SpaceX продолжает подготовку к новой попытке запуска Starship и, вероятнее всего, миссия Starship IFT-2 стартует уже в эту пятницу, 17 ноября. По крайней мере, CEO Илон Маск в своем X/Twitter заверил, что «разрешение на запуск появится вовремя до запуска в эту пятницу».
Еще в конце июня Илон Маск рассказывал, что вероятность того, что Starship во время второй попытки достигнет орбиты составляет 60%, а сам запуск может состояться уже через 6 недель. Запомним новый твит с новой датой, и уже через несколько дней все узнаем (прогнозы и обещания Илона Маска очень часто бывают обманчивыми), но на всякий случай имейте в виду.
Несколько дней назад SpaceX опубликовала красивое промовидео с нарезкой кадров подготовки ко второму орбитальному полету Starship в рамках миссии IFT-2 — с каждым днем ожидается необходимое разрешение американского регулятора FAA в рамках программы перелицензирования Starship после взрывного первого запуска. Напомним, первая попытка Starship достичь околоземной орбиты 20 апреля 2023 года, несмотря на удачное начало, наконец завершилась взрывом и серьезными разрушениями площадки — сразу после старта несколько двигателей самовольно отключились и до этапа разъединения ступеней система не дошла; ракету взорвали командой из центра управления по достижении максимальной высоты 39 километров. Детальнее об этом событии — рассказывали в отдельном апрельском материале на сайте.
Прототип Starship миссии IFT-2 с обеими ступенями (70-метровый ускоритель/первая ступень Super Heavy B9 + 50-метровый космолет/вторая ступень Starship S25) уже несколько раз собирался воедино и прошел все ключевые этапы подготовки к запуску. Еще раньше команда провела все необходимые наземные тесты, включая несколько огневых испытаний прототипов корабля и ускорителя (повторно только два двигателя из 33 преждевременно отключились, а остальные проработали все 6 секунд) и WDR-тестами (генеральная репетиция предстартового отсчета со всеми этапами заправкой, без зажигания двигателей), чтобы еще раз убедиться в исправности всех подсистем. Кроме того, SpaceX уже получила лицензию на связь со Starship от Федеральной комиссии связи (FCC) — она будет действовать с 7 сентября 2023 по 23 февраля 2024 года.
Ранее FAA обязало SpaceX внедрить 63 изменения в конструкции РН и космодрома перед последующим запуском супертяжелой ракеты-носителя Starship, чтобы «обеспечить защиту общественной безопасности». С тех пор SpaceX провела серьезную работу над ошибками и внесла более 1000 изменений — с учетом опыта, полученного при первой попытке. В то же время команда в рамках подготовки ко второй попытке команда инженеров серьезно модернизировала стартовую площадку и всю инфраструктуру космодрома в Бока-Чика, где сосредоточена разработка РН. В конце октября FAA завершила проверку безопасности, на очереди прохождение экологической экспертизы и выдача новой лицензии.
Среди ключевых изменений в конструкции ракеты и космодрома:
Ключевые нововведения Starship IFT-2 – по сравнению с первым запуском:
Подготовка ко второму орбитальному полету Starship и сопроводительная рекламная кампания проходит на фоне скандального расследования Reuters о сотнях выпадов травматизма на объектах SpaceX в результате систематических нарушений техники безопасности. И все вроде бы из-за особой философии основателя и гендиректора Илона Маска, который пренебрегает мерами безопасности из-за собственной нетерпимости к бюрократии (для Маска, как свидетельствует недавнее расследование Reuters, безопасность на предприятиях — не приоритет), которая тормозит технологический прогресс. Как следствие, сотрудники сами решают, что безопасно, а что нет. И часто расплачиваются за такое безответственное отношение к сохранности своим здоровьем. Детальнее об этом — в нашем конспекте расследования Reuters.