Статьи

30 лет Mortal Kombat: цензура в видеоиграх и при чем здесь известный файтинг

30 лет Mortal Kombat: цензура в видеоиграх и при чем здесь известный файтинг

Оригинальный Mortal Kombat оказался настолько жестоким, что пришлось создать специальное агентство, которое бы выдавало возрастной рейтинг видеоиграм. А что если на самом деле, не стоит винить один только Mortal Kombat? В этом тексте я расскажу о цензуре в играх и коснусь систем возрастных рейтингов. Для вашего удобства текст разделен на два больших раздела, а начну со «Смертельной Битвы», потому что серии недавно исполнилось 30 лет!

Часть I. 30 лет Mortal Kombat

Зарождение идеи

Не поверите, но все началось со Street Fighter 2, который вышел в 1991 году и произвел настоящий фурор не только в жанре файтинга, а в индустрии вообще. Абсолютно все издатели захотели свой «Street Fighter», и компания Midway из их числа. Прошло 30 лет, а индустрия на тех же рельсах — копирует самое популярное.

Молодой разработчик Джон Тобаяс (John Tobias) вместе со своими друзьями актерами пришли к Эду Буну (Ed Boon) с предложением создать игру о ниндзе, им вежливо отказали, потому что в то время тема была заезжена и вообще Midway хотели игру с Ван Даммом.

30 лет Mortal Kombat: цензура в видеоиграх и при чем здесь известный файтинг
Джон Тобаяс и Эд Бун

Проект задумывался как аналог «Кровавого Спорта» с тем же Ван Даммом, и в противовес яркому Street Fighter 2 игра должна была быть более приземленной, реалистичной визуально и жестокой. То ли от нежелания иметь дело с играми, то ли занятость на съемках «Универсального солдата» заставили Ван Дамма отказаться от участия в игре.

Прототипом самодовольного и нарциссического Джонни Кейджа стал Ван Дамм. Но если верить постановщику боев игры, Джонни был списан с Железного Кулака от Marvel. Кстати, Джакс был изображен из Люка Кейджа, еще одного марвеловского супергероя. Позже разработчики даже шутили, что сделали кроссовер с героями Marvel еще до того, как появилась Mortal Kombat vs. DC Universe.30 лет Mortal Kombat: цензура в видеоиграх и при чем здесь известный файтинг

После отказа Жан Клода, идею файтинга начали переосмысливать, ниндзь все же вернули, но переосмыслили. За основу взяли Китайскую мифологию и мистицизм вокруг Шаолинских монахов, но основным вдохновителем стали фильмы о кунг-фу в жанре «Уся», о чем рассказал художник и сценарист игры Джон Тобаяс.

Все это жанр боевика, в котором очень гиперболизированно показаны мастера восточных боевых искусств. Такое Кунг-фу фэнтези. Всего МК1 имеет 7 персонажей и все они так или иначе вдохновлялись фильмами: Big Trouble in Little China, Zu Warriors from the Magic Mountain, The Swordsman.

Джон Тобаяс продумал весь сюжет и историю персонажей чуть ли не на несколько частей вперед. В начале это должна быть история двух братьев, пытающихся убить друг друга, но команде такая идея оказалась слишком пресной и тогда Тобаяс издал новую версию. А что как один из братьев, что бы возглавить клан, убивает отца, который еще и был их учителем. Все были в восторге. В культуре восточных боевых искусств, учитель, это едва ли не второй отец, а иногда и первый, а здесь целое комбо.

Над логотипом Джон начал работать еще когда игра называлась Dragon Attack, Эд Бун любил эту песню группы Queen. Самого же дракона изобразили из статуэтки, которая стояла в офисе главного менеджера Мидвэй. Дракон тоже попал в игру, а сама статуэтка все еще жива.

Створення реалістичних персонажів

Персонажи изображены из реальных людей, хотя правильнее сказать: они и есть реальные люди. Все анимации были вырезаны из записей живых актеров и перенесены в игру. Даже Горо был миниатюрой, которую снимали методом стоп-моушн анимации.

Бюджета игры хватало разве что на бутерброды, поэтому все снимали в маленькой коморке, а актеров Дэниэл Песина (Daniel Pesina), постановщик трюков, набирал из числа своих знакомых и коллег по спортзалу. Да и сам он сыграл половину персонажей.

Каждый персонаж игры записывался отдельно, даже Скорпион, Саб-Зиро и Рептилия, отличавшиеся только цветом, писались по отдельности.

Почему это важно? В те времена анимировали одного персонажа, затем подставляли две-три разных головы, или по-разному разрисовывали и уже имели двух-трех разных персонажей по цене одного.30 лет Mortal Kombat: цензура в видеоиграх и при чем здесь известный файтинг

Сам процесс выглядел следующим образом: сначала снимали видео, затем вырезали где-то 8 необходимых кадров для анимации, а Эд Бун делал так, чтобы нажатие на клавишу запускало анимацию.

Многие приемы и фишки придумывали на ходу, прямо во время записи. Легендарный клич Get over here! тоже придумали во время съемки и его идея принадлежит актеру Рикардо Дивизио (Richard Divizio), воплотившему Кано. Кстати, в видео из-за кулис, вырезали фрагмент в котором Рикардо предлагает идею легендарного клича.

Интересный факт – маска Кано – это маска Призрака Оперы, которую купили в магазине Хеловиских причандалов. Вообще, некоторые актеры игры также снимались в сиквеле Черепашек Ниндзя, тех самых с конца восьмидесятых начала девяностых. Конечно, роли у них были каскадерские, но все же.30 лет Mortal Kombat: цензура в видеоиграх и при чем здесь известный файтинг

Интересные факты про разработку

Еще несколько любопытных фактов об игре. Легендарная музыкальная тема была написана для фильма в 1995 году, но в результате стала неотъемлемой частью всей серии.

Сначала игра имела рабочие названия Ultimate Kumite и Dragon Attack, которые позже сменили на Mortal Kombat, а написание Kombat через «К (кей)» предложил тогдашний геймдизайнер пинбола Стив Ричи (Steve Ritchie), просто во избежание проблем с торговой маркой. К тому же буква «К» давала более жесткий звук, больше подходящий брутальной игре, которой является Mortal Kombat. Еще Стив озвучил Шао Кана во второй части.

Fatality возникли из идеи дополнительной награды за победу над противником. Игрок должен получить максимальное удовольствие и чрезмерно кровавое добивание как раз напрашивалось. И именно жестокие Фаталити привлекли внимание общественности к игре.

А вот Babality и Friendship появились во второй части, как и легендарный Toasty! История этой насмешки довольно проста. Во время обеденных перерывов разработчики любили играть в Super High Impact. Саунд-дизайнер и композитор игры Дэн Форден (Dan Forden), предвкушая победу, любил выкрикивать «I predict toast!», то есть, «ты сейчас проигрываешь».

Кто-то из команды предложил вставить эту фразу в игру именно фальцетом. Сначала Дэн скромно отказывался, но потом сам Эд Бун попросил и в результате имеем одну из самых легендарных фраз индустрии.

Эд Бун тоже себя не обделил, всем известно, что он озвучивает легендарное Скорпионовское «Get over here!», но не все знают, что за это он попал в Книгу Рекордов Гиннеса как актер, который дольше всего озвучивает одну роль. И, похоже, побить этот рекорд в ближайшее время вряд ли кому-то по силам.

До МК Эд Бун озвучивал автоматы с Пинболом, которые в то время активно выпускала Midway, поэтому определенный опыт имел, и кроме Скорпиона в первом МК он же озвучил Liu Kang, Kano, Johnny Cage и Шан Цунга, который тогда был только голосом за кадром, а во второй части Джаксово «GOTCHA!».

Еще Эд Бун пообещал написать книгу о разработке Mortal Kombat, но с его занятостью возьмется за нее разве что на пенсии.

Успешный старт

После восьми месяцев разработки Mortal Kombat вышел 08 октября 1992 года на аркадных автоматах. Еще через год добежал до домашних консолей. Версия для NES не имела крови и Фаталити, японцы еще с тех пор заботились о семейном статусе консоли. На Sega Genesis (у нас Sega Mega Drive) жестокости тоже не было, но ее возвращает специальный код.

Брутальность, реалистичный визуальный стиль, и в целом хороший геймплей привели за собой настоящий эмоциональный взрыв, за которым неотвратимо последовал и финансовый успех. Игроки выстраивались в километровые очереди к автоматам с игрой, в Mortal Kombat хотел поиграть каждый, о нем говорили, о нем кричали.

Розділ II. Цензура и возрастные рейтинговый системы

Последствия успеха Mortal Kombat. Предпосылки создания рейтинговых возрастных систем

Эти крики были одобрительны, но далеко не всегда. В результате разработчики докричались до создания рейтинговых систем. Но как это вышло? Все просто – посмотрите как мультяшно выглядел тот же Street Fighter II.

На самом деле в то время уже существовали игры с реалистичными персонажами, Pit-Fighter и Guardians of the Hood, но их анимации, мягко говоря, не впечатляли. А в 1992 году вышли Mortal Kombat с очень плавной, считай реалистичной анимацией, и Night Trap, буквально интерактивный фильм ужасов.

В 1993 году индустрию еще накрыл Doom и стало понятно, что визуально игры начинают приближаться к реальности, а так и жестокость переходит в совсем другую плоскость восприятия.

Street Fighter II, Night Trap, Guardians of the ‘Hood, Pit-Fighter

Нужно понимать, что и до Mortal Kombat существовала цензура и ограничения для игр, просто ими занимались сами Nintendo и Sega, заставлявшие разработчиков вырезать нежелательные фрагменты, или просто не выпускали игру на консоли.

Именно ради такого контроля та ж Nintendo ввела обязательное лицензирование всех игр, которые должны были выйти на консоли NES, еще и дополнительный чип защиты разработала. А бояться было чего, даже на заре индустрии существовали игры довольно неоднозначного характера.

Первой игрой к которой возникли вопросы стала Death Race 1976 года. А как вам Custer’s Revenge, в которой белый воин насилует индейскую женщину, привязанную к столбу? Ввиду графики тех лет контроверсионность в основном лежала в плоскости описания происходящего на экране. А вот игры ранних 90х, которые я уже упомянул и в первую очередь Mortal Kombat, вывели эту неоднозначность на визуальный уровень восприятия.

30 лет Mortal Kombat: цензура в видеоиграх и при чем здесь известный файтинг

Наконец играми серьезно заинтересовались власти, которые до этого закрывали глаза на относительно молодой тип развлечений, потому что все считали это детской забавой. В 1993 году Сенат США выставил ультиматум индустрии — за год они должны создать независимое рейтинговое агентство, иначе этим вопросом займется государство. Sega сразу же предложила свою рейтинговую систему, которую использовала для игр на собственных консолях.

Nintendo, конечно же, отказались от предложения конкурента. В результате издателями игр была собрана Ассоциация производителей программного обеспечения, сформировавшая в 1994 году независимую ESRB — Entertainment Software Rating Board.

Рейтинговая система ESRB получила пять возрастных категорий и, что более важно, четко описывала, какой контент содержит игра (нецензурные слова, алкоголь, наркотики и т.д.). В этом же году была основана немецкая рейтинговая система USK — Unterhaltungssoftware Selbstkontrolle.

30 лет Mortal Kombat: цензура в видеоиграх и при чем здесь известный файтинг
В 2005 году был введен дополнительный рейтинг E10+, а рейтинг EC упразднили в 2018 году.

Процесс получения рейтинга достаточно прост. Разработчик заполняет анкету в которой указывает имеющийся в игре контент, а также посылает геймплейное видео, специалист таким образом исследует игру и выдает ей возрастной рейтинг. Издатель может внести соответствующие правки, чтобы уменьшить возрастной ценз, и повторно заполняет анкету. Что бы разработчики ни хитрили, введены штрафы, которые могут достигать 1 млн долларов.

Иногда возрастной рейтинг может измениться даже после выхода игры, как это произошло с GTA San Andreas, когда модеры раскопали заблокированную минигру Hot Coffee (в ней персонаж мог заниматься сексом). Rockstar тогда пришлось отозвать целый тираж и удалять мини-игру полностью.

Как правило, на оценку отправляют полностью готовый проект, таким образом, часто сливается приблизительное окно релиза игры. Недостатком такой системы может быть несоответствие рейтинга содержимому игру. На сайте ESRB указано, что они не играют в игру перед выдачей рейтинга, хотя иногда могут сделать наглядную проверку после релиза игры.30 лет Mortal Kombat: цензура в видеоиграх и при чем здесь известный файтинг

Интересный факт, рейтинг ESRB не распространяется на игровые автоматы, где впервые и вышел Mortal Kombat. Ассоциация (American Amusement Machine Association), оперирующая аркадными автоматами чуть ли не всех производителей заявила, что Аркады отличаются от домашней игры, поэтому они сами разберутся, кому какой рейтинг присвоить и вообще у них своя атмосфера.

В результате они имеют только три возрастных градации и просто клеят на автоматы наклейки соответствующего цвета: Красный, Желтый или Зеленый.

Примеры цензуры в играх

Примеров разного уровня цензуры в видеоиграх невероятное количество, вот еще несколько не заезженных фактов.

Я уже упоминал, что Nintendo очень переживает о своей репутации семейной консоли, так сильно, что первой игрой с рейтингом 17+, которую она пустила к себе, стала Perfect Dark аж в 2000 году. Ремейк этой игры сейчас готовит Microsoft.

30 лет Mortal Kombat: цензура в видеоиграх и при чем здесь известный файтинг
Perfect Dark

Из относительно свежих примеров The Sims 4: My Wedding Stories не выпустили на россии из-за пропаганды однополых браков.

В России часто цензурируют игры во время локализации, в Modern Warfare 2019 «русский солдат» в локализации каким-то образом превратился в просто солдата. И именно такие цензированные игры получают и украинские игроки. Об этом еще упомяну позже.30 лет Mortal Kombat: цензура в видеоиграх и при чем здесь известный файтинг

Некоторые игры получили собственного «фаната», для серии GTA таким стал Джек Томпсон, он пытался запретить чуть ли не каждую игру серии. На время он даже стал мемом, а сейчас о нем мало, кто вспомнит.30 лет Mortal Kombat: цензура в видеоиграх и при чем здесь известный файтинг

В немецкой версии Half-Life люди-противники заменены на роботов, а из NPC выкачали всю кровь и наделили бессмертием. Германия вообще достаточно строго относится к видеоиграм, особенно что касается нацистской символики, но это давно не новость. Из недавних релизов в Германии сильно подвергли цензуре Dying Light 2. В The Punisher (2005) сцены допроса закрыли черно-белым фильтром, а для Австралии некоторые эпизоды вообще вырезали.30 лет Mortal Kombat: цензура в видеоиграх и при чем здесь известный файтинг

В Genshin Impact, недавно получившей награду «За продвижение культуры и туризма Китая», запрещено в чате писать слова «Taiwan», «Tibet», «Stalin», «Putin», «Hong» и «Kong». Что бы вы понимали, в разных китайских играх суммарно заблокировано более 180 тысяч слов.

Китай, это, пожалуй, самый большой оплот цензуры, но мы сейчас о видеоиграх. С 2000 года в течение 14 лет в стране вообще были забанены консоли в принципе. А еще власти Китая очень не любят все, что связано со смертью и разработчикам приходится заменять зомби, трупы, черепа на людей, чучел и что-то отвлеченное, как в том же World of Warcraft30 лет Mortal Kombat: цензура в видеоиграх и при чем здесь известный файтинг

В соседней Японии из Fallout 3 вырезали миссию, в которой нужно определиться с подрывом атомной бомбы. Не стоит объяснять по какой причине это было сделано.

У японцев и американцев интересный культурный обмен на поле видеоигр. Американские игры для японского рынка цензурируют по жестокости, по этой причине в Японии не выйдет The Callisto Protocol. А вот в японских играх для американцев… скажем так, определенные ракурсы меняются и количество одежды на героинях несколько увеличивается с продвижением игры на западную аудиторию.

30 лет Mortal Kombat: цензура в видеоиграх и при чем здесь известный файтинг
Внизу ракурс американской версии игры

Зато Minecraft нигде не запрещен, более того, организация «Репортеры без Границ» создали в игре целую «Библиотеку без цензуры», в которой собирают всяческие проявления цензуры в СМИ.

А одним из рекордсменов по количеству банов является серия Postal, запрещенная в 13 странах. Кстати, в Новой Зеландии, за распространение или владение игрой можно попасть за решетку на срок до 10 лет, еще и штраф взыскают в размере до 30 тысяч долларов США.30 лет Mortal Kombat: цензура в видеоиграх и при чем здесь известный файтинг

Рейтинг взрослых игр

Прежде чем упомянуть несколько случаев цензуры игр для Украины, несколько слов о рейтинговых системах в целом. Условно разделить цензуру можно на два вида: цензуру для страны или региона и цензуру для платформы. Еще бывают случаи, когда разработчики пускаются берега из-за чего играм дают взрослый рейтинг, или вообще отказываются его давать, но таких на самом деле единицы.

Просто для статистики, с рейтингом Edult Only, то есть от 18 лет, всего 27 игр, большинство из которых это конечно же порно-игры. Из последних не порно-игр, которые получили 18+ рейтинг, это Hatred, Manhunt 2 в версии для ПК и относительно свежая Agony Unrated, которая идет в комплекте с обычной версией игры в Steam. Что интересно, в 2019 году ванильная версия Agony вышла на Nintendo Switch.30 лет Mortal Kombat: цензура в видеоиграх и при чем здесь известный файтинг

Но есть одно «но», эти 27 взрослых игр только по версии Американского рейтингового агентства, в Европе же количество игр с рейтингом 18+ перевалило за две тысячи. Дело в том, что у Европейской рейтинговой системы, PEGI, нет промежуточного рейтинга 17+, как в США, поэтому она выдает играм вроде Hitman, God of War, Heavy Rain и так далее, рейтинг 18+.

Получается так, что God of War и Agony игры одной возрастной категории, но если сравнить те же сексуальные сцены, то это совершенно разные уровни проработки темы, скажем так.

И еще один немаловажный момент. В большинстве стран законодательно никак не установлено обязательное получение возрастного рейтинга, но без него ни один магазин не возьмет игру на продажу. Поэтому де-факто рейтинг на обложке все-таки должен быть.

30 лет Mortal Kombat: цензура в видеоиграх и при чем здесь известный файтинг
Так выглядят сцены секса в God of War 3

Цензура игр в Украине

В Украине отсутствует собственная рейтинговая система для видеоигр, но факультативно используется именно логичный PEGI. Хотя в 2020 году были попытки урегулирования игр, однако дальше постов в Facebook дело не пошло.

Вообще, в Украине примеров цензуры не много и, как правило, это самоцензура разработчиков. Например, Activision считает Украину частью СНГ-региона, поэтому имеем российский дистрибутив CoD Modern Warfare Remake с вырезанной миссией «No Russia».

30 лет Mortal Kombat: цензура в видеоиграх и при чем здесь известный файтинг
Различные рейтинговые системы, которые так или иначе можно встретить в Украине

И конечно Mortal Kombat 11, которую Warner Bros. решили не продавать в цифровых магазинах украинского региона. Стоит уточнить, игра НЕ ЗАПРЕЩЕНА в Украине, как многие думают. Это исключительно решение Ворнеров не продавать игру и то только в цифре.

По запросу портала PlayUA Warner Bros. Games ответили, что причиной такого решения стало законодательство Украины. О каком именно законе идет речь они не указали, но понятно, что имеется в виду процесс декоммунизации и запрет всего, что связано с СССР. Просто бонусный костюм Скарлетт имеет цвета и дизайн очень похож на одежду КГБ, да и название Cold War Skarlet на это непрозрачно намекает.

30 лет Mortal Kombat: цензура в видеоиграх и при чем здесь известный файтинг
В недавнем патче 1.30 разработчики несколько изменили облик советского костюма Скарлет

Хочу еще раз это подчеркнуть. Warner Bros. не уточнили о каком именно законе идет речь, но единственное, что в Украине может влиять на игры, это общее законодательство, в этом случае закон о декоммунизации.

Есть лазейки которыми можно было воспользоваться, чтобы игра нормально продавалась, например под этот закон не подпадают произведения искусства. И хотя игры в Украине юридически не признаны искусством, они все равно могут классифицироваться как «другие произведения».

Но здесь уже возникает другая проблема. Большим компаниям, как Warner Bros., проще и дешевле заблокировать продажу игры, чем платить юристам, которые будут разбираться в тонкостях законодательства страны. Ведь она для них не является даже десятым рынком сбыта.

Такая же судьба ждет все законы, которые могут быть приняты в ближайшем будущем, их проще не выполнять. В контексте объема рынка мы не Китай, ради которого издатели готовы карабкаться на стену.

И вернемся к Mortal Kombat, только к десятой части. Там тоже был комплект Холодной войны и игра до сих пор продается в цифровых магазинах украинского региона. Этому есть две причины.

Субъективно, костюмы персонажей только с натяжкой можно оценить как коммунистические. Объективная причина, игра вышла до вступления нашего законодательства в силу, а, как мы знаем, законы не имеют обратного действия во времени. То есть, если закон что-то запрещает, это не влияет, в нашем случае, на игры, которые вышли до вступления этого закона в силу.

Логическое решение этой проблемы существует. Почему бы просто не вырезать эти костюмы из игры для украинского региона? Ответ я вижу тоже очевидным, разработчики не хотят заморачиваться для небольшого рынка.

Но, возможно, видоизмененный костюм Скарлет вернет игру украинским игрокам. По крайней мере, если разработчики вспомнят, что игра не продается в Украине.

30 лет Mortal Kombat: цензура в видеоиграх и при чем здесь известный файтинг

Mortal Kombat стал важной игрой своего времени как в культурном плане, так и влияния на индустрию в целом. Игры уже давно являются частью попкультуры и создание рейтинговой возрастной системы было только вопросом времени. Это важная составляющая любого мультимедийного продукта и которой не стоит пренебрегать, особенно если вы молодые родители и по какой-то причине не интересуетесь во что играют ваши дети.


Завантаження коментарів...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: