 кГц 24 бит/96 кГц 16 бит/48 кГц 16 бит/44 кГц
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ +0,01; -0,08 +0,01; -0,06 +0,01; -0,04 +0,01; -0,05
Уровень шума, дБ (А) -113,1 -112,7 -96,7 -96,6
Динамический диапазон, дБ (А) 112,8 112,7 96,8 96,5
Гармонические искажения, % 0,0008 0,0007 0,0009 0,0008
Интермодуляционные искажения + шум, % 0,0014 0,0015 0,0042 0,0044
Взаимопроникновение каналов, дБ -106,7 -106,4 -97,6 -96,7

P.S. Кстати говоря, если для ваших целей окажется избыточным наличие фантомного питания, цифровых интерфейсов и балансного подключения, то имеет смысл обратить внимание на младшую модель в линейке внешних аудиорешений E-MU – 0202 USB. Она более компактна и, что важно для пользователей ноутбуков, получает питание непосредственно от шины USB. Как только данное устройство появится на рынке Украины, мы обязательно рассмотрим его подробнее.

Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: