Обзоры
Итоги года: программное обеспечение и онлайн-сервисы

Итоги года: программное обеспечение и онлайн-сервисы


Несмотря на то что мировая экономика только начинает восстанавливаться, 2009 год оказался очень продуктивным для рынка программного обеспечения и онлайн-сервисов. Именно на протяжении этого года мы стали свидетелями анонсов и релизов продуктов, которые будут определять развитие индустрии в ближайшие несколько лет.

Что интересного происходило на рынке программного обеспечения

Одним из наиболее значимых событий 2009 года стал выход операционной системы Windows 7, которая оказалась менее требовательной к ресурсам компьютера, чем Windows Vista, но не потеряла совместимости с ней. В итоге пользователи получили более удобный интерфейс, ряд новых технологий и повышенную безопасность, при этом они могут устанавливать систему на компьютеры, на которых ранее использовалась Vista. Компания Microsoft пока не сообщала цифры по реализованным копиям Windows 7, но, по данным Net Applications, в ноябре 2009 года количество компьютеров в Интернете, использующих эту ОС, составило 5,07%, что можно считать хорошим результатом, даже если принять во внимание высокий уровень пиратства в мире. Несмотря на это, по прогнозам Gartner, Windows 7 понадобится приблизительно два года, чтобы ее доля рынка превысила долю Windows XP, которая все еще является очень популярной. Таким образом, произойти это может в 2011 году.

Интересно, что Microsoft оказалась не единственной компанией, которая представила новую ОС, этим также отличилась Apple. Операционная система Mac OS X 10.6 Snow Leopard стала логическим продолжением версии 10.5 Leopard, практически полностью сохранив интерфейс, но перебравшись на 64-битные вычисления, за счет чего была повышена производительность ряда приложений. Подобный ход со стороны Apple можно расценивать как задел на будущее, ведь пока 64-битные вычисления остаются востребованными только в специфических задачах, но их количество возрастет уже в ближайшие несколько лет. Тут Apple получит преимущество перед Microsoft, которая, по предварительной информации, полностью откажется от 32-битных вычислений с выходом Windows 8 в 2012 году.

Вероятно, самым неожиданным событием 2009 года стал анонс компанией Google операционной системы, получившей название Chrome OS. Слухи о подобной разработке ходили уже несколько лет, но, как оказалось, они были далеки от того, что в итоге анонсировала компания. Вооружившись идеей «Интернет является операционной системой», в Google начали разработку дистрибутива на основе ядра Linux, использовав в качестве интерфейса браузер Chrome. При всем этом приложения в Chrome OS будут веб-ориентированными и большую часть информации станут хранить онлайн. По замыслу разработчиков, пользователь этой ОС должен быстро получать доступ к основным ее возможностям уже через несколько секунд после включения компьютера. В целом подобная задумка может быть интересной для публичных компьютеров, когда пользователю будет достаточно ввести логин и пароль для получения доступа к своим данным. В Google же пока нацеливают свою разработку на рынок бюджетных ультрапортативных ноутбуков. В компании заявили, что Chrome OS планируется распространять только с новыми нетбуками, которые предварительно будут проходить сертификацию. Таким образом, просто скачать и установить дистрибутив на любой компьютер не получится. На первый взгляд такое решение со стороны Google может показаться противоречивым, но на самом деле первые версии Chrome OS не будут рассчитаны на массового потребителя и все равно не смогут завоевать большой популярности. Поэтому в компании пока ищут пути налаживания контакта с производителями и операторами сотовой связи, которые могли бы продавать нетбуки с Chrome OS через свои сети, ведь для работы этой операционной системы в любом случае понадобится подключение к Интернету. Первые несколько лет Chrome OS не сможет составить конкуренции продуктам Microsoft, но в дальнейшем Google планирует оставить одну ОС, объединив Chrome OS и Android в универсальную систему, которая, вероятно, будет обладать более широкими возможностями.

Компания Google отличилась не только на рынке операционных систем, но также и браузеров. Хотя Chrome 3.0 особо не повлиял на конкурентов, его четвертая версия, даже находясь в стадии разработки, сумела привлечь немало пользователей благодаря возможности устанавливать расширения. В итоге браузер закончил год почти с 4%-ной долей рынка, и этот результат вполне можно назвать успешным. Пока влияние Chrome на рынок мало заметно, но оно в полной мере проявит себя в 2010 году, когда присутствующие на нем компании будут вынуждены делать ставку не на скорость загрузки веб-страниц или обработку JavsScript, а на уникальные особенности, функции и дизайн. Уже сейчас все основные игроки рынка понимают, что к концу 2010 года производительность браузеров будет находиться приблизительно на одном уровне, и привлечь этим пользователей будет уже очень сложно.

Именно в этом направлении в 2009 году работала Opera Software, представив новый браузер Opera 10.10, включающий в себя несколько уникальных технологий. Благодаря Opera Turbo программа научилась сжимать трафик, тем самым ускоряя загрузку сайтов даже на медленных соединениях. А с помощью Opera Unite стало возможным превратить компьютер в некое подобие веб-сервера, благодаря чему пользователи теперь могут открывать доступ к файлам, фотографиям, музыке и другим данным на своем компьютере любому человеку, у которого есть Интернет. Кроме того, с помощью данной технологии разработчики получили инструмент для создания различных несложных дополнений.

Кроме новой операционной системы, в 2009 году Microsoft представила еще одну интересную разработку – бесплатный антивирус Microsoft Security Essentials, который должен был составить конкуренцию платным программам такого рода. И это ему удалось – AV-Comparatives.org назвал Microsoft Security Essentials наиболее быстродействующим антивирусом среди бесплатных программ, а также поместил его в группу эффективных решений (Advanced+). В целом успешный старт Microsoft на рынке антивирусов объясняется наличием у компании необходимых технологий, которые разрабатывались ею в рамках проекта OneCare, продвигавшегося на платной основе и не снискавшего большой популярности. Пока Microsoft предлагает антивирус в качестве дополнительного продукта, предоставляя пользователям выбор, но вполне возможно, что в будущих версиях Windows будет интегрированы определенные его компоненты, обеспечивающие системе базовую защиту от вредоносных программ.

Одной из наиболее интересных тенденций 2009 года можно назвать появление приложений дополненной реальности для смартфонов. Хотя принцип их работы не нов, распространение устройств с камерами, модулями GPS и цифровыми компасами позволило полностью раскрыть их потенциал. Первым приложением такого рода стал Layar. Работает он довольно просто: при запуске программы включается камера, на изображение которой накладываются данные, получаемые из Интернета. В итоге, наводя камеру на какое-нибудь здание, пользователь на дисплей получает информацию о расположенных в нем объектах. В будущем эта технология может найти широкое применение как в навигационных сервисах, так и в рекламе.

Как развивался Интернет и онлайн-сервисы в 2009 году

В 2009 году Интернет стал неотъемлемой частью жизни больше 1 млрд человек – именно такую цифру зафиксировала компания ComScore. В свою очередь, по данным Gemius Ukraine в Украине (на август 2009 года), к Интернету было подключено 7,2 млн человек, при этом больше всего интернет-пользователей (36,2%) проживает в Киеве, на втором месте с 10% оказалась Киевская область, затем следовали Днепропетровская (9,2%), Одесская (7,9%), Харьковская (5,9%) и Донецкая (5,6%). При населении в 42 млн человек (по официальным данным) интернет-провайдерам в Украине еще есть куда расти, хотя вопрос тут не только в доступности, но и в стоимости предоставляемых услуг и компьютерной техники.

В 2010 году Интернет продолжит стремительное развитие, основываясь на наращивании скоростей передачи данных. Кроме того, свою лепту в популяризацию Всемирной Сети может внести разрешение ICANN создавать доменные имена без латинских символов, что должно облегчить работу в Интернете пользователям, не использующим латинский алфавит. С амбициозными планами по улучшению Интернета также выступает Google: компания планирует ускорить его работу благодаря внедрению нового протокола передачи данных SPDY (произносится как «SPeeDY»), который должен снижать задержки за счет многопотоковой передачи данных.

Одним из наиболее значимых явлений, характеризующим жизнь интернет-сообщества в 2009 году, безусловно, является сервис микроблогов под названием Twitter. Ничем не примечательный проект, существующий с 2006 года и предлагающий пользователям писать сообщения длиной в 140 символов о событиях в их жизни и вокруг нее, в 2009 году завоевал огромную популярность. Одной из отправных точек успеха Twitter стал случай с аварийной посадкой самолета US Airways на реку Гудзон. Дело в том, что один из пассажиров рейса по имени Янис Крумс (Janis Krums) отправил сообщение с фотографией в Twitter буквально сразу после аварийного приземления в 15:36 по местному времени (через 10 минут после вылета самолета из аэропорта), в то время как традиционные медиа сработали значительно медленнее. На сайте New York Times эта новость появилась только в 15:48 и была выведена на главную страницу в 16:00. Именно с этого момента многие люди начали относиться к Twitter как к источнику информации, где ее можно получить с невероятной скоростью из первых рук. Ведь сообщение Крумса было процитировано огромным количеством пользователей сервиса. В Украине Twitter также набирает популярность: по данным компании «Яндекс», им активно пользуются больше 15 тыс. человек, ежедневно отправляя больше 10 тыс. сообщений. Что касается дальнейшего развития сервиса, то 2010 год будет для него еще более важным, так как его владельцам необходимо разработать действующую модель монетизации, ведь пока Twitter предоставляется бесплатно и без рекламы, хотя 2009 год он закончил с прибылью благодаря сделке с Google и Microsoft.

В 2009 году на рынке онлайн-поиска появился новый игрок: компания Microsoft представила сервис под названием Bing, который заменил Windows Live Search. Необходимо отметить, что продвигают новый проект не столько в качестве поискового инструмента, сколько в качестве средства для принятия решений, что является интересным подходом. Как бы там ни было, менее чем за год Bing успел показать хорошие результаты, заняв больше 10% рынка в США, отобрав большую часть у Yahoo и немного у Google. Перспективы полноценного запуска сервиса в Украине довольно туманны: номинально он представлен в нашей стране, но фактически работает на основе устаревшего Live Search, предоставляя пользователю всего лишь стартовую страницу с новым дизайном. В целом Microsoft пока осторожно говорит о расширении географии сервиса и пока не планирует его глобальной экспансии, сосредоточившись на рынке США, который является для компании приоритетным. Таким образом, в мировом масштабе Google пока нечего опасаться, хотя после выхода Bing компания ускорила вывод нового поискового движка Caffeine, а также реализовала поиск в реальном времени, основываясь на информации с Twitter, FriendFeed, Jaiku и Google News.

Еще одним интересным проектом, запущенным в 2009 году, стал интеллектуальный поисковый сервис Wolfram|Alfa. Данная разработка британского ученого Стивена Вольфрама (Stephen Wolfram) выглядит как обычный поисковый сервис, однако при вводе поискового запроса она предоставляет не ссылки на проиндексированные ресурсы, а старается предоставить готовый ответ. В основе Wolfram|Alfa лежит база данных из более 10 триллионов информационных статей и более 50 тыс. типов алгоритмов и моделей. Таким образом, сервис может дать пользователю развернутый ответ, если таковой найдется в его базе, либо рассчитать введенное математическое уравнения, построив при этом необходимые графики. Такой инструмент может найти применение в разных сферах и точно будет востребован в будущем. Уже в 2009 году, по договору с Bing, Wolfram|Alfa начала предоставлять поисковой системе Microsoft свои ресурсы для расчета введенных пользователем данных.

Раз и навсегда изменить игровую индустрию в 2009 году решил стартап под названием OnLive. На первый взгляд может показаться, что это слабо связано с Интернетом, на самом же деле весь этот проект основывается на нем. Дело в том, что в OnLive используется потоковая передача данных через Интернет, когда игра запускается на удаленной машине, а пользователю передается в качестве видеопотока с обратной связью для возможности управления. В итоге самую требовательную к ресурсам игру пользователь сможет запускать даже на маломощных компьютерах, так как обрабатываться она будет удаленно. По заявлению OnLive, для трансляции игрового потока в стандартном разрешении достаточно 1,5-мегабитного канала, а для HD-трансляции необходима скорость доступа в Сеть 4–5 Мб/с. Предоставлять игры компания планирует по подписке. Вполне возможно, что именно такие сервисы в 2010 году дадут новый толчок развитию игровой индустрии, по крайней мере выглядит это направление достаточно перспективно.

Еще одну революцию в 2009 году затеяла компания Google, представив превью-версию сервиса Google Wave, который в будущем должен заменить пользователю все средства для общения онлайн. Пока эти планы компании выглядят слишком уж далекоидущими, ведь возможности Google Wave находятся на базовом уровне, хотя сама концепция выглядит интересной. В основе сервиса лежит возможность совместной работы или обсуждения в режиме реального времени, при этом пользователь сразу видит все действия собеседника. Эта идея не нова, но она впервые реализована в рамках онлайн-сервиса. С полной уверенностью можно сказать, что и в 2010 году Google Wave не сможет в полной мере заменить электронную почту или программу для мгновенного обмена сообщениями. Но вполне вероятно, что Google планирует объединить все эти возможности в одном сервисе, и Wave является лишь первым шагом на пути к реализации этого плана.

Что нас ждет в 2010 году

В 2010 году программы и онлайн-сервисы продолжат активное развитие, но границы между ними будут стираться все сильнее. Внедрение таких технологий, как HTML5 и WebGL, позволит разработчикам создавать более функциональные веб-приложения, практически ничем не уступающие десктопным аналогам. Продвижением подобных решений будет активно заниматься Google, в свою очередь Microsoft продолжит проводить традиционную политику «программы + сервисы».

Наиболее динамично в 2010 году будет развиваться рынок браузеров, все основные его игроки представят новые версии своих продуктов, включающие поддержку новых стандартов, а также технологий рендеринга веб-страниц силами графических адаптеров. В итоге разработчики онлайн-сервисов получат возможность создавать более требовательные к ресурсам и качественные веб-приложения.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: