Интервью

Война дронов: почему украинские военные стали заложниками китайских квадрокоптеров

Война дронов: почему украинские военные стали заложниками китайских квадрокоптеров

Недавно китайская компания DJI, которая специализируется на производстве квадрокоптеров, заявила о прекращении поставок своей продукции в россию и Украину. Также она больше не будет оказывать своим БПЛА техническую поддержку и сопровождение. Ее руководство опасается, что их будут использовать во время русско-украинской войны.

Как такой запрет может повлиять на использование коптеров во время войны, мы поговорили с соучредителем DroneUA Валерием Яковенко.

Война дронов: почему украинские военные стали заложниками китайских квадрокоптеров

Система DJI AeroScope

Вначале систему AeroScope создали, чтобы обеспечивать общественную безопасность. Неавторизованные коптеры запрещалось использовать в людных местах (в частности, вблизи аэропортов, стадионов или на митингах). Поэтому дроны, которые использовали в таких специфических случаях, DJI обычно продавали только представителям правоохранительных органов и служб безопасности. Кроме того, их еще используют для защиты критической инфраструктуры.

DJI AeroScope – система, которая позволяет обнаруживать местонахождение коптеров и их операторов. Каждый квадрокоптер DJI передает сигнал между пультом и дроном, а система AeroScope слушает эфир и расшифровывает данные, которыми обмениваются операторы дронов со своими воздушными работами. Она с легкостью расшифровывает не только местонахождение дронов, но и сообщает высоту, скорость, направление, серийный номер и местоположение их операторов. Коптеры передают сигналы на стандартных частотах 2,4 ГГц и 5,8 ГГц на любой ближайший приемник. Эти приемники могут получать сигналы на расстоянии от 5 км до 50 км.

Война дронов: почему украинские военные стали заложниками китайских квадрокоптеров

Вся информация полностью шифруется, и для ее расшифровки необходимо приобрести специальное оборудование.

Для системы AeroScope компания DJI продает два разных типа устройств:

  • в портативном исполнении, у которых ограниченный радиус действия, собственный корпус, экран, антенны и батарея;
  • в стационарном исполнении, у которых большой радиус действия, а также они подключаются к внешней антенне через интернет или радиосвязь.
  • стационарное устройство настраивается тоже по-разному:
  • может передавать данные на общедоступные серверы DJI (они размещены на Amazon AWS);
  • может передавать данные в частное облачное хранилище владельца;
  • может отправлять данные на локальный сервер владельца или оператора.

Система AeroScope с портативным устройством продается за $20 тыс., а стационарный комплект G8 средней дальности стоит от $25 тыс. до $150 тыс.

Квадрокоптеры DJI можно превратить в боевые дроны, подсоединив к ним взрывчатку. В свое время эти квадрокоптеры использовал ИГИЛ, чтобы сбрасывать на цель 40-миллиметровые гранаты и коктейли Молотова. В настоящее время российская армия использует большое количество как портативных аэроскопов, так и их расширенные версии DJI AeroScope, которые специально привезли из Сирии.

Война дронов: почему украинские военные стали заложниками китайских квадрокоптеров

Сотрудничество DroneUA с DJI

С брендом DJI компания DroneUA не сотрудничает уже около года. До этого у нас было очень плодотворное многолетнее сотрудничество, которое длилось более восьми лет. И если говорить о моделях коптеров – то мы работали со всеми БПЛА, которые были представлены на рынке до прекращения нашего сотрудничества.

Война дронов: почему украинские военные стали заложниками китайских квадрокоптеров

300 квадрокоптеров для фронта

С первых дней войны мы успели отправить на фронт более 300 единиц БПЛА. В большинстве случаев это были квадрокоптеры Matrice или Mavic и Phantom. Практически все имеющиеся у нас модели предоставили европейские партнеры.

Кроме ВСУ мы также поставляем беспилотники Службе чрезвычайных ситуаций. В частности, это такие бренды, как Autel, Parrot, DJI, Fima, Flyability и другие. Их часто используют во время поисковых операций или разбирании завалов.

Если говорить честно, то внутренние запасы дронов иссякли в первые несколько дней войны. Дроны и все сопутствующее оборудование начали массово скупать и завозить в Украину волонтеры, бизнес и все, кто понимал, где их взять и кому отдать. Поэтому совсем без дронов мы не остались.

Война дронов: почему украинские военные стали заложниками китайских квадрокоптеров

Китайцы не нарушают своих обещаний

Что бы там кто ни говорил, китайцы очень принципиальны и системны. Во-первых, если представители компании DJI дали публичные обещания по прекращению бизнеса в Украине и россии, то не собираются их нарушать в одностороннем порядке. Я считаю, что это невозможно.

Во-вторых, это достаточно крупная компания, поэтому там не будут заниматься межличностными вопросами. Особенно учитывая, что они большинство своей продукции, а это почти 70%, продают странам ЕС и США. Поэтому им очень важно, чтобы их коптеры не использовали в военных конфликтах. Поскольку это будет существенно влиять на их спрос среди этих стран, который намного больше, чем, скажем, в той же россии.

Война дронов: почему украинские военные стали заложниками китайских квадрокоптеров

В-третьих, это наглядный пример cancel culture, когда компания считает нужным отказаться от стратегических рынков из-за репутационных рисков в цивилизованном мире, ведь они формируют до 70% всего их товарооборота.

Именно поэтому китайцы стремятся избежать обвинений в том, что они разрабатывают оборудование для военных нужд. В DJI заявляют, что они не хотят, чтобы их продукцию использовали не по назначению. Это для них эдакая красная линия, какую ни в коем случае не хотят пересекать.

Как с украинской, так и с российской стороны это оборудование модифицировали для переноски взрывчатки (то есть сброса боеприпасов). Я считаю, что украинцы все делают правильно, потому что защищают свою территорию. К сожалению, орки тоже, по сообщениям ВСУ, часто используют эти коптеры, чтобы атаковать позиции украинских защитников.

Война дронов: почему украинские военные стали заложниками китайских квадрокоптеров

Проблемы с деталями для дронов

Честно говоря, проблема возникла не сейчас, а весной прошлого года. Это связано с изменением в Украине дистрибьютора. Раньше официальными дистрибьюторами DJI были три компании – Fly Technology, Quadro (у них в Украине были магазины DJI) и DroneUA. Затем единственным их агентом стала огромная компания Elko. Ее представительства есть в странах Балтии, Венгрии, Украине и так далее. Elko владеет миллиардным бизнесом и импортирует в разные страны большое количество компьютерной техники. Благодаря ей DJI, по сути, покрывает все эти регионы.

Война дронов: почему украинские военные стали заложниками китайских квадрокоптеров

После их открытия все остальные контракты закрыли, и они перешли в статус субдилеров компании Elko. Это, в частности, привело к «буксованию» некоторых производственных процессов, например, таких как ремонт оборудования и техническая поддержка коптеров. Еще до войны этот процесс в Elko так и не запустили. То есть образовался определенный дефицит запчастей для квадрокоптеров, которые все реже поступали в Украину. А во время войны и подавно, то есть поставки любых компонентов вообще остановились.

Почему так случилось? Потому что внутри любого бизнеса есть еще дополнительные бизнесы – сейчас мы говорим о запчастях как отдельном бизнесе. Чтобы их получить, приходилось постоянно выбивать эти детали у компании-поставщика. Даже после оформления заказа на сайте поставщика его могут не выполнить из-за того, что он не в приоритете. Германия и Франция в приоритете, а Украина – нет.

Война дронов: почему украинские военные стали заложниками китайских квадрокоптеров

Перевозка дронов

Мы не получали квадрокоптеры DJI напрямую из Китая с апреля прошлого года. Обычно компания отправляла свою продукцию в Латвию, а уже оттуда ее привозили в Украину.

То же касается и денег. Украина не платила напрямую Китаю за запчасти к коптеру. Она рассчитывалась за них с латвийскими поставщиками.

Всю продукцию DJI всегда перевозили не морским путем, а самолетами.

Война дронов: почему украинские военные стали заложниками китайских квадрокоптеров

Большие дроны DJI доставляли из Китая еще и в Венгрию, где есть европейский склад оборудования, в том числе для Украины. Но они, в отличие от Литвы, остановили какие-либо поставки еще в первые дни войны. Они это сделали в соответствии с решением венгерских властей, а не из-за запрета со стороны китайского производителя, который тогда еще продолжал продавать свой товар.

Сейчас, к сожалению, у нас закрыто авиасообщение, из-за чего есть задержки с доставкой товара. Но, к счастью, оно есть в Польше. При необходимости оттуда за сутки можно перевезти любой груз. Поэтому для нас это не такая большая проблема.

Что касается разрешений, то для транзитного груза они не требуются. Они необходимы только в том случае, когда товар экспортируют из Польши. Если речь идет о волонтерской помощи, то все необходимые разрешения предоставляют.

Война дронов: почему украинские военные стали заложниками китайских квадрокоптеров

Конфликт с DJI из-за системы AeroScope

У украинской власти в начале войны был конфликт с DJI. Тогда компанию обвинили в том, что она отключила украинские аэроскопы, которые использовали для защиты атомных электростанций. Именно это стало поводом для распространения негатива о том, что DJI не поддерживает украинских государственных пользователей.

В первый день войны представители украинской власти заявили, что компания отключила все системы. И это несмотря на то, что у нас все они работали. Потом они сказали, что только несколько аэроскопов отключили, а все остальные и дальше работают. Как выяснилось позже,украинский подрядчик, который их устанавливал, не до конца выполнил свою работу. То есть на некоторых стратегических предприятиях аэроскопы не работали из-за отсутствия технического сопровождения. Другие государственные пользователи, у которых работы проводили согласно регламенту, не испытывали проблем с функционированием станций отслеживания.

Чтобы аэроскоп корректно работал, нужно было зайти в систему, изменить IP-адрес и пройти определенные шаги для авторизации в сервисе.

Мы неоднократно получали предупреждения от самой системы по поводу ее некорректной настройки. Потому мы все соответствующие изменения сделали еще в октябре. После проведения всех регламентных работ все системы продолжали работать как следует.

Война дронов: почему украинские военные стали заложниками китайских квадрокоптеров

Эрэфия является одним из стратегических рынков для Китая

Эрэфия является одним из стратегических рынков Китая. Поэтому то, что сотрудничество DJI с россией шире, чем с Украиной, это факт. Но никто с начала войны не создавал преград для украинских пользователей, и доступ ко всем технологиям одинаков как у украинских защитников, так и у орков.

У россиян многие станции AeroScope находятся на передовой. Благодаря им они вычисляют украинских аэроразведчиков. У нас они тоже есть, хоть и не в таком количестве, как у них.

Война дронов: почему украинские военные стали заложниками китайских квадрокоптеров

Техника безопасности

Если вы используете БПЛА на передовой, следует понимать, что вы не остаетесь невидимыми. Каждую секунду квадрокоптер передает радиосигналы, которые можно отследить с помощью радиоэлектронной разведки (РЭБ). Кроме стандартных инструментов россияне располагают дешифраторами, которые позволяют определять точное местоположение коптера, его оператора, точки взлета и маршрут. Речь идет об уже упомянутой системе AeroScope.

Независимо от того, какой торговой марки у вас квадрокоптер, мы рекомендуем делать следующее:

  • не запускайте коптер возле вашей воинской части, только с удаленной позиции;
  • запускайте коптер, если есть такая возможность, с разных локаций;
  • если вы не используете Wi-Fi при запуске коптера, включите на телефоне авиарежим и выключите геолокацию;
  • во время полета дрона спрячтесь в укрытие так, чтобы визуально его контролировать;
  • при полете коптера ориентируйтесь на показатели мощности сигнала и количества спутников. Это нужно для того, чтобы россияне с помощью РЭБ не заглушили дроны.

Война дронов: почему украинские военные стали заложниками китайских квадрокоптеров

Боевые дроны

Следует понимать, что количество дронов DJI на рынках является самым большим по сравнению с другими брендами. Поэтому с началом войны Украина задействовала не только имеющиеся у военных дроны этого бренда, но и применяла гражданские коптеры, которые поставляли волонтеры. Отрицать факт того, что дроны использовали для разведки обе стороны, нет смысла. Но винить в этом производителя тоже некорректно. Надо понимать, что львиную долю дронов приобрели еще в мирное время и для мирных нужд.

Что касается боевых модификаций дронов и комплектования их механизмом самосбрасывания, сделанным инженерами-любителями, это тоже не новость. Все имеющиеся дроны можно переделать в боевые. Поэтому искать взаимосвязь между брендом и «переделать в боевые» бесполезно.

Какие боеприпасы прикрепляют к таким дронам? Как правило, россияне используют обычные гранаты, гранаты от гранатометов и так далее. По информации наших военных, это случается довольно часто и регулярно.

Война дронов: почему украинские военные стали заложниками китайских квадрокоптеров

Софтверная поддержка

Вопрос софтверной поддержки очень сложен. Дело в том, что на россии используют оборудование, «отвязанное» от Китая, то есть с локальными серверами и прошивками, изданными государственными органами. Фактически это оборудование уже не подконтрольно Китаю, а версии аэроскопов, которые использует орда, не имеют механизмов подписок.

Украине будет труднее в разы. Оборудование, которое зависит от Китая, необходимо обновлять, получать новые сертификаты безопасности и новые кабинеты пользователей. Выход с рынка – это также и приостановка такой поддержки. Ее тяжело заменить, но мы найдем выход. Это только вопрос времени.

Война дронов: почему украинские военные стали заложниками китайских квадрокоптеров

Плюсы и минусы запрета использования коптеров DJI

Почему это плохо? Украинским военным будет сложнее ремонтировать оборудование. Также увеличится его конечная стоимость для волонтеров. У нас не будет возможности покупать дроны без европейских наценок. Кое-где будет происходить двойное налогообложение из-за уплаты европейских налогов на добавленную стоимость и аналогичных расходов на украинской таможне, особенно если импортер является плательщиком НДС. Существует риск блокировки воздушного пространства и создания беспилотных зон на уровне программ управления дронами. Это искусственные препятствия, которые можно обойти, но на это нужно время.

Почему это хорошо? Оккупационные войска не смогут обновлять свой флот дронов, которые они теряют каждый день. Из-за логистических препятствий и международных санкций закупить такой тип оборудования будет проблематично.

Объявления о временном выходе с украинского и российского рынков одного из крупнейших игроков – это мотивация для всех компаний Старого и Нового света создавать и поставлять оборудование украинским военным.

Доказать эффективность оборудования в реальных боевых действиях на стороне Украины – это возможность, за которую будут бороться самые перспективные компании мира. И украинские пользователи от этого только выиграют.

Война дронов: почему украинские военные стали заложниками китайских квадрокоптеров

Что дальше

Квадрокоптеры DJI будут и дальше применять у нас, но при этом на них не будет действовать гарантия. Китайцы постараются запретить всем своим поставщикам продавать свою продукцию как в Украине, так и в россии. Будут ограничивать деятельность аккаунтов и следить за тем, чтобы здесь не активировали их коптеры. Но наши украинские волонтеры все эти препятствия преодолеют.

У выхода бренда с рынка будут свои последствия. Как минимум ниша будет оставаться открытой и другие бренды – производители дронов смогут ее занять. Мы долгое время сотрудничаем с другими производителями дронов. Один из них является мировым лидером по производству древесных опрыскивателей. Это тоже китайский бренд. Есть и другие, которые специализируются на подводных дронах, дронах, которые используют для обследования труднодоступных зон в промышленности, территорий и поврежденных зданий.

Что делать дальше? Мы будем создавать «коптеры-франкенштейны» и печатать запчасти. То есть те запчасти, производство которых можно наладить в Украине с помощью 3D-принтеров, будут производить внутри страны.

Война дронов: почему украинские военные стали заложниками китайских квадрокоптеров

Завантаження коментарів...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: