Обзоры
Olympus E-P2: проба второго пера
12

Olympus E-P2: проба второго пера

Выпуском компактных камер со сменной оптикой системы Micro Four Thirds компании Olympus и Panasonic встряхнули мир цифровой фотографии. Дискуссии о том, является ли зеркальная камера необходимым техническим условием для получения качественных снимков, разгораются в кругах энтузиастов с новой силой, а остальные производители тем временем очень внимательно следят за успехами обоих пионеров на данном поприще, чтобы не пропустить гипотетическую революцию. И спешными темпами готовят свои «вариации на тему».

 
Sony Ericsson Vivaz

Olympus E-P2

Матрица Live MOS, 13,1 Мп, 17,3×13,0 мм

Размер изображения 12,3 Мп (4032×3042 пикселов)

Процессор TruePic V

Диапазон чувствительности 100–6400 ISO

Защита от пыли ультразвуковой волновой мотор

Стабилизатор на основе сдвига матрицы, есть режимы для вертикальной и горизонтальной проводок

Фокусировка ручная, автоматическая,  автоматическая с ручной коррекцией, в том числе следящий автофокус на основе контрастности (11 или 225 зон, с возможностью ручного выбора)

Визирование по ЖК-экрану или подключаемому электронному видоискателю, 100%-ный охват кадра, 7х/10х-увеличение для наводки на резкость вручную

Экспозамер оценочный, точечный, центрально-взвешенный, света, тени

Баланс белого 8 предустановок, цветовая температура, захват по белой карте, возможность тонкой настройки по двум осям, предпросмотр при съемке

Диапазон выдержек 1/4000–60 с, ручная

Серийная съемка 3 кадра/с, RAW до 10 кадров, JPEG – от 12 кадров (зависит от параметров)

Форматы файлов RAW (12 бит), JPEG, RAW и JPEG (комбинации размеров и степени сжатия)

Поправка экспозиции +/- 3EV

Пользовательские настройки камеры 2 банка

Количество сюжетных программ 19

Арт-фильтры 8

ЖК-дисплей 3 дюйма, 230 тыс. пикселов

Карты памяти SD (SDHC)

Формат видео AVI Motion JPEG, HD 1280×720 (16:9) / SD 640×480 (4:3)

Формат аудио    WAV, Stereo PCM/16 бит, 44,1 кГц

Максимальное время записи 7 мин (HD), 14 мин (SD)

Аккумулятор литий-ионный BLS-1

Габариты 120,5×70×35 мм (без выступающих частей)

Масса 335 г (только корпус)

Ориентировочная цена $1200

Продукт предоставлен компанией Olympus

Компактные размеры, высокое качество изготовления, хорошие кадры при чувствительности до ISO 800 включительно, отличные возможности настройки множества параметров

Ограниченный набор оптики; жанровые предпочтения; недешева; заряда батареи хватает на 200-300 кадров

Если нужна камера–ежедневный компаньон, Olympus E-P2 – первый кандидат на покупку. Заметный качественный шаг вперед по сравнению с компактными камерами, хотя все еще не может тягаться с полноценными «зеркалками»

Вердикт

В этом материале мы взглянем, какой получилась у Olympus вторая версия ее «пера» – компактной камеры со сменной оптикой линейки Pen, модели Olympus E-P2.

Конструктив

Система Micro 4/3 была изобретена, чтобы избавиться от дорогостоящего высокоточного механического узла фотоаппарата – системы подъема зеркала. В результате были решены две важные задачи: снижена масса камеры и уменьшены ее габариты.

Olympus E-P2, как и его предшественник в серии Pen, получился компактным и относительно легким. Относительно, поскольку металлическая основа корпуса дает ощущение надежного изделия, чего не стоит ожидать от компактных аппаратов «мыльничного» типа. Внешняя отделка тоже свидетельствует о высоком классе устройства: хромированные вставки, приятный на ощупь пластик, отличная сборка.

Однако отсутствие зеркала вынудило конструкторов отказаться от модуля автофокуса (естественно, эта функция в Olympus E-P2 присутствует, но она реализована не на фазовом принципе, а на основе анализа контрастности объектов, проецируемых через объектив на матрицу). В результате аппарат не может конкурировать с зеркальными камерами по таким важным параметрам, как скорость автоматической фокусировки и ее точность. Отсутствие лампы подсветки и встроенной вспышки делает невозможной автонаводку на резкость в условиях недостаточной освещенности, что, конечно, не мешает фотографу фокусироваться в ручном режиме.

Вторая существенная особенность, вытекающая из формфактора камеры, – нюансы проецирования изображения. Размер матрицы и сокращенный рабочий отрезок (расстояние от задней линзы до светочувствительной поверхности) определяют коэффициент конверсии (правда, компания Olympus не любит подобных пересчетов): чтобы получить эквивалент для "полного кадра", на два умножаются указанное на корпусе объектива фокусное расстояние и (по визуальным оценкам) значение диафрагмы. Хорошо это или плохо – вопрос некорректный. Необходимо учитывать такую особенность при покупке аппарата и при съемке. Удвоение фокусного расстояния положительно сказывается на ценах телеобъективов, но отрицательно – в случае широкоугольных. Диафрагма определяет глубину резкости, соответственно, "удвоение" приводит к тому, что даже на максимальном значении получить художественное размытие фона (именно за это так ценят светосильную оптику) будет весьма сложно. А для пейзажной фотографии подобное поведение камеры – своего рода бонус, иногда даже компенсирующий огрехи наводки на резкость.

Эргономика

Внешне Olympus E-P2 похож на своего предшественника (за исключением цвета корпуса) – такое же расположение элементов управления, дисплея, гнезда батареи и карты памяти. Благодаря небольшой массе камерой вполне можно снимать одной рукой, причем если изловчиться, то и управлять оптическим трансфокатором на зум-объективах. Переключение режимов, установка параметров – все управление камерой достойно похвалы: механические органы отлично сбалансированы, через меню можно менять очень многое – от назначения кнопок до направления вращения кольца объектива.

Появление в комплекте поставки навесного электронного видоискателя (для E-P1 он предлагался в качестве дополнительного аксессуара) хотя и повысило цену набора, но является вполне оправданным: качество картинки в нем отличное, подстраиваются яркость и цветовая температура, а об удобстве и говорить нечего. Возможность повернуть видоискатель на 90º относительно корпуса аппарата расширяет набор комфортных положений съемки.

Трудно понять, что вдохновило инженеров Olympus на совмещение батарейного отсека с картоприемником, особенно если учесть расположение на нижней грани корпуса (при работе со штативом нужно обязательно снять аппарат с платформы, прежде чем менять карту). Есть и еще один недочет: при установке вспышки работать придется по основному дисплею, а разъем для кабельной синхронизации, который помог бы и при студийной съемке (например, в домашней мини-студии) отсутствует. Также не помешала бы выделенная кнопка для записи видео, пусть даже это и не является основной функцией камеры.

Функциональность

Olympus E-P2 трудно отнести к какой-либо категории и в разрезе функциональности. С одной стороны, аппарат может удовлетворить многие запросы профессионала, с другой, в нем масса «штучек», рассчитанных прежде всего на любительскую аудиторию. Этой универсальностью он и подкупает потенциального покупателя.

Скорость серийной съемки 3 кадра/с сегодня нельзя признать рекордной, но если вы не фотографируете спортивные события или первых лиц, она достаточна для многих ситуаций.
Стабилизация в камере позволяет подавлять вибрации при работе с любыми объективами. Экспресс-исследование показало, что при максимальном фокусном расстоянии комплектного объектива (84 мм в эквиваленте полного кадра) практически все кадры, снятые при выдержках 1/30 и 1/15, можно признать отличными и удовлетворительными, а на 1/8, когда с выключенной стабилизацией даже удовлетворительные снимки получаются случайно, удалось сделать несколько великолепных кадров. Кроме работы по двум осям, в E-P2 предусмотрены режимы для вертикальной и горизонтальной проводок. Для объективов, которые не определяются камерой, есть возможность вручную ввести фокусное расстояние для корректной работы системы. А вот при работе со штатива стабилизатор рекомендуется отключать.

У Olympus E-P2 есть электронный уровень, причем он показывает ориентацию камеры по двум осям – очень полезный инструмент как для съемки панорам, так и при работе с широкоугольной оптикой.

Встроенной вспышки у E-P2 нет, что накладывает определенные ограничения на возможности съемки. Зато камера может управлять подключаемыми к горячему башмаку блицами Olympus. Диапазон настроек скорее любительский, построить изощренную схему с использованием нескольких внешних вспышек не получится.

Набор арт-фильтров по сравнению с Olympus E-P1 пополнился двумя – имитацией кросс-процесса и съемки миниатюры tilt/shift-объективом. Арт-фильтры применяются в момент обработки данных после съемки, при этом оригинал не сохраняется, поэтому следует тщательно планировать сюжеты.

Внешний вид Olympus E-P2

Качество снимков

Диапазон чувствительности у E-P2 не удивляет широтой, верхняя граница ISO 6400, зато 800 – вполне рабочее значение, а умелое ручное шумоподавление позволяет снимать и на ISO1600. Это стало возможным благодаря использованию NMOS-матрицы размером 18×13,5 мм (плотность размещения пикселов почти на порядок ниже, чем у компактных камер), а также процессора обработки данных TruePic V. Тестирование показало, что при съемке в JPEG встроенная система шумоподавления при средних установках не сильно вредит детализации, но лучших результатов можно добиться, обрабатывая файлы в RAW-конверторе.

Баланс белого в режиме предустановок достаточно правильный, но лучше пользоваться возможностью указать либо цветовую температуру, либо «захватить» точку белого. Автоматика довольно стабильно работает при естественном освещении, при искусственном ей не стоит доверять.

Цветопередача достоверная, насыщенность снимков нормальная, без явно выложенных потерь детализации из-за перенасыщения. Динамический диапазон при выключенных «улучшайзерах» достаточный, но для получения идеальных результатов желательно корректировать экспозицию, чтобы значимые детали не оказались в области бликов и глухих теней.

Если сравнивать результаты съемки Olympus E-P2 и зеркальными аппаратами других производителей в ценовой категории около $1000 (включая комплектную оптику), то разница в большинстве случаев заметна только после придирчивого рассмотрения. Компактные камеры дают кадры заметно худшего качества – и по шумам, и по разрешению, и по пластичности изображения.

Экспресс-исследование комплектной оптики свидетельствует о ее вполне приемлемом качестве – дисторсионные искажения невелики даже на широких углах: из набора снимков, сделанных 17-мм «блинчиком», без труда была склеена панорама. Хроматизм присутствует, но он незначительный и может быть достаточно успешно, хоть и не до конца компенсирован в RAW-конверторах.

Распределение шумов в тональном диапазоне (система шумоподавления отключена), формат jpg

Распределение шумов в тональном диапазоне (система шумоподавления включена), формат jpg

Примеры фотографий Olympus E-P2

Видео

Основное преимущество, которое имеют фотоаппараты перед видеокамерами при записи видео, – оптика. Хотя, казалось бы, если 30-кратным трансфокатором оснащены даже бюджетные модели, что может противопоставить им фотообъектив? Достоинств у него несколько. Во-первых – светосила, определяющая красоту размытия в зоне нерезкости, во-вторых – удобство ручной наводки на резкость. А есть еще пластика изображения, отсутствие геометрических искажений. К сожалению, из-за конструктивных особенностей Olympus E-P2 не может обеспечить часть преимуществ, определяемых светосилой и фокусным расстоянием оптики.

Olympus E-P2 позволяет снимать широкоэкранное видео в разрешении 720 линий с прогрессивной разверткой, 30 кадров/с. По сравнению с топ-моделями зеркальных камер – средний показатель, но это лучше, чем предлагают многие компактные аппараты. При этом для зум-объективов доступны ручные трансфокация и наводка на резкость. Работает также автофокус, хотя он и не столь плавный, как в хороших любительских видеокамерах.

Если снять электронный видоискатель, в гнездо для аксессуаров можно подключить приобретаемый отдельно стереомикрофон. Если вы решите использовать Olympus E-P2 для съемки видеороликов, это второй по значимости аксессуар после штатива со специальной головкой, так как штатный мономикрофон подвержен «задувке» ветром.

Кроме обычной экспозиции, доступны все арт-фильтры. Идея просто гениальная: чтобы получить такой результат с обычной видеокамеры, потребуется знание программ редактирования, мощный компьютер и много свободного времени, а съемка «через» арт-фильтр обеспечивает наложение спецэффекта на лету, давая на выходе готовый к финальному монтажу файл. Но реализация подкачала: в режиме HD при использовании арт-фильтров визуально частота смены кадров падает, причем неравномерно.

Подводим итоги

Итак, камера стоимостью свыше $1000 – достойная, но с не вполне ясной ориентацией. Она хорошо снимает в целом, но имеет существенные ограничения, не позволяющие реализовать ряд известных фотографических приемов. Стоит ли овчинка выделки? В общем – да, поскольку аппарат очень компактный, качественно сделан, да и просто красивый. Главное, воспринимать его не как системную камеру и рассчитывать на дальнейшие закупки оптики и аксессуаров, а как походный вариант для владельцев оптики для 4/3. Или просто маленький фотоаппарат с довольно большими возможностями.

Продукт предоставлен Olympus

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: