Обзоры
Инструменты современного композитора
0

Инструменты современного композитора

Окончание. Начало в # 36, 2000

Звуковые редакторы

Этот вид программ, пожалуй, единственный из всех, который не имеет прямой аналогии в реальной студии. И именно их появление в немалой степени помогло компьютеру проникнуть в такую исторически консервативную область, как звукозаписывающая индустрия. Возможность "визуального" редактирования в противовес долгой процедуре перемотки ленты, нарезки и пропускания через многокилограммовые рэковые блоки эффектов — вот что привлекает в них. Конечно, для того чтобы в полной мере заменить студийное оборудование, программы обработки должны иметь сходные с "железом" параметры. Среди наиболее популярных — SoundForge компании SonicFoundry, WaveLab от Steinberg и Syntrillium CoolEdit Pro.

Рассмотрение программ для работы со звуком начнем именно с SoundForge, поскольку она уже давно является промышленным стандартом де-факто. Компания-разработчик по праву может считаться лидером в данной области, и ее название еще не раз будет фигурировать в этом обзоре.

Итак, последняя версия SoundForge 4.5 — полноценный редактор с поддержкой рабочих частот сэмплирования от 2 до 96 kHz с разрешением 8 или 16 бит, мощными инструментами разметки файлов для последующего использования в сэмплерах, созданием списков воспроизведения фрагментов, наличием фильтров для всех основных музыкальных форматов, включая RA и MP3.

Безусловное достоинство пакета, отмечаемое всеми профи, — это качественные алгоритмы программных эффектов, поставляемых вместе с SoundForge. Среди них как классические — ревербератор/хорус, фленжер, амплитудные и частотный модуляторы, квакер, так и необычные — временной и частотный сдвиги сэмпла, множественное эхо, ну и конечно, отличный эквалайзер (графический и параметрический), компрессор и лимитер. Помимо основных, программа поддерживает подключение фильтров DirectX. Их особенность состоит в том, что они работают в реальном времени в отличие от родных эффектов SoundForge, скорость которых сильно зависит от мощности процессора.

Отдельного упоминания заслуживают встроенные средства генерации звуков путем имитации тонового набора, простой и комплексный синтезаторы, которые позволяют микшировать до четырех источников с волнами разных форм. В дальнейшем с помощью обработки их фильтрами можно добиться совершенно уникальных тембров.

Добавьте к этому появившиеся в последней версии пакетную обработку и мощный анализатор спектра — и вы получите незаменимый инструмент на рабочем месте звукорежиссера.

Другая программа, пользующаяся определенной популярностью, — WaveLab от уже упоминавшейся компании Steinberg. Традиционно высокоточные алгоритмы работы со звуком, которые используются и в "хардверных" воплощениях, являются фирменным знаком компании. Текущая версия пакета — 3.0, и самое главное ее новшество — возможность сведения композиций, состоящих из нескольких треков, или попросту — многодорожечная запись. Действительно, этой функции сильно не хватало пакету, чтобы составить серьезную конкуренцию своим собратьям. Удобный интерфейс, хорошая скорость работы, возможность наложения недеструктивных VST- (Virual Studio Technology) и DirectX-фильтров в реальном времени — что еще нужно грамотному звукооператору?

WaveLab 3.0

Основной принцип работы пакета (в отличие от других программ) заключается в том, что все "общие" эффекты накладываются в специальной панели Master Effect, которая выглядит как часть реального микшера, а отдельные (для каждого трека) — в специальных эффект-слотах. Подобным же образом выполнены и меню управления фильтрами — кто хоть раз видел настоящие рэковые процессоры эффектов, наверняка, будет комфортно чувствовать себя в WaveLab. Кроме того, исправлен недостаток, которым грешили почти все версии пакета, — неустойчивость в работе: во время небольшого тестирования с различной степенью загрузки программы она так ни разу и не дала сбой.

Кратко о технических характеристиках. Поддержка частот сэмплирования до 96 kHz и разрешений до 24 бит при целочисленной обработке и до 32 — с плавающей запятой, неограниченное количество микшируемых треков, мощный трехмерный анализатор спектра, возможность пакетной обработки и средства премастеринга CD с дальнейшей записью на CD-R.

Следующий пакет был одним из первых, совмещающих в себе полнофункциональный аудиоредактор и многодорожечный рекордер. Впоследствии его более именитые собратья отняли у него пальму первенства, но и по сей день благодаря своей невысокой цене и хорошему качеству он остается популярным. CoolEdit Pro производит обработку в разрешении 32 бита (с плавающей точкой) и поддерживает частоты сэмплирования до 192 kHz (!). Пакет поставляется с достаточно стандартным набором эффектов, среди которых выделяется Brainwave Synchronizer, позволяющий добавлять в трек ритмы, синхронизирующиеся с альфа-ритмом мозга человека, что полезно для создания релаксационных мелодий, и Noise Reduction (удаление шума) — его алгоритм, пожалуй, наилучший среди всех имеющихся. Для создания синтетической музыки будут полезны функции определения параметра BPM (Beats Per Minute) сэмпла и автоматической разметки по некоторым установкам.

Раз уж речь зашла о мультитрековых редакторах, нельзя не упомянуть два продукта компании Sonic Foundry — Vegas Audio 2.0 и Acid Pro 2.0. Первый из них представляет собой профессиональный пакет для работы с многодорожечными композициями и поддерживает неограниченное количество треков, 24-битовую обработку, накладывания DirectX- и XFX-эффектов в реальном времени, автоматический crossfading и многое другое, что должно быть присуще профессиональному пакету. Вторая программа — Acid Pro — в данный момент стремительно набирает популярность. Идеология ее работы соответствует модной сейчас технологии создания композиций из петель. Человеку, работающему с Acid, не нужно заботиться о синхронизации длины, тональности и ритма петельных сэмплов — пакет производит ее автоматически. Поэтому Acid является идеальным решением для создания различного рода танцевальной музыки и особенно любим в среде ди-джеев всех мастей. Конечно, как и любой мультитрек, он поддерживает неограниченное число дорожек, панорамирование и различные эффекты в реальном времени. Sonic Foundry даже выпускает специальные наборы (Acid Hip-Hop, Acid Latin, Acid Rock и т. д.), где вместе с пакетом поставляется несколько сотен готовых сэмплов, относящихся к тому или иному стилю музыки.

Еще один редактор для окончательного сведения, который попал в поле нашего зрения, — SekD Samplitude. Несмотря на то что этот пакет обладает определенными возможностями по редактированию отдельных звуковых файлов, используется он преимущественно как многодорожечный. Метод работы с Samplitude 2496 будет по душе, скорее, программистам, чем музыкантам. Создатели так и называют его — объектно-ориентированный. Вся работа проходит в отдельных VIP-проектах, в которые помещаются слепки с подготовленных ранее дорожек. Далее в интерактивном режиме выставляются параметры громкости и панорамы, накладываются фильтры реального времени. При этом сами дорожки не претерпевают никаких изменений — для получения конечного результата достаточно произвести рендеринг проекта. По остальным же параметрам Samplitude почти не отличается от других программ.

И многое другое…

В этом разделе хотелось бы упомянуть о множестве небольших, но симпатичных утилит, любимых музыкантами за те функции, которых не достает тяжеловесным редакторам и которые крайне необходимы в повседневной работе.

Первая из них — FruityLoops — берет свое начало в мире трекеров (программ, содержащих в себе секвенсор и сэмплер одновременно) и по своей "крутизне" может серьезно поспорить с любым профессиональным пакетом. Композиции, созданные с ее помощью, звучат очень пристойно (правда, по стилистике это, как правило, ультрасовременная музыка — хаос, транс, драм-н-басс и т. д.).

FruityLoops

Как и в любом трекере, здесь присутствует сэмплерная и секвенсорная части — и та и другая выше всяких похвал. Есть возможность управлять миди-событиями, такими параметрами, как панорамирование, громкость, атака, уровни ревербератора и делея, а также встроенными частотными фильрами, с помощью которых получаются тембры, близкие к звучанию аналоговых синтезаторов. Естественно, все это благодаря мощному сэмплеру — он же синтезатор, он же акустический моделер и т. д. и т. п. Последняя версия — 2.50 — поставляется с более чем тремя сотнями готовых тембров и десятками предустановок синтезатора.

При виде следующей программы должно было заныть сердце у каждого, кто считает себя электронным музыкантом. Речь, конечно же, о Steinberg ReBirth RB-338 — самом полном эмуляторе серии аналоговых синтезаторов TR-808, TB-303 и TR-909. На виртуальном рабочем столе находятся две драм-машины и два басовых синтезатора. Казалось бы, ничего необычного, но звучит ReBirth так, как ни один другой синтезатор. Запись трека осуществляется по заливкам (pattern, некоему аналогу аудиопетель), состоящим из 8 или 16 нот. Далее они компонуются в "песни", которые могут содержать неограниченное количество паттернов, а варьируются посредством вращения ручек регулировки частотных фильтров — по одному на каждый синтезатор.

ReBirth RB-338

ReBirth может выступать в роли внешнего миди-синтезатора, причем управляемого специальными "эксклюзивными" событиями, хорошо описанными в документации. Также поддерживается работа с несколькими аудиокартами и синхронизация с синтезаторами других типов.

Безусловно, на данный момент количество музыкальных пакетов и утилит настолько велико, что для того чтобы описать их, потребовалась бы целая энциклопедия, но мы надеемся, что этот небольшой обзор помог вам определиться с основными инструментами виртуальной студии. Тех же, кто все еще не нашел себе программу, отсылаем на просторы Всемирной Сети: по этому адресу вы найдете описание и сможете загрузить большинство доступных средств — www.hitsquad.com/smm/.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: