Обзоры

Лицензионные игры. Что? Где? Когда?

Просто-напросто в той конкретной реальности, в которой мы живем, наступает время, когда лицензионное игровое ПО становится все более и более востребованным.

Лицензионные игры. Что? Где? Когда?
Пару лет назад многие российские компании подхватили инициативу компании "Бука" по выпуску "экономичных", так называемых jewel-версий игр, стоящих в рознице ненамного дороже, чем пиратские диски
Лицензионные игры. Что? Где? Когда?
Рассмотрите эти изображения повнимательнее. От истинных лицензий эти диски столь же далеки, как Петровка от офиса Electronic Arts
Лицензионные игры. Что? Где? Когда?
С недавних пор игровая индустрия обратила внимание на то, насколько удобны коробочки, в которые упаковываются видеопрограммы, записанные на DVD. С 2001 года началось активное внедрение этого опыта и на игровом рынке

Причин такого интереса очень много. Отметим, что некоторые из них не лежат на поверхности, но вместе с тем оказывают весьма заметное влияние на ситуацию с нелицензионными дисками. Например, в связи с усилением борьбы с хакерскими группировками, поставляющими пиратские релизы, в международном масштабе у российских и украинских распространителей этого товара нынче наблюдаются большие перебои. Если еще в прошлом году практически все мало-мальски заметные игры от американских и европейских издателей мгновенно появлялись в пиратских версиях и на наших раскладках, то в течение последних двух месяцев новые поступления можно буквально пересчитать по пальцам. А играть-то хочется.

Еще одна причина интереса к лицензионным играм состоит в том, что многие российские компании, развивая и укрепляя деловые связи с зарубежными издателями, сокращают промежутки между выходом оригинальных версий игр и их официальных локализаций, а также расширяют ассортимент доступных в странах СНГ англоязычных версий с русскими руководствами. Вообще, прошлый год был для игровой индустрии СНГ переломным как по количеству выпущенных игр, так и по их качеству. Причем это относится к собственным разработкам и к локализациям.

Существует еще и такой момент психологического характера. Человек очень быстро привыкает к комфорту, даже если этот человек без ума от компьютерных игр. Стоит лишь однажды пережить те ощущения, которые можно получить только от лицензионной игры (например, беспроблемные многопользовательские баталии через Internet), и захочется еще и еще.

Мы не раз имели возможность убедиться в росте интереса к лицензионным играм, постоянно сталкиваясь на форумах ITC Online и в своей корреспонденции с одним и тем же вопросом "Где же их можно купить?".

Казалось бы, самый простой путь — это отправиться на Петровку или радиорынок на Караваевых Дачах в Киеве (или на аналогичные базары в других городах), где наравне с "левыми" продаются и "честные" диски. Но дело в том, что здесь неискушенный покупатель рискует столкнуться с некоторыми "подводными камнями", способными разрушить ожидаемое удовольствие от встречи с любимой игрой. Скажем больше, даже во многих магазинах "репертуар" практически не отличается от ассортимента пиратских торговых точек в переходах на станциях метро и уже упомянутых рынках. Стало быть, есть необходимость в информации о том, где приобретенная игра гарантированно будет лицензионной.

Вот почему, не претендуя на универсальность и абсолютно полный и всесторонний охват проблем, связанных с приобретением "честных" игр, мы решили предложить вам краткий справочник покупателя, в котором постараемся дать ответы на самые типичные вопросы.

Как отличить лицензию?

Лицензионные игры. Что? Где? Когда?
Снаружи…
Лицензионные игры. Что? Где? Когда?
Лицензионные игры. Что? Где? Когда?
…и внутри
Лицензионные игры. Что? Где? Когда?

На первый взгляд, пиратские и лицензионные jewel-издания с виду вроде бы одинаковы. Но давайте присмотримся. У первых картинки на обложке выглядят очень бедно (как будто отпечатанные на струйном принтере), буквы в текстах читаются с трудом, а порой и попросту двоятся, отсутствует или не соответствует действительности штрих-код (кстати, у всех игр от "1С" первые цифры штрих-кода — 4601546). Отличительной особенностью "честных" игр является наличие в jewel-box регистрационной карточки. Оформление самих дисков в пиратских релизах варьируется от бледных копий оригинальных надпечаток до простых наклеек на CD-R с записанной на ней игрой.

Классификация игр по типу поставки

"Квазилицензионные" игры в jewel-упаковках

Лицензионные игры. Что? Где? Когда?
Дополнения могут быть совершенно разнообразными — от в первую очередь приходящих на ум футболок, постеров и карт игрового мира до настольных игр на аналогичную тему и добавочной литературы

Несколько месяцев назад на прилавках у киевских продавцов пиратских дисков появилась продукция совершенно новой "весовой категории". Столкнувшись с ее образчиками в первый раз, я был, честно говоря, обескуражен. Представьте себе до боли знакомые графические решения обложек и логотипы "гигантов" российского пиратского рынка вроде "Фаргуса" или "Седьмого волка", но при всем при том коробочки упакованы в целлофан, на котором гордо красуются наклейки, оповещающие, что сей товар является лицензионным и на этот счет имеются такие-то документы, подтверждающие данный факт. По моей просьбе продавец показал бумаги и, с точки зрения нынешнего, отнюдь не совершенного украинского законодательства, они были в порядке.

Интересно, что целлофановые упаковки с наклейками оказались сопоставимы по цене с самими дисками. При цене на стандартные "пиратки" в 10—12 грн эти, с позволения сказать, "лицензии" стоили 20 грн.

"Дожились!", — подумалось мне. Пираты уже считают себя вправе продавать лицензии другим, не имея никаких на то оснований. Особенно забавно смотрятся "лицензионные" наклейки на сборниках, где свалены в кучу продукты, ни при каких условиях (с точки зрения международного права) не совместимые на одном носителе. А слово crack в содержимом диска, претендующем на легальность, заслуживает отдельного "поощрительного" приза.

Намотайте все это себе на ус и учитывайте, что от истинных лицензий эти диски столь же далеки, как Петровка от офиса Electronic Arts.

"Мультитрейд"
Адрес г. Киев, ул. Борщаговская, 192
Телефон (044) 247-0598
Web-сайт www.multitrade.com.ua

Совсем недавно на украинском рынке лицензионного ПО для домашних пользователей появилось новое имя — "Мультитрейд". Компания взяла очень резвый старт и не скрывает своих далеко идущих планов и амбиций. По словам ее директора Александра Корженко, он и его коллеги намерены бороться за лидирующие позиции в этой сфере в нашей стране.

В отличие от той же "Лаборатории Форт", "Мультитрейд" делает ставку не столько на готовую продукцию, транспортируемую из России (чем занимаются некоторые другие компании), а на ее тиражирование (естественно, подкрепленное лицензиями от правообладателей) на отечественных производственных мощностях. В то же время все продукты, которые выходят под эгидой "Мультитрейда", предназначены для продажи исключительно на территории Украины. Стоит также добавить, что компания распространяет не только игровые, обучающие и другие мультимедийные программные продукты, но также и VideoCD (в соответствии с лицензиями, полученными от украинских правообладателей на фильмы от таких мировых кинобрэндов, как Columbia/Tristar Home Video и Warner Bros.).

Предметом особой гордости "Мультитрейда" является шикарное коробочное издание 8-дисковой "Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия 2002", появившееся в продаже в конце января. Причем наша box-версия БЭКМ 2002 стоит почти в два раза дешевле, чем ее аналог, продающийся в России.

Если говорить об общем уровне цен на "мультитрейдовские" игры и мультимедийные программы в jewel-упаковках, то средняя их величина составляет около $2 за диск.

К началу февраля (то есть тому времени, когда готовился этот материал, в портфеле компании насчитывалось 9 игр от "Буки" (в том числе "Петька и ВИЧ 3", пятая и шестая части "Хроник Героев"), 12 продуктов от "МедиаХауз" (включая практически полное собрание приключений популярного телегероя Кузи), несколько десятков игровых и мультимедийных программ от New Media Generation.

Уже подписаны контракты, согласно которым компания "Мультитрейд" получила права на издание в Украине локализованных версий таких потенциальных суперхитов, как Tom Clancy’s Ghost Recon (Red Storm/Ubi Soft/New Media Generation) и Heroes of Might & Magic IV (New World Computing/3DO/"Бука").

Недавно рядом с офисом "Мультитрейда" по ул. Борщаговской гостеприимно распахнул двери магазин, где любителям домашних развлечений предлагаются не только лицензионные диски с ПО, но и совершенно легальные видеокассеты.

Лицензионные игры в "экономичных" упаковках

Всем известно, что сегодня разработка компьютерных игр связана с очень большими финансовыми затратами. Бюджеты некоторых из них, относящихся к категории "А", исчисляются миллионами долларов. Российские проекты стоят несколько дешевле, но и в них разработчики, издатели и локализаторы вкладывают немало интеллектуальных и материальных ресурсов.

Во всем цивилизованном мире уровень средних цен на новые игры для ПК составляет $30—50, на игры из "дешевых" линеек вешаются ценники с суммами, не превышающими $20, а за переиздания популярных хитов прошлого в "бюджетных" сериях просят порядка $10. Но даже последняя цифра в наших финансовых реалиях частенько не по карману обычному любителю компьютерных развлечений.

Посему пару лет назад многие российские компании подхватили инициативу компании "Бука" по выпуску "экономичных", так называемых jewel-версий игр, стоящих в рознице ненамного дороже, чем пиратские диски. Более того, удалось убедить и зарубежных партнеров, что в условиях низкой покупательской способности потребителей это вполне разумный путь, который способен принести свои плоды. Практика показала перспективность этого подхода, и все больше и больше зарубежных компаний дают добро на публикацию своей продукции в дешевом jewel-варианте. И действительно, средняя цена "бюджетной игры" в Украине находится в пределах от 15 до 20 грн за диск.

О том, как отличить лицензионную jewel-версию от пиратского варианта того же продукта, читайте ниже.

"1С: Франчайзи. Лаборатория Форт"

Адрес г. Киев, просп. Глушкова, 2, корп. 6 (факультет кибернетики), к. 222
Телефоны (044) 266-1219, 266-1249, 252-5182
Internet-магазин games.1c.kiev.ua
Филиалы г. Винница, Хмельницкое шоссе, 13, офис 427, тел. (0432) 32-2070, e-mail — [email protected] line.com;г. Симферополь, ул. Пушкина, 12, тел. (0652) 24-1134, 27-4450, e-mail — [email protected]

Самым крупным киевским поставщиком игрового ПО российского происхождения является "1С: Франчайзи. Лаборатория Форт".

Не думайте, что в ассортименте компании представлены только лишь игры от ее именитого партнера "1С". В прайс-листе "Лаборатории Форт" можно найти продукцию практически всех российских издателей — "Бука", New Media Generation, "Новый Диск", SoftClub и прочих. Многие из названных фирм официально распространяют в России и странах СНГ игры из "дальнего" зарубежья (Electronic Arts, Vivendi Universal, Sony Computer Entertainment, Ubi Soft, Take 2, Eidos, Virgin, THQ) как в полностью локализованных версиях, так и в английских оригиналах.

В настоящее время в онлайновом магазине "Лабратории Форт" доступно около ста пятидесяти игровых и мультимедийных программных продуктов. Ценовый диапазон — от 10 до 156 грн. Вариант расчета за игры, купленные в Internet-магазине, пока только один — безналичный платеж. Физическое лицо может осуществить его через любой коммерческий банк либо отделение Сбербанка, а юридические должны поступать стандартным для подобных случаев образом.

Лицензионные игры в упаковках DVD-Box

С недавних пор игровая индустрия обратила внимание на то, насколько удобны коробочки, в которые упаковываются видеопрограммы, записанные на DVD. С 2001 года началось активное внедрение этого опыта и на игровом рынке, причем одними из первых инициативу подхватили его лидеры, к примеру Electronic Arts. Действительно, упаковки понравились как покупателям, так и продавцам (на полках больше помещается). Исходя из личных впечатлений от содержимого лондонских игровых магазинов, могу сказать, что количество игр, поставляющихся в DVD-боксах и традиционных "больших" коробках, уже примерно равно. А, скажем, у игр для PS2 такая DVD-упаковка попросту является стандартной.

Итак, что же найдет покупатель, открыв аккуратненькую тоненькую коробочку? Энное количество дисков (от одного до…), на которых записана собственно игра. Обратите внимание на ободок вокруг отверстия с рабочей стороны диска. На нем обычно выгравированы буквенно-цифровые обозначения, наносящиеся на заводе-изготовителе и однозначно определяющие этот продукт и, соответственно, производителя. В большинстве случаев на внутренней стороне коробки присутствует наклейка с тем самым серийным номером или cd-key, который у "честных" игр является уникальным (как вы знаете, у пиратских он один на всех).

И еще два обязательных атрибута — это мануал (руководство для пользователя) и регистрационная карточка. Правда, в некоторых дешевых переизданиях старых хитов руководство помещают на отдельный диск вместе с патчами, вышедшими уже после первого релиза игры.

На Западе в DVD-боксы упаковывают и новые игры, стоящие, как вам уже известно, до $50, и удешевленное "ретро" по цене порядка $10. В наших краях можно столкнуться с несколькими категориями DVD-боксов. Во-первых, это относительно дешевые (20—25 грн) продукты от "Нового Диска" (уже выпущена почти вся линейка локализованных игр от LEGO Media, на очереди — творения английских мастеров спецэффектов из Rage Software), во-вторых, игры, предлагаемые партнерами московского SoftClub. К примеру, рекомендованная розничная цена на игры от Electronic Arts в Москве равна примерно $20, в Киеве же они обходятся минимум на $5 дороже. Но вот вам материал для размышления: $20—25 за, скажем, FIFA 2002 от SoftClub здесь или ту же европейскую версию этой игры за 28 фунтов стерлингов ($42) на Amazon.co.uk (без учета пересылки). Счет явно в нашу пользу.

"Алсита. 1000 компьютерных мелочей"

Адреса и телефоны магазинов г. Киев, ул. Крещатик, 27а, тел. 224-4140г. Киев, ул. Артема, 26, тел. 246-9736
Web-сайт www.alsita.kiev.ua

Для компании "Алсита" программное обеспечение не является основной специализацией. Она торгует компьютерами, комплектующими, периферией и аксессуарами, но в магазинах ее розничной сети имеется неплохой выбор игр, в том числе и настоящих лицензионных продуктов.

Почему я говорю "в том числе"? Да потому что на полках и витринах "алситовских" торговых площадок соседствуют, скажем, великолепно изданные коробочные Diablo II (Blizzard/Vivendi Universal/SoftClub), Fallout Tactics: Brotherhood of Steel (Virgin/Interplay/"Новый диск") и Red Faction (Volition/THQ/ "Новый диск"), с розничными ценами порядка 150—170 грн), настоящие легальные "джевелы" от "Буки", "1С" и т. п. (15—20 грн) и т. п. и… пресловутые диски, которые мы относим к категории "квазилицензионных" (см. соответствующий фрагмент этого материала).

Анализ ассортимента, предлагаемого компанией "Алсита", не выявил ориентации на каких-то конкретных прямых партнеров-поставщиков. Ее менеджер, ответственный за закупку программного обеспечения для розничных магазинов, подтвердил наше предположение и рассказал о том, что игры из России они получают через дистрибьютора, который обеспечивает их продукцией различных производителей.

Лицензионные игры в подарочных коробках (Sierra box)

Как я уже отметил, традиционная упаковка в большие картонные коробки, которые в некоторых источниках называются именем известной компании, работающей на игровом рынке уже много лет, постепенно отживает свой век, но есть уверенность в том, что полное исчезновение ей не грозит. Время от времени издатели вспоминают об истинных фанатах и готовят специальные коллекционные издания, в комплектацию которых, кроме обязательных составляющих в виде собственно игры, руководства и регистрационной карточки, вкладывают всяческие бонусы на радость игрокам.

Дополнения могут быть совершенно разнообразными — от в первую очередь приходящих на ум футболок, постеров и карт игрового мира до настольных игр на аналогичную тему и добавочной литературы (ой и тяжелой же была коробка от "Ил-2", как-никак три книжки лежали в ней). Вот вам еще пример. В коллекционное издание весьма ожидаемой всем игровым сообществом Elder Scrolls: Morrowind, которое будет на $17 дороже стандартной версии, кроме всего прочего, войдут аудиодиск с саундтреком, 48-страничная книжка с удивительно красивыми концепт-артами, фигурка одного из ключевых персонажей — темного эльфа Ординатора — и полноцветная большая карта.

Среди российских издателей самые дешевые игры в больших картонных коробках выпускает "Бука" ($8—12), однако в них практически никогда нет бонусов. Коробочная продукция "1С" (порядка $20), "Руссобита-М" (преимущественно около $20) несколько дороже, но зато и дополнительные "завлекалочки" встречаются чаще.

"Дискус"

Адрес г. Запорожье, ул. 40 лет Советской Украины, 3
Телефон (0612) 12-0347
Web-сайт www.discus.com.ua

На протяжении нескольких лет самой активной из нестоличных компаний, действующих на рынке лицензионного развлекательного ПО, была, несомненно, запорожская фирма "Дискус". Именно от ее партнерских отношений с россиянами из "Буки" и ведет отсчет история официальных изданий в Украине игровых продуктов от наших соседей по СНГ. Собственно, впоследствии киевский "Мультитрейд" взял на вооружение и успешно воплощает в жизнь именно эту модель. А сам "Дискус", на наш взгляд, в последнее время несколько поубавил темпы работ в данном направлении, но зато весьма активно торгует дисками, завозимыми из России.

Кроме того, компания ведет постоянную работу по "обращению пиратов в лицензионную веру", периодически устраивая акции, направленные на стимулирование продаж легального игрового ПО.

Судя по данным, опубликованным на Web-сайте компании в разделе "Где купить?", она поставляет продукцию в 20 городов всех регионов Украины.

Российские издатели игрового ПО: краткий путеводитель

"1С"
Web-сайт
games.1c.ru

Крупнейшая в СНГ компания-издатель ПО, в том числе игровых, обучающих и мультимедийных продуктов. С ней сотрудничают ведущие российские команды разработчиков и локализаторов — Nival, K-D Lab, Snowball, Akella, "Софтлаб-НСК" и другие.

Nival Interactive
Web-сайт www.nival.ru

УNival Interactive имеются долгосрочные соглашения с зарубежными издательскими компаниями на локализацию практически всех игр из их каталогов. Такими партнерами являются французы из Cryo и Wanadoo, немцы из Fishtank, англичане из Empire Interactive и ряд более мелких компаний.

Последние собственные продукты, уже вышедшие в свет:
"Демиурги" — сочетание пошаговой стратегии с карточной игрой типа Magic: The Gathering.

В разработке:
"Блицкриг" — стратегия реального времени на тему Второй мировой войны. Предполагаемая дата выхода — IV квартал 2002 г.

Последние локализации:
"Атлантида III" (Atlantis III, Cryo), "Тупые Пришельцы" (Stupid Invaders, Ubi Soft), "Казанова. Все соблазны Венеции" (Casanova, Wanadoo), "Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда" (Jekill and Hyde, Cryo).

В ближайших планах (I квартал 2002 г.):
"Погоня за 5 элементом" (New York Race, Wanadoo), "Мегарейс-3" (Megarace 3, Cryo), "Вуди Вудпеккер" (Woody Woodpecker, Cryo), "Периферия" (R.I.M., Fishtank), "Дюна" (Dune, Cryo).

Snowball Interactive
Web-сайт www.snowball.ru

Компания отличается нестандартным подходом к локализациям и практически всегда адаптирует содержание зарубежных игр к нашим традициям и менталитету.

Собственный проект, находящийся в разработке уже много лет и считающийся одним из самых заслуженных долгостроев, — "Всеслав". Разработчики в очередной раз клянутся, что в 2002 году он будет завершен.

Последние локализации:
"Команч 4" (Comanche 4, Novalogic) — февраль 2002 г, "Европа 1492—1792" (Europa Universalis, Paradox Entertainment) — август 2001, "Затерянный мир 3" (The Nations, JoWood) — октябрь 2001 г.

В ближайших планах (I квартал 2002 г.):
"Европа II" (Europa Universalis II, Paradox Entertainment), "Готика" (Gothic, Phenomedia), "Гномы" (The Wiggles, Innonics), "Вторая корона" (Knights and Merchants: The Peasants Rebellion, Zuxxez), "Угнать за 40 секунд" (Speed Thief, BrightStar).

Логрус.ру
Web-сайт www.logrus.ru

На компанию Логрус.ру возложены обязанности по локализации линейки великолепных игр от Take 2 и Ubi Soft, изданием которых в России занимается "1С".

Последние локализации:
Ewil Twin (Ubi Soft), Stronghold (Take 2), Max Payne (Take 2).

В ближайших планах:
Pool of Radiance (Ubi Soft), Serious Sam: The Second Encounter (Take 2).

"Бука"
Web-сайт www.buka.ru

Среди основных зарубежных партнеров этого известного российского издателя назовем 3DO, Take 2, Codemasters и, увы, не существующую более компанию Sir-Tech, успевшую громко хлопнуть дверью на прощание, выпустив многострадальную Wizardry 8, локализованная версия которой появилась в конце прошлого года и на нашем рынке благодаря усилиям "Буки".

Собственные проекты (I квартал 2002 г.):
"Красная акула" (G5 Software), "Пинболл по-русски" (Venom Studios).

Локализации (I—II кварталы)
(Безусловно, потрясающий набор):
"Безумие" (Insane, Codemasters), "Операция Flashpoint: Холодная война" (Operation Flashpoint: Cold War, Codemasters), GTA 3 (Take 2), "Герои Меча и Магии 4" (Heroes of Might & Magic IV, 3DO), "Меч и Магия IX" (Might & Magic IX, 3DO).

Новый Диск
Web-сайт www.nd.ru

Официальный дистрибьютор игр от Eidos, LEGO Media, THQ, Nintendo, Rage Software, Virgin/Interplay.

Последние релизы:
"Fort Boyard: Изгнание" (Microids, локализация в дешевом DVD-box издании), Project Eden (Eidos, box-версия с русским руководством), Red Faction (THQ, box-версия с русским руководством).

В ближайших планах:
"Скорая помощь" (ER Sim, Legacy Interactive), "Телепузики. Любимые игры" (Teletubbies, BBC Multimedia).

New Media Generation (NMG)
Web-сайт www.nmg.ru

В ближайших планах — выпуск двух очень привлекательных локализованных игр от Red Storm/Ubi Soft — Tom Clancy’s Ghost Recon и Tom Clancy’s Rogue Spear. Black Thorn.


"Руссобит-М"
Web-сайт www.russobit-m.ru

Эта компания — самая молодая из всех упомянутых в нашем справочнике, но за короткий срок она успела достичь многого. Не последним фактором ее успеха стало сотрудничество с киевской командой разработчиков GSC Games World. Кроме того, она сделала большой шаг вперед в плане улучшения качества локализаций. В этом направлении вместе с "Руссобитом-М" работает студия Revolt Games. В портфеле "Руссобита-М" мы видим практически полную линейку от набирающего силы европейского издателя JoWood.

Последние локализации:
"Ралли Трофи" (Rally Trophy, JoWood), Battle Realms (Liquid Entertainment/Ubi Soft).

SoftClub

Официальный дистрибьютор в СНГ игр для PC, PSone, PS2 от крупнейших компаний, таких, как Electronic Arts, Vivendi Universal (владелец знаменитых Sierra и Blizzard), Sony Computer Entertainment.

Последние поступления:
Empire Earth (подарочная коробка, полная локализация, Sierra/Vivendi Universal), "Крок" (DVD-box, полная локализация, Electronic Arts), Harry Potter and the Sorcerer’s Stone (DVD-box, русский мануал, Electronic Arts), MotoRacer 3 (DVD-box, русский мануал, Electronic Arts), The Sims: Hot Date (DVD-box, русский мануал, Electronic Arts).

Ожидаются:
Medal of Honor: Allied Assault (DVD-box, русский мануал, Electronic Arts), C&C: Renegade (DVD-box, русский мануал, Electronic Arts), Motor City Online (DVD-box, русский мануал, Electronic Arts).

Завантаження коментарів...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: