Обзоры
Реалии украинской интернет-торговли 2008

Реалии украинской интернет-торговли 2008


В Киеве прошла крупнейшая в Украине конференция, посвященная интернет-торговле «Бизнес интернет-магазинов и онлайн-сервисов». Ее организатор, компания OWOX, проводит ее уже второй год подряд и фактически сейчас это мероприятие является единственным в нашей стране, где собираются одновременно и онлайн-продавцы и представители различных сервисных компаний, начиная от каталогов прайс-листов и гидов покупателей наподобие hotline.ua и заканчивая поисковыми системами — в данном году были представители «Яндекса» и «Меты».

Реалии украинской интернет-торговли 2008

Опрос нескольких десятков участников показал, что они весьма довольны конференцией и ее вкладом в развитие рынка интернет-торговли. В то же время откровенно разочаровало «внимание» вендоров к этому мероприятию, а точнее сказать к нескольким сотням интернет-магазинов со всей страны. Данная аудитория, как оказалось, по каким-то причинам не заинтересовала ни одного производителя ИТ-товаров. По нашему мнению – это весьма иллюстративное, но достаточно грустное, свидетельство отношения таких компаний к данному каналу продаж сегодня.

Интернет-продажи в цифрах
По словам Сергея Арабаджи, генерального директора ITC Publishing, у многих вендоров и дистрибьюторов по прежнему даже нет менеджеров, которые бы занимались поддержкой и развитием данного направления бизнеса, сейчас с ним часто работают по остаточному принципу. И это несмотря на то, что оборот онлайн-торговли вырос со 100 млн долл в 2005 г. до 400 млн в 2008. По основным товарным группам в сегменте ИТ на интернет продажи сегодня приходится от 2 до 5% сбыта и эта доля постоянно растет.

Реалии украинской интернет-торговли 2008

По данным Сергея Петренко, директора «Яндекс Украина», только за прошлый год рынок электронной коммерции в нашей стране вырос на 60%, при этом интерес аудитории к покупкам в Сети увеличился на 41%. В рамках своего доклада Сергей поделился с аудиторией общими характеристиками рынка, данными о поведении украинских покупателей на «Яндексе» и другой довольно интересной информацией, которая была собрана посредством сервиса «Яндекс Маркет».

К примеру, наибольшим спросом сейчас пользуются компьютеры, телефоны, электроника, бытовая техника, книги, музыка, авто-аксессуары. Из того, что хотят купить, но не могут (чем не намек на рыночные ниши, где конкуренция либо минимальна либо ее совсем нет?) – путешествия, продукты для досуга и развлечений, подарки, сувениры, аптечные товары, продукты, табак, растения. Сами же продавцы сегодня продают в первую очередь телефоны, бытовую технику, электронику, фото, товары для детей.

Самые распространенные причины по которым сделка не происходит – несоответствие реальной и заявленной цены, отсутствие товара, отсутствие своевременной реакции на оформление заказа, жалобы на службу доставки. Впрочем, данные причины характерны не только для украинского рынка.

Украина – не Россия
В последнее время все больше экспертов говорят о том, что по своему развитию – темпам, тенденциям и т.п, украинский рынок скорее напоминает польский, нежели российский, с которым зачастую принято сравнивать многие украинские сектора. Как раз именно поэтому внимание многих посетителей привлек доклад, посвященный польскому онлайн-рынку.

Так, оказалось, что 91% интернет-магазинов в этой стране предлагаю клиентам возможность оплаты товаров наличными курьеру, в то же время лишь 66% покупателей выбирают его. Для банковского перевода это соотношение составляет 78% и 64% соответственно, а для оплаты банковской картой – 58% и 20%. 4% польских интернет-покупателей хотят платить посредством SMS сообщений, а 11% — попросту заезжая лично за товаром в офис.

Довольно интересно, что 57% польского рынка интернет-коммерции приходится на аукционы. При этом на многих из них большинство товара выставляют не частные лица, а интернет-магазины. К примеру в 2007 г. на allegro.pl на них пришлось 80% товаров. Среди преимуществ аукционов – широкая аудитория уже готовая к покупке, а также социальные возможности сервисов – комментарии, рейтинги продавцов, покупателей и т.п.

При этом, несмотря на достаточно бурный рост онлайн-торговли в Польше, некоторые магазины закрываются, и, что на первый взгляд удивительно, банкротами становятся одни из крупнейших, уже закрепившиеся на рынке компании. Среди причин, приведших к такому развитию событий называются низкое качество обслуживания, работа без собственного склада, отсутствие качественного скачка в развитии при достижении определенного порога ведения бизнеса.

По мнению ряда экспертов, польский рынок электронной коммерции сейчас находится в тупике и большинство крупнейших магазинов не имеют прибыли. Высокая конкуренция, нет лояльности к брендам, цены обрушены мелкими «однодневками» (к слову, это отчасти можно применить и к Украине).

Реалии украинской интернет-торговли 2008

Кстати, для украинского рынка очень характерно, что многие интернет-торговцы винят в обрушении цен, отсутствии внимания дистрибьюторов и вендоров именно мелких игроков, которые живут сегодняшним днем. В то же время никто никогда таких игроков не видел, «всегда виноваты другие, а мы серьезная компания, которая точно также подходит и к развитию своего бизнеса». Но именно на конференции редакция ITC.UA увидела как раз много таких магазинов.

Задавая вопросы, общаясь в кулуарах и т.п. сотрудники онлайн-площадок… не называют компанию, которую представляют, часто говорят загадочно «из Киева, Днепропетровская и т.п.». А где же брендинг? Или настолько стыдно?

Точно также некоторые игроки в рамках круглого стола, которым завершилась конференция, не стесняясь говорили на весь зал, что искренне не понимают зачем им удерживать существующих клиентов. Конечно, в рядах серьезных игроков это вызывало лишь недоумение, но именно таков пока по большей части состав украинской онлайн-розницы и для того что бы его изменить, повысить качество, объемы продаж, работать должны все представители отрасли. OWOX – организовывать конференцию, дистрибьюторы – уделять внимание серьезным игрокам, а не подводить всех под одну гребенку, а вендоры – как минимум, привлекать крупные онлайн-площадки к совместным маркетинговым программам.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: