Блоги Технологии 19.04.2010 в 07:19 comment

3D-капец

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/540826395fce3a1344dcf85beaaee1cb?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/540826395fce3a1344dcf85beaaee1cb?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg
Раздел Технологии выходит при поддержке Favbet Tech

В кино пришёл объём. Его ждали давно, и вот он, наконец, пришёл. Мы, зрители, радуемся тому, что любимое зрелище стало ещё более зрелищным. Индустрия радуется тому, что зрителя, которого с каждым годом всё труднее становится зазывать «на спецэффекты», теперь можно будет зазывать «на объём».

В общем, после триумфа «Аватара» в киноиндустрии случился долгожданный бум. Уже обычное, плоское кино снимать становится не модно. Множатся планы по переводу в объём уже выпущенных фильмов. Производители бытовой электроники спешно налаживают выпуск трёхмерных панелей. Инвесторы спешно скупают акции. Инженеры спешно готовят новые стандарты. Всем хорошо, но на этой прекрасной картине есть маленькое корявое пятнышко. Ерундовина, на которую все предпочитают не обращать внимания. Маленькое невинное обстоятельство, которое отравит на свалку истории всю эту милую затею.

Маленькое невинное обстоятельство заключается в том, что трёхмерное кино смотрят люди. И смотрят его глазами, оптическая система которых имеет ограниченную глубину резкости.

Система управления аккомодацией

Давайте вспомним схему человеческого глаза:

3D-капец 1 – роговица
2 – хрусталик
3 – сетчатка
4 – цилиарная мышца
5 – цинновые связки
(картинка взята с сайта НИИ глазных болезней РАМН https://www.niigb.ru/)

Когда нам нужно сфокусировать взгляд на чём-то далёком, цилиарная мышца растягивает хрусталик. Когда нам нужно сфокусироваться на чём-то близком, цилиарная мышца расслабляется. Когда хрусталик растянут неправильно (то есть неадекватно), мы получаем размытое изображение предмета, на который обращено наше внимание. Эта подстройка оптической силы глаза для получения чёткой проекции на сетчатке называется аккомодацией.

Кроме хрусталика и цилиарной мышцы в аккомодации принимают участие мозговые механизмы, управляющие работой всего этого хозяйства. Каким образом система управления аккомодацией узнаёт, какое натяжение хрусталика является оптимальным? В принципе, может быть задействованы три механизма (по убыванию значимости):

Онлайн курс з промт інжинірингу та ефективної роботи з ШІ від Powercode academy.
Курс-інтенсив для отримання навичок роботи з ChatGPT та іншими інструментами ШІ для професійних та особистих задач, котрі допоможуть як новачку, так і професіоналу.
Записатися на курс

1. Автофокус, аналогичный тому, который применяется в фотоаппаратах. Принцип действия такой: «поиграть настройками» и найти то положение, которое обеспечивает наилучшую резкость.

2. Параллаксовый дальномер на основе бинокулярного зрения. Двумя глазами мы видим всё намного чётче, в том числе и потому, что более быстро и правильно оцениваем расстояние.

3. Информация из других источников, насколько далеко находится объект. В сложных условиях можно быстро навестись на резкость, дотронувшись рукой до рассматриваемого предмета.

Все три механизма работают имплицитно, то есть без участия сознания. Сознание всей этой тонкой машинерией эффективно управлять не может. Оно слишком для этого нерасторопно. Сознание выдаёт задание, куда смотреть, и снимает результат восприятия с перцептивной системы.

Сказка про то, как наши желания поссорились с нашими возможностями

Стереокино основано на том, что мы техническими средствами обманываем параллаксовый дальномер. То есть подаём на правый и на левый глаза немножко разные картинки. Хорошо, параллакс мы обманули. Но что у нас происходит с аккомодацией? Она-то должна остаться на плоскости экрана!

Онлайн курс з промт інжинірингу та ефективної роботи з ШІ від Powercode academy.
Курс-інтенсив для отримання навичок роботи з ChatGPT та іншими інструментами ШІ для професійних та особистих задач, котрі допоможуть як новачку, так і професіоналу.
Записатися на курс

Вот тут и начинается игра в перетягивание хрусталика. Автофокус говорит, что объект находится в плоскости экрана. Параллакс говорит, что объект находится где-то далеко. Сознание верит параллаксу (оно, как и зрительный анализатор, находится в коре больших полушарий) и говорит, что объект далеко. Вегетативная система получает противоречивые указания и начинает сходить с ума. Заканчивается это тем, что система либо просто встаёт в ступор (дезориентация), либо начинает лихорадочно взбрыкивать (выход из штатного режима и, как следствие, переутомление). И то, и другое – нормальная реакция на диссонанс.

Ещё более интересная ситуация получается, когда на экране появляется размытое изображение. То есть постановщик применяет обычный художественный приём – привлечение внимания зрителя к объекту через ограничение глубины резкости. И это окончательно добивает систему управления аккомодацией. Вдумайтесь, каково её незавидное положение: автофокусу верить нельзя, потому что он не умеет работать с размытым изображением, а коре больших полушарий нельзя верить, потому что при просмотре стереофильма ей вообще нельзя верить (она целенаправленно обманута). Тупик. При попытке (чаще всего неосознанной) перевести взгляд на размытый фон, мы почти сразу получаем полную неработоспособность системы управления аккомодацией, за что практически сразу бываем наказаны.

В результате «взбрыкиваний» очень быстро устаёт цилиарная мышца (характерная резь в глазах, головная боль). Но хуже всего не это, а то, что разрушается многолетняя дружба между механизмами управления, которые до сей поры всегда только помогали друг другу. Я не знаю, чем это грозит, но очень хочется надеяться, что невропатологи это умеют лечить.

Как видим, для правильного восприятия картинки нужно отключить воздействие коры больших полушарий на механизм управления аккомодацией. Можем ли мы это сделать сознательно? Нет, не можем. Сознание не управляет такими тонкими имплицитными механизмами.

3D-капецСтоит отметить, что описанная здесь проблема проявляется только в том случае, когда экран достаточно близко. Когда до рассматриваемого объекта (в нашем случае, до экрана) расстояние больше десяти-двадцати метров, правильное положение хрусталика практически идентично положению «бесконечность». Поэтому можно смотреть стереокино с последнего ряда кинотеатра, не опасаясь никаких проблем с аккомодацией. Если, конечно, буйная фантазия режиссёра не будет слишком сильно и достаточно надолго «вытаскивать» предметы из экрана.

Можно ли привыкнуть к просмотру стереокино с близкого расстояния (то есть научиться «по ситуации» отключать совместную работу двух систем управления аккомодацией)? Не знаю. Может быть, можно, а может быть, нельзя. Насколько я понимаю, этот вопрос вообще никто серьёзно не исследовал. И больше всего я сомневаюсь в том, что обретение такого «таланта» не потянет за собой какой-нибудь неприятный побочный эффект.

Чем более естественной становится искусственно созданная неестественная среда обитания человека, тем менее естественной для него становится его естественная среда обитания.

Ещё один источник диссонанса

Подвигайте головой немножко вправо-влево и вверх-вниз. Замечаете, как изменяется видимое положение одних предметов относительно других? Так вот, при просмотре стерео этого не будет. Не пытайтесь заглянуть за краешек "предмета", чтобы увидеть, что за ним. Не увидите. Сидите смирно и не крутите головой. Даже если в голову из экрана летит кирпич. Движения головы — ещё один источник диссонанса. Возможно, головокружение и тошнота, на которую жаловались зрители "Аватара", связаны именно с этим диссонансом — диссонансом между видимой картинкой и данными вестибулярного аппарата.

Эта проблема, конечно, ерунда по сравнению с разрушением системы управления аккомодацией. Ну укачает, ну стошнит… Ничего страшного. Поскольку дело происходит исключительно в коре больших полушарий, чрезвычайно гибком механизме, адаптируетесь довольно быстро и безо всяких негативных последствий.

Объём без последствий

Есть ли способ получить стереоизображение, не насилуя глаза и мозг зрителя? Да, такой способ есть, но от этого не легче. Голограмма даёт по-настоящему честное изображение. Но массового голографического кина не будет. В течение нашей жизни точно. А возможно, его не будет никогда. Сразу по нескольким причинам:

1. Голограмма не поддаётся оцифровке. При весьма скромной диагонали 15 дюймов мы легко получаем что-то вроде двух терапикселей.

2. Голографическую плёнку чрезвычайно трудно скопировать «аналоговым способом» без чудовищной потери качества.

3. Голограмма не масштабируется. То есть даже если получится снять голографический фильм для экрана диагональю 15 дюймов, его нельзя будет растянуть даже на 16 дюймов. Растянутая голограмма просто не сработает.

Вместо заключения

Напоследок дам несколько советов.

Зрителям, идущим в 3D-кинотеатр: берите билет на последний ряд. На первый ряд не садитесь ни в коем случае.

Продюсерам и режиссёрам: умерьте восторг по поводу 3D. Это ненадолго. И бросайте дурную привычку снимать кино «про спецэффекты». Снимайте про любовь, про честь, про доблесть, про справедливость. Это намного интереснее. И никакого 3D для таких фильмов не нужно.

Кинопрокатчикам: я, ваш клиент, хочу иметь возможность смотреть плоское кино.

Покупателям телевизоров: не берите трёхмерных панелей. Это очень неразумно – платить деньги за головную боль и трудноизлечимые функциональные расстройства.

Производителям телевизоров: не сворачивайте выпуск «обычных» панелей. Когда люди поймут, что 3D их не радует, у вас будет, что им продать.

Офтальмологам и невропатологам: будьте готовы к наплыву клиентов.

Инвесторам: воздержитесь от любых существенных вложений в объёмное кино.

К сожалению, капиталистический способ хозяйствования похож на зазеркалье – нужно очень быстро бежать, чтобы оставаться на месте. Капитализм иногда ведёт себя как тот безмозглый хомячок – всё равно, в какую сторону бежать, лишь бы бежать.

Не исключено, что описанное здесь обстоятельство повергнет многих уважаемых товарищей в состояние фрустрации. И совершенно зря. С объективной реальностью, данной нам в ощущениях, нужно дружить.

P.S. Если бы мы были насекомыми, чьи фасетчатые глаза напрочь лишены механизма аккомодации (за ненадобностью), то со стереокино проблем не возникло бы никаких.

P.P.S. Если всё, написанное здесь, является параноидальным бредом и профанацией, я с удовольствием признаю свой дилетантизм, ознакомившись с результатами серьёзных исследований, подтверждающих безопасность 3D-технологий для зрения и механизмов восприятия. И пусть эти исследования будут проведены и подписаны специалистами с мировым именем. И пусть наш главный санитарный врач господин Онищенко даст зуб, что на результаты этих исследований не повлияли материально заинтересованные лица.

Перепечатано с письменного разрешения автора. Первоисточник.

Раздел Технологии выходит при поддержке Favbet Tech

Favbet Tech – это IT-компания со 100% украинской ДНК, которая создает совершенные сервисы для iGaming и Betting с использованием передовых технологий и предоставляет доступ к ним. Favbet Tech разрабатывает инновационное программное обеспечение через сложную многокомпонентную платформу, способную выдерживать огромные нагрузки и создавать уникальный опыт для игроков. IT-компания входит в группу компаний FAVBET.


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: