Статьи Игры 22.09.2013 в 09:00 comment

Хироси Ямаути (1927–2013): создатель Nintendo, какой мы ее знаем

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/32fe52d29ee5412b07ed1ff5b8f64b69?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/32fe52d29ee5412b07ed1ff5b8f64b69?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

Hiroshi_Yamauchi

19 сентября 2013 года ушел из жизни Хироси Ямаути, экс-глава компании Nintendo, превративший ее из известного только в Японии производителя игральных карт в многомиллиардную транснациональную корпорацию. Давайте оценим вклад этого, бесспорно, великого человека в мировую индустрию электронных развлечений.

Детство, юность и молодость

Родился Хироси Ямаути 7 ноября 1927 в Киото, а вскоре после этого отец мальчика бросил семью. Воспитанием детей помимо матери стал заниматься дедушка – Секире Ямаути, который тогда занимал пост… президента компании Nintendo! Похоже, судьба маленького Хироси была предначертана с самого его рождения.

В двенадцать лет Хироси Ямаути отправился в подготовительную школу Киото, где должен был штудировать право и инженерное дело, но учебу прервало начало Второй мировой войны. Как и сверстники, Хироси не покладая рук трудился в тылу на одном из военных заводов Японии.

Когда снова наступило мирное время, Ямаути поступил в один из ведущих японских вузов – Васэда, где изучал юриспруденцию. Тогда же он женился на красавице Митико Инаба: у супружеской пары родилось трое детей – две дочери и сын.

Неожиданное назначение

Учитывая должность деда и японскую традицию пожизненного найма, Хироси Ямаути хорошо знал, в какой компании будет трудиться после окончания университета. Но спустя всего три года обучения Хироси неожиданно получил письмо с важной, но в то же время печальной информацией. Из письма он узнал, что его дед Секире серьезно заболел, из-за чего оставил пост главы Nintendo и передал бразды правления своему внуку. Ямаути пришлось бросить учебу, как и многим создателям крупнейших IT-компаний в последующие годы.

Онлайн-курс "Маркетолог" від Laba.
Пройдіть повний шлях розробки маркетингових стратегій на практиці та з фідбеком від CEO бренд-маркетингової агенції.
Програма курсу і реєстрація
Классические игральные карты Nintendo
Классические игральные карты Nintendo

Поначалу Хироси Ямаути отказывался взвалить на плечи, казалось бы, непосильную для неопытного менеджера ношу, но спустя какое-то время смирился с предначертанным ему судьбой. Будучи человеком молодым, а потому прогрессивным, он отказался от общепринятой в то время в Японии модели поведения наемного рабочего. Свобода поведения, мышления и действий – три постулата Ямаути, которые он пытался донести до подчиненных.

Коллектив Nintendo, который тогда насчитывал порядка ста человек, воспринял нового главу компании со скепсисом. Хироси Ямаути считали слишком молодым для столь высокой должности, называли «дедовым протеже», а его революционные взгляды на поведение наемного рабочего нравились далеко не всем. Но экономические грамотные реформы молодого менеджера быстро заставили умолкнуть скептиков.

Реформы Ямаути

Первым делом Ямаути объединил две принадлежавшие его деду компании: Marafuku и Yamauchi Nintendo, ведь они обе выпускали игральные карты. Новая крупная компания получила название Nintendo Koppai и, что важнее всего, вышла на биржу. Этот шаг позволил Ямаути привлечь инвестиции со стороны и централизовал производство.

Вывеска на старой штаб-квартире Nintendo
Вывеска на старой штаб-квартире Nintendo

Резкие перемены не понравились некоторым высокопоставленным сотрудникам Nintendo, которые посчитали их противоречащими давним традициям компании, ведь создана компания была еще в1889 году, 23 сентября. И снова Ямаути проявил жесткий характер: вопреки традиции пожизненного найма недовольные менеджеры были уволены без лишних разбирательств.

Первые плоды реформ Ямаути созрели в 1950-х: Nintendo первой в Японии начала выпускать игральные карты из пластика, а не картона. Годовой оборот компании вырос в четыре раза, что позволило заключить контракт со студией Walt Disney и выпускать карточки с персонажами популярных в то время мультфильмов. А вот дальше пошла череда весьма спорных решений Ямаути, которые поставили под угрозу существование всей компании.

Онлайн-курс "Маркетолог" від Laba.
Пройдіть повний шлях розробки маркетингових стратегій на практиці та з фідбеком від CEO бренд-маркетингової агенції.
Програма курсу і реєстрація

В 1960-х компания Ямаути получила название Nintendo, которое сохранилось до ныне. Но это не помогло наладить поставки игральных карт Nintendo в Европу и США. А после визита на завод United States Playing Card Company, крупнейшего предприятия США по выпуску игральных карт (на самом деле очень мелкого), Ямаути окончательно разочаровался в своем нынешнем бизнесе и решил пойти ва-банк.

Сеть отелей Love Hotel (1960-е годы)
Сеть отелей Love Hotel (1960-е годы)

Чем только в последующие годы Nintendo не занималась: и пищевой продукцией, и службой такси, и отельным бизнесом. Но ничем хорошим диверсификация бизнеса, проводимая Ямаути, не увенчалась – компания была на грани банкротства.

Возвращение к истокам

К счастью, Ямаути вовремя решил вернуться к игровому направлению бизнеса, а штат Nintendo пополнился двумя новаторски мыслящими инженерами: Гумпейем Екои и Ироси Иманиси.

Гумпей Екои – единомышленник и верный помощник Ямаути
Гумпей Екои – единомышленник и верный помощник Ямаути

Вернуть былую славу Nintendo удалось благодаря творениям подразделения игрушек, руководимого Екои. Настоящими хитами в Японии стали механические игрушки Ultra Hand, Ultra Machine, Love Tester и Light Gun.

Механическая игрушка Ultra Hand (1966 год)
Механическая игрушка Ultra Hand (1966 год)

В 1970-х компания Nintendo наконец-то стала заниматься тем, что впоследствии принесло ее не только региональное, но и мировое признание – электронными развлечениями. А начали Ямаути и Екои с игрового автомата Laser Clay Shooting System, который представлял собой виртуальный тир.

Электронная игрушка Kousenjuu Duck Hunt (1976 год)
Электронная игрушка Kousenjuu Duck Hunt (1976 год)

Первой же игровой консолью Nintendo стала Color TV Game 6, в арсенале которой была игра Pong. А вот добиться успеха в США с играми собственной разработки – Radar Scope, Space Fever и Sheriff – компании Nintendo не удалось. Зато очередным хитом в Японии стала портативная игровая консоль Nintendo Game & Watch, которой существовало более полсотни версий (по одной-две игры на версию). Кстати, эти игры пиратски копировалась в СССР и выпускалась в нескольких вариантах в серии «Электроника-ИМ», например, «Электроника ИМ-02» Ну, погоди!, «Электроника ИМ-03» Тайны океана, «Электроника ИМ-04», Веселый повар и другие.

Игровая консоль Color TV Game 6 (1977 год)
Игровая консоль Color TV Game 6 (1977 год)

В 1980-х Хироси Ямаути поставил перед инженерами компании задачу создать недорогую игровую консоль со сменными картриджами. При этом Ямаути сделал революционное заявление: прибыль должна приносить не сама консоль, а программное обеспечение (игры) для нее.

Электронная игра Game & Watch Ball (1980 год)
Электронная игра Game & Watch Ball (1980 год)

Тут-то и подоспела игровая приставка Famicom, более известная под западным названием Nintendo Entertainment System. Стоила NES дешевле основных конкурентов, а ее библиотека игр быстро росла. А что еще нужно для успеха игровой платформы?

Игровая консоль Famicom (1983 год)
Игровая консоль Famicom (1983 год)

На переломе тысячелетий

Удачный старт продаж NES позволил Ямаути продолжать развитие в том же направлении. Спустя несколько лет на смену все еще популярным, но уже морально устаревшим стационарной NES и портативной Game & Watch пришли Super Nintendo и Game Boy соотвественно. Дружеские отношения Nintendo с разработчиками игр позволили этим консолям в кратчайшие сроки обзавестись играми всех жанров.

Приставка Super Nintendo (1990 год)
Приставка Super Nintendo (1990 год)

В середине 1990-х вышла Nintendo 64, в которой была сделана ставка на трехмерные игры, а в начале 2000-х – GameCube, которая должна была противостоять Microsoft Xbox и Sony Playstation 2. Но повторить безграничный успех NES и SNES, которые в свое время диктовали моду на рынке, новым стационарным консолям Nintendo было не суждено.

Консоль GameCube (2001 год)
Консоль GameCube (2001 год)

В 2002 году Хироси Ямаути оставил пост главы Nintendo и передал полномочия Сатору Ивата. Но, как выяснилось позднее, идея создания портативной игровой приставки с двумя экранами, успешной Nintendo DS, вышедшая в 2004 году, принадлежит именно Ямаути.

Послесловие

Билл Гейтс (слева) и Хироси Ямаути (по центру) – люди, которые первыми начали ценить «софт» больше чем «хард»
Билл Гейтс (слева) и Хироси Ямаути (по центру) – люди, которые первыми начали ценить «софт» больше чем «хард»

Окончательно ушел из Nintendo Хироси Ямаути только в 2005 году, пожертвовав свою многомиллионную пенсию на нужды компании. Даже несмотря на это, он оставался одним из богатейших людей в Японии, а также владельцем американской бейсбольной команды «Сиэтл Маринерс», матчи которой ни разу не посещал.

Таких менеджеров как Ямаути – властных, жестких – подчиненные уважают и безукоризненно слушаются, но где-то глубоко в душе недолюбливают. Работается с ними трудно, ведь зачастую они ставят невыполнимые задачи. Но правда в том, что только человеку, способному ставить непосильные задачи и находить пути их решения, было по плечу сделать мировую индустрию видеоигр такой, какой мы ее знаем сейчас.


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: