Обзоры Обзоры 10.10.2000 в 21:00 comment

Инструменты современного композитора

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

ITC.UA

автор

Окончание. Начало в # 36, 2000

Звуковые редакторы

Этот вид программ, пожалуй, единственный из всех, который не имеет прямой аналогии в реальной студии. И именно их появление в немалой степени помогло компьютеру проникнуть в такую исторически консервативную область, как звукозаписывающая индустрия. Возможность "визуального" редактирования в противовес долгой процедуре перемотки ленты, нарезки и пропускания через многокилограммовые рэковые блоки эффектов — вот что привлекает в них. Конечно, для того чтобы в полной мере заменить студийное оборудование, программы обработки должны иметь сходные с "железом" параметры. Среди наиболее популярных — SoundForge компании SonicFoundry, WaveLab от Steinberg и Syntrillium CoolEdit Pro.

Рассмотрение программ для работы со звуком начнем именно с SoundForge, поскольку она уже давно является промышленным стандартом де-факто. Компания-разработчик по праву может считаться лидером в данной области, и ее название еще не раз будет фигурировать в этом обзоре.

Итак, последняя версия SoundForge 4.5 — полноценный редактор с поддержкой рабочих частот сэмплирования от 2 до 96 kHz с разрешением 8 или 16 бит, мощными инструментами разметки файлов для последующего использования в сэмплерах, созданием списков воспроизведения фрагментов, наличием фильтров для всех основных музыкальных форматов, включая RA и MP3.

Безусловное достоинство пакета, отмечаемое всеми профи, — это качественные алгоритмы программных эффектов, поставляемых вместе с SoundForge. Среди них как классические — ревербератор/хорус, фленжер, амплитудные и частотный модуляторы, квакер, так и необычные — временной и частотный сдвиги сэмпла, множественное эхо, ну и конечно, отличный эквалайзер (графический и параметрический), компрессор и лимитер. Помимо основных, программа поддерживает подключение фильтров DirectX. Их особенность состоит в том, что они работают в реальном времени в отличие от родных эффектов SoundForge, скорость которых сильно зависит от мощности процессора.

Курс Power Skills For Tech від Enlgish4IT.
Зменшіть кількість непорозумінь на робочому місці та станьте більш ефективним у спілкуванні в мультикультурній команді. Отримайте знижку 10% за промокодом ITCENG.
Реєстрація на курс

Отдельного упоминания заслуживают встроенные средства генерации звуков путем имитации тонового набора, простой и комплексный синтезаторы, которые позволяют микшировать до четырех источников с волнами разных форм. В дальнейшем с помощью обработки их фильтрами можно добиться совершенно уникальных тембров.

Добавьте к этому появившиеся в последней версии пакетную обработку и мощный анализатор спектра — и вы получите незаменимый инструмент на рабочем месте звукорежиссера.

Другая программа, пользующаяся определенной популярностью, — WaveLab от уже упоминавшейся компании Steinberg. Традиционно высокоточные алгоритмы работы со звуком, которые используются и в "хардверных" воплощениях, являются фирменным знаком компании. Текущая версия пакета — 3.0, и самое главное ее новшество — возможность сведения композиций, состоящих из нескольких треков, или попросту — многодорожечная запись. Действительно, этой функции сильно не хватало пакету, чтобы составить серьезную конкуренцию своим собратьям. Удобный интерфейс, хорошая скорость работы, возможность наложения недеструктивных VST- (Virual Studio Technology) и DirectX-фильтров в реальном времени — что еще нужно грамотному звукооператору?

Инструменты современного композитора
WaveLab 3.0

Основной принцип работы пакета (в отличие от других программ) заключается в том, что все "общие" эффекты накладываются в специальной панели Master Effect, которая выглядит как часть реального микшера, а отдельные (для каждого трека) — в специальных эффект-слотах. Подобным же образом выполнены и меню управления фильтрами — кто хоть раз видел настоящие рэковые процессоры эффектов, наверняка, будет комфортно чувствовать себя в WaveLab. Кроме того, исправлен недостаток, которым грешили почти все версии пакета, — неустойчивость в работе: во время небольшого тестирования с различной степенью загрузки программы она так ни разу и не дала сбой.

Кратко о технических характеристиках. Поддержка частот сэмплирования до 96 kHz и разрешений до 24 бит при целочисленной обработке и до 32 — с плавающей запятой, неограниченное количество микшируемых треков, мощный трехмерный анализатор спектра, возможность пакетной обработки и средства премастеринга CD с дальнейшей записью на CD-R.

Курс Power Skills For Tech від Enlgish4IT.
Зменшіть кількість непорозумінь на робочому місці та станьте більш ефективним у спілкуванні в мультикультурній команді. Отримайте знижку 10% за промокодом ITCENG.
Реєстрація на курс

Следующий пакет был одним из первых, совмещающих в себе полнофункциональный аудиоредактор и многодорожечный рекордер. Впоследствии его более именитые собратья отняли у него пальму первенства, но и по сей день благодаря своей невысокой цене и хорошему качеству он остается популярным. CoolEdit Pro производит обработку в разрешении 32 бита (с плавающей точкой) и поддерживает частоты сэмплирования до 192 kHz (!). Пакет поставляется с достаточно стандартным набором эффектов, среди которых выделяется Brainwave Synchronizer, позволяющий добавлять в трек ритмы, синхронизирующиеся с альфа-ритмом мозга человека, что полезно для создания релаксационных мелодий, и Noise Reduction (удаление шума) — его алгоритм, пожалуй, наилучший среди всех имеющихся. Для создания синтетической музыки будут полезны функции определения параметра BPM (Beats Per Minute) сэмпла и автоматической разметки по некоторым установкам.

Раз уж речь зашла о мультитрековых редакторах, нельзя не упомянуть два продукта компании Sonic Foundry — Vegas Audio 2.0 и Acid Pro 2.0. Первый из них представляет собой профессиональный пакет для работы с многодорожечными композициями и поддерживает неограниченное количество треков, 24-битовую обработку, накладывания DirectX- и XFX-эффектов в реальном времени, автоматический crossfading и многое другое, что должно быть присуще профессиональному пакету. Вторая программа — Acid Pro — в данный момент стремительно набирает популярность. Идеология ее работы соответствует модной сейчас технологии создания композиций из петель. Человеку, работающему с Acid, не нужно заботиться о синхронизации длины, тональности и ритма петельных сэмплов — пакет производит ее автоматически. Поэтому Acid является идеальным решением для создания различного рода танцевальной музыки и особенно любим в среде ди-джеев всех мастей. Конечно, как и любой мультитрек, он поддерживает неограниченное число дорожек, панорамирование и различные эффекты в реальном времени. Sonic Foundry даже выпускает специальные наборы (Acid Hip-Hop, Acid Latin, Acid Rock и т. д.), где вместе с пакетом поставляется несколько сотен готовых сэмплов, относящихся к тому или иному стилю музыки.

Еще один редактор для окончательного сведения, который попал в поле нашего зрения, — SekD Samplitude. Несмотря на то что этот пакет обладает определенными возможностями по редактированию отдельных звуковых файлов, используется он преимущественно как многодорожечный. Метод работы с Samplitude 2496 будет по душе, скорее, программистам, чем музыкантам. Создатели так и называют его — объектно-ориентированный. Вся работа проходит в отдельных VIP-проектах, в которые помещаются слепки с подготовленных ранее дорожек. Далее в интерактивном режиме выставляются параметры громкости и панорамы, накладываются фильтры реального времени. При этом сами дорожки не претерпевают никаких изменений — для получения конечного результата достаточно произвести рендеринг проекта. По остальным же параметрам Samplitude почти не отличается от других программ.

И многое другое…

В этом разделе хотелось бы упомянуть о множестве небольших, но симпатичных утилит, любимых музыкантами за те функции, которых не достает тяжеловесным редакторам и которые крайне необходимы в повседневной работе.

Первая из них — FruityLoops — берет свое начало в мире трекеров (программ, содержащих в себе секвенсор и сэмплер одновременно) и по своей "крутизне" может серьезно поспорить с любым профессиональным пакетом. Композиции, созданные с ее помощью, звучат очень пристойно (правда, по стилистике это, как правило, ультрасовременная музыка — хаос, транс, драм-н-басс и т. д.).

Инструменты современного композитора
FruityLoops

Как и в любом трекере, здесь присутствует сэмплерная и секвенсорная части — и та и другая выше всяких похвал. Есть возможность управлять миди-событиями, такими параметрами, как панорамирование, громкость, атака, уровни ревербератора и делея, а также встроенными частотными фильрами, с помощью которых получаются тембры, близкие к звучанию аналоговых синтезаторов. Естественно, все это благодаря мощному сэмплеру — он же синтезатор, он же акустический моделер и т. д. и т. п. Последняя версия — 2.50 — поставляется с более чем тремя сотнями готовых тембров и десятками предустановок синтезатора.

При виде следующей программы должно было заныть сердце у каждого, кто считает себя электронным музыкантом. Речь, конечно же, о Steinberg ReBirth RB-338 — самом полном эмуляторе серии аналоговых синтезаторов TR-808, TB-303 и TR-909. На виртуальном рабочем столе находятся две драм-машины и два басовых синтезатора. Казалось бы, ничего необычного, но звучит ReBirth так, как ни один другой синтезатор. Запись трека осуществляется по заливкам (pattern, некоему аналогу аудиопетель), состоящим из 8 или 16 нот. Далее они компонуются в "песни", которые могут содержать неограниченное количество паттернов, а варьируются посредством вращения ручек регулировки частотных фильтров — по одному на каждый синтезатор.

Инструменты современного композитора
ReBirth RB-338

ReBirth может выступать в роли внешнего миди-синтезатора, причем управляемого специальными "эксклюзивными" событиями, хорошо описанными в документации. Также поддерживается работа с несколькими аудиокартами и синхронизация с синтезаторами других типов.

Безусловно, на данный момент количество музыкальных пакетов и утилит настолько велико, что для того чтобы описать их, потребовалась бы целая энциклопедия, но мы надеемся, что этот небольшой обзор помог вам определиться с основными инструментами виртуальной студии. Тех же, кто все еще не нашел себе программу, отсылаем на просторы Всемирной Сети: по этому адресу вы найдете описание и сможете загрузить большинство доступных средств — www.hitsquad.com/smm/.

Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: