Обзоры
Обзор беззеркальной камеры Olympus Pen E-P5
41

Обзор беззеркальной камеры Olympus Pen E-P5

ID: 4175

Сможет ли Olympus удержаться на фоторынке после грандиозного падения продаж «цифромыльниц»? Вся надежда на беззеркальные аппараты со сменной оптикой (хотя от зеркальной технологии компания официально не отказалась). Olympus не обновляет модельный ряд раз в полгода как ее конкуренты. Выпуск новинок оправдан технологически, а не продиктован отделом маркетинга. С одной из таких «разумно обновленных» камер мы сегодня познакомимся поближе.




В серии Pen Olympus сегодня предлагает три линейки. Самые маленькие и простые аппараты называются Pen Mini и имеют букву M в названии. В середине находится Pen Lite, камеры с буквой L балансируют между простотой и расширенной функциональностью. Вершина за линейкой Pen с буквой P, в которой представлены аппараты с профессиональной начинкой и любительским интерфейсом. E-P5 – из их числа.

Дизайн

Внешний вид аппаратов из линейки Pen навеян пленочной моделью 1963 года Olympus-Pen F. Кстати, это был не полнокадровый аппарат (да, в прошлом веке тоже существовали модели с кадром меньше чем 24х36 мм, снимавшимся на 35-м пленку), а полукадровый – размер изображения на стандартной пленке составлял 18х24 мм (в «портретной» ориентации). По некоторым данным, система Olympus-Pen тогда была самой маленькой в мире среди зеркальных камер со сменной оптикой. На одной из реклам даже изображался мужской туфель, в который помещался сам аппарат и еще пара-тройка объективов.

olympus-pen-history

Каждая из сменяющих друг-друга моделей Pen цифровой эры чуть-чуть отличалась от предыдущей, не теряя при этом ретро-шарма. Судить о том, какая версия ближе к оригиналу бессмысленно, как минимум потому, что пленочный Pen имел оптический видоискатель (это отдельная история, вместо доминирующей пентапризмы в нем использовалась комбинация призм Порро), а нынешние предполагают визирование либо по экрану на тыловой панели, либо по подключаемому в аксессуарный порт внешнему видоискателю.

Если вы хотите увидеть расположение и оценить размеры органов управления, посмотрите видеообзор, подготовленный в рамках проекта Hotline Video.

Изменений по сравнению с предыдущей моделью (Olympus Pen E-P3) и много и мало одновременно.

Первое, что бросается в глаза – тыловой экран обрел одну степень свободы (хотя и ограниченную, но это существенный шаг в сторону повышения удобства съемки из нестандартных ракурсов).

Колеса для оперативного изменения параметров теперь расположены на фронтальной и тыловой панелях – как раз под большим и указательным пальцами –, в сочетании с аппаратным переключателем набора их функций аппарат получил почти профессиональную систему управления. Незначительное смещение пятипозиционного джойстика (одно из колес раньше располагалось вокруг него) вниз и влево также повысило удобство использования – большой палец не нужно изгибать в противоестественное положение.

Включение питания теперь производится рычажком с двумя фиксированными положениями и это хорошо, поскольку сразу видно, выключена камера или просто «уснула».

Корпус выполнен из алюминиевого сплава, ряд элементов управления – металлические. Качество материалов и сборки соответствует требованиям к продукту преимум-класаа.

Функциональность

Владельцы OM-D EM5 расстроены и копят деньги на новую модель OM-D: Olympus Pen E-P5 не просто вобрала все лучшее, что придумали разработчики для экс-флагмана, но и получила ряд функций, недоступных в EM5.

Вкусности оставим напоследок, а пока рассмотрим некоторые улучшения.

Выдержка 1/8000 до сих пор считается прерогативой профессиональных камер. Нужна она как минимум в двух случаях – при съемке с большой диафрагмой при ярком свете (да, нейтральный фильтр помогает, но может ухудшить резкость и понизить контрастность из-за переотражений) и когда требуется запечатлеть очень быстротекущий процесс (в большинстве случаев имитировать невозможно). У Pen E-P5 такая выдержка есть.

В противовес – пару примеров неудачной реализации очень интересных функций.

Инженеры Olympus добавили возможность снимать time-lapse-ролики (в смысле не просто делать набор кадров с заданным интервалом, но и превращать их в видео). Но реализацию можно даже не обсуждать – ограничение в 99 кадров сводит полезность новшества к нулю.

Появился беспроводный интерфейс Wi-Fi. Само по себе – здорово. Очень радует реализация установки соединения на основе QR-кодов и возможность создания двух профилей – публичного (для «чужих» смартфонов, на которые при наличии соответствующей бесплатной утилиты можно только загрузить отснятый камерой материал) и приватного, предполагающее более тесное взаимодействие с аппаратом, включая удаленное управление и присвоение геометок.

olympus-pen-ep5-wi-fi-01

Однако реализация удаленного управления нивелирует практически все достоинства беспроводного доступа, ведь съемка может производиться только в автоматическом режиме. После того, как партнер Olympus по альянсу Micro 4/3 – компания Panasonic – сделала программу, через которую меняются почти все параметры съемки, выводить на рынок подобные ущербные решения, по меньшей мере, стыдно.

olympus-pen-ep5-wi-fi-02

Olympus E-P5 впервые в серии Pen получил 5-осевую внутрикамерную оптическую стабилизацию с автоматическим распознаванием панорамирования. Это действительно важное достижение, поскольку эта система – одна из лучших на рынке.

Инженеры, наконец, приняли во внимание тот факт, что компания Panasonic выпускает объективы со встроенным оптическим стабилизатором, и в меню E-P5 появился пункт, позволяющий выбрать, какую из систем использовать – собственную, внутрикамерную, или «объективную».

Экран на тыловой панели имеет «фотографические» пропорции 3:2, он выполнен по ЖК-технологии (в OM-D EM-5 – OLED) по соображениям приоритета качества цветопередачи, увеличилось до миллиона количество элементов изображения.

ID: 3936

Не обошлось без ложки дегтя – при наклоне вниз часть корпуса экрана выступает над нижней гранью корпуса. Вы, возможно, этого не заметите. До тех пор, пока не потребуется установить камеру на штатив. Выход один – искать в закромах шайбу пару миллиметров толщиной и подкладывать ее между корпусом и штативной площадкой – главное, чтобы хватило длинны винта для надежного крепления.

Встроенная вспышка (тоже предмет зависти владельцев OM-D EM-5) сконструирована плохо. Она полностью прячется в корпус, однако механизм складывания не позволяет отклонять блок с лампой вверх. В добавок кнопка на тыловой панели слишком мягкая и часто вспышка выскакивает от случайного нажатия, что может иметь печальные последствия при переноске в сумке.

olympus-pen-ep5-video-01

Видеорежим в Pen E-P5 красив в спецификациях и меню, однако результаты не радуют. В качестве интересной идеи следует отметить вынос на горячие области сенсорного экрана включения фильтров – это позволяет добавлять, например, видеоэхо не ко всему ролику, а только к его определенной сюжетом части.

Теперь об обещанных вкусностях. Первая касается ручной фокусировки. В Olympus Pen E-P5 есть увеличение (до 14х) и подсветка контрастных краев. В целом – ничего революционного. Однако их комбинация позволяет очень точно наводиться на резкость (например, при макросъемке).

olympus-pen-ep5-focus-01

Подсветка контрастных краев объектов

olympus-pen-ep5-focus-02

Комбинация увеличения и подсветки контрастных краев объектов

Но это еще не все. Система внутрикамерной стабилизации может работать не только в момент снимка, но и в момент фокусировки, это по достоинству оценят владельцы телеобъективов.

К сожалению, в режиме съемки видео подсветка краев не работает. Есть еще одно пожелание: на выбор предлагается два цвета подсветки краев (черный и белый), добавить еще один-два (желтый и красный, например) не составляет труда при обновлении прошивки.

Надо отметить, что автофокусировка по скорости и точности – одна из лучших в индустрии, особенно если учесть удобство указания произвольной точки. Ее можно выбрать на увеличенном до 14х фрагменте изображения.

Вторая вкусность – система управления параметрами. Как уже было отмечено, в Olympus Pen E-P5 два колеса, их расположение очень удобное. Однако «фишка» – в аппаратном переключателе на тыловой панели, мгновенно переназначающем как оба кольца, так и кнопку на самом переключателе.

ID: 3934

Звучит сложно. Но если привыкнуть, то очень удобно. Основные параметры можно изменить без дополнительного путешествия по меню (которое само по себе у Olympus очень удобное). Например, в положении 1 колеса устанавливают выдержку и диафрагму, а в положении 2 – чувствительность и баланс белого.

В обычном режиме кнопка включает запись видео, но через меню к ней привязывается другая функция.

Всего вариантов четыре, первые два фактически дублируют друг-друга (отличие – на какое колесо назначается ISO и баланс белого), третий предусматривает переназначение кнопки записи видео, а четвертый – режима фокусировки (кольца при этом работают автономно).

Качество кадров

Файлы с карты памяти можно загрузить по этой ссылке.
Там представлены несколько кадров, сделанных на улице, один – в квартире при освещении экономичными лампами и стандартный тестовый набор.

Olympus_EP-5_ISO_25600

Сначала о балансе белого при съемке в JPEG. На пленере – никаких претензий, все честно. В помещении, при освещении лампами накаливания – слишком честно. Автоматика делает кадры неестественно теплыми – человек воспринимает картинку более нейтральной. Положение спасает предустановка или захват нейтральной точки по образцу.

JPEG при стандартных настройках радует четкостью деталей и правильной насыщенностью, даже в красном.

Насколько маленькая 16-мегапиксельная матрица позволяет поднимать чувствительность? Если оставаться в рамках JPEG, то ISO 6400 вполне рабочее значение: посмотрите на снимки в масштабе 25%. Да, уже есть претензии к динамическому диапазону, можно заметить замыленность. Но результаты впечатляют.

При недостаточном освещении разница между ISO 200 и 6400 заметна куда больше, но кадры по-прежнему пригодны для использования.

Бывают случаи, когда сделать проблемный кадр лучше, чем не сделать никакого. ISO 12800 и 25600 для JPEG противопоказаны, даже для Web лучше не применять. Но из RAW получаются неплохие результаты, если цвета совсем плохи, достаточно перевести снимок в градации серого.

В целом качество съемки следует назвать отличным. Да, камера не предназначена для специальных видов съемки (например, спортивных репортажей, где нужен следящий автофокус), зато в руках опытного любителя это замечательный инструмент для реализации большинства его творческих задумок.

Во время тестовой эксплуатации камера зарекомендовала себя с хорошей стороны. Она быстро стартует, оперативно реагирует на переключения (в том числе и с сенсорного экрана). Скорострельность – если не нужна автофокусировка – до 9 к/с в RAW, это особенно помогает при съемке HDR (минимальное количество «привидений»).

По данным производителя, автономность составляет до 330 кадров по стандартам CIPA. Специально исследования этой характеристики не производились, но нормальный съемочный день аккумулятор выдерживает. Зарядное устройство внешнее, так что при необходимости можно приобрести дополнительный аккумулятор и заряжаться по мере надобности.

Единственная серьезная претензия – цена (особенно, если вы хотите приобрести внешний электронный видоискатель).

Понравилось
+ Качество картинки
+ Множество функций и компонентов из OM-D EM5
+ Почти профессиональный набор характеристик
+ Инновационная система управления

Не понравилось
– Цена
– Реализация Wi-Fi-функций
– Качество видео

Обзор беззеркальной камеры Olympus Pen E-P5 Olympus PEN E-P5 kit(14-42 mm) Black/Black
Уведомить о появлении в продаже
Категория фотоаппарата Компактный фотоаппарат со сменным объективом
Тип CMOS
Размер 4/3″
Количество мегапикселов 16,1
Максимальный размер кадра 4608×3456
Сменный объектив + (Micro 4/3)
Фокусное расстояние, 35-мм эквивалент 28-84
Максимальная диафрагма 3,5-5,6
Оптический зум 3x
Миним. дистанция фокусировки, м (обычн. режим) 0,25
Миним. дистанция фокусировки, м (макрорежим)
Чувствительность ISO авто, 200-25000
Диапазон выдержек, сек 60-1/8000
Режимы: приоритет выдержки/диафрагмы/ручной +/+/+
Ручная фокусировка +
Цифровой зум
Баланс белого авто, 7 предустановок, ручной
Серийная съемка, кадров/сек. 9
Экспокоррекция, EV +/-3, 1/3 (1/2, 1)
Экспозамер матричный, центровзвешенный, точечный
Режимы встроенной вспышки авто, вспышка отключена, уменьшение эффекта «красных глаз», заполняющая, медленная синхронизация, синхронизация по второй шторке
Типы файлов JPEG, RAW, MPO
Макс. размер кадра; кадров/сек. (fps) 1920×1080 (30fps)
Формат видео MOV, AVI
Видоискатель
Live View (для зеркальных)
LCD-экран (диагональ в дюймах; кол-во пикселов) 3″, 1037000
Поворотный экран +
Система стабилизации изображения оптическая
Гнездо для внешней вспышки +
Встроенный микрофон +
Карты памяти SD, SDHC (SDXC)
Встроенная память, MB
Интерфейс USB 2.0, AV, Micro HDMI
Питание Li-Ion аккумулятор
Зарядное устройство +
Размеры, (Ш × В × Г) 122x69x37
Масса 378
Дополнительно поддержка Wi-Fi

Устройство для тестирования предоставлено компанией Olympus, www.olympus.ua


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: