Обзоры
GeForce 8800 GTS 320 MB: 7 моделей в разгоне
6

GeForce 8800 GTS 320 MB: 7 моделей в разгоне

Графический акселератор GeForce 8800 GTS с 320 MB видеопамяти является, пожалуй, самым удачным продуктом NVIDIA в восьмом поколении GeForce. На фоне других высокопроизводительных решений он совмещает в себе как отличную производительность, так и приемлемую цену. Уменьшенный вдвое объем памяти мало влияет на производительность в большинстве игр, проблемы возникают лишь при максимальных настройках размера текстур с одновременным сглаживанием, не говоря уж о HDR. Впрочем, в последних играх такой режим может поставить на колени не только 640-мегабайтовую версию, но и «старшего брата» – GeForce 8800 GTX. Напомним, что самые мощные видеокарты серии GeForce 8800 – GTX и Ultra, – имеют кроме увеличенного до 768 MB объема памяти и, следовательно, расширенной с 320 до 384 бит шины, еще и увеличенное с 96 до 128 количество потоковых процессоров.

В данном тестировании рассматриваются семь моделей GeForce 8800 GTS, шесть из которых оборудованы 320 MB памяти, а еще одна – для сравнения, 640 MB. Мы оценим, насколько важен объем кадрового буфера для наиболее популярных игр и тестовых приложений, ну и, конечно, проверим разгонный потенциал видеокарт.

ASUS EN8800GTS/HTDP/320M

ASUS EN8800GTS/HTDP/320M

Цена – $330

Исходные частоты
512/1600 MHz

Возможный разгон
630/1920 MHz

Богатая комплектация

Средний разгонный потенциал

Продукт предоставлен TechnoPark

ASUS EN8800GTS/HTDP/320M является точной копией референсной платы NVIDIA со стандартным кулером. В общем-то, ничего страшного в этом нет, однако серьезных результатов в разгоне от такой конструкции ждать не стоит. На упаковке платы и на наклейке кулера изображен боец спецназа из тактического шутера Ghost Recon: Advanced Warfighter – недвусмысленный намек на то, что диск с этой игрой входит в комплект поставки. Вообще, комплектация всей серии GeForce 8800 у ASUS – одна из самых богатых на рынке, за что компанию можно только похвалить. Изначально видеокарта функционирует на эталонных частотах 512/1600 MHz, однако установленная память Hynix FP11 позволяет без опасений поднять ее частоту минимум до 1800 MHz. В процессе тестирования мы добились стабильной работы этой видеокарты на частотах 630/1920 MHz, но дальнейший разгон, судя по всему, ограничивается лишь штатной системой охлаждения.

MSI NX8800GTS-T2D320E-HD-OC

MSI NX8800GTS-T2D320E-HD-OC

Цена – $330

Исходные частоты
575/1700 MHz

Возможный разгон
661/1998 MHz

Хороший комплект поставки; заводской тюнинг

Штатный кулер не дает возможности для дальнейшего разгона

Продукт предоставлен «Евро Плюс»

Комплект поставки MSI NX8800GTS-T2D320E-HD-OC (именно такую кодировку имеет эта модель) содержит приятное дополнение – отличную стратегию реального времени (лучшая RTS на E3 2006) Company of Heroes, причем в эксклюзивном варианте на двух DVD. Эксклюзивность версии заключается в поддержке нескольких языков звукового сопровождения и меню, однако русского там, к сожалению, нет. Как и предыдущий продукт от ASUS, MSI GeForce 8800 GTS 320 MB OC Edition основана на эталонном дизайне платы и системы охлаждения. Тем не менее инженеры MSI повысили рабочие частоты ядра и памяти с 500/1600 MHz до 575/1700 MHz, уравняв их с частотами GeForce 8800 GTX. В процессе тестирования мы смогли еще поднять частоты до 661 MHz по ядру и 1998 MHz по памяти. Ограничением на пути к более высоким показателям является кулер видеокарты: мы так и не смогли справиться с артефактами даже с понижением температуры в помещении.

MSI NX8800GTS-T2D640E-HD-OC

MSI NX8800GTS-T2D640E-HD-OC

Цена – $440

Исходные частоты
575/1700 MHz

Возможный разгон
684/2160 MHz

Хорошая комплектация; заводской оверклокинг; высокий разгонный потенциал

Прирост производительности не соответствует разнице в цене по сравнению с 320-мегабайтовой версией

Продукт предоставлен «Евро Плюс»

Эта видеокарта была выбрана в целях сравнения с «младшими братьями». Она отличается только тем, что на борту установлены 640 MB памяти. Как и в случае с предыдущей моделью, исходные частотные характеристики составляют все те же 575/1700 MHz, в процессе разгона нам удалось поднять частоты до 684 MHz по ядру и 2160 MHz по памяти. Как видим, чипы памяти большей емкости разогнались заметно лучше, чем микросхемы меньшего объема. При этом существенного влияния на уровень тепловыделения такое увеличение частоты не оказывает.

Point of View GeForce 8800 GTS 320 MB

Point of View GeForce 8800 GTS 320 MB

Цена – $320

Исходные частоты
512/1600 MHz

Возможный разгон
621/1890 MHz

Самая доступная цена

Низкий разгонный потенциал; комплект поставки бедноват

Продукт предоставлен «Навигатор»

Графический адаптер Point of View GeForce 8800 GTS 320 MB относится к наиболее недорогим вариантам. Среди аналогичных продуктов он не выделяется какими-либо параметрами. Частоты точно соответствуют эталонным – 512/1600 MHz. В процессе разгона и тестирования видеокарта проявила себя не лучшим образом: разгон по ядру составил всего 621 MHz, а по памяти 1890 MHz. Тем не менее, разница в стоимости по сравнению с другими моделями может оказаться достаточно существенной, чтобы привлечь внимание покупателей – следите за изменениями цен.

XFX GeForce 8800 GTS 320 MB

XFX GeForce 8800 GTS 320 MB

Цена – $330

Исходные частоты
512/1600 MHz

Возможный разгон
684/2160 MHz

Высокий разгонный потенциал

Не выявлено

Продукт предоставлен «Евро Плюс»

В линейке продукции компании XFX присутствуют как модели GeForce 8800 GTS 320 MB со стандартными характеристиками, так и с повышенными частотами. В тестировании приняла участие версия с референсными частотами и кулером. Тем не менее, разгонный потенциал этого экземпляра порадовал: нам покорились частоты 684 MHz по ядру и 2160 MHz по памяти – один из лучших результатов. Возможно, для производства своих видеокарт XFX отбирает лучшие экземпляры из поставок с контрактных заводов-изготовителей NVIDIA. Это должно обрадовать экономных оверклокеров, ведь, скажем, разогнанные продукты серии XXX продаются по заметно более высоким ценам. Наше тестирование показало, что «обычные» версии GeForce 8800 GTS 320 MB от XFX могут разгоняться ничем не хуже элитных, если, конечно, повезет с экземпляром, как нам.

EVGA GeForce 8800 GTS 320 MB KO ACS3 Edition

EVGA GeForce 8800 GTS 320 MB KO ACS3 Edition

Цена – $345

Исходные частоты
588/1840 MHz

Возможный разгон
670/1944 MHz

Повышенные заводские частоты; модифицированный кулер

Разгонный потенциал может оказаться не слишком значительным, а вот цена – несколько выше средней

Продукт предоставлен «Евро Плюс»

Эта видеокарта принадлежит к одной из двух, причем к лучшей из элитных серий EVGA – ACS3 Edition. Попавший нам в руки графический адаптер изначально работает на частотах 588/1840 MHz, что не так уж и мало. Кроме того, производитель несколько модифицировал конструкцию стандартного кулера GeForce 8800 GTS. Изменения коснулись кожуха, который теперь покрывает практически всю лицевую часть печатной платы, обеспечивая обдув элементов питания. Стандартный кулер оставляет их без какого-либо охлаждения, что вызывает некоторые опасения в случае разгона (хотя они и не подтверждены какими-либо прецедентами). Кроме того, на обратную сторону печатной платы EVGA установила дополнительный радиатор, улучшающий охлаждение устройства в целом. Тем не менее, уровень разгона нашего экземпляра EVGA GeForce 8800 GTS 320 MB KO ACS3 Edition оказался средним: всего 670 MHz по ядру и 1944 MHz по памяти.

Sparkle Calibre P880 OC Edition

Sparkle Calibre P880 OC Edition

Цена – $360

Исходные частоты
580/1780 MHz

Возможный разгон
692/2200 MHz

Высокие начальные частоты; кулер с элементом Пельтье; отличный разгонный потенциал

Цена высоковата

Продукт предоставлен IT-Link

Компания Sparkle последнее время радует нас элитной серией Calibre, модели которой оснащены модифицированными системами охлаждения и отличаются увеличенными частотами. Calibre GeForce 8800 GTS 320 MB – не исключение, более того, это самая необычная плата в сегодняшнем обзоре. Данная видеокарта оборудована мощнейшей СО от MACS Cooling Solutions, представляющей собой интегрированный в подошву кулера элемент Пельтье, связанный тепловыми трубками с огромным радиатором, продуваемым двумя крупными вентиляторами. Система справляется с охлаждением видеокарты на пять с плюсом: мы подняли частоты с начальных 580/1780 MHz до 692/2200 MHz, при этом температура ядра под нагрузкой по показателям Rivatuner повысилась всего на 2 градуса: с 54 до 56 °С. Действительно, отличный результат. Как сказали бы умельцы-оверклокеры: «просто добавь вольтмод».

Как мы тестировали

Наша тестовая программа включает в себя популярнейшие пакеты 3DMark05 и 3DMark06, а также несколько современных игр: Call of Juarez, Prey, Quake 4, запускаемые с помощью утилиты SmartFPS.com 1.5. Для создания экстремальных условий для видеокарт и устранения возможных ограничений со стороны центрального процессора (в данном случае – Intel Core 2 Duo E6700) мы дополнительно тестировали игры на высоких разрешениях (монитор – Samsung SyncMaster 275T) с включенными через настройки драйвера параметрами полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации текстур (Full Screen Antialiasing = 4x, Anisotropic Filtering = 16x). Разгон видеокарт проводился с помощью утилиты Rivatuner 2.02, при этом температура в помещении поддерживалась на уровне 21 њС.

Итоги

Пакеты 3DMark05 и 3DMark06 очень хорошо реагируют на разгон видеокарт серии GeForce 8. Тестирование сразу выявляет слабое место нашего тестового стенда – Core 2 Duo E6700, как ни удивительно, сдерживает мощь даже GeForce 8800 GTS 320 MB и не дает нам набрать побольше очков. Тем не менее, результаты теста довольно показательны: разогнавшись до максимальных частот, Sparkle Calibre GeForce 8800 GTS 320 MB обгоняет всех соперников.

Игра Call of Juarez относится к новейшему поколению игровых приложений, ориентированных на современные унифицированные архитектуры видеокарт. Тестирование показало, что без сглаживания и фильтрации GeForce 8800 GTS 320 MB обеспечивает хорошую скорость обработки графики во всех разрешениях вплоть до 1600×1200, однако дополнительные настройки качества делают игру некомфортной. С активными FSAAх4 и AFx16 приемлемая частота смены кадров сохраняется лишь в 1024×768, при этом снова на вершине пьедестала оказалась Sparkle Calibre, а в затылок ей дышит XFX GeForce 8800 GTS.

Тяжеловесность» движка DOOM 3, на котором построена игра Quake 4, вычислениями с помощью CPU приводит к тому, что в режиме Pure Speed производительность в разрешениях 1024×768 и 1280×1024 практически идентична, и лишь в 1600×1200 видеокарты начинают раскрывать свой потенциал. Отметим, что мы устанавливали все настройки качества в режим Maximum, а не Ultra, так как в последнем случае требуется очень большой размер кадрового буфера. 320 MB памяти в тестируемых видеокартах не способны вместить текстуры сверхвысокого разрешения и Shadow Volumes, используемые в режиме Ultra.

Доработанный движок DOOM 3, использованный в игре Prey, уже не так загружает центральный процессор, и мы можем наблюдать отличную производительность всех видеокарт в абсолютном большинстве режимов. К тому же игра очень хорошо реагирует на разгон, и даже отдает небольшое предпочтение XFX GeForce 8800 GTS, а не Sparkle.

В целом хотелось бы в очередной раз отметить, что видеокарты GeForce 8800 GTS с 320 MB памяти на борту являются отличным выбором для игрового компьютера среднего класса. Они обеспечивают отличную производительность во всех наиболее популярных играх, при этом сохраняя неплохую скорость и в новейших проектах. Кроме того, данные адаптеры обладают поддержкой DirectX 10, а значит, затратив порядка $300, сейчас пользователь не пожалеет о покупке даже через полгода с выходом новых игр.

Анатомия GeForce 8800 GTS 320 MB

Как и GeForce 8800 GTX, у этой видеокарты четырехфазный цифровой конвертер питания, его можно видеть на снимке справа (три ряда элементов расположены параллельно и один вверху). Для работы видеокарты необходимо обязательно подключать дополнительный 6-контактный разъем питания, иначе при запуске ПК начнет громко пищать расположенный на плате пьезоэлектрический динамик.

На PCB выделяется большое ядро G80, окруженное установочной рамкой, которая защищает GPU от повреждения в случае перекоса кулера, хотя это не столь актуально в свете наличия теплораспределительной крышки на кристалле. О том, что это именно GeForce 8800 GTS, свидетельствует маркировка G80-100-K0 на ядре. Cимволы «A3» означают четвертую ревизию ядра (первая, инженерная, маркируется «A0»), именно она устанавливается в GeForce 8800 GTS 320 MB. Ядро в соответствующей эталону модели видеокарты должно работать на частоте 512 MHz. При оверклокинге, частоты GPU изменяются ступенчато, с шагом в 3, 5 или 9 MHz, а потоковых процессоров – с шагом в 54 MHz. Поэтому, разгоняя плату, всегда нужно следить за показателями в специализированных утилитах (той же RivaTuner), показывающих реальные рабочие частоты основного и шейдерного блоков ядра.

Вокруг ядра установлены чипы памяти. Как видно на фото, две крайние правые контактные площадки для памяти пустуют. Это объясняется тем, что основой для печатной платы GeForce 8800 GTS является несколько упрощенная плата GeForce 8800 GTX. Разводка памяти осталась прежней, отсюда и лишние контактные площадки. Ширина шины памяти у 640 и 320 MB версии этих видеокарт одинакова и равна 320 битам, просто в GeForce 8800 GTS 320 MB используются чипы вдвое меньшей емкости (по 256 Mbit вместо 512 Mbit). Чаще всего на эти платы устанавливается память стандарта GDDR3 Samsung BC-12, это чипы с номинальным временем выборки 1,2 нс и частотой 800 MHz (1600 MHz DDR), на которой она обычно и работает. На рынке присутствуют несколько моделей GeForce 8800 GTS 320 MB с памятью Hynix FP11, которая рассчитана на частоту 1800 МHz (1,1 нс).

Слева от чипов памяти установлен еще один чип – это NVIO, контроллер RAMDAC, то есть цифро-аналоговый преобразователь, отвечающий за преобразование цифровых данных, поступающих от графического процессора, в сигнал, выходящий на монитор. Он же отвечает за передачу сигнала на TV-out, в том числе и HD-video. Обычно эти элементы интегрируются прямо в кристалл ядра, но в случае с G80 инженеры NVIDIA решили вынести его в отдельный чип, чтоб избавиться от наводок и шумов.
GeForce 8800 GTS 320 MB оборудуются двумя цифровыми разъемами DVI-I для подключения мониторов и разъемом TV-out для подсоединения к другим устройствам (телевизорам, плазменным панелям и т. д.). Само по себе ядро G80 не поддерживает кодирование сигнала по таблицам HDCP, однако подавляющее большинство конечных производителей видеокарт дополнительно устанавливают микросхему памяти с вшитыми кодами HDCP, таким образом делая свои видеокарты полностью HD-совместимыми.

Абсолютно все графические адаптеры GeForce 8800 как GTS, так и GTX, и Ultra произведены на контрактных заводах NVIDIA, поэтому различия в продуктах разных компаний могут заключаться только в примененных системах охлаждения и частотных характеристиках, сам дизайн печатных плат изменять запрещено.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: