Обзоры
Приобретаем игровой манипулятор
0

Приобретаем игровой манипулятор

Что выбрать?

Прежде всего следует решить, какой именно контроллер вам нужен. Деление на самом деле очень простое: руль лучше всего применять в реалистичных автосимах (ралли, "Формула 1", кольцевые и трековые гонки и т. д. — чем достовернее физика, тем удобнее играть с помощью руля), джойстик предназначен исключительно для космических и авиасимуляторов, геймпад же — для спортивных игр, аркад, так называемых аркадных симов (где достоверность физической модели принесена в жертву веселому и несложному игровому процессу), файтингов, а также практически всех портированных с телевизионных приставок игр.

Есть еще и экзотичные контроллеры, вроде ThrustMaster FragMaster или Microsoft SideWinder DualStrike, ориентированные на использование в шутерах от первого лица, или же Microsoft Strategic Commander (в помощь стратегам), однако они не получили распространения — в основном из-за того, что такие специализированные манипуляторы по-прежнему серьезно уступают комбинации "клавиатура + мышь". Теперь, определившись с типом манипулятора, пора переходить к рассмотрению всех нюансов, возникающих при его покупке.

Рули

Пожалуй, сложнее всего выбрать именно руль — во всяком случае, количество тех или иных моментов, на которые следует обращать внимание, здесь просто огромное. Итак, приступим.

Все рули можно разделить на две основные категории — с поддержкой технологии обратной тактильной связи Force Feedback и без оной. Если вкратце (поскольку это, строго говоря, не является темой сегодняшнего разговора), то благодаря наличию Force Feedback игрок может в буквальном смысле слова ощутить все неровности дороги, сотрясение автомобиля при столкновении с препятствием, а также (и, на мой взгляд, это самое главное) — более реалистичное сопротивление повороту рулевого колеса, чем в случае с обычным контроллером, где оно имитируется возвратными пружинами. Естественно, манипулятор с Force Feedback оказывается значительно (от полутора до трех раз) дороже своего "немоторизованного" собрата, поскольку включение поддержки этой технологии серьезно усложняет конструкцию, однако результат, по мнению большинства игроков, того стоит.

Следующее, на что имеет смысл обращать внимание, — способ крепления руля к столу. Если у моделей с поддержкой обратной связи вариантов нет — все они оснащены специальными струбцинами, то обычные контроллеры зачастую сажают на присоски, вследствие чего во время игры такой руль, скорее всего, станет скользить по поверхности стола, а в особо "жаркие" моменты и вовсе может оторваться. Достаточно важным параметром является угол поворота руля (минимальное значение — 180| из одного крайнего положения в другое) — чем он больше, тем точнее можно будет вписываться в повороты.

Чтобы ладони не скользили, рулевое колесо должно быть выполнено из мягкой резины (или иметь резиновое покрытие) с выемками для пальцев. Перед покупкой обязательно попросите продавца распаковать коробку и если не подключить контроллер к тестовому компьютеру (для проведения "полевых испытаний"), то хотя бы привинтить к столу и просто за него подержаться. Как правило, даже таким образом можно узнать о руле очень много — например, сразу же выясняется, насколько удобно на нем расположены программируемые кнопки и специальные рычажки, на которые обычно назначается переключение скоростей (они, кстати, также должны присутствовать — в противном случае руль вообще лучше не покупать, если, конечно, в нем коробка передач не предусмотрена в виде отдельного модуля).

При отсутствии поддержки контроллером Force Feedback следует обратить внимание на упругость пружин: если они слишком слабые, придется вручную возвращать рулевое колесо в центральное положение, что, естественно, отрицательно сказывается на реалистичности управления и, соответственно, ухудшает ваши показатели.

При наличии обратной связи обязательно выясните, какую именно версию I-Force контроллер поддерживает (возможно, для этого придется полистать документацию) — на сегодняшний день компанией Immersion, разработчиком этой технологии, выпущена уже I-Force 2.0, значительно превосходящая первую версию по функциональным возможностям. В то же время на украинском рынке до сих пор можно найти старые, снятые с производства модели манипуляторов, "знакомые" только с I-Force 1.0. Вообще, при покупке руля с поддержкой Force Feedback идеальным вариантом было бы предварительное испытание его в деле — хотя бы для того, чтобы иметь возможность определиться, нужна ли вам вообще эта технология и стоит ли за нее выкладывать лишние $50—80.

Отдельного разговора заслуживают педали, ведь только в аркадных гонках чем выше скорость, тем лучше, в реалистичных же симуляторах точное управление скоростью автомобиля имеет очень важное значение.

Первое, на что здесь следует смотреть, — размер подставки (слишком маленькая будет опрокидываться при чересчур сильном нажатии) и скользит ли она по полу. Немаловажны также размер самих педалей и упругость их пружин: слишком маленькие и мягкие педали не позволят оценить степень нажатия по прикладываемому усилию, из-за чего скорость автомобиля придется определять по спидометру, что не есть хорошо — в реалистичном автосиме игрок должен буквально чувствовать скорость, отслеживание данных по приборам обычно оказывается смерти подобно.

Кроме этих обязательных условий (большая подставка на резиновых прокладках, жесткие педали), существуют и различные маленькие, но временами весьма полезные детали, которыми оснащаются некоторые модели именитых производителей. Их наличие не обязательно, но желательно. Например, Logitech делает подставки со специальной площадкой, на которую в минуты отдыха можно ставить левую ногу (вместо того чтобы держать ее на весу или поджимать под себя — ведь на тормоз в играх приходится нажимать сравнительно редко).

Вообще, рули, как и другие контроллеры, лучше приобретать от известных производителей — Microsoft, Logitech и т. д., и не зариться на низкую цену безымянных китайских поделок. У последних весьма вероятны проблемы с установкой (мне не единожды встречались модели вообще без инсталляционных CD-ROM, а в документации пользователю на плохом английском предлагалось устанавливать их изделие как стандартный контроллер "две оси, четыре кнопки"). Вторая достаточно распространенная проблема (и при этом гораздо более серьезная, нежели какие-то неприятности с инсталляцией) — качество исполнения электрической части. Выглядит это либо как невероятно трудная (а подчас и вовсе невозможная) калибровка устройства, либо как самопроизвольная подача управляющих сигналов (обычно виной тому низкое качество потенциометров). В последнем случае контроллер вообще оказывается непригодным для использования (максимум, что тут можно сделать, это попытаться вручную почистить его резисторы). Поэтому лучше не рисковать и приобрести манипулятор от известной фирмы — благо, их младшие модели по цене мало чем отличаются от своих "узкоглазых собратьев".

Геймпады

Геймпады можно условно разделить на три категории: самые простые, без всяких "наворотов"; контроллеры с аналоговым управлением; манипуляторы с Vibration Feedback. VF отличается от Force Feedback отсутствием сопротивления управляющему воздействию — на самом деле, трудно себе представить реализацию подобной вещи в контроллере, не имеющем точки опоры. К слову, единственная мышь с поддержкой Force Feedback (Logitech WingMan Force Feedback Mouse) жестко крепится к подставке. К сожалению, поддержка Vibration Feedback у компьютерных геймпадов встречается гораздо реже, чем у их консольных "коллег", где она в последнее время стала чуть ли не обязательным условием. По большому счету, все подобные контроллеры для ПК — как реально существующие, так и только анонсированные, — можно пересчитать буквально по пальцам одной руки. С аналоговым управлением уже получше, но ненамного.

Основным критерием при выборе геймпада является удобство использования, так что перед покупкой следует обязательно опробовать его хотя бы в одной-двух играх, а в идеале — взять контроллер домой и потратить пару вечеров на его "тестирование", если, конечно, продавец на это согласится. Ничьи советы, отзывы и рекомендации здесь не помогут, имеет значение только личный опыт — руки у людей разные, и контроллер, идеально подходящий для одного игрока, другому может показаться на редкость неудобным.

Обращать внимание следует на мягкость нажатия кнопок (опыт показывает, что для файтингов лучше использовать геймпады с жесткими кнопками, для аркад и спортивных игр — с мягкими), а также на их расположение — нередко оказывается, что некоторые кнопки находятся слишком далеко или, наоборот, близко, из-за чего игрок вынужден то и дело перехватывать контроллер. Наибольшие проблемы обычно вызывает D-pad — своеобразная крестовина, являющаяся аналогом клавиш управления курсором. С шифтами — так называемыми "спусковыми крючками", находящимися под указательными пальцами, — все достаточно просто. Первое — они должны быть, второе — они должны быть удобными по форме, "отчетливо" нажиматься и не натирать пальцы. Естественно, идеальным вариантом было бы наличие четырех шифтов, по два с каждой стороны, как в контроллере у консоли Sony Playstation, однако мне лично компьютерные геймпады, подобные DualShock, не попадались.

Джойстики

Джойстик, пожалуй, — первый игровой манипулятор, появившийся на платформе PC. Он же и самый универсальный, поскольку поддерживается всеми играми в жанре action и симуляторами. Поэтому именно джойстик можно порекомендовать тем, кто играет лишь время от времени и не является приверженцем какого-либо одного жанра. В этом случае наиболее оптимальным выбором будет стандартное 2- или 3-осевое 4-кнопочное устройство, подсоединяемое через игровой порт на звуковой карте. Такой джойстик несложно подключать и настраивать, он не требует никакого дополнительного программного обеспечения.

Однако главная область применения джойстика — это все же различные симуляторы авиационной и космической техники, другими словами — все, что летает. В таких играх желательна возможность плавного управления по четырем осям (тангаж, крен, курс и тяга двигателей), ведь летательный аппарат, в отличие от, например, автомобиля, имеет шесть степеней свободы, а ведь еще надо управлять тягой двигателя. Кроме этого, игроку необходимо контролировать воздушное (космическое) пространство вокруг себя, и наиболее удобное для этого средство — переключатель вида, или иначе — hat-switch. "Хэты" бывают 4- и 8-позиционными, последние, естественно, предпочтительней. Желательно и присутствие как можно большего количества кнопок на джойстике, чтобы в самый критический момент не искать нужную клавишу на клавиатуре. Наиболее продвинутыми в этом смысле являются устройства, у которых ручка управления самолетом (РУС), ручка управления двигателем (РУД) и педали выполнены в виде отдельных устройств. Это позволяет разместить их наиболее удобным образом и облегчает управление за счет задействования практически всех конечностей игрока. Однако цены на такие устройства могут превышать $300, а производят их всего две компании. Поэтому в последнее время стали популярными манипуляторы, на которых управление "педалями" совмещено с вертикальной осью РУС. Как ни парадоксально, но такое решение лишь усложняет управление, поскольку при отклонении РУС непроизвольно происходит и ее поворот вокруг вертикальной оси. Еще два новшества в современном "джойстикостроении" — оптические датчики и цифровой режим. Первое помогает избежать неточности настройки и эффекта "биения" резисторов, второе же — обойти ограничения стандартного игрового порта на четыре кнопки и четыре аналоговые оси. Кроме этого, цифровые джойстики позволяют присваивать каждой из кнопок манипулятора значение любой клавиши клавиатуры.

Наличие в джойстике устройства обратной связи для авиасимуляторов, на наш взгляд, маловажно и даже вредно. Дело в том, что слабые сервомоторы не в состоянии воспроизвести реалистичную загрузку РУС на различных режимах полета и другие аэродинамические эффекты, а дрожание рукоятки при стрельбе ухудшает точность.

При выборе любого джойстика, помимо его функциональных особенностей, необходимо обратить внимание на его эргономику и качество исполнения — как рукоятка лежит в руке, удобно ли пользоваться всеми кнопками и переключателями, насколько жесткие у манипулятора пружины. Все эти параметры сугубо индивидуальны и зависят от размеров рук и конституции конкретного пользователя. Стоит заметить, что большинство "профессиональных" джойстиков сделаны в расчете на взрослых людей с большими кистями рук, а Thrustmaster FCS вообще является копией РУС истребителя F-16, которым управляют в довольно больших перчатках. Также важен способ крепления джойстика к столу — наиболее удачным вариантом является утяжеленная подставка с резиновыми "ножками". В отношении качества можно сказать, что большинство дешевых джойстиков китайского производства, помимо недостаточной прочности и надежности конструкции, снабжены некачественными потенциометрами. Это приводит к выходу устройства из строя в течение всего нескольких месяцев активной эксплуатации.

Установка

По типу подключения все игровые манипуляторы делятся на две группы: подсоединяемые к игровому порту на звуковой карте и к USB, причем в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к переходу на второй вариант — сказываются низкая скорость игрового порта, ограниченные возможности и сильная загрузка центрального процессора. Однако, как показывает практика, в некоторых играх (в том числе и вышедших совсем недавно) имеются проблемы с определением игровых устройств, подключенных к USB. Поэтому оптимальным вариантом, как нам кажется, станет использование манипуляторов, оснащенных переходником USB—игровой порт, чтобы в случае необходимости иметь возможность перехода с одного разъема на другой. Существует также определенное количество манипуляторов, подключаемых, кроме игрового порта, к клавиатурному разъему или COM-порту, — для реализации каких-либо дополнительных возможностей. В таком случае контроллер снабжается подробной пошаговой инструкцией по его установке и специальным ПО для программирования специфических функций.

Естественно, все манипуляторы подключаются к выключенному компьютеру (кроме вариантов под USB, которые можно подсоединять к работающему ПК). Добавлять в систему новое устройство лучше не через Установку оборудования в Панели управления, а с помощью инсталляционной утилиты, находящейся на поставляемом с ним CD-ROM (если таковой, естественно, имеется в наличии — вот еще одно преимущество контроллеров производства известных фирм), — вместе с драйверами в таком случае происходит установка всего необходимого программного обеспечения, обычно включающего набор так называемых профилей (настроек) устройства для различных игр, утилит для программирования дополнительных кнопок и некоторых других. Проблем, как правило, здесь не возникает.

Если же производитель предпочитает сохранять инкогнито и не утруждает себя написанием драйверов для выпускаемых им устройств, придется использовать стандартные драйверы. В Панели управления необходимо выбрать Игровые устройства, в появившемся окне нажать кнопку Добавить, найти название контроллера в списке известных операционной системе манипуляторов и нажать OK. Если ваше устройство в списке не значится (что более чем вероятно — Windows "знакома" лишь с продукцией известных компаний), придется вручную указать, что же вы, собственно, устанавливаете. В этом же окне нажимаете кнопку Особый (если вы устанавливаете руль, предварительно следует пометить флажок Руль/Педали). Здесь уже есть простор для опытов — вам предстоит выбрать тип устройства (джойстик, руль, геймпад, штурвал), количество кнопок, степеней свободы, наличие/отсутствие переключателя вида (hat-switch). Скорее всего, правильную конфигурацию придется подбирать методом проб и ошибок, однако отчаиваться не стоит. Необходимое уточнение: поскольку аналоговые сигналы, поддерживаемые стандартным игровым портом, ограничены четырьмя осями и четырьмя кнопками (остальные поддерживаются в цифровом виде с помощью специальных интерфейсов), то на большее при использовании стандартного драйвера рассчитывать не приходится. После установки нужно провести калибровку контроллера — для этого необходимо выбрать его название в списке имеющихся в системе игровых манипуляторов и нажать кнопку Свойства, после чего просто следовать появившейся инструкции.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: