Статьи Авто 22.03.2016 в 17:58 comment

Formula 1 и Formula E: можно ли их сравнить и почему?

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg

Роман Мельниченко

Автор статей, тест-драйвов и обзоров

фото 1-1

В этот уик-энд начался новый сезон гонок Formula 1. Первая гонка в Австралии стала одновременно и интересной, и ожидаемой: Mercedes против Ferrari, Феттель лидер, Хэм провалился, авария Алонсо, победа Росберга, HAAS в очках… Однако итоговый результат на финише не был столь ярок, как сама гонка. Я думаю, все уже поняли имена трех главных пилотов и двух главных команд на сезон 2016 года. Но есть «формула», где за 5 гоночных этапов побеждали 4-е разных гонщика из 4-х разных команд, а прошлогодний чемпион и его команда сейчас находится внизу турнирной таблицы. Как вы поняли из названия речь идет о Formula Е, на которую я предлагаю взглянуть с позиций Formula 1.

Formula E: прошлое, настоящее, будущее

Прошлое Formula E не так уж и далеко: впервые идеи гонок на электромобилях появились в 2011-2012 годах, первый прототип был представлен в 2013-м, а первый гоночный чемпионат прошел в 2014/2015 годах. Конечно, не сравнить с более, чем полувековой историей Formula 1, но и за несколько лет существования Formula E уже успела стать заметным гоночным соревнованием.

Во-первых, это полноценная «формула»: болид с открытыми колесами и развитой аэродинамикой. Только вместо привычного ДВС внутри скрывается электромотор и АКБ.

фото 1-2

Болид электрической формулы с момента первой презентации в 2013 году и до сегодня – это «сборная солянка» от многих известных компаний. Общие параметры: 270 л.с. для квалификации и 200-228 л.с. для гонки (в первом сезоне было меньше, сейчас чуть больше) с возможностью единоразового увеличения мощности до максимума в режиме FanBoost; 3 секунды разгона до 100 км/ч и 225 км/ч «максималки»; длина до 5 м, ширина до 1,8 м; из общих 888 кг на батарею приходит 320 кг

Во-вторых, разработкой всех компонентов электрокара занимались компании с хорошо известными, в гоночном мире, именами. Так, за шасси и кокпит отвечает компания Dallara; в болиде широко используется карбон и алюминий, на момент презентации чемпионата он отвечал требованиям FIA к болидам Formula 1 в вопросах прочности конструкции и безопасности. Силовая установка изначально разрабатывалась специализированным отделением McLaren, аккумулятор – от подразделения Williams, трансмиссия – 5-ступенчатая секвентальная КПП Hewland, шины – универсальные от Michelin. Общим производителем (финальная сборка) является компания Spark Racing Technologies, которая работает в партнерстве с Renault – полное название болида звучит как Spark-Renault SRT_01E.

Как видим, изначально Formula E была едва ли не «монокубком», где все гонщики выступают на идентичной технике, которая отличается лишь раскраской да спонсорскими наклейками. Однако уже в следующем сезоне – 2015/2016 годов – правила разрешили использовать собственный силовой модуль с сохранением неизменной мощности 200 кВт/270 л.с., что привело к появлению разнообразных конструкций двигателя и трансмиссии. К примеру, команда DS Virgin Team сейчас выступает на болиде с двумя электромоторами и бесступенчатой трансмиссией! Это решение не только для привлечения внимания, но и для реальной гонки – команда уже записала на свой счет победу Сема Берда в Буэнос-Айресе и в общем зачете идет в группе лидеров (3-е место в зачете пилотов, 4-е место в общекомандном зачете).

Основи Web дизайну від Ithillel.
Цей онлайн-курс з основ веб-дизайну дозволить вам опанувати мистецтво створення ефективних та привабливих інтерфейсів для вебсайтів і застосунків. Ви оволодієте ключовими принципами UX/UI дизайну, створюватимете дизайн-макети та прототипи, розроблятимете адаптивні інтерфейси для різних пристроїв, готуючись до професійної кар'єри в галузі веб-дизайну.
Дізнатися більше

фото 2

Команда DS Virgin Team использует необычную схему с двумя электромоторами и бесступенчатой трансмиссией, другие верны одному электромотору, третьи экспериментируют с трансмиссией. В сравнению с классической Formula 1 – полная свобода действий!

Третье – заметили необычную градацию сезонов: 2014/2015 и 2015/2016? Все потому, что чемпионат Formula E начинается осенью одного года и завершается летом следующего. Подобный подход позволяет Formula E по минимуму соперничать с другими гоночными сериями и привлекать к гонкам побольше внимания. А проблема холода решается обширной географией и этапами в теплых странах. Так, нынешний сезон начался в Пекине 24 октября 2015 года и завершится в Лондоне 2-го июля 2016 года. Всего сезон 2015/2016 насчитывает 10 этапов, которые проходят с периодичностью 2-5 недель и охватывают самые разные уголки земного шара: Европа, Азия, Северная Америка, Южная Америка. Каждый этап состоит из свободных заездов (ознакомления с трассой, тренировки), квалификации, самой гонки. Начисления очков – по системе Formula 1: 25-18-10… (по уменьшению до 1 очка) для первых 10-ти пилотов по итогам гонки. Но есть и очки-бонусы: 3 очка за поул-позицию и 2 очка за самый быстрый круг в гонке. В этом Formula E уже напоминает гонки WRC с коротким этапом Power Stage.

фото 3

Общая география Formula E обширна: Европа, Азия, Северная Америка, Южная Америка. Но количество этапов – всего 10 – в два раза меньше, чем у современной Formula 1

Наконец, четвертое – участники. А вот здесь Formula E уже может соперничать с Formula 1 на равных! «Электрическая формула» оказалась очень интересной именитым производителям автомобилей, которые пытаются активно развивать гибридные технологии, электромобили, хотят сделать свой имидж более «зеленым» и передовым. Зажимайте пальцы, считая команды с известными именами: ABT Schaeffler Audi Sport, Renault e.Dams, DS Virgin Racing (Citroen), Mahindra Racing. А еще в Formula E хотят прийти Jaguar (уже объявили официально), Nissan и Volvo (окончательное решение пока не принято). Была информация о приходе BMW, но сейчас немцы взяли паузу и присматриваются к будущему Formula E, которое наступит в 2018-2019 годах.

Основи Web дизайну від Ithillel.
Цей онлайн-курс з основ веб-дизайну дозволить вам опанувати мистецтво створення ефективних та привабливих інтерфейсів для вебсайтів і застосунків. Ви оволодієте ключовими принципами UX/UI дизайну, створюватимете дизайн-макети та прототипи, розроблятимете адаптивні інтерфейси для різних пристроїв, готуючись до професійної кар'єри в галузі веб-дизайну.
Дізнатися більше

Тогда ожидаются глобальные изменения: будет новое шасси, новые силовые агрегаты пиковой мощностью до 250 кВт (340 л.с.), а главное – будет новая АКБ, которая позволит проезжать всю гоночную дистанцию без обязательного ныне пит-стопа с заменой автомобиля. Словом, эти масштабные изменения сравнимы с теми, что ожидают от революции Formula 1 в следующем сезоне (2017 год). Причем активные работы над будущим Formula E также должны начаться в 2017-м, но вся перестройка завершится аж к сезону 2018/2019 – вот этого и ждет BMW.

фото 4

Иллюстрация www.autosport.com ясно указывает план по глобальным изменениям Formula E. Главное здесь не в деталях, а в общем видении развития «электрической формулы». Похоже, что оно у FIA есть, да и многие автомобильные компании уже заявили о своем интересе в гонках. Однако не все так безоблачно…

Сила и слабость Formula E

Итак, в плюсах у Formula E – изначальный высокий статус чемпионата от FIA и неслабая поддержка от известных производителей автомобилей. Сегодня настолько массовым присутствием авто-брендов пожалуй, может похвалится лишь Formula 1. В младших формулах GP2 и GP3 громких автомобильных брендов нет. Другие «формулы» – к примеру, Formula Renault 3.5, Formula Ford Ecoboost, Toyota Racing Series, IndyCar Series – либо посвящены одной марке машин (монокубки), либо ограничены территориально, либо вообще все вместе.

Еще один плюс Formula E – сейчас это фактически «королева гонок электрокаров»: многие «кивают» на Formula E, когда речь заходит о гонках на электромобилях. К примеру, уже сегодня компания VW призадумалась об использовании электромоторов гонках «Ралли-Кросс»; формируется новый чемпионат Electric GT; электромобили побеждают на гонке Пайс-Пик. Все это разные гонки, но их «вершиной» вполне может стать Formula E, как сегодня Formula 1 является пределом мечтаний любого шоссейно-кольцевого гонщика. Да и сама Formula E, невзирая на молодость, не стоит на месте, а развивается в сторону высоких технологий – уже принято решение о гонках робото-мобилей в рамках этапов Formula E начиная с 2017 года.

фото 5

Встречайте гонки автомобилей-роботов! В рамках этапов Formula E и начиная уже с 2017 года. Все автомобили обещают сделать идентичными, разница будет лишь в логике управления

Но в гонках автомобилей-роботов кроется и один каверзный вопрос к «электрической формуле»: а Formula E – это серьезное соревнование или шоу современных технологий? На последнее указывает и время проведения чемпионата на стыке двух годов – похожим образом проводили A1 Grand Prix. В таком формате всегда говорили упомянутое выше «привлекать к себе больше внимание», но не потому ли, что в сравнении с другими яркими гоночными сериями Formula E могла проиграть внимание зрителя?

Еще один момент шоу – упомянутый выше FanBoost. Принцип работы схож с режимом «обгона» в Formula 1: максимальная мощность мотора и кратковременное ускорение по нажатию кнопки. Вот только если различные режимы ускорения или работы DRS в Formula 1 есть всегда и четко прописаны в правилах, что как работает, то режим FanBoost в гонках Formula Е получают лишь 3-и пилота согласно предпочтениям и голосованиям болельщиков перед каждым отдельным гоночным этапом. Это ли не элемент шоу, который препятствует справедливой спортивной борьбе?

Хотя, признаться, за шоу гонятся и в Formula 1: отсюда пластина под днищем болида – для искр на неровной трассе; отсюда – перетасовки формата квалификации к нынешнему сезону (которую уже договорились отметить и вернуть прошлый формат квалификации). Однако авторитет Formula 1 позволяет отклоняться от общей линии, а авторитет Formula Е… Так его еще только предстоит наработать!

Среди других минусов – несогласованность в работе организаторов. К примеру, в начале 2016 года FIA поведала о планах Formula Е на ближайшие несколько лет, которые мы рассматривали выше. Но также появилось замечание Алехандро Агага (Alejandro Agag) о том, что «он не хочет соревнования шасси», поскольку это может сильно поднять стоимость участия в гонках. Главный смысл Formula Е согласно словам Агага – не в соревновании шасси или аэродинамики, а в соревнованиях батарей и электромоторов.

Отчасти он прав, поскольку Formula Е привлекает очень низкой стоимостью участия для столь массового и уже заметного чемпионата. По различным расчетам, суммарные затраты для участия в Formula Е не превышают 4-5 млн. евро, а официальные расчеты организаторов дают еще меньшие суммы. Т.е. Formula Е – это, как принято говорить, выгодное предложение для производителя автомобилей: здесь очень хорошее соотношение вложенных денег и экологично-зеленого рекламного выхода.

фото 6

Алехандро Агаг – генеральный директор Formula E Holding LTD. За его плечами политика и евро-парламент, организация ТВ-трансляций Formula 1 в Испании, работа с командой Campos Racing GP2 и британским футбольным клубом. Хороший организатор, но гонщик ли? Хотя, возможно, именно такой человек сейчас и нужен Formula Е, чтобы не допустить резкого увеличения расходов и превращения чемпионата в многомиллионную гонку: ведь гонки «за дорого» уже есть – это Formula 1

Кстати, Агаг как-то сказал о пилотах Formula Е: «к нам приходят многие известные пилоты из других гоночных серий, но это не движение вверх или вниз по карьерной лестнице, а движения в сторону». Эти слова очень точно описывают пилотов Formula Е, там крайне много известных гонщиков, которые так или иначе выступали в Formula 1 (как боевые пилоты, замена, тест-пилоты): Лукас Ди Грасси, Себастьян Буэми, Жером Де Амброзио, Ник Хайфельд, Жан-Эрик Вернь, Бруно Сенна… Да половина гонщиков Formula Е каким-то образом, но была связана с Formula 1!

Вот только ключевые слова здесь именно «выступали» и «была», а не фамилии пилотов. Сегодня в Formula 1 приходят совсем молодые пилоты – 17-18 лет – и приходят именно из серий GP2, GP3, Formula Renault, которые не могут похвалиться столь громкой поддержкой производителей автомобилей. Если пилот за несколько сезонов не закрепился в «первой формуле» – все, на выход. Так и появятся 25-летние мастера, которые уже имеют опыт выступления даже в гонках Formula 1, но карьера которых уже фактически прошла наивысшую точку. Их путь лежит в другие гоночные серии, включая и Formula Е. Сейчас пока получается, что из Formula Е не растут будущие чемпионы Formula 1; наоборот – из «первой формулы» гонщики переходят в «электрическую формулу» уже готовясь к завершению карьеры. Зато достаточно свободный график в Formula Е позволяет пилотам выступать в других соревнованиях – чаще всего, это длительные гонки чемпионата FIA WEC (подобно 24-часовой гонке Ле-Ман).

Кстати, из будущих возможных интересных приобретений Formula Е – Хосе-Мария Лопес, действующий двукратный чемпион FIA WTCC. Недавно он обмолвился, что после ухода Citroen из кузовных гонок (возможно уже в конце этого года) ему было бы интересно продолжить выступления в Formula Е как часть «родственной команды» DS Virgin Racing – еще один пример перехода известных пилотов из других гонок.

фото 7

Нельсон Пике младший (Нельсиньйо Пике) – первый и пока единственный чемпион Formula Е. Как и у многих других пилотов, за его плечами есть опыт выступлений в Formula 1, но аж в 2008-2009 годах; т.е. Formula Е – это уже «пост-этап относительно Formula 1», а не «предварительный этап в карьере перед Formula 1»

Еще один серьезный минус Formula Е – это универсальные шины Michelin. В нынешней Formula 1 есть множество «дождевых» и «сухих» ТИПОВ ШИН, которые работают совершенно по-разному. И одним из самых важных изменений Formula 1 к началу нынешнего сезона стало появление ШИН типа «ultrasoft». В современно Formula 1 выбор шин крайне важен: требуется и угадать с погодой, и выполнить правило по обязательному использованию двух типов шин на сухой гонке, и подобрать правильный график замены шин, и распределить часть шин на квалификацию и часть шин на гонку. А в Formula Е все просто – одни шины Michelin даже без деления на «сухие» и «дождевые».

Спишем это на то, что нужно было подготовить шины изначально под другие параметры: достаточно крепкие для уличных городских гонок на обычном абразивном асфальте; универсальные шины для разной погоды; относительно недорогие. Контракт с Michelin на поставку шин подписан на три года и посмотрим, что будет после его завершения. Расширение типов доступных шин – это может быть одним из важнейших способов увеличения зрелищности и соперничества в гонках Formula Е.

Итог: кто круче – Formula 1 или Formula Е?

Конечно, ответ очевиден – Formula 1: здесь большие деньги, здесь звездные пилоты, здесь желает быть каждый авто-производитель, здесь звучные моторы (пусть потеряли «атмосферную жесткость», но приобрели свист турбины), здесь огромные скорости, здесь реальный риск для жизни. Вот что означает «первая формула».

Однако кажется, что Formula Е также пришла всерьез и надолго: своя уникальная ниша электро-гонок; известные автомобильные бренды и известные пилоты; по-настоящему мировой охват в географии проведения гоночных этапов. При правильном развитии Formula Е вполне может стать очень важным, сложным, интересным чемпионатом. Сегодня мы находимся лишь у его начала, но представьте в будущем рассказывать о том, что следили за Formula Е с первых сезонов – и это будет также «круто», как сказать, что следил за Formula 1 с 1950-го года.


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: