Обзоры
Формула 1 в Internet
0

Формула 1 в Internet

Наша жизнь похожа на "Формулу-1".
Она пролетает очень быстро. Слишком быстро, чтобы успеть что-то большее, кроме
как несколько раз бросить взгляд в зеркала заднего вида.

Жан Тодт, спортивный директор Ferrari


Наверное, каждый из болельщиков хотя бы раз в жизни задумывался над вопросами,
с которых мы начали эту статью. А если так, то одного просмотра трансляций гонок
явно недостаточно — нужно интересоваться тем, что происходит за пределами трасс,
историей Гран-При, судьбами пилотов прошлого и настоящего… К счастью, в наши
дни это стало намного проще благодаря Internet. И я предлагаю вам совершить небольшую
экскурсию по Web-ресурсам, посвященным одному из самых ярких явлений современного
спорта — гонкам "Формула-1".

Начать лучше всего с сайтов, претендующих на роль "порталов" по данной
тематике. Formula1.com
— одним названием этого ресурса, наверное, сказано все. Здесь можно узнать последние
новости из мира "Формулы-1", ознакомиться с комментариями членов команд
и специалистов по поводу прошедших и будущих гонок, посмотреть репортажи и интервью
в формате Real Video. Кроме того, Formula1.com — отличный справочник, в котором
содержатся исчерпывающие сведения о командах, пилотах и трассах чемпионата. Своеобразная
"фишка" данного узла — выбор "Мисс Гран-При" из числа приглянувшихся
фотокорреспондентам болельщиц. И как тут не вспомнить слова Мартина Брандла, который
на вопрос, почему между крикетом (в котором у него тоже открывались большие перспективы)
и автогонками он выбрал последнее, ответил: "В крикете у меня жизнь, конечно,
была бы намного спокойнее. Но зато в "Формуле-1" — самые красивые женщины".
(М-да, в Украине Мартин явно не бывал.)


В числе других сайтов аналогичного содержания можно отметить F1-Live,
британский ITV
— Formula One
, главные герои которого — команды с Туманного Альбиона,
и итальянский Formula
1 by Rete!
, на нем, естественно, доминирует Ferrari.

Среди русскоязычных ресурсов хотелось бы выделить F1
Racing Club
. По большому счету, это новостийный сервер, однако
здесь можно найти и немало подробных статей о "Формуле-1". Кроме того,
занимательна историческая рубрика "В этот день". Еще данный сайт примечателен
высоким качеством перевода статей зарубежных авторов, что встречается не так уж
часто.

Упомянутых выше Web-узлов, пожалуй, вполне достаточно, чтобы узнать все, что происходит в мире "Формулы-1" в текущий момент. Поэтому предлагаю перейти ко второй части нашего экскурса — исторической.

Первый сайт, адрес которого, безусловно, должен знать каждый поклонник автоспорта,
Forix
Formula One Results & Information Explorer
. В принципе, он
тоже является отчасти новостийным, однако главное его достоинство, на мой взгляд,
— полный электронный справочник по "Формуле-1", содержащий статистическую
информацию обо всех гонщиках, когда-либо выходивших на старт Гран-При, трассах,
гонках и командах. Большинство статей дополнено коллекциями фотографий. Нельзя
не отметить, что Forix Formula One является многоязычным сайтом, и в числе его
национальных версий присутствуют украинская и русская.

Мика Хаккинен
Следующий "обязательный для посещения" ресурс — Grand
Prix History
. Здесь вы найдете биографии многих выдающихся личностей
— не только гонщиков, но и конструкторов, описания легендарных автомобилей, рассказы
о самых известных состязаниях, интересный и прекрасно иллюстрированный очерк истории
Гран-При.

Ники Лауда
Наконец, нельзя пройти мимо сайта Formula
One Art & Genius
. Его авторы предлагают взглянуть на "Формулу-1"
под несколько непривычным углом, не просто описывая историю гонок, а скорее, пытаясь
найти ответы на вопросы, поставленные в начале этой статьи. Здесь, возможно, меньше
материалов, чем на других узлах (хотя коллекция фотографий очень даже впечатляет),
но рассказывают они о самых ярких моментах и личностях в истории Гран-При и отличаются
оригинальной подачей.

Настало время поговорить о тех людях, которые в разное время завоевывали право
садиться за руль призовых болидов и становились главными действующими лицами захватывающего
спектакля под названием "Формула-1".

Хуан-Мануэль Фанхио
И тут я с сожалением вынужден констатировать, что, кроме биографических очерков
на исторических сайтах, мне не удалось найти ресурсов, посвященных многим выдающимся
гонщикам далекого прошлого. Нет персональных Web-узлов первого чемпиона мира Джузеппе
"Нина" Фарина, Хуана-Мануэля Фанхио, чей рекорд — пять титулов — вряд
ли когда-нибудь будет побит, Альберто Аскари, известного не только как обладателя
двух чемпионских званий, но и как человека, находившегося во власти безграничного
суеверия, от которого он решил отказаться один раз в жизни — и погиб… Помните
фильм "Мужчина и женщина": "…Альберто АскариКогда
ему на дороге встречалась черная кошка, он выходил из машины и шел пешком…"?
К слову, раз уже речь зашла о творении Клода Лелюша, вспомним и такой факт: выбор
Жан-Луи Трентиньяна в качестве исполнителя главной роли в этом фильме, вероятно,
обусловлен еще и тем, что его родной дядя Морис Трентиньян был гонщиком. С 1950
по 1964 гг. он принимал участие в чемпионатах "Формулы-1" и даже одержал
две победы в Гран-При (причем обе — на "сумасшедшей рулетке" в Монако).

Из героев той далекой эпохи персональную страничку в Internet — надо сказать,
прекрасно оформленную и очень интересную — получил только Джим
Кларк
, легендарный "летучий шотландец", два раза поднимавшийся
на вершину пьедестала "Формулы-1" и называвший трассу своим домом.

Джим Кларк

А вот Лейле Ломбарди хватило 0,5 очка, завоеванных ею в 1975 г. в Монтжуише,
чтобы навсегда войти в историю. Шутка ли: далеко не все мужчины, выходившие на
старт Гран-При, могут похвастаться подобным результатом. Историю итальянской гонщицы
вы найдете здесь.
Кстати, еще один интересный факт, связанный с пилотами-женщинами: последняя из
пяти представительниц слабого пола, садившихся за руль призового болида, Джованна
Амати
, уступила в 1992 г. свое место в кокпите Brabham кому бы
вы думали? Дэймону
Хиллу
— именно с этого начался его путь в "Формуле-1".
Джованна Амати

Грэхэм и Дэймон Хилл
Следующий пилот, о котором пойдет речь, безусловно, относится к числу самых ярких
личностей за всю историю соревнований. Жиль Вильнев… Для многих поклонников
автоспорта с этим именем связана целая эпоха. Ему так и не удалось завоевать чемпионский
титул, однако немало людей до сих пор считают его лучшим гонщиком всех времен
и народов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что по количеству ресурсов
в Сети он не уступает многим современным звездам.

Жиль Вильнев
Жак Вильнев

В их числе прежде всего хотелось бы отметить страничку Tribute
to Gilles Villeneuve
. По сути, назвать ее "ресурсом"
и язык-то не поворачивается, потому что на самом деле это своеобразный виртуальный
памятник кумиру. Его "изюминкой" является фрагмент видеозаписи знаменитой
дуэли Вильнева с Рене Арну на Гран-При Франции 1979 г. в Дижоне, когда на одном
из последних кругов канадец таки обошел "Рено" француза. Кстати, обратите
внимание на голос комментатора. Это Мюррей
Уолкер
, журналист BBC, который для зарубежных поклонников "Формулы-1"
стал легендой не меньшего значения, чем многие выдающиеся гонщики. Начиная с того
самого Дижона’79 он комментировал все гонки, вплоть до последнего Гран-При Франции.
Также можно посетить страничку Memory
of Gilles Villeneuve
, где собрана отличная коллекция фотографий,
и музей
Жиля Вильнева
.

Мне повезло — я принадлежу к тому поколению болельщиков, которым посчастливилось
наблюдать за борьбой на трассе двух Великих — Волшебника и Профессора (согласитесь,
это звучит куда лучше, чем "адский дуэт"). Чем была бы "Формула-1"
без них?

Айртон Сенна… Он пришел в автоспорт, чтобы побеждать, и был уверен в этом всегда, до самого конца. Вечером того рокового дня в кокпите его разбитого Williams нашли свернутый австрийский флаг — свою очередную победу в Имоле он решил посвятить погибшему накануне Роланду Ратценбергеру…

Ален Прост и Айртон Сенна
Из ресурсов, посвященных гениальному бразильцу, в число лучших, безусловно, входят
Ayrton
Senna Homepage
и Ayrton
Senna da Silva Online
, в некотором роде дополняющие друг друга.
Нет смысла описывать их содержимое — тут есть практически все, даже записи голоса
Айртона (чего стоит, к примеру, его дуэт с Тиной Тернер!). Среди "аматорских"
проектов можно выделить неплохо оформленную страничку My
Tribute to a Champion
. Ну а если вам не дает покоя вопрос, что
же на самом деле произошло 1 мая 1994 г. в злополучном Тамбурелло, посетите The
Senna Files
— здесь вы найдете подборку материалов, посвященных
расследованию той аварии и судебному разбирательству.

Ален Прост… Похожий на Айртона Сенну в своем стремлении быть первым (как
однажды сказал бразилец: "Нас сближает жажда побед. Видимо, она же нас и
разъединяет") и в то же время абсолютно другой. Его стиль — точный расчет,
до миллиметра, до сотой доли секунды, до грамма горючего… Он никогда не переступал
установленной им самим грани риска, даже ради победы, но смог опередить всех по
их числу, поднявшись на вершину пьедестала 51 раз. Среди Web-узлов, посвященных
профессору гоночных трасс, стоит посетить Alain
Prost Grand Prix Homepage
, Alain
Prost — The best F1 driver ever!
и, естественно, официальный сайт
команды Prost
Grand Prix
.

Конечно, нельзя обойти вниманием еще одного пилота — Михаэля Шумахера.
Для одних болельщиков он — Солнечный Мальчик, для других — Красный Барон. Однако
мало найдется тех, кто будет отрицать, что Михаэль — сильнейший гонщик последних
нескольких лет и один из лучших за всю историю "Формулы-1". Неудивительно,
что он может похвастаться, пожалуй, наибольшим количеством посвященных ему Web-ресурсов
Unofficial
Michael Schumacher
, Michael
Schumacher — Tribute to World Champion
, The
Michael Schumacher Page
… Ну а официальная страница Михаэля —
Michael
Schumacher Fanclub
. Кстати, на момент завершения данной статьи
русская версия официальной
страницы
почему-то стала недоступной, хотя еще за несколько дней до этого
она работала. Будем надеяться, что это временная неприятность.

Михаэль Шумахер

В последней же части нашего повествования упомянем о ресурсах, посвященных легендарным "конюшням" "Формулы-1". И начать здесь надо, безусловно, с команды, которая на протяжении нескольких лет находилась на самом острие прогресса — о Lotus во главе с ее основателем и главным конструктором Колином Чепменом.

Йохен Риндт
Сколько конструкторских находок родилось в недрах этой британской компании! Революционный
Lotus-72 — первый болид, построенный по той схеме, что применяется до
сих пор ("зубило" вместо приплюснутой "сигары", разнесенный
по бокам радиатор воздушного охлаждения, подвеска на поперечных рычагах), использовавшийся
с незначительными модификациями на протяжении шести (!) сезонов и завоевавший
два чемпионских титула и три Кубка конструкторов, тот самый автомобиль, о котором
Йохен
Риндт
сказал: "На нем или стану чемпионом мира, или погибну"
(как известно, оба эти пророчества сбылись одновременно). Lotus-78, положивший
начало эпохе автомобилей-крыльев, использующих так называемый граунд-эффект, Lotus-99T
— первый болид "Формулы-1" с активной подвеской… Да что там говорить:
даже размещать рекламу на гоночных машинах первым додумался в 1968 г. именно Чепмен!
Обо всем этом вы сможете почитать на упомянутых выше Grand Prix History и Formula
One Art & Genius. А вот среди других источников, посвященных Lotus, мне, к
сожалению, удалось найти только два — рассказ о Колине
Чепмене
и краткую историю его команды.


Ну и конечно же, заслуживают упоминания Ferrari
и McLaren
— две самые титулованные команды "Формулы-1", и в наши дни продолжающие
вести борьбу за лидерство. Две команды звезд — за последние четверть века за
рулем красных и красно-белых болидов побывали все самые выдающиеся гонщики, за
исключением разве что Нельсона
Пике
. Что касается "фанатских" Web-узлов, то среди них
стоит отметить Tifosi
Club
, Ferrari-World
и Vitalik’s
McLaren Page
.

На этом, наверное, мы и закончим наше сегодняшнее путешествие. Не буду отрицать
— немало осталось вне поля зрения. Но данная статья, несмотря на все мои старания,
представляет в какой-то степени субъективный взгляд. И если у вас есть на примете
интересные Web-ресурсы — пишите, и мы обязательно расскажем о них на страницах
нашего издания.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: