Обзоры
Neverwinter Nights
0

Neverwinter Nights




Помните старый анекдот о майоре, который писал стихи, но у него все время получался приказ по роте. Так и Bioware, что бы они ни делали, все время выходит приказ… то есть Baldur’s Gate. Но что это за приказ! Приказ-песня, поэма в правилах AD&D, Baldur’s Gate, доведенный до совершенства!


Три ролевые игры, вышедшие в последнее время, при всей несхожести имеют несколько
черт, роднящих их. Dungeon Siege, Morrowind и Neverwinter Nights ошеломляют игрока
суперсовременной графикой, присущей, скорей, шутерам, чем RPG. Все они поставляются
с мощными встроенными редакторами, позволяющими до неузнаваемости изменить оригинальную
игру или создать собственный виртуальный мир. Во всех новых RPG поражают внимание
к деталям, общий эпический размах, высококачественное звуковое и музыкальное сопровождение,
интуитивно понятный интерфейс. Что ж, похоже, пришла пора ролевых блокбастеров,
сделанных по правилам, уже много лет великолепно работающим в жанрах 3D-action
и RTS. Но вернемся, собств енно, к Neverwinter Nights, ведь эта статья о ней —
игре, которую ждали.

Neverwinter Nights 
Жанр ролевая игра
Разработчик Bioware
Издатель Inforgrames
Web-сайт nwn.bioware.com

Графика
Звук
Играбельность
 + Великолепное графическое оформление;
богатые сетевые возможности; простой и мощный редактор; удобный интерфейс; классический
геймплей
 — Перекос в сторону боевой части;
не все квесты интересны; не все NPC достаточно "живые"
 ! Лучшая из AD&D ролевых игр

Стало хорошей традицией встречать ролевые игры по одежке, и это говорит о взрослении
жанра. Можно, конечно, встать в позу сноба и на каждом углу кричать, что в RPG
главное не графика, но лучше вспомнить бессмертного Антон Павлыча и жить по девизу
"В человеке [игре] все должно быть прекрасно…". Так вот, внешний вид
— это, пожалуй, первое, на что обращаешь внимание, начав играть в Neverwinter
Nights. Причем собственно графика не такая уж и детальная, некоторые предметы
вообще выполнены буквально из пары полигонов, модели в достаточной мере угловаты,
а деревья условны, но… За реализацию света и тени Neverwinter Nights можно простить
все.

На сегодня тени в NN самые реалистичные и впечатляющие во всей игровой индустрии, и даже хваленые шутеры, всегда блистающие новейшими спецэффектами, наголову проигрывают Neverwinter. Тени жесткие, если источник света находится близко к предмету, и мягкие — на отдалении, тени цветные, пересекающиеся и накладывающиеся, тени изменчивые и почти живые. Пробежка с факелом по колоннаде может вызвать почти щенячий восторг, а бой в магическом освещении с применением заклинаний просто завораживает.

Впрочем, вернемся к моделям… Несмотря на хронический недостаток полигонов, монстры
выглядят весьма пристойно и естественно, будь то банальный волк или огромный великан.
Вот только драконы подкачали: вместо гордых, красивых тварей из Baldur’s Gate
нам подсунули каких-то крокодилов-переростков — стыдно, господа. Бистиарий игры
богат и вместе с привычными орками/гоблинами/волками есть в нем и весьма примечательные
создания, до сих пор не использовавшиеся в CRPG. Не уступают тварям герои и NPC
— разнообразные варианты одежды, прически и телосложения делают их колоритными
и узнаваемыми. И естественно, любой надетый на вашего персонажа предмет одежды
и вооружения тут же отображается на экране — это уже стандарт. Очень хороша анимация
всех без исключения существ, причем как "боевая", так и "мирная".
Во время разговора NPC увлеченно и "в тему" жестикулируют, возраст человека
можно узнать по походке, а уж в бою… Уклонения, парирования ударов, уход с линии
атаки, медленный танец вокруг противника — у игрока складывается впечатление
о настоящем бое. Молодцы, одним словом.


И еще о графике. В игре три варианта расположения камеры. Самый удобный для управления
персонажем — Top Down или его модификация Chase Cam, вот только чувства сопереживания
героям при виде сверху вниз почему-то не возникает, как-то все мелко и суетливо.
Третий режим — Driving Camera Mode — переносит точку взгляда значительно ближе
к персонажу, превращая игру буквально в third person. Управлять героем в таком
варианте не очень удобно, хотя здесь отлично работает стандартная Quake-раскладка
WASD, но зато вживание в роль происходит великолепно.

Под стать графике и звуковое оформление. Фоновые мелодии и звуки весьма хороши, однако иногда кажется, что музыка несколько отстранена от игры и самодостаточна, контекстные композиции успокаивают во время путешествий и подхлестывают в бою. Хотя в городах разработчики переборщили с фоновыми звуками, которые не всегда соответствуют игровой ситуации, это, пожалуй, единственный звукомузыкальный недостаток NN. Правда, есть еще один минус — не очень запоминающаяся озвучка даже главных героев игры.

Все. На этом восторги по поводу внешнего оформления игры заканчиваем и переходим к "внутренностям"… Хотя нет, обязательно надо замолвить слово об интерфейсе. Рассказывая недавно о Dungeon Siege, мы утверждали, что интерфейс игры идеален и лучше уже не сделать. Забираем свои слова обратно — Bioware удалось невозможное. Игровые экраны с "куклой", списком заклинаний и журналом квестов, возможность делать собственные записи и ставить пометки на картах — обязательны для хорошей RPG. А вот круговое меню (a la Pool of Radiance, только на порядок функциональней) и 36 (!) настраиваемых, причем буквально в одно касание, "горячих" клавиш — это нечто. Просто и элегантно. Все, теперь уже точно все.


Хотя Neverwinter Nights изначально задумывалась как сетевая ролевая игра, где
впервые в CRPG появилась возможность участия Dungeon Masters, разработчики все
же сделали однопользовательскую часть. И надо сказать, весьма и весьма неплохую.
История "Драгоценности Севера" — прекрасного города Невервинтер, которым
правит лорд Нашер Алагондар, попавшего во власть чумы, и борьбы прекрасной леди-паладина
Арибет де Тильмарандэ с загадочным культом, вызвавшим в городе эпидемию, развивается
как хороший детектив с элементами драмы… Девушка теряет своего возлюбленного,
обвиненного в пособничестве культу, и, обезумев от горя, сама предает свой город.
Вы в качестве выпускника академии Невервинтер оказываетесь вначале под ее командованием
и должны распутать загадочный клубок событий и в конце концов понять: предатель
леди Арибет или нет. Сюжет будет забрасывать вас в непроходимую чащобу и смертельно
опасные подземелья, в охваченные паникой и войной города, загадочные замки и пасторальные
деревушки… Скучать не придется.


Второстепенные квесты, щедрой рукой создателей набросанные предостаточно, не так
проработаны, как основной, но и среди них попадаются жемчужины — например эпизод,
где вы выступаете в качестве судьи, расследующего страшное убийство детей в деревушке
Чарвуд, или история с охотой на сбежавших преступников, получившая несколько неожиданную
развязку. Впрочем, не все квесты одинаково хороши, как и загадки, которые показались
мне слишком примитивными. Вообще же, явно видно, что Bioware хотели сделать предельно
простую игру, поэтому и ориентирована Neverwinter Nights, в первую очередь, на
боевую часть, а отыгрывание роли здесь на втором плане. Нет, в игре есть и возможность
убеждать NPC, и обманывать, и выбирать светлый или темный путь (с некоторым перекосом
в сторону светлого), и несколько вариантов решения и окончания почти у каждого
квеста, но все это второстепенно и не очень убедительно. Главное в NN — бой.
В итоге получилось нечто среднее между Badur’s Gate и Icewind Dale, а до заоблачных
высот Planescape игра явно не дотягивает. Впрочем, и в боевой части не все хорошо
— так, на нормальном уровне сложности при использовании напарника и животного-компаньона
(familiar/summoned beast/animal friend) я не встретил за все прохождение ни одного
сложного противника. Возможно, частично в этом повинен далеко не лучший AI монстров.


Собственно третья редакция AD&D, которая является ядром Neverwinter, значительно
упрощена по сравнению со второй, и ее реализация в игре Bioware на голову превосходит
первую попытку "прикрутить" AD&D 3.0 к компьютерным RPG в неудачной
Pool of Radiance. Нововведения в третьей редакции — feats (мастерства) — до
боли напоминают перки Fallout, впрочем, как и ежеуровневое повышение умений. Вообще
реализация достаточно сложных правил AD&D в NN выше всяческих похвал — они
близки и понятны народу. В игре можно выбрать персонажа одной из семи рас, наименее
привычная из которых — полуорки, и одиннадцати основных классов, новые здесь
— Monk и Sorcerer. Кроме того, имеются и маги-специалисты, и воины разных школ
и т. д. Выбор при создании героя богат. Несколько доработан в игре набор заклинаний,
впрочем, классические magic missile и иже с ней в игре имеются. Но не будем раскрывать
все секреты, ведь так интересно изучать эти маленькие нюансы самостоятельно в
процессе прохождения.

Если же вам уже наскучила одиночная часть игры, обратите внимание на творчество
любителей RPG, например на сайте nwvault.ign.com.
Здесь собрано огромное количество приключений, созданных фанатами игры, — около
1000 на момент написания статьи. Конечно, действительно хороши только 5—6 из
сотни, но поверьте, они стоят того, чтобы их поискать. Романтические и драматические,
боевые и ролевые, страшные и пародийные — приключения на любой вкус.

А если вам и этого мало, создайте свой собственный мир, благо инструментарий NWN Tools настолько прост и функционален, что даже ваш покорный слуга, никогда не увлекавшийся игровыми редакторами, буквально за час сделал своими руками маленькое, но симпатичное приключение. А новые текстуры, объекты, оружие и т. д. в дополнение к той массе, что уже есть в игре, можно загрузить с того же nwvault.ign.com.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: