Обзоры
Радио- и телевещание в Сети
1

Радио- и телевещание в Сети

Значительное распространение в США и многих государствах Западной Европы услуг широкополосного доступа к Сети на базе кабельных, ISDN- и xDSL-модемов, обеспечивающих скорость передачи информации в сотни килобит в секунду, а также наличие в этих странах качественных высокоскоростных линий передачи данных позволяет говорить о том, что Web-радио и Web-телевидение из разряда экзотики постепенно переходят в повседневную реальность. Согласно результатам исследований, проведенных компаниями Arbitron и Edison Media Research, в США число Internet-пользователей, слушающих онлайновое радио, за второе полугодие 1999 г. возросло более чем в два раза. Некий прогресс в этой области наблюдается и в нашем отечестве.


Довольно часто в последнее время в Сети происходят настоящие всплески активности поклонников Web-вещания. Как правило, они являются следствиями важнейших политических и культурных событий, мировых сенсаций и скандалов. Так, за ходом прошлогодней операции НАТО в Югославии через Internet следило в общей сложности около 10 млн. человек, оправданиям Клинтона в Сенате по делу Моники Левински через Web внимало более 2 млн. любопытствующих, также большой интерес среди определенных групп пользователей вызывают сезонные показы мод от известных кутюрье, вручение премий на престижных кинофестивалях за лучшие актерские и режиссерские работы и т. д.

В конце прошлого года Билл Гейтс на конференции Streaming Media West’99 обрисовал новую стратегию Microsoft в области медиа-технологий для Internet, анонсировав целую серию партнерских соглашений с компаниями, занимающимися проблемами передачи потоковой мультимедиа-информации в Сети. Streaming media, по словам "отца софтверного гиганта", в течение текущего года претерпит коренные изменения. Однако вместе с тем он признал, что для широкого распространения потоковых трансляций в Internet нужно решить несколько серьезных задач, таких, как увеличение пропускной способности существующих линий и повышение надежности соединений.

Действительно, в компаниях, занимающихся вещанием в Сети, не на шутку обеспокоены проблемами, связанными с перегруженностью телекоммуникационных каналов и серверов, передающих аудио- и видеоданные. К примеру, даже полоса пропускания типичной магистральной линии будет полностью загружена, если к сайту одновременно подсоединится около миллиона слушателей Web-радио. Вряд ли эти проблемы будут решены в ближайшее время, хотя кое-какие успехи в данном направлении все-таки имеются: интенсивность информационных потоков научились немного уменьшать за счет кэширования данных, применяющегося в новейших приложениях. Однако это — всего лишь полумеры. Чтобы обеспечить приемлемое качество и популярность вебовещания, необходимы глобальные изменения в инфраструктуре сетей, в технологиях передачи данных. Несомненно, что в скором будущем соответствующие решения будут найдены.

Для организации Web-вещания владельцы сайтов чаще всего используют приложение NetShow корпорации Microsoft или RealServer G2 компании RealNetworks. Однако для того чтобы одновременно качественно обслуживать пользователей, количество которых растет с каждым днем, необходимо иметь целую инфраструктуру серверов, предлагающих эти услуги. Такие объединения сайтов, как правило, существуют у всемирно известных агентств новостей (ABC News, BBC, CNN), метеоцентров (Weather Channel), крупных теле- и радиокомпаний.

Сегодня в Украине, России и многих других странах СНГ десятки популярных радиостанций также осваивают просторы Web. Среди них мы находим киевские "Гала-Радио", "Довiра", Super Nova; львовские "Радiо Люкс"; "Незалежнiсть"; "Львiвська хвиля"; московские "Русское радио", "Маяк", "Радио 101", "Эхо Москвы", "Серебряный дождь", "Хит FM"; петербургские "Балтика", "Модерн", "Северная Столица" и другие. Представительство популярных TV-каналов в Сети не столь многочисленно, да и доступные для просмотра программы, как правило, оцифрованы с крайне низким разрешением. Хотя оно и понятно: более высокого качества записи просто "не вынесут" слабые "кровеносные сосуды" отечественных линий. И все же приятно найти в Сети любимые передачи от "1+1", "11 канала", "PTP", "ТСН", "ТВ Центр" и других каналов. Списки существующих в RuNet и UaNet теле- и радиостанций вы обнаружите на сайтах www.guzei.com, listen.to/ruradio, tsvetkov.ru/media.

Сиди и смотри.., но лучше — слушай!

Слушать радиопередачи и смотреть телетрансляции через Internet может практически каждый владелец современного модема, способного поддерживать устойчивый обмен данными с сервером провайдера на скорости не менее 28 Kbps (правда, в этом случае о каком-либо приемлемом качестве Web-TV речь не идет). Для этого необходимо лишь установить соответствующее ПО, например RealPlayer Plus G2 от все той же RealNetworks либо Microsoft Media Player, встроенный в MS Internet Explorer 5. Кроме того, для прослушивания аудиотрансляций в последнее время все чаще применяют систему SHOUTcast, разработанную фирмой Nullsoft. На первых двух приложениях мы подробно останавливаться не будем (см. статью "Здравствуйте, товарищи, начинаем программу вебопередач…", "Домашний ПК", № 11, 1999) — их интерфейс прост и интуитивно понятен, однако последние продукты заслуживают отдельного разговора, о них речь пойдет чуть ниже.

А пока лишь напомню, что для нахождения и просушивания Web-радиостанций удобно пользоваться следующей возможностью Internet Explorer 5.х. Вначале отобразим в его окне панель Media Player (Вид —> Панели инструментов —> Радио). Нажимаем на ней кнопку Радиостанции и из появившегося меню выбираем пункт Путеводитель по радиостанциям. Броузер следует по адресу windowsmedia.com/mediaguide/default.asp. Здесь, на вкладке Radio, нажимаем кнопку Launch the radio tuner и попадаем на страничку windowsmedia.com/radiotuner. Далее, нажав кнопку Search, можно найти множество Web-радиостанций. Критерии поиска впечатляют: диапазон вещания (AM, FM, Internet Only), стиль музыки, скорость передачи данных (от 28 Kbps), страна, язык трансляции (в том числе и русский) и др.

Следует отметить, что сегодня в стадии тестирования находится новая версия плейера — Microsoft MediaPlayer 7. В нем реализована поддержка разнообразных типов цифрового аудио и видео, как в загружаемой, так и в потоковой форме. Впервые в МediaPlayer 7 обеспечивается и функция сохранения файлов в потоковом формате Windows Media на жесткий диск. Кроме того, плейер стал еще более тесно интегрирован с различными популярными Web-медиа-службами (Windows Media.com и All Music Guide), в нем появился десятиканальный встроенный эквалайзер с набором готовых настроек для различных музыкальных жанров и регуляторами яркости, контрастности и цветопередачи для воспроизведения видеороликов. Бета-версия Microsoft MediaPlayer 7 для Windows 98 доступна по адресу www.microsoft.com/windows/windowsmedia. Однако будьте с ней осторожны: плейер то и дело зависает, может испортить некоторые важные системные настройки. Более подробно о нем читайте статью "Мультимедийная революция а-ля Microsoft", ("Компьютерное Обозрение", № 16, 2000).

Web-вещание в стиле Nullsoft

Очевидно, что замена в нашем отечестве коммуникационных линий — дело дорогостоящее и требующее времени. Тогда что же сегодня дает столь мощный толчок развитию Web-вещания, что внушает оптимизм и уверенность в перспективности этих технологий? Прежде всего появление новых эффективных алгоритмов сжатия видео- и аудиоданных. Первые довольно удачно реализованы в формате RealVideo, вторые — в форматах RealAudio, MP3 (MPEG Layer 3).

На MP3 стоит остановиться более подробно. Мы уже неоднократно писали о всех преимуществах записи музыки в данном формате, немало информации о нем вы найдете и в Сети (особо любознательные, к примеру, могут прочесть статью "VQF против MP3, или Что дальше?"). В определенном смысле MPEG Layer 3 произвел настоящую революцию в принципах хранения и распространения аудиоданных. Нам в первую очередь интересен тот факт, что в МР3 изначально была заложена поддержка потоковой (streaming) аудиотрансляции в реальном масштабе времени. Однако реализовать ее практически в широких масштабах Сети стало возможным после появления продуктов SHOUTcast, разработанных фирмой Nullsoft — создателем популярнейших программ Winamp и Macamp для воспроизведения звуковых файлов.

Итак, для того чтобы слушать Web-радиостанции, вещающие через серверы SHOUTcast, вам понадобится всего лишь плейер Winamp версии 2.50 и выше. После запуска программы с помощью комбинации клавиш <Ctrl + L> открываем окно Open location. В поле ввода набираем адрес нужного нам сервера. Их полный список вы сможете найти на сайте yp.shoutcast.com. Обратите внимание, что здесь для каждой Web-радиостанции, кроме всего прочего, указана скорость потока данных — битрейт (bitrate), а также максимально возможное количество одновременно подключенных слушателей и реальное их число на данный момент времени. Информация обновляется через каждые 5 мин. Внизу списка мы находим выпадающее меню List by Genry, с помощью которого можно отсортировать станции по категориям и жанрам транслируемой музыки (Classical, Jazz, Rock, The ’80-s и т. д.), а также кнопку Search, запускающую систему поиска любимых композиций по ключевому слову. При выборе Web-радиостанции непременно оценивайте возможности вашей системы — пропускную способность канала и скорость приема данных модемом. Ясное дело, что модем на 19,2 Kbps не сможет принимать трансляции с битрейтом 32 Kbps, дай Бог ему с 16 Kbps справиться.

Следуйте на этот Web-сервер, если хотите пополнить ряды сетевых ди-джеев

При подключении к аудиопотоку Winamp, равно как и любой другой streaming-плейер, вначале загружает в кэш-буфер несколько десятков килобайт данных, а уж затем начинает воспроизведение. Если связь устойчивая и битрейт трансляции не превышает пропускную способность вашей системы, то прослушивание в дальнейшем будет идти непрерывно.

Руководство сетевого ди-джея?

Что нужно для того, чтобы стать настоящим Web-ди-джеем? По сути дела, совсем немногое: желание и доступ к Internet. Обо всем остальном позаботилась компания Nullsoft. С помощью продуктов SHOUTcast каждый владелец аудиоплейера Winamp сможет создать собственную Web-радиостанцию, даже не имея широкополосного подключения к Сети. Кстати, это явление в Internet уже получило свое название — "микрокастинг" (microcasting), очевидно, в противовес broadcasting — массовому вещанию.

Ниже вашему вниманию предлагается довольно простое руководство для начинающего D.J.

1. Инсталлируйте плейер Winamp версии 2.50 или выше. Мы рекомендуем установить самую свежую версию (на момент написания статьи — 2.62), ее можно загрузить по адресу www.winamp.com/getwinamp/.

2. Далее вам понадобится специальный программный MP3-кодек, который поставляется в комплекте инструментов Microsoft NetShow Server. После его установки, проделав "путь" Панель управления —> Мультимедиа —> Устройства —> Программы аудиосжатия, вы обнаружите строку Fraunhofer IIS MPEG Layer-3 Codec (advanced).

3. Добавьте к Winamp специальный DSP-плагин (DSP — Digital Signal Processor). Установив его, вы увидите в разделе Plug-ins —> DSP/Effect окна Winamp Preferences (вызывается с помощью комбинации клавиш <Ctrl + P>) строку SHOUTcast Source for Winamp.

4. Если вы намерены вести Web-радиотрансляции в реальном времени, например по микрофону, то вам также понадобится SHOUTcast Live Input Plug-in — обыкновенная библиотека DLL, которую необходимо скопировать в папку Program FilesWinamp Plugins. После чего в разделе Plug-ins —> Input окна Winamp Preferences появится строка Nullsoft Line Recorder for SHOUTcast.

5. Если вы хотите вещать через удаленный SHOUTcast-сервер (в случае доступа к Internet через прокси-сервер вам об этой возможности придется забыть), то необходимо прописать его адрес, равно как и некоторые характеристики своей Web-станции (они понадобятся для ее "раскрутки" и внесения в список на сервере yp.shoutcast.com), в окне SHOUTcast server selection. Оно вызывается следующим образом. Когда вы установите DSP-плагин, то при запуске Winamp в панели System Tray у вас появится пиктограмма SHOUTcast source. Щелкните на ней, а затем нажмите кнопку Edit напротив надписи Server.

Досье на SHOUTcast-сервер

6. Ну и наконец, если вы собираетесь сделать SHOUTcast-сервер на своем домашнем ПК, то загрузите и установите SHOUTcast WIN32 server v1.01. Эта программа совсем маленькая — чуть более сотни килобайт. На сервере доступны ее версии для различных платформ.

Все вышеупомянутые плагины и программы, равно как и подробные инструкции по их установке, вы найдете по адресам yp.shoutcast.com и www.shoutcast.com.

Реклама — двигатель…

Не секрет, что практически все существующие ныне радио- и телекомпании (если, конечно, они не поддерживаются государством) здравствуют и процветают в основном благодаря рекламе. Несомненно, это краеугольный камень и всей системы вебовещания.

Итак, мы уже увидели, что открыть собственную Web-радиостанцию — дело нехитрое, с ним может справиться практически каждый, однако "раскрутить" ее, сделать популярной — задача, которая по силам лишь самым настойчивым и целеустремленным. Конкуренция огромна — сегодня в Сети активны тысячи радиоканалов. Что необходимо сделать, помимо качественного контента, чтобы ваши вебопередачи заметили, полюбили, предпочитали остальным? Обратимся за опытом к признанным лидерам в этой области.

Многие крупные сайты, например такие, как Spinner.Com, Tunes.Com, предлагают не только широкий выбор Web-радиоканалов (более 100), но и позволяют формировать радиотрансляции в соответствии с вашими запросами и вкусом. Вы можете заказывать любимые музыкальные композиции, чередовать их с выпусками новостей от известных ведущих, вкраплять метеосводки и т. д. Web-радиостанциям известно, кто их слушает, и их владельцы стремятся к тому, чтобы отдача от прокручиваемой рекламы была максимальной. Это достигается путем изучения потребностей слушателей, их вкусов и запросов. Кроме того, серверы SonicNet, NetRadio, упомянутые выше Spinner.Com и Tunes.Com связаны с сетью Web-магазинов, в которых можно купить компакт-диски с записями популярных артистов, приобрести цифровые копии понравившихся саундтреков прямо во время их трансляции (в отличие от обычного радио, название звучащей в настоящий момент композиции всегда будет у вас перед глазами).

Web-телеканалы создавать несколько сложнее: повышенные требования здесь предъявляются к пропускной способности линии, к возможностям соответствующего ПО, да и к вопросам рекламы в связи большим объемом видеоданных должен быть совершенно иной подход. Естественно, можно взимать деньги с пользователя за право просмотра передач, проводить подписку на них, получать некоторую прибыль путем распространения баннеров, демонстрируемых параллельно с видеосюжетами, однако, по мнению экспертов, за счет подобных средств "полноценная" (то есть занимающаяся исключительно вещанием в Сети) Web-телекомпания просуществовать не сможет. А значит, рекламную политику в этом случае необходимо проводить очень тонко и ненавязчиво. Трудно себе представить, насколько будет "обрадован" пользователь, если через каждые десять—пятнадцать минут драгоценной (в прямом и переносном смысле) Web-трансляции вставлять пятиминутный блок с рекламой зубных паст, прокладок, стиральных порошков и жевательных резинок.

Для обычного телевидения продолжительность отдельного рекламного сюжета составляет около 30 с, для вебовещания это время должно быть намного меньше. "Десять секунд, не более, следует отводить для рекламной вставки в Web-фильмах, — считает Рик Мандлер (Rick Mandler), вице-президент фирмы ABC Broadcasting, принадлежащей синдикату Walt Disney (см. статью "Rethinking streaming business models" на сайте CNET.Com, news.com). — Иначе зритель утратит интерес и переключится на другую передачу". Кроме того, необходимо проводить постоянную адаптацию рекламных сюжетов к менталитету тех людей, на кого они рассчитаны (что, кстати, сегодня наблюдается и на обычном телевидении и радио), и даже их персонификацию, учитывая запросы отдельного пользователя, например, на основании предварительно заполненной анкеты (при Web-трансляции это вполне возможно). Так, регистрируясь на сайте Web-телекомпании, вы описали круг своих интересов — скажем, автомобили и яхты, их ценовую категорию, производителя, литражность двигателей, грузоподъемность и водоизмещение, некоторые другие критичные для вас технические подробности. Теперь можете быть уверенными, что никакая интересующая вас информация обо всех новейших моделях, соответствующих указанным параметрам, мимо вас не пройдет. Естественно, что для рекламодателя такие услуги обойдутся довольно дорого, зато их эффективность намного возрастет. Кстати, согласно исследованиям упомянутой выше Arbitron, реклама, размещаемая в Web-аудио- и Web-видеопотоках, оказывается очень эффективной.

Правда, для большинства наших теле- и радиокомпаний Web-трансляции являются скорее данью моде, "пробой пера", первыми несмелыми шагами в мир новых перспективных технологий, нежели основным делом, благодаря которому добываются средства к существованию. Но это — не беда, ведь надо же с чего-то начинать! К сожалению, пока мало кто из отечественных и "близкозарубежных" Web-вещателей формирует персонифицированные каналы и рекламные потоки, и вообще, этим вопросам у нас, на мой взгляд, практически не уделяется никакого внимания. Возможно, объясняется это опять-таки низким качеством отечественных линий, поскольку даже ко многим Web-теле(радио)станциям, упомянутым в этой статье, иногда "достучаться" бывает очень и очень непросто.

В записную книжку сетеголика

www.broadcast.com
Yahoo! Broadcast — путь к 448 радио- и 65 телеканалам в Сети.
www.internetradiolist.com
Около 1700 Web-радиостанций!
www.radio-on-the-internet.com
Настоящий виртуальный тюнер — слушайте и наслаждайтесь!
radiosoft.newmail.ru
Программное обеспечение для создателей Web-радиостанций, музыкальные проигрыватели и редакторы.
rusfmpro.jeo.ru
В этой конференции профессионалы в области радио смогут обсудить свои проблемы.
www.netradio.net
120 радиоканалов, информация об артистах и музыкантах.
www.fnr.ru
"Фонд независимого радиовещания" — это множество интересной и полезной информации для радиоманов.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: