Обзоры
Olympus E-P2: проба второго пера

Olympus E-P2: проба второго пера


Выпуском компактных камер со сменной оптикой системы Micro Four Thirds компании Olympus и Panasonic встряхнули мир цифровой фотографии. Дискуссии о том, является ли зеркальная камера необходимым техническим условием для получения качественных снимков, разгораются в кругах энтузиастов с новой силой, а остальные производители тем временем очень внимательно следят за успехами обоих пионеров на данном поприще, чтобы не пропустить гипотетическую революцию. И спешными темпами готовят свои «вариации на тему».

 
Sony Ericsson Vivaz

Olympus E-P2

Матрица Live MOS, 13,1 Мп, 17,3×13,0 мм

Размер изображения 12,3 Мп (4032×3042 пикселов)

Процессор TruePic V

Диапазон чувствительности 100–6400 ISO

Защита от пыли ультразвуковой волновой мотор

Стабилизатор на основе сдвига матрицы, есть режимы для вертикальной и горизонтальной проводок

Фокусировка ручная, автоматическая,  автоматическая с ручной коррекцией, в том числе следящий автофокус на основе контрастности (11 или 225 зон, с возможностью ручного выбора)

Визирование по ЖК-экрану или подключаемому электронному видоискателю, 100%-ный охват кадра, 7х/10х-увеличение для наводки на резкость вручную

Экспозамер оценочный, точечный, центрально-взвешенный, света, тени

Баланс белого 8 предустановок, цветовая температура, захват по белой карте, возможность тонкой настройки по двум осям, предпросмотр при съемке

Диапазон выдержек 1/4000–60 с, ручная

Серийная съемка 3 кадра/с, RAW до 10 кадров, JPEG – от 12 кадров (зависит от параметров)

Форматы файлов RAW (12 бит), JPEG, RAW и JPEG (комбинации размеров и степени сжатия)

Поправка экспозиции +/- 3EV

Пользовательские настройки камеры 2 банка

Количество сюжетных программ 19

Арт-фильтры 8

ЖК-дисплей 3 дюйма, 230 тыс. пикселов

Карты памяти SD (SDHC)

Формат видео AVI Motion JPEG, HD 1280×720 (16:9) / SD 640×480 (4:3)

Формат аудио    WAV, Stereo PCM/16 бит, 44,1 кГц

Максимальное время записи 7 мин (HD), 14 мин (SD)

Аккумулятор литий-ионный BLS-1

Габариты 120,5×70×35 мм (без выступающих частей)

Масса 335 г (только корпус)

Ориентировочная цена $1200

Продукт предоставлен компанией Olympus

Компактные размеры, высокое качество изготовления, хорошие кадры при чувствительности до ISO 800 включительно, отличные возможности настройки множества параметров

Ограниченный набор оптики; жанровые предпочтения; недешева; заряда батареи хватает на 200-300 кадров

Если нужна камера–ежедневный компаньон, Olympus E-P2 – первый кандидат на покупку. Заметный качественный шаг вперед по сравнению с компактными камерами, хотя все еще не может тягаться с полноценными «зеркалками»

ВердиктOlympus E-P2: проба второго пера

В этом материале мы взглянем, какой получилась у Olympus вторая версия ее «пера» – компактной камеры со сменной оптикой линейки Pen, модели Olympus E-P2.

Конструктив

Система Micro 4/3 была изобретена, чтобы избавиться от дорогостоящего высокоточного механического узла фотоаппарата – системы подъема зеркала. В результате были решены две важные задачи: снижена масса камеры и уменьшены ее габариты.

Olympus E-P2, как и его предшественник в серии Pen, получился компактным и относительно легким. Относительно, поскольку металлическая основа корпуса дает ощущение надежного изделия, чего не стоит ожидать от компактных аппаратов «мыльничного» типа. Внешняя отделка тоже свидетельствует о высоком классе устройства: хромированные вставки, приятный на ощупь пластик, отличная сборка.

Однако отсутствие зеркала вынудило конструкторов отказаться от модуля автофокуса (естественно, эта функция в Olympus E-P2 присутствует, но она реализована не на фазовом принципе, а на основе анализа контрастности объектов, проецируемых через объектив на матрицу). В результате аппарат не может конкурировать с зеркальными камерами по таким важным параметрам, как скорость автоматической фокусировки и ее точность. Отсутствие лампы подсветки и встроенной вспышки делает невозможной автонаводку на резкость в условиях недостаточной освещенности, что, конечно, не мешает фотографу фокусироваться в ручном режиме.

Вторая существенная особенность, вытекающая из формфактора камеры, — нюансы проецирования изображения. Размер матрицы и сокращенный рабочий отрезок (расстояние от задней линзы до светочувствительной поверхности) определяют коэффициент конверсии (правда, компания Olympus не любит подобных пересчетов): чтобы получить эквивалент для "полного кадра", на два умножаются указанное на корпусе объектива фокусное расстояние и (по визуальным оценкам) значение диафрагмы. Хорошо это или плохо — вопрос некорректный. Необходимо учитывать такую особенность при покупке аппарата и при съемке. Удвоение фокусного расстояния положительно сказывается на ценах телеобъективов, но отрицательно — в случае широкоугольных. Диафрагма определяет глубину резкости, соответственно, "удвоение" приводит к тому, что даже на максимальном значении получить художественное размытие фона (именно за это так ценят светосильную оптику) будет весьма сложно. А для пейзажной фотографии подобное поведение камеры — своего рода бонус, иногда даже компенсирующий огрехи наводки на резкость.

Эргономика

Внешне Olympus E-P2 похож на своего предшественника (за исключением цвета корпуса) – такое же расположение элементов управления, дисплея, гнезда батареи и карты памяти. Благодаря небольшой массе камерой вполне можно снимать одной рукой, причем если изловчиться, то и управлять оптическим трансфокатором на зум-объективах. Переключение режимов, установка параметров – все управление камерой достойно похвалы: механические органы отлично сбалансированы, через меню можно менять очень многое – от назначения кнопок до направления вращения кольца объектива.

Появление в комплекте поставки навесного электронного видоискателя (для E-P1 он предлагался в качестве дополнительного аксессуара) хотя и повысило цену набора, но является вполне оправданным: качество картинки в нем отличное, подстраиваются яркость и цветовая температура, а об удобстве и говорить нечего. Возможность повернуть видоискатель на 90º относительно корпуса аппарата расширяет набор комфортных положений съемки.

Трудно понять, что вдохновило инженеров Olympus на совмещение батарейного отсека с картоприемником, особенно если учесть расположение на нижней грани корпуса (при работе со штативом нужно обязательно снять аппарат с платформы, прежде чем менять карту). Есть и еще один недочет: при установке вспышки работать придется по основному дисплею, а разъем для кабельной синхронизации, который помог бы и при студийной съемке (например, в домашней мини-студии) отсутствует. Также не помешала бы выделенная кнопка для записи видео, пусть даже это и не является основной функцией камеры.

Функциональность

Olympus E-P2 трудно отнести к какой-либо категории и в разрезе функциональности. С одной стороны, аппарат может удовлетворить многие запросы профессионала, с другой, в нем масса «штучек», рассчитанных прежде всего на любительскую аудиторию. Этой универсальностью он и подкупает потенциального покупателя.

Скорость серийной съемки 3 кадра/с сегодня нельзя признать рекордной, но если вы не фотографируете спортивные события или первых лиц, она достаточна для многих ситуаций.
Стабилизация в камере позволяет подавлять вибрации при работе с любыми объективами. Экспресс-исследование показало, что при максимальном фокусном расстоянии комплектного объектива (84 мм в эквиваленте полного кадра) практически все кадры, снятые при выдержках 1/30 и 1/15, можно признать отличными и удовлетворительными, а на 1/8, когда с выключенной стабилизацией даже удовлетворительные снимки получаются случайно, удалось сделать несколько великолепных кадров. Кроме работы по двум осям, в E-P2 предусмотрены режимы для вертикальной и горизонтальной проводок. Для объективов, которые не определяются камерой, есть возможность вручную ввести фокусное расстояние для корректной работы системы. А вот при работе со штатива стабилизатор рекомендуется отключать.

У Olympus E-P2 есть электронный уровень, причем он показывает ориентацию камеры по двум осям – очень полезный инструмент как для съемки панорам, так и при работе с широкоугольной оптикой.

Встроенной вспышки у E-P2 нет, что накладывает определенные ограничения на возможности съемки. Зато камера может управлять подключаемыми к горячему башмаку блицами Olympus. Диапазон настроек скорее любительский, построить изощренную схему с использованием нескольких внешних вспышек не получится.

Набор арт-фильтров по сравнению с Olympus E-P1 пополнился двумя – имитацией кросс-процесса и съемки миниатюры tilt/shift-объективом. Арт-фильтры применяются в момент обработки данных после съемки, при этом оригинал не сохраняется, поэтому следует тщательно планировать сюжеты.

Внешний вид Olympus E-P2

Качество снимков

Диапазон чувствительности у E-P2 не удивляет широтой, верхняя граница ISO 6400, зато 800 – вполне рабочее значение, а умелое ручное шумоподавление позволяет снимать и на ISO1600. Это стало возможным благодаря использованию NMOS-матрицы размером 18×13,5 мм (плотность размещения пикселов почти на порядок ниже, чем у компактных камер), а также процессора обработки данных TruePic V. Тестирование показало, что при съемке в JPEG встроенная система шумоподавления при средних установках не сильно вредит детализации, но лучших результатов можно добиться, обрабатывая файлы в RAW-конверторе.

Баланс белого в режиме предустановок достаточно правильный, но лучше пользоваться возможностью указать либо цветовую температуру, либо «захватить» точку белого. Автоматика довольно стабильно работает при естественном освещении, при искусственном ей не стоит доверять.

Olympus E-P2: проба второго пера

Цветопередача достоверная, насыщенность снимков нормальная, без явно выложенных потерь детализации из-за перенасыщения. Динамический диапазон при выключенных «улучшайзерах» достаточный, но для получения идеальных результатов желательно корректировать экспозицию, чтобы значимые детали не оказались в области бликов и глухих теней.

Если сравнивать результаты съемки Olympus E-P2 и зеркальными аппаратами других производителей в ценовой категории около $1000 (включая комплектную оптику), то разница в большинстве случаев заметна только после придирчивого рассмотрения. Компактные камеры дают кадры заметно худшего качества – и по шумам, и по разрешению, и по пластичности изображения.

Экспресс-исследование комплектной оптики свидетельствует о ее вполне приемлемом качестве – дисторсионные искажения невелики даже на широких углах: из набора снимков, сделанных 17-мм «блинчиком», без труда была склеена панорама. Хроматизм присутствует, но он незначительный и может быть достаточно успешно, хоть и не до конца компенсирован в RAW-конверторах.

Распределение шумов в тональном диапазоне (система шумоподавления отключена), формат jpg

Olympus E-P2: проба второго пера

Распределение шумов в тональном диапазоне (система шумоподавления включена), формат jpg

Olympus E-P2: проба второго пера

Примеры фотографий Olympus E-P2

Видео

Основное преимущество, которое имеют фотоаппараты перед видеокамерами при записи видео, – оптика. Хотя, казалось бы, если 30-кратным трансфокатором оснащены даже бюджетные модели, что может противопоставить им фотообъектив? Достоинств у него несколько. Во-первых – светосила, определяющая красоту размытия в зоне нерезкости, во-вторых – удобство ручной наводки на резкость. А есть еще пластика изображения, отсутствие геометрических искажений. К сожалению, из-за конструктивных особенностей Olympus E-P2 не может обеспечить часть преимуществ, определяемых светосилой и фокусным расстоянием оптики.

Olympus E-P2 позволяет снимать широкоэкранное видео в разрешении 720 линий с прогрессивной разверткой, 30 кадров/с. По сравнению с топ-моделями зеркальных камер – средний показатель, но это лучше, чем предлагают многие компактные аппараты. При этом для зум-объективов доступны ручные трансфокация и наводка на резкость. Работает также автофокус, хотя он и не столь плавный, как в хороших любительских видеокамерах.

Если снять электронный видоискатель, в гнездо для аксессуаров можно подключить приобретаемый отдельно стереомикрофон. Если вы решите использовать Olympus E-P2 для съемки видеороликов, это второй по значимости аксессуар после штатива со специальной головкой, так как штатный мономикрофон подвержен «задувке» ветром.

Кроме обычной экспозиции, доступны все арт-фильтры. Идея просто гениальная: чтобы получить такой результат с обычной видеокамеры, потребуется знание программ редактирования, мощный компьютер и много свободного времени, а съемка «через» арт-фильтр обеспечивает наложение спецэффекта на лету, давая на выходе готовый к финальному монтажу файл. Но реализация подкачала: в режиме HD при использовании арт-фильтров визуально частота смены кадров падает, причем неравномерно.

Подводим итоги

Итак, камера стоимостью свыше $1000 – достойная, но с не вполне ясной ориентацией. Она хорошо снимает в целом, но имеет существенные ограничения, не позволяющие реализовать ряд известных фотографических приемов. Стоит ли овчинка выделки? В общем – да, поскольку аппарат очень компактный, качественно сделан, да и просто красивый. Главное, воспринимать его не как системную камеру и рассчитывать на дальнейшие закупки оптики и аксессуаров, а как походный вариант для владельцев оптики для 4/3. Или просто маленький фотоаппарат с довольно большими возможностями.

Продукт предоставлен Olympus

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: