Блоги Блоги 20.01.2014 в 14:10 comment

Мнение юриста: чем угрожает украинскому интернету и пользователям закон №3879

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/353eb5c5c1c465223e6994eb69262884?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/353eb5c5c1c465223e6994eb69262884?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

Мнение юриста: чем угрожает украинскому интернету и пользователям закон №3879

Принятый на днях Верховной Радой Украины законопроект №3879 затрагивает многие аспекты общественной жизни. Если попробовать выразить смысл этого законопроекта максимально коротко, то получим примерно такое: «более жесткая регламентация и более жесткая ответственность». Попробуем коротко проанализировать, как этот закон сможет повлиять на интернет-пространство нашей страны.

Деятельность информационных агентств

Исходя из системного толкования норм законопроекта, которые дополняют Закон Украины «Об информационных агентствах», любой интернет-ресурс, который создает собственный новостной контент (а не дублирует содержание печатного СМИ, не является ресурсом государственного органа, или посвящен новостям конкретной организации (предприятия), направлен на реализацию товаров (работ, услуг) конкретного предприятия, или является частным ресурсом, не направленным на оказание информационных услуг) признается «Информационным агентством».

Такое агентство подлежит обязательного государственной регистрации на протяжении 3 (трех) месяцев с момента вступления в силу данного законопроекта (с момента публикации в официальном государственном СМИ «Голос Украины»). Если на протяжение этого срока интернет-ресурс не получит официальный статус «Информационного агентства», то Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере связи и информатизации (далее – Комиссия) своим решением может обязать операторов телекоммуникаций ограничить своим потребителям доступ к такому интернет-ресурсу.

Поэтому первый риск, с которым столкнутся собственники информационных ресурсов, – это сложность регистрации в качестве информационного агентства. Хотя законодательство не предусматривает особенно сложной процедуры регистрации или многих причин для отказа в ней, практика этого процесса может быть разной.

Второй риск, с которым столкнутся собственники уже зарегистрированных «информационных агентств», – это блокирование доступа к ним также на основании решения Комиссии, если агентства будут распространять информацию, которая «противоречит закону». Примеры подобной информации мы приведем позже.

Если ресурс будет работать без приведенной ниже регистрации, это может привести к привлечению его собственников к административной ответственности. Возможные санкции – от 600 до 1000 не облагаемых налогом минимумов (необлагаемый минимум равняется 17 грн), а в случае совершения такого правонарушения повторно – от 1000 до 2000.

Онлайн-інтенсив "Як створити рекомендаційну модель за 2 дні" від robot_dreams.
Ви пройдете етапи вибору, навчання, оцінки рекомендаційної моделі для електронної бібліотеки та отримаєте індивідуальний фідбек від лекторки.
Приєднатись до інтенсиву

Сейчас новый закон не дает возможности для блокирования интернет-ресурсов, которые находятся на иностранных серверах. Поэтому наиболее вероятным путем обхода данного закона будет размещение интернет-ресурса на иностранном сервере.

Социальные сети, сервисы передачи информации и общие риски

Поскольку большинство социальных сетей находятся на иностранных серверах, их полное блокирование невозможно.

Но пользователи социальных сетей, сервисы передачи информации и собственники любых интернет-ресурсов с принятием данного закона рискуют быть привлеченными к криминальной ответственности за следующие действия:

«Изготовление, хранение с целью сбыта или распространение экстремистских материалов, в том числе, через средства массовой информации, сеть Интернет, социальные интернет-сети, использование или демонстрация экстремистских материалов перед массовым собранием людей, в том числе, на собраниях, митингах, уличных походах, демонстрациях, публичные высказывания или призывы экстремистского характера, а также финансирование указанных действий или другая поддержка их организации или осуществления, в том числе, путем предоставления информационных услуг, денежных средств, недвижимости, учебной, полиграфической или материально-технической базы, телефонного, факсимильного или других видов связи, при отсутствии признаков более тяжелого преступления» – ч. 1 ст. 110-1 КК Украины, санкция: штраф от двухсот до восьмисот необлагаемых налогов минимумов доходов граждан с конфискацией экстремистских материалов. Подобные действия, совершенные повторно, – от одной до трех тысяч необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок с конфискацией экстремистских материалов.

При этом под «экстремистскими материалами» законодатель понимает: предназначенные для оглашения документы на бумажных, электронных или любых других носителях, которые содержат информацию экстремистского характера, то есть призывают, обосновывают или оправдывают необходимость совершения деятельности относительно планирования, организации, подстрекательству, подготовке либо совершению действий с целью насильственного изменения или свержения конституционного строя, посягательство на территориальную целостность, неприкосновенность, суверенитет государства, насильственного захвата либо удержания власти, неприкосновенность, суверенитет государства, насильственного захвата либо удержания власти или властных полномочий, незаконного вмешательства в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, других субъектов властных полномочий, избирательных комиссий, общественных объединений, их должностных или служебных лиц, призывают, обосновывают или оправдывают необходимость расжигания социальной, расовой, национальной, этнической, языковой или религиозной вражды и ненависти, проведение массовых волнений, нарушение общественного порядка, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам социальной, расовой, национальной, этнической, языковой или религиозной вражды и ненависти, нарушения прав, свобод и законных интересов людей, в том числе, прямое или непрямое ограничение прав или установление прямых или непрямых привилегий человека и гражданина по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, места проживания, по языковым и другим признакам, пропаганду исключительности, превосхождения или неполноценности человека (социальной группы) по признаку ее социальной, расовой, национальной, этнической, языковой, религиозной принадлежности или отношения к религии» – (примечание к ст. 110-1 КК Украины).

Онлайн-інтенсив "Як створити рекомендаційну модель за 2 дні" від robot_dreams.
Ви пройдете етапи вибору, навчання, оцінки рекомендаційної моделі для електронної бібліотеки та отримаєте індивідуальний фідбек від лекторки.
Приєднатись до інтенсиву

Данное определение является настолько широким и многогранным, что сейчас очень тяжело сказать, кто из эмоциональных пользователей социальных сетей, интернет-журналистов, политиков или аналитиков, которые ведут собственные блоги, не попадет «в группу риска».

А если на ресурсе (или на странице пользователя социальной сети) размещается определенная критическая или негативная информация о конкретном лице (политике, чиновнике, бизнесмене и т.д.), лицо, разместившее ее, рискуют быть привлеченными к криминальной ответственности за «клевету» (ст. 151-1 КК Украины).

Так, за клевету в произведении, которое публично демонстрируется, в средствах массовой информации или в сети интернет, или совершенный лицом, ранее судимым за клевету, наказывается штрафом от пятидесяти до трехсот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или общественными работами на срок от ста пятидесяти до двухсот сорока часов, или исправительными работами на срок до одного года (ч.2 ст. 151-1 КК Украины).

Клевета, совмещенная с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, наказывается исправительными работами на срок от одного до двух лет или ограничением свободы на срок до двух лет (ч.3 ст. 151-1 КК Украины).

В связи с приведенным, все пользователи социальных сетей, собственники информационных ресурсов и сервисов передачи информации должны учредить механизм «внутренней безопасности» информации, которая ими размещается, с целью избегания криминального преследования.

Конечно, каждый собственник интернет-ресурса и пользователь социальных сетей может рассчитывать на судебную защиту своих прав и интересов при нарушении их контролирующими и правоохранительными органами. Но, учитывая сложность такого правового регулирования, отсутствия четких критериев, отсутствия наработанной судебной практики, а также общую политическую атмосферу в стране, защитить свои права в суде будет очень сложно.

Андрей Кравченко, адвокат Адвокатской фирмы «Статус» afstatus.com.ua


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: