Обзоры
Лицензионные игры. Что? Где? Когда?
0

Лицензионные игры. Что? Где? Когда?

Просто-напросто в той конкретной реальности, в которой мы живем, наступает время, когда лицензионное игровое ПО становится все более и более востребованным.

Пару лет назад многие российские компании подхватили инициативу компании "Бука" по выпуску "экономичных", так называемых jewel-версий игр, стоящих в рознице ненамного дороже, чем пиратские диски
Рассмотрите эти изображения повнимательнее. От истинных лицензий эти диски столь же далеки, как Петровка от офиса Electronic Arts
С недавних пор игровая индустрия обратила внимание на то, насколько удобны коробочки, в которые упаковываются видеопрограммы, записанные на DVD. С 2001 года началось активное внедрение этого опыта и на игровом рынке

Причин такого интереса очень много. Отметим, что некоторые из них не лежат на поверхности, но вместе с тем оказывают весьма заметное влияние на ситуацию с нелицензионными дисками. Например, в связи с усилением борьбы с хакерскими группировками, поставляющими пиратские релизы, в международном масштабе у российских и украинских распространителей этого товара нынче наблюдаются большие перебои. Если еще в прошлом году практически все мало-мальски заметные игры от американских и европейских издателей мгновенно появлялись в пиратских версиях и на наших раскладках, то в течение последних двух месяцев новые поступления можно буквально пересчитать по пальцам. А играть-то хочется.

Еще одна причина интереса к лицензионным играм состоит в том, что многие российские компании, развивая и укрепляя деловые связи с зарубежными издателями, сокращают промежутки между выходом оригинальных версий игр и их официальных локализаций, а также расширяют ассортимент доступных в странах СНГ англоязычных версий с русскими руководствами. Вообще, прошлый год был для игровой индустрии СНГ переломным как по количеству выпущенных игр, так и по их качеству. Причем это относится к собственным разработкам и к локализациям.

Существует еще и такой момент психологического характера. Человек очень быстро привыкает к комфорту, даже если этот человек без ума от компьютерных игр. Стоит лишь однажды пережить те ощущения, которые можно получить только от лицензионной игры (например, беспроблемные многопользовательские баталии через Internet), и захочется еще и еще.

Мы не раз имели возможность убедиться в росте интереса к лицензионным играм, постоянно сталкиваясь на форумах ITC Online и в своей корреспонденции с одним и тем же вопросом "Где же их можно купить?".

Казалось бы, самый простой путь — это отправиться на Петровку или радиорынок на Караваевых Дачах в Киеве (или на аналогичные базары в других городах), где наравне с "левыми" продаются и "честные" диски. Но дело в том, что здесь неискушенный покупатель рискует столкнуться с некоторыми "подводными камнями", способными разрушить ожидаемое удовольствие от встречи с любимой игрой. Скажем больше, даже во многих магазинах "репертуар" практически не отличается от ассортимента пиратских торговых точек в переходах на станциях метро и уже упомянутых рынках. Стало быть, есть необходимость в информации о том, где приобретенная игра гарантированно будет лицензионной.

Вот почему, не претендуя на универсальность и абсолютно полный и всесторонний охват проблем, связанных с приобретением "честных" игр, мы решили предложить вам краткий справочник покупателя, в котором постараемся дать ответы на самые типичные вопросы.

Как отличить лицензию?

Снаружи…
…и внутри

На первый взгляд, пиратские и лицензионные jewel-издания с виду вроде бы одинаковы. Но давайте присмотримся. У первых картинки на обложке выглядят очень бедно (как будто отпечатанные на струйном принтере), буквы в текстах читаются с трудом, а порой и попросту двоятся, отсутствует или не соответствует действительности штрих-код (кстати, у всех игр от "1С" первые цифры штрих-кода — 4601546). Отличительной особенностью "честных" игр является наличие в jewel-box регистрационной карточки. Оформление самих дисков в пиратских релизах варьируется от бледных копий оригинальных надпечаток до простых наклеек на CD-R с записанной на ней игрой.

Классификация игр по типу поставки

"Квазилицензионные" игры в jewel-упаковках

Дополнения могут быть совершенно разнообразными — от в первую очередь приходящих на ум футболок, постеров и карт игрового мира до настольных игр на аналогичную тему и добавочной литературы

Несколько месяцев назад на прилавках у киевских продавцов пиратских дисков появилась продукция совершенно новой "весовой категории". Столкнувшись с ее образчиками в первый раз, я был, честно говоря, обескуражен. Представьте себе до боли знакомые графические решения обложек и логотипы "гигантов" российского пиратского рынка вроде "Фаргуса" или "Седьмого волка", но при всем при том коробочки упакованы в целлофан, на котором гордо красуются наклейки, оповещающие, что сей товар является лицензионным и на этот счет имеются такие-то документы, подтверждающие данный факт. По моей просьбе продавец показал бумаги и, с точки зрения нынешнего, отнюдь не совершенного украинского законодательства, они были в порядке.

Интересно, что целлофановые упаковки с наклейками оказались сопоставимы по цене с самими дисками. При цене на стандартные "пиратки" в 10—12 грн эти, с позволения сказать, "лицензии" стоили 20 грн.

"Дожились!", — подумалось мне. Пираты уже считают себя вправе продавать лицензии другим, не имея никаких на то оснований. Особенно забавно смотрятся "лицензионные" наклейки на сборниках, где свалены в кучу продукты, ни при каких условиях (с точки зрения международного права) не совместимые на одном носителе. А слово crack в содержимом диска, претендующем на легальность, заслуживает отдельного "поощрительного" приза.

Намотайте все это себе на ус и учитывайте, что от истинных лицензий эти диски столь же далеки, как Петровка от офиса Electronic Arts.

"Мультитрейд"
Адрес г. Киев, ул. Борщаговская, 192
Телефон (044) 247-0598
Web-сайт www.multitrade.com.ua

Совсем недавно на украинском рынке лицензионного ПО для домашних пользователей появилось новое имя — "Мультитрейд". Компания взяла очень резвый старт и не скрывает своих далеко идущих планов и амбиций. По словам ее директора Александра Корженко, он и его коллеги намерены бороться за лидирующие позиции в этой сфере в нашей стране.

В отличие от той же "Лаборатории Форт", "Мультитрейд" делает ставку не столько на готовую продукцию, транспортируемую из России (чем занимаются некоторые другие компании), а на ее тиражирование (естественно, подкрепленное лицензиями от правообладателей) на отечественных производственных мощностях. В то же время все продукты, которые выходят под эгидой "Мультитрейда", предназначены для продажи исключительно на территории Украины. Стоит также добавить, что компания распространяет не только игровые, обучающие и другие мультимедийные программные продукты, но также и VideoCD (в соответствии с лицензиями, полученными от украинских правообладателей на фильмы от таких мировых кинобрэндов, как Columbia/Tristar Home Video и Warner Bros.).

Предметом особой гордости "Мультитрейда" является шикарное коробочное издание 8-дисковой "Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия 2002", появившееся в продаже в конце января. Причем наша box-версия БЭКМ 2002 стоит почти в два раза дешевле, чем ее аналог, продающийся в России.

Если говорить об общем уровне цен на "мультитрейдовские" игры и мультимедийные программы в jewel-упаковках, то средняя их величина составляет около $2 за диск.

К началу февраля (то есть тому времени, когда готовился этот материал, в портфеле компании насчитывалось 9 игр от "Буки" (в том числе "Петька и ВИЧ 3", пятая и шестая части "Хроник Героев"), 12 продуктов от "МедиаХауз" (включая практически полное собрание приключений популярного телегероя Кузи), несколько десятков игровых и мультимедийных программ от New Media Generation.

Уже подписаны контракты, согласно которым компания "Мультитрейд" получила права на издание в Украине локализованных версий таких потенциальных суперхитов, как Tom Clancy’s Ghost Recon (Red Storm/Ubi Soft/New Media Generation) и Heroes of Might & Magic IV (New World Computing/3DO/"Бука").

Недавно рядом с офисом "Мультитрейда" по ул. Борщаговской гостеприимно распахнул двери магазин, где любителям домашних развлечений предлагаются не только лицензионные диски с ПО, но и совершенно легальные видеокассеты.

Лицензионные игры в "экономичных" упаковках

Всем известно, что сегодня разработка компьютерных игр связана с очень большими финансовыми затратами. Бюджеты некоторых из них, относящихся к категории "А", исчисляются миллионами долларов. Российские проекты стоят несколько дешевле, но и в них разработчики, издатели и локализаторы вкладывают немало интеллектуальных и материальных ресурсов.

Во всем цивилизованном мире уровень средних цен на новые игры для ПК составляет $30—50, на игры из "дешевых" линеек вешаются ценники с суммами, не превышающими $20, а за переиздания популярных хитов прошлого в "бюджетных" сериях просят порядка $10. Но даже последняя цифра в наших финансовых реалиях частенько не по карману обычному любителю компьютерных развлечений.

Посему пару лет назад многие российские компании подхватили инициативу компании "Бука" по выпуску "экономичных", так называемых jewel-версий игр, стоящих в рознице ненамного дороже, чем пиратские диски. Более того, удалось убедить и зарубежных партнеров, что в условиях низкой покупательской способности потребителей это вполне разумный путь, который способен принести свои плоды. Практика показала перспективность этого подхода, и все больше и больше зарубежных компаний дают добро на публикацию своей продукции в дешевом jewel-варианте. И действительно, средняя цена "бюджетной игры" в Украине находится в пределах от 15 до 20 грн за диск.

О том, как отличить лицензионную jewel-версию от пиратского варианта того же продукта, читайте ниже.

"1С: Франчайзи. Лаборатория Форт"

Адрес г. Киев, просп. Глушкова, 2, корп. 6 (факультет кибернетики), к. 222
Телефоны (044) 266-1219, 266-1249, 252-5182
Internet-магазин games.1c.kiev.ua
Филиалы г. Винница, Хмельницкое шоссе, 13, офис 427, тел. (0432) 32-2070, e-mail — falcon@sviton line.com;г. Симферополь, ул. Пушкина, 12, тел. (0652) 24-1134, 27-4450, e-mail — inna@fort.crimea.com

Самым крупным киевским поставщиком игрового ПО российского происхождения является "1С: Франчайзи. Лаборатория Форт".

Не думайте, что в ассортименте компании представлены только лишь игры от ее именитого партнера "1С". В прайс-листе "Лаборатории Форт" можно найти продукцию практически всех российских издателей — "Бука", New Media Generation, "Новый Диск", SoftClub и прочих. Многие из названных фирм официально распространяют в России и странах СНГ игры из "дальнего" зарубежья (Electronic Arts, Vivendi Universal, Sony Computer Entertainment, Ubi Soft, Take 2, Eidos, Virgin, THQ) как в полностью локализованных версиях, так и в английских оригиналах.

В настоящее время в онлайновом магазине "Лабратории Форт" доступно около ста пятидесяти игровых и мультимедийных программных продуктов. Ценовый диапазон — от 10 до 156 грн. Вариант расчета за игры, купленные в Internet-магазине, пока только один — безналичный платеж. Физическое лицо может осуществить его через любой коммерческий банк либо отделение Сбербанка, а юридические должны поступать стандартным для подобных случаев образом.

Лицензионные игры в упаковках DVD-Box

С недавних пор игровая индустрия обратила внимание на то, насколько удобны коробочки, в которые упаковываются видеопрограммы, записанные на DVD. С 2001 года началось активное внедрение этого опыта и на игровом рынке, причем одними из первых инициативу подхватили его лидеры, к примеру Electronic Arts. Действительно, упаковки понравились как покупателям, так и продавцам (на полках больше помещается). Исходя из личных впечатлений от содержимого лондонских игровых магазинов, могу сказать, что количество игр, поставляющихся в DVD-боксах и традиционных "больших" коробках, уже примерно равно. А, скажем, у игр для PS2 такая DVD-упаковка попросту является стандартной.

Итак, что же найдет покупатель, открыв аккуратненькую тоненькую коробочку? Энное количество дисков (от одного до…), на которых записана собственно игра. Обратите внимание на ободок вокруг отверстия с рабочей стороны диска. На нем обычно выгравированы буквенно-цифровые обозначения, наносящиеся на заводе-изготовителе и однозначно определяющие этот продукт и, соответственно, производителя. В большинстве случаев на внутренней стороне коробки присутствует наклейка с тем самым серийным номером или cd-key, который у "честных" игр является уникальным (как вы знаете, у пиратских он один на всех).

И еще два обязательных атрибута — это мануал (руководство для пользователя) и регистрационная карточка. Правда, в некоторых дешевых переизданиях старых хитов руководство помещают на отдельный диск вместе с патчами, вышедшими уже после первого релиза игры.

На Западе в DVD-боксы упаковывают и новые игры, стоящие, как вам уже известно, до $50, и удешевленное "ретро" по цене порядка $10. В наших краях можно столкнуться с несколькими категориями DVD-боксов. Во-первых, это относительно дешевые (20—25 грн) продукты от "Нового Диска" (уже выпущена почти вся линейка локализованных игр от LEGO Media, на очереди — творения английских мастеров спецэффектов из Rage Software), во-вторых, игры, предлагаемые партнерами московского SoftClub. К примеру, рекомендованная розничная цена на игры от Electronic Arts в Москве равна примерно $20, в Киеве же они обходятся минимум на $5 дороже. Но вот вам материал для размышления: $20—25 за, скажем, FIFA 2002 от SoftClub здесь или ту же европейскую версию этой игры за 28 фунтов стерлингов ($42) на Amazon.co.uk (без учета пересылки). Счет явно в нашу пользу.

"Алсита. 1000 компьютерных мелочей"

Адреса и телефоны магазинов г. Киев, ул. Крещатик, 27а, тел. 224-4140г. Киев, ул. Артема, 26, тел. 246-9736
Web-сайт www.alsita.kiev.ua

Для компании "Алсита" программное обеспечение не является основной специализацией. Она торгует компьютерами, комплектующими, периферией и аксессуарами, но в магазинах ее розничной сети имеется неплохой выбор игр, в том числе и настоящих лицензионных продуктов.

Почему я говорю "в том числе"? Да потому что на полках и витринах "алситовских" торговых площадок соседствуют, скажем, великолепно изданные коробочные Diablo II (Blizzard/Vivendi Universal/SoftClub), Fallout Tactics: Brotherhood of Steel (Virgin/Interplay/"Новый диск") и Red Faction (Volition/THQ/ "Новый диск"), с розничными ценами порядка 150—170 грн), настоящие легальные "джевелы" от "Буки", "1С" и т. п. (15—20 грн) и т. п. и… пресловутые диски, которые мы относим к категории "квазилицензионных" (см. соответствующий фрагмент этого материала).

Анализ ассортимента, предлагаемого компанией "Алсита", не выявил ориентации на каких-то конкретных прямых партнеров-поставщиков. Ее менеджер, ответственный за закупку программного обеспечения для розничных магазинов, подтвердил наше предположение и рассказал о том, что игры из России они получают через дистрибьютора, который обеспечивает их продукцией различных производителей.

Лицензионные игры в подарочных коробках (Sierra box)

Как я уже отметил, традиционная упаковка в большие картонные коробки, которые в некоторых источниках называются именем известной компании, работающей на игровом рынке уже много лет, постепенно отживает свой век, но есть уверенность в том, что полное исчезновение ей не грозит. Время от времени издатели вспоминают об истинных фанатах и готовят специальные коллекционные издания, в комплектацию которых, кроме обязательных составляющих в виде собственно игры, руководства и регистрационной карточки, вкладывают всяческие бонусы на радость игрокам.

Дополнения могут быть совершенно разнообразными — от в первую очередь приходящих на ум футболок, постеров и карт игрового мира до настольных игр на аналогичную тему и добавочной литературы (ой и тяжелой же была коробка от "Ил-2", как-никак три книжки лежали в ней). Вот вам еще пример. В коллекционное издание весьма ожидаемой всем игровым сообществом Elder Scrolls: Morrowind, которое будет на $17 дороже стандартной версии, кроме всего прочего, войдут аудиодиск с саундтреком, 48-страничная книжка с удивительно красивыми концепт-артами, фигурка одного из ключевых персонажей — темного эльфа Ординатора — и полноцветная большая карта.

Среди российских издателей самые дешевые игры в больших картонных коробках выпускает "Бука" ($8—12), однако в них практически никогда нет бонусов. Коробочная продукция "1С" (порядка $20), "Руссобита-М" (преимущественно около $20) несколько дороже, но зато и дополнительные "завлекалочки" встречаются чаще.

"Дискус"

Адрес г. Запорожье, ул. 40 лет Советской Украины, 3
Телефон (0612) 12-0347
Web-сайт www.discus.com.ua

На протяжении нескольких лет самой активной из нестоличных компаний, действующих на рынке лицензионного развлекательного ПО, была, несомненно, запорожская фирма "Дискус". Именно от ее партнерских отношений с россиянами из "Буки" и ведет отсчет история официальных изданий в Украине игровых продуктов от наших соседей по СНГ. Собственно, впоследствии киевский "Мультитрейд" взял на вооружение и успешно воплощает в жизнь именно эту модель. А сам "Дискус", на наш взгляд, в последнее время несколько поубавил темпы работ в данном направлении, но зато весьма активно торгует дисками, завозимыми из России.

Кроме того, компания ведет постоянную работу по "обращению пиратов в лицензионную веру", периодически устраивая акции, направленные на стимулирование продаж легального игрового ПО.

Судя по данным, опубликованным на Web-сайте компании в разделе "Где купить?", она поставляет продукцию в 20 городов всех регионов Украины.

Российские издатели игрового ПО: краткий путеводитель

"1С"
Web-сайт
games.1c.ru

Крупнейшая в СНГ компания-издатель ПО, в том числе игровых, обучающих и мультимедийных продуктов. С ней сотрудничают ведущие российские команды разработчиков и локализаторов — Nival, K-D Lab, Snowball, Akella, "Софтлаб-НСК" и другие.

Nival Interactive
Web-сайт www.nival.ru

УNival Interactive имеются долгосрочные соглашения с зарубежными издательскими компаниями на локализацию практически всех игр из их каталогов. Такими партнерами являются французы из Cryo и Wanadoo, немцы из Fishtank, англичане из Empire Interactive и ряд более мелких компаний.

Последние собственные продукты, уже вышедшие в свет:
"Демиурги" — сочетание пошаговой стратегии с карточной игрой типа Magic: The Gathering.

В разработке:
"Блицкриг" — стратегия реального времени на тему Второй мировой войны. Предполагаемая дата выхода — IV квартал 2002 г.

Последние локализации:
"Атлантида III" (Atlantis III, Cryo), "Тупые Пришельцы" (Stupid Invaders, Ubi Soft), "Казанова. Все соблазны Венеции" (Casanova, Wanadoo), "Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда" (Jekill and Hyde, Cryo).

В ближайших планах (I квартал 2002 г.):
"Погоня за 5 элементом" (New York Race, Wanadoo), "Мегарейс-3" (Megarace 3, Cryo), "Вуди Вудпеккер" (Woody Woodpecker, Cryo), "Периферия" (R.I.M., Fishtank), "Дюна" (Dune, Cryo).

Snowball Interactive
Web-сайт www.snowball.ru

Компания отличается нестандартным подходом к локализациям и практически всегда адаптирует содержание зарубежных игр к нашим традициям и менталитету.

Собственный проект, находящийся в разработке уже много лет и считающийся одним из самых заслуженных долгостроев, — "Всеслав". Разработчики в очередной раз клянутся, что в 2002 году он будет завершен.

Последние локализации:
"Команч 4" (Comanche 4, Novalogic) — февраль 2002 г, "Европа 1492—1792" (Europa Universalis, Paradox Entertainment) — август 2001, "Затерянный мир 3" (The Nations, JoWood) — октябрь 2001 г.

В ближайших планах (I квартал 2002 г.):
"Европа II" (Europa Universalis II, Paradox Entertainment), "Готика" (Gothic, Phenomedia), "Гномы" (The Wiggles, Innonics), "Вторая корона" (Knights and Merchants: The Peasants Rebellion, Zuxxez), "Угнать за 40 секунд" (Speed Thief, BrightStar).

Логрус.ру
Web-сайт www.logrus.ru

На компанию Логрус.ру возложены обязанности по локализации линейки великолепных игр от Take 2 и Ubi Soft, изданием которых в России занимается "1С".

Последние локализации:
Ewil Twin (Ubi Soft), Stronghold (Take 2), Max Payne (Take 2).

В ближайших планах:
Pool of Radiance (Ubi Soft), Serious Sam: The Second Encounter (Take 2).

"Бука"
Web-сайт www.buka.ru

Среди основных зарубежных партнеров этого известного российского издателя назовем 3DO, Take 2, Codemasters и, увы, не существующую более компанию Sir-Tech, успевшую громко хлопнуть дверью на прощание, выпустив многострадальную Wizardry 8, локализованная версия которой появилась в конце прошлого года и на нашем рынке благодаря усилиям "Буки".

Собственные проекты (I квартал 2002 г.):
"Красная акула" (G5 Software), "Пинболл по-русски" (Venom Studios).

Локализации (I—II кварталы)
(Безусловно, потрясающий набор):
"Безумие" (Insane, Codemasters), "Операция Flashpoint: Холодная война" (Operation Flashpoint: Cold War, Codemasters), GTA 3 (Take 2), "Герои Меча и Магии 4" (Heroes of Might & Magic IV, 3DO), "Меч и Магия IX" (Might & Magic IX, 3DO).

Новый Диск
Web-сайт www.nd.ru

Официальный дистрибьютор игр от Eidos, LEGO Media, THQ, Nintendo, Rage Software, Virgin/Interplay.

Последние релизы:
"Fort Boyard: Изгнание" (Microids, локализация в дешевом DVD-box издании), Project Eden (Eidos, box-версия с русским руководством), Red Faction (THQ, box-версия с русским руководством).

В ближайших планах:
"Скорая помощь" (ER Sim, Legacy Interactive), "Телепузики. Любимые игры" (Teletubbies, BBC Multimedia).

New Media Generation (NMG)
Web-сайт www.nmg.ru

В ближайших планах — выпуск двух очень привлекательных локализованных игр от Red Storm/Ubi Soft — Tom Clancy’s Ghost Recon и Tom Clancy’s Rogue Spear. Black Thorn.


"Руссобит-М"
Web-сайт www.russobit-m.ru

Эта компания — самая молодая из всех упомянутых в нашем справочнике, но за короткий срок она успела достичь многого. Не последним фактором ее успеха стало сотрудничество с киевской командой разработчиков GSC Games World. Кроме того, она сделала большой шаг вперед в плане улучшения качества локализаций. В этом направлении вместе с "Руссобитом-М" работает студия Revolt Games. В портфеле "Руссобита-М" мы видим практически полную линейку от набирающего силы европейского издателя JoWood.

Последние локализации:
"Ралли Трофи" (Rally Trophy, JoWood), Battle Realms (Liquid Entertainment/Ubi Soft).

SoftClub

Официальный дистрибьютор в СНГ игр для PC, PSone, PS2 от крупнейших компаний, таких, как Electronic Arts, Vivendi Universal (владелец знаменитых Sierra и Blizzard), Sony Computer Entertainment.

Последние поступления:
Empire Earth (подарочная коробка, полная локализация, Sierra/Vivendi Universal), "Крок" (DVD-box, полная локализация, Electronic Arts), Harry Potter and the Sorcerer’s Stone (DVD-box, русский мануал, Electronic Arts), MotoRacer 3 (DVD-box, русский мануал, Electronic Arts), The Sims: Hot Date (DVD-box, русский мануал, Electronic Arts).

Ожидаются:
Medal of Honor: Allied Assault (DVD-box, русский мануал, Electronic Arts), C&C: Renegade (DVD-box, русский мануал, Electronic Arts), Motor City Online (DVD-box, русский мануал, Electronic Arts).


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: