Обзоры
Уроки вдохновения. Реставрация фонограмм P
0

Уроки вдохновения. Реставрация фонограмм


Пожалуй, в каждом доме можно найти сотни виниловых пластинок, бобин, кассет с дорогими сердцу записями: старые любимые мелодии, наивные песни, первые слова ребенка, голоса близких людей, которых, возможно, уже нет с нами… К сожалению, все фонограммы, хранящиеся в таких архивах, со временем утрачивают свое первоначальное качество звучания (хотя и сами записи, чего уж греха таить, изначально не всегда были идеальными — дешевая аппаратура, плохие микрофоны, зашумленные помещения). Ввиду неправильных условий хранения пластинки пылятся, на них образуются микротрещины, царапины, пленки склеиваются, осыпаются, тянутся, рвутся и т. д. Как же сберечь все это для потомков?


Врешении этого вопроса, как и многих других подобных проблем, на помощь приходит компьютер. Мощные алгоритмы восстановления записей, о которых еще недавно было известно лишь узкому кругу специалистов, работающих в области криминалистики или разведки, ныне становятся доступными многим пользователям. Сегодня мы с вами научимся устранять щелчки, помехи, фоновый шум и другие дефекты записей.

Sound Forge 4.5 — оружие профессионала

Компания Sonic Foundry в особом представлении не нуждается. Ее программы, предназначенные для создания, обработки и воспроизведения аудиокомпозиций, уже давно смогли завоевать любовь и огромную популярность у современных звукооператоров и аранжировщиков, причем как профессионалов, так и аматоров. Назову лишь некоторые из них: ACID Music, ACID Hip-Hop, ACID Rock (для создания музыки популярных стилей и направлений); Vegas Pro (для записи и редактирования многодорожечных саундтрэков); SIREN Jukebox, SIREN Xpress (для организации настоящих "музыкальных шкатулок" на вашем ПК).

Мощные графические средства настройки компрессора Sound Forge "поднимут из мертвых" любую запись

В этой статье мы более подробно остановимся на приложении Sound Forge 4.5. Зарегистрировавшись на сайте компании, по адресу www.sonicfoundry.com/download, вы сможете загрузить демо-версию программы, а также документацию к ней. Кроме того, здесь же вы найдете "демки", апгрейды, руководства и патчи ко многим другим продуктам Sonic Foundry.

Прежде чем говорить о том, как с помощью Sound Forge восстанавливать старые записи, давайте вкратце ознакомимся с основными возможностями этого звукового редактора.

Кратко о важном

Sound Forge поддерживает около двух десятков различных форматов файлов, в том числе Wave (*.wav), SampleVision (*.smp), Covox V8 (*.v8), Creative Labs VOC (*.voc) и даже Video for Windows (*.avi). Благодаря последнему вы сможете работать с видеорядом, добавлять или редактировать в нем звуковую дорожку, синхронизируя звук с изображением.

В процессе обработки аудиоинформации исходный файл не меняется, а все операции осуществляются над его копией, хранящейся в оперативной памяти и во временных файлах на жестком диске. И только после того, как вы убедитесь в корректности своих действий и выполните команду Save, изменения вступят в силу на первоисточнике. Кроме того, в продукте реализована возможность бесконечной отмены/повторения произведенных операций.

Функции базового пакета Sound Forge можно обогащать, устанавливая различные модули расширения (plug-ins), которые производятся и систематически обновляются как самой Sonic Foundry, так и сторонними разработчиками, например компанией Waves. Кстати, заполнив на сайте этой компании огромную анкету, вы получите возможность загрузить большинство из них.

Удобству управления эффектами реверберации и хоруса пакета позавидует любое "железо"

Доступ практически ко всем процедурам и эффектам в Sound Forge легко осуществлять через настраиваемые панели инструментов. Нужные из них отметьте в диалоговом окне Preferences на вкладке Toolbars (View—>Toolbars).

При воспроизведении файла курсор вначале перемещается по графику звуковой волны слева направо, а когда достигает центра экрана, то останавливается, и двигаться начинает уже сам график, но уже справа налево.

Разнообразие методов обработки звука, представленных в Sound Forge, просто впечатляет. Все они сосредоточены в трех разделах главного меню: Special, Process и Effects. Прежде чем применять любой из них ко всему файлу или к выделенному блоку на графике звуковой волны, воспользуйтесь функцией Preview, чтобы предварительно услышать, как это будет звучать, и оценить эффективность производимого действия.

При наложении искажающих фильтров следите за спектральной характеристикой фонограммы, главное — не перестараться

Sound Forge поддерживает многие популярные аудиоэффекты, например ревербератор (Effects—> Reverb), эхо (Effects—>Delay/Echo), хорус (Effects—>Chorus), дисторшин (Effects—>Distortion), вибрато (Effects—>Vibrato), реверс записи (Process—>Reverse). Кроме того, в этом редакторе вы обнаружите такие алгоритмически сложные способы воздействия на звуковую волну, как сжатие/растяжение ее во времени без изменения абсолютной высоты звука (Process—>Time Compress/Expand) или, наоборот, модификацию высоты звука без изменения длительности звучания файла (Effects—>Pitch Shift).

Для получения желаемого тембра звука в программе существуют три типа эквалайзера (Process—> EQ): 10-полосный графический (Graphic), параграфический (Paragraphic) и параметрический (Parametric).

К достоинствам пакета Sound Forge можно также отнести и конвейерную обработку файлов (Effects—>Batch Converter), и широкие возможности синтеза звука (Tools—> Synthesis), и мощный редактор сэмплов (View—>Loop Tuner).

Реставрационные возможности

Для реставрации фонограмм с помощью Sound Forge чаще всего используют следующие свойства пакета.

1. Динамическая обработка записи. В результате выполнения действий Effects—>Dynamic—>Graphic на экране появится окно Graphic Dynamics. В списке Name выберем желаемый метод преобразования, нужным образом изменяем кривую зависимости входного/выходного сигналов In/Out, осуществляем остальные необходимые настройки и нажимаем кнопку OK. Естественно, что при всем этом в любой момент вы можете воспользоваться функцией Preview. Например, методы Limit levels to —6 dB, Soft limiter применяют для того, чтобы убрать шумы, лежащие ниже заданного уровня, Expander и Compressor/Gate — соответственно для расширения и сужения диапазона сигнала.

Очень часто при записях с помощью старых конденсорных микрофонов в вокальной партии при произношении буквы "п" слышится глухой взрыв, а буквы "с" — звенящий присвист. Для того чтобы избавиться от этих погрешностей, используют возможности многополосного фильтра Multi-Band Dynamics, благодаря которому легко задавать частотные полосы, в пределах которых действует динамическое преобразование. Для вызова этого окна выполните последовательность Effects—> Dynamic—> Multi-Band. Далее идентифицируйте частоты, где наблюдаются указанные выше огрехи, и понизьте уровень сигнала.

Кроме того, для этих же целей применяется plug-in C1-Compressor/Gate, входящий в состав набора эффектов Native Waveshell for Windows, выпускаемого компанией Waves.

2. Эффект "шумовые ворота" (Effects—> Noise Gate). Чаще всего применяется для очистки пауз между композициями от посторонних шумов.

3. Эффект "понижение шума" (Effects—> Noise Reduction) не входит в базовую поставку Sound Forge, а выпускается фирмой Sonic Foundry в виде отдельного модуля расширения. Его загрузить можно по адресу www.sonicfoundry.com/download/default.asp.

С помощью Noise Reduction вы научитесь удалять щелчки и помехи, вызванные наводкой электросетей, шипения магнитной ленты и некоторые другие посторонние шумы (например, при записи на улице). Для очистки выделите фрагмент записи, в котором заведомо находится "чистый шум", и в окне Noise Reduction в автоматическом режиме произведите его частотный анализ (кнопка Get). После нажатия на кнопку OK, в соответствии с результатами такой "экспертизы", шумы будут опознаны и удалены со всей фонограммы.

WaveLab 2.0 — изящество и скорость

Компания Steinberg не менее знаменита, чем Sonic Foundry, причем не только благодаря своим пакетам Cubase и WaveLab, но и мощным программным и аппаратным ключам защиты от несанкционированного копирования.

Сегодня мы более подробно остановимся на возможностях пакета WaveLab 2.0. Его демо-версию в Internet можно найти на нескольких ftp-серверах, например на американском ftp://ftp.steinberg.net/steinberg-software/product_demos/windows/wavelab_202/ или немецком ftp://ftp.steinberg.de/download/pc/wavelab/Wavelab_202/. (Кстати, на последнем сервере в разделе ftp://ftp.steinberg.de/download/pc/wavelab/Wavelab_30/ выложена "демка" WaveLab 3.0, однако установить ее мне не удалось, поэтому о свойствах нового пакета я могу судить пока лишь по соответствующим пресс-релизам.) Причем доступны версии как для платформы Windows, так и для Mac.

Наглядное представление того, что такое "красные басы" и "холодные высокие"…

Итак, WaveLab 2.0 также имеет открытую архитектуру, а значит, есть возможность использовать для него различные модули расширения. Например, plug-in Grungelizer, предназначенный для имитации старых граммофонных записей (благодаря нему шипение, треск, щелчки и другие характерные для "древней" аппаратуры шумы легко привнести в любую, даже самую высококачественную композицию), можно найти по адресу ftp://ftp.steinberg.de/download/pc/wavelab/Wavelab_plugins/.

Кратко о важном

Поддержка форматов звуковых файлов здесь значительно скромнее, чем в SoundForge, — всего около десятка наиболее распространенных. График звуковой волны открытого файла в WaveLab всякий раз обновляется, когда курсор в процессе воспроизведения достигает правого конца окна.

Многоуровневая система Undo/Redo позволяет в любой момент вернуться к исходному материалу. Трехмерная функция частотного анализа (Analysis—>3D Frequency Analysis) представит вашу композицию в наглядном, объемном "частотно-временном" виде. А с помощью окна Signal Generate (Analysis—> Audio Test Signal Generator) вы научитесь генерировать звуки заданной частоты, окраски и формы.

Интересна опция Live Input, позволяющая накладывать различные эффекты прямо на "живой" звук, еще до его записи в файл. Для ее инициализации необходимо нажать клавишу с изображением микрофона на панели Window controller. Если последняя у вас отсутствует на экране, то проделайте следующие действия: View—> Control bars—> Switcher.

Если вы когда-нибудь сидели за настоящим микшерским пультом – панель Master Section не будет для вас "в диковинку"

В этом пакете также реализовано немало популярных аудиоэффектов (Chorus, Reverb, Noise Gate, Echo и др.), хотя в целом их выбор несколько меньше, чем в Sound Forge. Доступ к ним осуществляется с помощью панели Master Section (View—>Windows—> Master Section), причем применять к текущей фонограмме можно одновременно до шести эффектов, а воздействие от них становится заметным прямо во время проигрывания композиции. Достигнув желаемого результата, нажмите кнопку Apply, и все изменения будут сохранены.

Интерфейс реализации большинства настроек в WaveLab довольно стильный. По внешнему виду они напоминают привычные приборные панели на пульте звукооператора с соответствующими индикаторами и регулировками.

Точно так же, как и в Sound Forge, вы можете сжимать и растягивать любой фрагмент звуковой волны, не изменяя при этом ее амплитуду (Process—>Time Stretch); преобразовывать высоты звука без изменения длительности воспроизведения файла (Process—>Pitch Correction); осуществлять реверс записей (Process—>Reverse).

Стоимость такой студии, воплощенной в реальном оборудовании, достигает нескольких тысяч… Не гривен, разумеется

Добиться желаемого тембра звучания в WaveLab помогают два эквалайзера — параграфический (Process—>EQ) и трехполосный графический (View—>Windows—>Master Section—>EQ-1 (в любом из шести каналов)).

Ну и, наконец, для того чтобы обработать несколько файлов в автоматическом режиме, здесь также существует специальный "конвейер" (File—> Batch Processing). Причем для каждой фонограммы отдельно можно составить свою собственную программу модификации, окончание работы которой будет сопровождаться звуковым сигналом.

Реставрационные возможности

Если вы будете реставрировать старые фонограммы с помощью WaveLab, то обратите внимание на следующие свойства пакета.

1. Равно как и Sound Forge, это приложение поддерживает динамическую обработку данных. В результате выполнения действий Level—> Dynamics на экране появится окно Compressor/ Expander/ Limiter/ Noise Gate, позволяющее выполнять примерно те же преобразования, что были описаны выше.

2. Посторонние шумы различных происхождений в аудиокомпозиции легко удалять с помощью дополнительного модуля расширения DeNoiser, демонстрационную версию которого можно загрузить на страничке service.steinberg.de/webdoc.nsf/show/demos_pc_e.

3. По заверениям Steinberg, плагин DeClicker прекрасно справляется со щелчками, однако его демо-версию в Сети мне обнаружить не удалось.

4. Превратить вашу "очищенную" монокомпозицию в "псевдостерео" поможет специальная функция гармонизации звуковой волны (Process—> Harmonizer). С ее помощью можно добавить к основной мелодической линии до 16 дополнительных, которые являются копиями исходной музыкальной темы, сдвинутыми на определенные интервалы. Причем свойства каждого голоса в получаемом таким образом "стереоспектре" указываются отдельно, благодаря чему можно добиться необычных панорамных эффектов. (Кстати, подобный результат достигается и вручную практически в любом аудиоредакторе путем копирования, сдвига и микширования основной темы.)

5. Для повышения громкости записанных фонограмм используют модуль Loudness Maximizer, демо-версию которого вы также можете найти на странице service.steinberg.de/webdoc.nsf/show/demos_pc_e.

DartPro 98, или Когда за дело берется дока

Компания Tracer Technologies не столь известна широкому кругу пользователей, сколь ее именитые конкуренты, чьи продукты мы рассмотрели выше. Тем не менее ее программные изделия пользуются заслуженной популярностью у знатоков и профессионалов, а приложение DartPro 98 уже давно стало одним из самых необходимых инструментов в студиях звукозаписи. Его демо-версию можно загрузить на странице www.tracertek.com/free.htm.

Кратко о важном

Программа поддерживает лишь два формата аудиоданных Wave (*.wav) и RealAudio (*.raw), а также бинарные файлы "собственного производства" Binary (*.det). При их воспроизведении курсор движется вдоль графика звуковой волны и по достижении правой стороны окна исчезает за его пределами. Картинка при этом не меняется. Однако в DartPro 98, равно как и во всех рассмотренных выше приложениях, есть возможность изменять масштаб диаграммы по горизонтали и вертикали. Для этого в первом случае в поле ввода Resolution следует ввести нужный коэффициент либо, спозиционировав курсор на рисунке, щелкнуть правой кнопкой мыши и из контекстного меню выбрать его необходимое значение. Во втором — специальный множитель задают в поле Multiplier.

Современные возможности редакторов по виду напоминают старые трехмерные игры: так выглядит визуализация спектральной характеристики в исполнении DartPro

DartPro позволяет не только работать с уже оцифрованными композициями, хранящимися в файлах указанных выше форматов, но и производить запись звука с любого внешнего устройства, подключенного к аудиокарте вашего ПК. Для этого следует выполнить следующие действия: Record—>Record. В появившемся окне Select a name of the file for recording задать имя записываемого файла, а в следующем — указать нужные параметры оцифровки сигнала (разрядность, частоту дискретизации, моно/стерео). По окончании записи программа предложит зарегистрировать ваш файл в системе. Не стоит от этого отказываться. В результате будет создан дополнительный файл с расширением *.sfm — корень дерева, из которого будут произрастать ветви последующих преобразований записи. Таким образом, в любой момент времени в окне Sound tree (File—>Open sound tree) вы сможете сравнивать копии фонограмм после очередных действий и для удобства оценивать их по трехбалльной системе с помощью "веселых колобков".

Существует в DartPro и девятиполосный графический эквалайзер (Toolbox—>Equalize). Для удобства работы с ним вы можете воспользоваться уже готовыми настройками (кнопка Presets).

DartPro позволяет дать волю фантазии и сконструировать из готовых компонентов такой фильтр, какой вам заблагорассудится

В DartPro, равно как и в описанных выше редакторах, можно работать не только со всей фонограммой в целом, но и c ее отдельным выделенным блоком. Если на вкладке General окна Preferences (Options—>Preferences) отмечена флажком опция Use CTRL to select blocks, то выделение нужного участка графика звуковой волны следует производить с помощью правой кнопки мыши, удерживая нажатой клавишу <Ctrl>. Таким образом, DartPro предоставляет широкие возможности для редактирования аудиофайлов. С помощью команд меню Edit (Copy, Cut, Paste) вы легко научитесь манипулировать отдельными фрагментами открытых композиций.

При работе с фонограммой удобно также использовать специальную систему маркеров. Маркеры зеленого цвета (Edit—>SetRemove markers) служат для быстрого перемещения к нужным участкам записи, красные маркеры (Edit—>Set/Remove click markers) необходимы для выделения звуковых щелчков и их последующего удаления с композиции.

Команды группы Toolbox —> Fade предоставляет возможность постепенно увеличивать (Fade In) или уменьшать (Fade Out) громкость звука на выделенном участке фонограммы, а также смешивать два аудиофайла таким образом (Crossfade), что громкость первого будет плавно затухать, а второго — нарастать.

С помощью фильтра DeHum можно подправить неровности частотной характеристики старой фонограммы

Немного поэкспериментировать со звуком можно и с помощью верхней группы функций меню Toolbox. Первая из них, Scale, позволяет усиливать/ослаблять сигнал на выделенном участке в соответствии с заданным коэффициентом. Maximize служит для усиления сигнала до максимально возможного уровня. Reverse, как понятно из названия, необходима для воспроизведения файла в обратном направлении.

Следует заметить, что большинство операций с фонограммой DartPro производит не над исходным файлом (график его помечается буквой S, от англ. слова "source"), а над его копией (она отмечена литерой D, от "destination"). Их синхронизацией можно управлять с помощью окна Synchronization (Window—>Synchronization).

Группа команд Toolbox—>Mono/Stereo позволяет осуществлять различные "панорамные" преобразования композиции: разделять стереозапись на два монофайла (Split), объединять две монокомпозиции в одну стерео (Unite), конвертировать монофайлы в стерео (Convert to Stereo) и наоборот (Convert to Mono).

Для проведения детального спектрального анализа фонограмм используйте функции Toolbox—>Spectral analysis. В зависимости от его результатов вы научитесь применять те или иные методы реставрации записей.

Реставрационные возможности

Все функции, касающиеся восстановления фонограмм, в основном сосредоточены в меню Toolbox и Restore. Особое внимание обратите на следующие свойства DartPro.

1. Обработка звука с помощью специальных частотных фильтров (Toolbox—>Filter). LowPass удаляет все высокие частоты, превышающие заданный предел. HighPass производит те же действия с низкими частотами. BandStop вырезает из спектра сигнала указанную среднечастотную составляющую. BandPass, наоборот, оставит лишь средние частоты, удалив высокие и низкие. Notch чаще всего применяется для очистки записи от несильного фонового шума.

2. Удаление щелчков и других помех импульсного характера (Restore—>DeClick). С помощью этой функции DartPro проведет автоматический анализ фонограммы и произведет реконструкцию сигнала на соответствующих участках.

3. Реставрация записей в ручном режиме (Restore—> ReTouch) на основании данных, полученных при обработке композиции процедурой DeClick.

4. Автоматическая очистка записи от шумов и помех различного происхождения функциями DeHiss (Restore—> DeHiss) и DeNoise (Restore—>DeNoise). Отмечу, что первая из них работает несколько эффективнее, поскольку базируется на результатах анализа шумов обрабатываемого файла, а не пользуется стандартными предустановками, как DeNoise.

5. Расширенная частотная фильтрация звука с помощью процедуры DeHum.

К сожалению, за неимением места о подробных настройках этих процедур я рассказывать не буду. Надеюсь, что они не вызовут у вас особых затруднений, тем более, что в любой момент времени при работе с ними вы можете нажать кнопку Test и в появившемся окне предварительно прослушать результат грядущих преобразований.

Напоследок лишь замечу, что в комплект приложения DartPro 98 входит отдельная программа DART CD-Recorder, позволяющая сохранять ваши работы на компакт-дисках, а также конвертировать файлы MIDI и MP3 в формат Wave.

Запись CD — дело нехитрое

В заключение упомяну еще о нескольких приложениях, широко применяемых в целях реставрации фонограмм перед записью их на компакт-диски.

В первую очередь, это еще одно творение компании Steinberg — программа Clean!. Она требует, чтобы импортируемые файлы соответствовали стандарту Audio CD (44,1 kHz, 16 bit Stereo), а продолжительность их звучания составляла не менее 7 с. Если ваши записи удовлетворяют таким условиям, то перед их экспортом на CD вы сможете применить к ним практически все описанные выше процедуры очистки: declicker, denoiser, bass boost, brilliance и др.

Знакомьтесь – Clean!

Примерно те же функции выполняет и shareware-программа AudioTools 2.0, которую мне удалось примерно полгода назад обнаружить на одном из британских серверов. Правда, в последнее время почему-то ни одна из сохраненных мной ссылок не работает, и я их здесь приводить не стал. Если заинтересуетесь этой программой, напишите ее авторам Эндрю Фишу (Andrew Fish) и Скотту Максвини-Робертсу (McSweeney-Roberts) по адресу amfish@globalnet.co.uk, они-то уж точно прольют свет на ее загадочное исчезновение с упомянутых серверов.

Требования AudioTools 2.0 к оцифровке файлов не столь жесткие, как у Clean!, поскольку она сама производит редискретизацию записи в формат Audio CD, правда, довольно некачественно. Поэтому лучше всего для этих целей использовать какой-нибудь мощный звуковой редактор, а уж потом чистить фонограмму с помощью средств AudioTools.

Ну что ж, пора за дело. Не тратьте время попусту — поспешите восстановить и сохранить для потомков свои любимые записи! Для этого сегодня у вас есть все возможности.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: