Обзоры
Olympus E-3: легкий танк

Olympus E-3: легкий танк


Пожалуй, в новом флагмане Olympus разработчики сумели выжать все или почти все из потенциала системы 4/3, дальше действуют ограничения, связанные с размером матрицы. Здоровой агрессии и задора компании не занимать, однако только время покажет, какова будет рыночная судьба этой зеркалки.

История и маркетинг

Класс: зеркальные камеры базового уровня

$1750

Olympus E-3: легкий танк

Технические характеристики

Матрица Live MOS, 17,3×13 мм, кроп-фактор 2x

Млн пикселов Всего/эффективных 11,8/10,1

Максимальный размер кадра 3648×2736

Светочувствительность матрицы (экв. ISO)
100–3200 с шагом 1/3 EV

Баланс белого Авто, дневной свет, облачность, тень, лампы накаливания, флуоресцентные лампы (3 вида), ручная установка в диапазоне 3000–7500 К, четыре пользовательские настройки, настройка по осям RB/G-M, брекетинг

Видоискатель Охват кадра 100% по вертикали и горизонтали, увеличение 1,15x

ЖК-монитор
Поворотный HyperCrystal TFT 2,5", 230 тыс. пикселов

Cкоростная съемка 5 кадров/c

Буфер 16 ORF (RAW), JPEG – до заполнения карты памяти

Диапазон выдержек 1/8000–60 с с шагом 1/3, 1/2 или 1 EV, Bulb

Синхронизация со вспышками 1/250 c (до 1/8000 с в высокоскоростном режиме)

Память CF I/II, xD-Picture

Форматы файлов RAW (12 бит), JPEG, RAW+JPEG

Габариты (Ш×B×Г) 142,5×116,5×74,5 мм

Интерфейсы USB 2.0, видеовыход, DC 9V 

Масса (без аккумулятора и карты памяти) 810 г

ВердиктOlympus E-3: легкий танк

Пылевлагозащищенный корпус из магниевого сплава; подвижный ЖК-монитор с двумя степенями свободы; быстрая система автофокусировки; широкие возможности настройки камеры; подвижная зона для увеличения картинки в режиме Live View; ультразвуковая система очистки матрицы от пыли; стабилизация изображения

Большая задержка срабатывания затвора в режиме Live View; высокий уровень шумов

Продукт предоставлен представительством Olympus в Украине

Olympus E-3: легкий танк
Olympus E-3: легкий танк

Как известно, Olympus позже других компаний вышла на рынок цифровых зеркальных камер, хотя имела все шансы сделать это намного раньше остальных. Вспомним хотя бы огромную популярность моделей E-10 и E-20 так называемого класса Like SLR: их ругали за шумность кадров, критиковали за довольно большую задержку спуска затвора, но ими пользовались очень и очень многие. Казалось бы, до выпуска цифровой зеркалки компании оставался всего один шаг, но… сделали его конкуренты, а отличный момент был упущен и сливки рынка достались другим.

В сложившейся ситуации Olympus необходимо было предложить нечто совершенно новое, не отягощенное наследственными болезнями и родовыми предрассудками, не похожее ни на что другое. Нужно было удивить рынок, выступить в той нише, которая никем не занята, или где уровень конкуренции был бы минимальным.

И надо отдать должное компании, такую нишу она для себя нашла, точнее сказать, создала ее, предложив рынку открытый стандарт 4/3, т. е., по сути, попытавшись заручиться поддержкой других фирм – возможно, менее опытных в фотопроизводстве, но преследующих определенные интересы в этом сегменте. Во главу угла была поставлена традиционная компактность (вспомним армии рьяных адептов пленочных зеркальных камер серии OM) и новые технологии.

Титанические усилия, затраченные на продвижение E-1, не возымели должного эффекта, шума было много, но выстрел оказался холостым. Рынок встретил новинку с прохладцей, оно и понятно: достаточно сырая система, высокая цена, несовершенные алгоритмы шумоподавления, весьма ограниченный и довольно дорогой арсенал оптики.

Пожалуй, именно озабоченность судьбой E-1 не позволила Olympus вовремя отреагировать на ситуацию, складывающуюся в классе бюджетных зеркалок. На наш взгляд, эффективнее было бы вначале засветиться в классе недорогих аппаратов, представив E-300, а уж затем покорять профессиональный сегмент. Но маркетологи Olympus, очевидно, придерживались иного мнения.

Тем не менее сегодня, оглядываясь на недолгую, но столь бурную историю развития цифровых зеркальных камер, можно смело сказать, что в некотором роде Olympus стала законодателем мод в этом сегменте, и к ряду ее разработок логично было бы применить слово «впервые». Так, впервые в моделях Olympus появилась ультразвуковая система очистки матрицы от пыли (E-1) (на данный момент, по ряду независимых тестов, она является одной из самых эффективных из всех существующих), впервые был обеспечен полноценный режим Live View для зеркалок (E330). Впервые модели этого класса были оборудованы подвижным дисплеем (E-330 – с одной степенью свободы, E-3 – с двумя), впервые в зеркальных камерах в системе автофокусировки компания применила усовершенствованную систему с одиннадцатью двойными крестообразными датчиками (E-3). Многие из этих новшеств сегодня становятся стандартом де-факто.

Итак, с момента выпуска E-1 прошло пять лет. И вот перед нами ее долгожданная наследница E-3. Что же в ней изменилось? Да буквально все! В общем, судите сами.

Конструктив Olympus E-3: легкий танк

Olympus E-3: легкий танк
Корпус из магниевого сплава – основа любой профессиональной зеркалки

Несмотря на свой сравнительно небольшой размер, камера достаточно увесиста. Кто-то на одном из форумов в Интернете сравнил ее с танком (безусловно, что-то есть), но я бы уточнил – с легким. Благодаря удобному захвату и прорезиненной отделке удерживать ее в руках очень удобно.

Аппарат имеет прочный корпус из магниевого сплава. Пылевлагозащищенные E-3 и многие объективы Zuiko Digital допускают съемку в любых погодных условиях.

Впервые камера оснащена поворотным 2,5дюймовым ЖК-экраном HyperCrystal. Благодаря наличию режима Live View фотограф получает дополнительную степень свободы при выборе точки съемки. Сам дисплей не только защищен металлическим корпусом, но и прикрыт пластиком.

По заявлению компании, гарантийный ресурс затвора составляет 150 тыс. срабатываний.

Эргономика и управление Olympus E-3: легкий танк

Olympus E-3: легкий танк
Встроенный блиц обеспечивает возможность беспроводного управления новыми внешними вспышками FL36R и FL-50R

К эргономике претензий нет. Все крышки гнезд и разъемов имеют каучуковые прокладки. Замки отсеков питания и карт памяти утоплены в корпус. Селектор режимов отсутствует, а значит, случайный его поворот исключен. Базовые параметры съемки изменяются с помощью кнопок и двух колес (под большим и указательным пальцами правой руки). Камера обеспечивает очень широкий диапазон настроек под специфические нужды фотографа. Здесь настраивать можно буквально все: от направления вращения кольца объектива (любая оптика, кроме SWD) до уровня шумоподавления. Имеется программируемая кнопка Fn, которую можно «заставить» выполнять практически любую из функций, необходимых при съемке. Более того, назначения кнопок AEL/AFL и Fn можно «менять местами».

Все основные параметры съемки отображаются на верхнем вспомогательном монохромном дисплее. При необходимости на TFT-мониторе можно отобразить и карту расширенных настроек – она хорошо читабельна благодаря продуманному расположению элементов и грамотно подобранной цветовой схеме. Каждый из параметров несложно тут же изменить, воспользовавшись навигационными кнопками.

Olympus E-3: легкий танк
Камера позволяет использовать всепогодный бустер HLD-4

Любую часть кадра на ЖК-экране в режиме Live View (имеется подвижная зона) легко увеличить в 5, 7 или 10 раз, что особенно удобно при ручной фокусировке. На дисплее в реальном времени можно наблюдать эффект работы технологии коррекции теней (SAT, Shadow Adjustment Technology), а также результаты изменения настроек баланса белого и экспозиции. Но к сожалению, в репортерской съемке режим Live View использовать некомфортно из-за серьезной задержки срабатывания затвора (требуется время на спуск/поднятие зеркала, очистку сенсора от остаточного заряда и фокусировку объектива).

Аппарат оснащен видоискателем со 100%-ным охватом кадра и коэффициентом увеличения 1,15x. Чтобы исключить попадание света на матрицу со стороны глазка оптического видоискателя, предусмотрена специальная механическая шторка.

Несмотря на то что E-3 оборудована эффективной фирменной ультразвуковой системой очистки сенсора, здесь также предусмотрен режим принудительного поднятия зеркала для удаления мусора с его поверхности.

Автофокус Olympus E-3: легкий танк

Olympus E-3: легкий танк
Дискретный объектив Zuiko Digital 300 мм f/2,8 с телеконвертером EC-20 позволит получить фокусное расстояние 1200 мм в 35-миллиметровом эквиваленте
Olympus E-3: легкий танк
С помощью навигационных кнопок и данного информационного экрана легко и удобно изменять практически любые настройки E-3

Как уже отмечалось, аппарат оснащен усовершенствованной интеллектуальной системой автофокусировки с одиннадцатью двойными крестообразными датчиками, благодаря которой при использовании новых объективов c ультразвуковым волновым приводом SWD удалось достичь рекордных показателей по скорости среди всех существующих зеркалок (согласно тестам Olympus от 17 октября 2007 г.). Переключение между точками фокусировки осуществляется с помощью навигационных кнопок (можно задействовать только одну точку, группу из пяти датчиков или все одновременно). Переключение точек может происходить либо циклично, либо в направлениях, указанных соответствующими навигационными кнопками.

В режиме Live View фокусировочные точки лишь намечаются на экране, сама же фокусировка происходит после опускания зеркала.

В условиях недостаточной освещенности дополнительная подсветка может осуществляться серией импульсов встроенной вспышки.

Кроме однокадрового, камера поддерживает следящий автофокус, а также режимы однокадрового и следящего автонаведения на резкость с возможностью ручной доводки с помощью кольца объектива. Доступен брекетинг по фокусу.

Экспонометрия Olympus E-3: легкий танк

Помимо центровзвешенного, точечного и матричного (Digital ESP, 49 зон) методов замера экспозиции, в арсенале Е-3 имеется еще два способа определения экспопараметров – по темным и светлым зонам, которые будут необычайно полезны при работе с контрастными объектами, а также при съемке в темном и светлом ключе.

Области снимка, оказавшиеся либо в глубоких тенях, либо пересвеченными, на экране будут выделяться мигающей подсветкой. Для отснятого кадра камера позволяет отобразить четыре вида гистограмм – одновременно по трем каналам RGB или же общую яркостную. Кроме того, при работе в режиме Live View можно отображать гистограмму в реальном времени.

Работа со вспышками Olympus E-3: легкий танк

Olympus E-3: легкий танк
Новые вспышки FL-50R могут объединяться в группы до трех блицев и управляться по радиосигналу
Olympus E-3: легкий танк
Объектив Zuiko Digital ED 12–60 мм f/2,8–4,0 SWD входит в стандартный набор поставки. Он заключен в брызгозащитный корпус и снабжен ультразвуковым приводом

Аппарат оснащен встроенной вспышкой с ведущим числом 13, которая открывается механически и поднимается на 5 см над корпусом. Естественно, можно варьировать мощность ее импульса, синхронизироваться по первой и второй шторке. Помимо этого, встроенный блиц обеспечивает возможность беспроводного управления новыми внешними вспышками Olympus FL-36R и FL-50R (при этом нет необходимости крепить вспышку к разъему «горячий башмак»), допускается создание трех групп внешних блицев. Выдержка синхронизации – 1/250 с, в режиме FP – до 1/8000 c включительно.

Энергопитание Olympus E-3: легкий танк

Литий-ионный аккумулятор BLM-1, входящий в комплект поставки (точно такой же, как и в E1), после полной зарядки позволяет сделать около 610 кадров с использованием оптического видоискателя (согласно тестам CIPA). Отображение уровня заряда в процентах не предусмотрено. Можно использовать всепогодный бустер HLD-4 (достаточно громоздкий по сравнению с Е-3) с выделенной кнопкой спуска затвора для портретной съемки, допускающий установку двух элементов BLM-1.

Быстродействие Olympus E-3: легкий танк

Учитывая тот факт, что данная модель имеет быстрый автофокус (рекорды системы некоторые конкуренты готовы оспорить), а также то, что минимальная выдержка ее затвора составляет 1/8000 с, а скорость серийной съемки – 5 кадров/с (емкость буфера рассчитана на запись 19 RAW-снимков, съемка же в формате JPEG производится до заполнения носителя при использовании SanDisk Extreme III), Е-3 можно смело рекомендовать для репортерской съемки.

Особые возможности Olympus E-3: легкий танк

Olympus E-3: легкий танк
Olympus E-3 – первая из зеркальных камер, оснащенная подвижным дисплеем (стрелками показано переключение точек фокусировки в режиме Спираль)

Камера оснащена эффективным встроенным стабилизатором изображения, основанным на сдвиге матрицы, который позволяет компенсировать нерезкость, вызванную дрожанием камеры, в диапазоне до 5 EV. Доступны два режима работы стабилизатора: при использовании первого происходит гашение вибрации по вертикальной и горизонтальной осям, при использовании второго – только по вертикальной, что необходимо при съемке с проводкой.

E-3 обеспечивает очень точный замер баланса белого благодаря использованию гибридной системы, включающей дополнительный сенсор помимо основного. Комбинация данных с двух различных источников позволяет добиться максимально правдивой цветопередачи. Диапазон ручной установки баланса белого составляет 2000–14 000 K. Помимо этого, имеется ряд стандартных предустановок и четыре слота для записи пользовательских настроек. Доступен брекетинг по балансу белого (3 кадра с шагом +/-2, 4, 6 майред).

Olympus E-3: легкий танк
Схема дальности и ширины действия управляющего радиосигнала встроенного блица E-3 при управлении внешними вспышками

Изображения можно представить в одном из двух цветовых пространств – sRGB и Adobe RGB. В камеру встроены инструменты для работы с RAW-форматом – вы легко конвертируете его в JPEG. Имеется функция компенсации виньетирования.

Отдельно следует упомянуть двойной слот для карт CompactFlash и xD-Picture (включая поддержку носителей UDMA High-Speed и Microdrive), поддерживается копирование снимков с носителя на носитель.

Допускается использование фокусировочного экрана FS-3 с разбивкой снимка на секторы 4×6 (его приобретение и установку следует проводить только в сервисном центре Olympus).

Аппарат комплектуется приложением Olympus Master 2, которое содержит расширенный набор инструментов для редактирования и конвертирования изображений.

Тестовая съемка Olympus E-3: легкий танк

Тестовая съемка проводилась с помощью объектива Olympus Zuiko Digital ED 12–60 мм f/2,8–4,0 SWD, который входит в один из наборов стандартной поставки. Практически в любых условиях камера позволяет создавать привлекательные изображения с неплохой детализацией, естественной цветопередачей и широким динамическим диапазоном. Даже в автоматическом режиме система определения баланса белого работает очень точно и аккуратно, а если воспользоваться широким диапазоном ручных настроек, можно добиться практически идеальной цветопередачи.

По сравнению с Е-1 в E-3 сделан огромный шаг вперед – в частности, заметно улучшены алгоритмы подавления шумов и обработки цветов. Камера позволяет получать неплохие изображения даже при ISO 1600, при этом характер шума низкодисперсный, случайных крупных цветовых пятен в светлых участках изображения не наблюдается, правда, в темных они все же присутствуют.

Таким образом, E-3 на сегодня – это самое лучшее, что удалось создать в рамках стандарта 4/3, но сравнение по качеству изображения Olympus E-3 c Nikon D300 будет не в пользу первой. К сожалению, E-3 проигрывает D-300 как по уровню шумов, так и по детализации, и виной тому малый размер сенсора – законы физики еще никто не отменял.

Olympus E-3: легкий танк
Olympus E-3 неплохо справился с цветопередачей при комбинированном освещении (использовался свет от софтбокса и свечи, придающей картинке объемность)
Объектив: Olympus Zuiko Digital ED 12–60 мм f/2,8–4,0 SWD
Параметры съемки: ISO 100, выдержка 30 с, f/20, баланс белого авто
Конвертация: Olympus Master 2
Фото: Андрей Котлярчук
Olympus E-3: легкий танк
Этот снимок сделан в киевском Театре на Подоле
во время спектакля «Не могу себе представить, что будет завтра».
Съемка велась без вспышки при светочувствительности сенсора ISO 1600.
Оригинал снимка доступен на DVD-диске

Распределение яркостных шумов по тональному диапазону

Olympus E-3: легкий танк
Система шумоподавления отключена
Olympus E-3: легкий танк
Система шумоподавления включена

Вопрос о шумности матрицы всегда был своего рода ахиллесовой пятой систем Olympus. Вот и с выходом модели E-3 поклонники этой техники с замиранием сердца ждали первых результатов тестирования.

По всей ширине динамического диапазона и для всех значений ISO уровень шумов у сенсора E-3 в среднем в два раза выше, чем у его ближайших конкурентов – Canon D40 и Nikon D300. И если при ISO 100 это практически незаметно, то при ISO 1600–3200 разницу можно увидеть даже не вооруженным программой Imatest глазом.

Включение системы шумоподавления в стандартном режиме позволяет примерно в два раза снизить уровень шумов, при этом работает она достаточно деликатно и практически не ухудшает детализацию картинки.

Если сравнивать изображения, полученные E-1 и E-3 при светочувствительности сенсора, эквивалентной ISO 1600, то можно сказать, что в системе 4/3 произошла своеобразная революция. Залогом успеха, на наш взгляд, явился переход от матрицы CCD к сенсору Live MOS.

Итоги

Честно говоря, когда Olympus E-3 попала в нашу редакцию, мы долго спорили, к какому классу ее отнести. Если говорить о таких ее свойствах, как ресурс затвора, пылевлагозащищенность, высокое быстродействие, возможность тонкой персональной настройки, и не учитывать при этом размер сенсора, то эту модель смело можно отнести к профессиональным зеркальным камерам. Но принимая во внимание ее стоимость, качество изображения и размеры матрицы, следует признать, что она ближе к базовому классу.

Ясно одно: в сегменте зеркалок Е-3 стоит особняком, здесь мы имеем дело с совершенно отдельным классом камер, и ее корректно было бы сравнивать точно с такими же аппаратами других производителей, а таковых на сегодня пока нет, да и будут ли в будущем – это вопрос.

По качеству изображения новинка проигрывает Nikon D300. Тогда за что же мы платим, приобретая ее? В первую очередь за то, что здесь имеется ряд уникальных вещей: подвижный монитор с режимом Live View, возможность тонкой настройки, эффективная система очистки матрицы от шума, быстрый автофокус и др., которых нет у конкурентов, а это может стать решающим критерием при выборе модели.

Эта камера прежде всего ориентирована на тех, кто приобретает цифровую зеркалку впервые и не обременен арсеналом оптики, доставшейся в наследство от пленочных аппаратов. Кроме того, ее потенциальными пользователями являются те, кому не по карману аналогичные по ряду характеристик профессиональные модели от других производителей, и ради этих свойств они готовы слегка пожертвовать качеством картинки, обусловленным ограничениями стандарта 4/3. Сюда еще, несомненно, следует добавить владельцев прочих цифровых зеркалок Olympus, которые хотят существенно улучшить свою модель.

В заключение напомним, что на сегодняшний день в системе доступны 32 объектива и 3 конвертера, позволяющих решить практически любую фотографическую задачу.

Оптика Zuiko Digital

Olympus E-3: легкий танк

Долгое время все объективы Zuiko Digital предусматривали ручную фокусировку только с использованием встроенного электромотора, т. е. кольцо объектива не было механически связано с системой фокусировки. Картина изменилась с появлением оптики SWD, оснащенной ультразвуковыми приводами: все новинки для ручной фокусировки не используют электроэнергию.

В Olympus не любят говорить о кроп-факторе, мол, новое время требует новых подходов: зачем постоянно оглядываться в прошлое, сковывая себя цепями «пленочного эквивалента». В общем-то, идеология ясна: система одна, оптика заточена строго под «полный кадр» матрицы в соответствии со стандартом 4/3, никакой пересчет не требуется.

Безусловно, может, когда-нибудь в будущем фотографы забудут об этих пересчетах как о кошмарном сне, однако тем, кто был связан «узами брака» с пленочной техникой, таких сравнений с «первой женой» не избежать, да и надо же иметь какую-то точку отсчета для удобства. Так вот, для того чтобы для объективов Zuiko получить эквивалент фокусного расстояния, соответствующий оптике 35-миллиметровых камер, нам необходимо указанные на тубусе значения умножить на два.

Читайте также:
Nikon D300: бюджетный профи
Canon EOS 40D: сенсация или очередное обновление?
Маэстро Альфа Sony 700


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: