Starship готовится к второму полету на орбиту: Илон Маск уверяет, что SpaceX получит лицензию для запуска 17 ноября

Опубликовал
Владимир Скрипин

SpaceX продолжает подготовку к новой попытке запуска Starship и, вероятнее всего, миссия Starship IFT-2 стартует уже в эту пятницу, 17 ноября. По крайней мере, CEO Илон Маск в своем X/Twitter заверил, что «разрешение на запуск появится вовремя до запуска в эту пятницу».

Новая дата второго запуска Starship

Еще в конце июня Илон Маск рассказывал, что вероятность того, что Starship во время второй попытки достигнет орбиты составляет 60%, а сам запуск может состояться уже через 6 недель. Запомним новый твит с новой датой, и уже через несколько дней все узнаем (прогнозы и обещания Илона Маска очень часто бывают обманчивыми), но на всякий случай имейте в виду.

Второй орбитальный полет Starship – на финальном этапе подготовки

Несколько дней назад SpaceX опубликовала красивое промовидео с нарезкой кадров подготовки ко второму орбитальному полету Starship в рамках миссии IFT-2 — с каждым днем ​​ожидается необходимое разрешение американского регулятора FAA в рамках программы перелицензирования Starship после взрывного первого запуска. Напомним, первая попытка Starship достичь околоземной орбиты 20 апреля 2023 года, несмотря на удачное начало, наконец завершилась взрывом и серьезными разрушениями площадки — сразу после старта несколько двигателей самовольно отключились и до этапа разъединения ступеней система не дошла; ракету взорвали командой из центра управления по достижении максимальной высоты 39 километров. Детальнее об этом событии —  рассказывали в отдельном апрельском материале на сайте.

Прототип Starship миссии IFT-2 с обеими ступенями (70-метровый ускоритель/первая ступень Super Heavy B9 + 50-метровый космолет/вторая ступень Starship S25) уже несколько раз собирался воедино и прошел все ключевые этапы подготовки к запуску. Еще раньше команда провела все необходимые наземные тесты, включая несколько огневых испытаний прототипов корабля и ускорителя (повторно только два двигателя из 33 преждевременно отключились, а остальные проработали все 6 секунд) и WDR-тестами (генеральная репетиция предстартового отсчета со всеми этапами заправкой, без зажигания двигателей), чтобы еще раз убедиться в исправности всех подсистем. Кроме того, SpaceX уже получила  лицензию на связь со Starship от Федеральной комиссии связи (FCC) — она будет действовать с 7 сентября 2023 по 23 февраля 2024 года.

Что с новой лицензией?

Ранее FAA обязало SpaceX внедрить 63 изменения в конструкции РН и космодрома перед последующим запуском супертяжелой ракеты-носителя Starship, чтобы «обеспечить защиту общественной безопасности». С тех пор SpaceX провела серьезную работу над ошибками и внесла более 1000 изменений — с учетом опыта, полученного при первой попытке. В то же время команда в рамках подготовки ко второй попытке команда инженеров серьезно модернизировала стартовую площадку и всю инфраструктуру космодрома в Бока-Чика, где сосредоточена разработка РН. В конце октября FAA завершила проверку безопасности, на очереди прохождение экологической экспертизы и выдача новой лицензии.

Среди ключевых изменений в конструкции ракеты и космодрома:

  • Под стартовым столом была установлена ​​массивная стальная пластина  с множеством небольших отверстий, через которые под давлением распыляется большой объем воды. Новая система отвода газов и гашения пламени, в действии напоминающая гигантский душ,  ранее прошла несколько тестов  — она должна свести на нет негативное влияние реактивной струи от трех десятков двигателей Raptor 2; В прошлый раз он разгромил усиленную бетонную основу стартового стола, образовав под ним огромный кратер, а обломки разлетавшихся на десятки метров вокруг камней нанесли немало ущерба как инфраструктуре космодрома, так и прилегающим территориям.
  • Промежуточный отсек между ускорителем и кораблем, благодаря чему ракета побила собственный рекорд 120 метров и стала еще выше, на пару метров. Его назначение — горячая схема разделения, когда зажигание двигателей второй ступени будет происходить еще при работе части двигателей первой. Внутри этого отсека находится тепловой экран, который в сочетании с перфорированными боковыми стенками должен обеспечить эффективный отвод раскаленных газов и защиту целостности первой ступени во время «горячего» расстыковки.

Особенности миссии Starship IFT-2

Ключевые нововведения Starship IFT-2 – по сравнению с первым запуском:

  • включение новой системы пламени тушения стартового стола за 10 секунд до старта;
  • запуск двигателей Super Heavy за 3 секунды до взлета (ранее – за 6 секунд);
  • MAX-Q Момент, когда космический корабль испытывает наибольшее аэродинамическое давление к выходу из атмосферы Земли на 52-й секунде полета (ранее на 55-й);
  • горячее разделение ступеней через 2 минуты 41 секунду после старта и через 2 секунды после отключения большинства двигателей ускорителя Super Heavy (против 2 мин. 52 сек. в первом полете);
  • все этапы с момента запуска двигателей ускорителя на старте и до потенциального выхода корабля на орбиту будут проходить быстрее, чем во время первого полета. Однако график возвращения корабля — такой же, как и во время первого испытания.

Подготовка ко второму орбитальному полету Starship и сопроводительная рекламная кампания проходит на фоне скандального расследования Reuters о сотнях выпадов травматизма на объектах SpaceX в результате систематических нарушений техники безопасности. И все вроде бы из-за особой философии основателя и гендиректора Илона Маска, который пренебрегает мерами безопасности из-за собственной нетерпимости к бюрократии (для Маска, как свидетельствует недавнее расследование Reuters, безопасность на предприятиях — не приоритет), которая тормозит технологический прогресс. Как следствие, сотрудники сами решают, что безопасно, а что нет. И часто расплачиваются за такое безответственное отношение к сохранности своим здоровьем. Детальнее об этом — в нашем конспекте расследования Reuters.

  • Starship и Super Heavy — перспективные многоразовые сверхтяжелые ракеты и корабль, разрабатываемые SpaceX по меньшей мере с 2016 года для замены текущего семейства ракет Falcon и кораблей Dragon и предназначенные для доставки грузов и людей на околоземную орбиту, Луну и Марс.
  • После ввода в эксплуатацию система Super Heavy+Starship станет самой мощной за всю историю освоения космоса. Ракета сможет доставлять на низкую околоземную орбиту груз массой до 150 тонн полностью многократной конфигурации – с возвратом обеих частей (70-метровой Super Heavy и 50-метровой Starship) на Землю, а также возможностью стыковки и дозаправки на орбите.
  • SpaceX продолжает разрабатывать по контракту NASA вариант Starship для лунной программы Артемида, которая предусматривает пилотируемый полет и высадку на Луну. В конце 2022 года NASA выбрало SpaceX Starship для второй высадки экипажа на Луну по программе «Артемида» – она ожидается не раньше 2027 года.
  • Также SpaceX планирует использовать Starship для запуска нового поколения интернет-спутников Starlink V2.0. Кроме того, SpaceX планирует отправить на Starship на Луну (облет без высадки) туристическую делегацию во главе с японским миллиардером (миссия DearMoon) — миссию уже несколько раз переносили, поскольку ракета пока не готова. Еще одна туристическая миссия на Starship входит в программу Polaris, но пока нет ни подробностей, ни даже приблизительных сроков.
Disqus Comments Loading...