Опыт эксплуатации
Звук дома — опыт начинающего: аудиофилия, ощущения, здравый смысл

Звук дома — опыт начинающего: аудиофилия, ощущения, здравый смысл

Звук дома — опыт начинающего: аудиофилия, ощущения, здравый смысл

Это рассказ о двухлетнем опыте покупки и использования аудиотехники. Двухлетнем — потому, что хоть музыку я любил всегда, активно интересоваться источниками звука и акустическими системами начал недавно. В процессе были сделаны выводы, которые могут быть интересны начинающим любителям хорошего звука.

В начале определимся с терминологией. Акустическая система — устройство непосредственного воспроизведения звука, состоящее из акустического оформления (корпуса) и излучателей (как правило, динамиков). А также совокупность таких устройств.

Колонка — несколько АС, расположенных вертикально в едином корпусе или стойке. Так сложилось, что в обиходе словом «колонка» называют АС в едином корпусе — потому здесь оно употребляется в привычном всем значении, а акустической системой назван комплект из двух таких колонок.

1. Предыстория: Microlab SOLO-7

В течение ряда лет для прослушивания музыки я использовал компьютер со звуковой картой Creative X-Fi Titanium и активные колонки Microlab SOLO-7 (первого поколения, еще без дистанционного пульта).

Хорошая «звуковуха» и не самая плохая акустическая система рождали приемлемый звук (который был, как теперь представляется, далеким от идеала). До сих пор считаю SOLO-7 одним из лучших стартовых вариантов для компьютерного звука.

Microlab SOLO-7 аудио
Microlab SOLO-7

Система обладает мощностью 110 Вт RMS (2х55 Вт). Такое значение я считаю наиболее подходящим для квартиры — недостатка в громкости не будет в любых ситуациях. Соотношение сигнал\шум >85 дБА не является рекордным, но вполне приемлемо для АС такого класса. Разделение низкочастотной, среднечастотной и высокочастотной полос обеспечивает звучание без провалов по всему диапазону.

К недостаткам конструкции Microlab SOLO-7 можно отнести отсутствие какого-либо внутреннего демпфирующего наполнителя, что способствует появлению дополнительных отраженных волн внутри корпуса.

Также, каждая колонка снабжена двумя фазоинверторами — такое исполнение вызывает дополнительные резонансы на низких частотах и общее смазывание звуковой картины.

Microlab SOLO-7 аудио

При мысли о поиске лучших вариантов я тут же представлял стоимость альтернативы — и желание надолго пропадало. Так происходило до тех пор, пока встроенный усилитель AC Microlab не сгорел. Использование для подачи питания традиционного, а не импульсного трансформатора (как в большинстве современной техники) чревато помехами и, возможно, привело усилитель данной АС к печальному концу.

Однако я продолжал пользоваться колонками — теперь как пассивными, со случайно ко мне попавшим небольшим кустарным стереоусилителем. Позже жизнь сложилась так, что мне было не до качества звучания. Я обходился компьютером и не самыми лучшими наушниками, марка которых не стоит упоминания.

2. С нуля: Edifier R2750DB

В 2019 году тема акустики стала актуальной для меня вновь. Первоначальная задача была та же — подобрать качественную активную акустическую систему для прослушивания музыки с помощью компьютера. Я обратил внимание на вышедшую тогда модель Edifier R2750DB.

Edifier R2750DB аудио
Edifier R2750DB

Суммарная мощность этой системы — 136 Вт, при соотношении сигнала и шума ≥85 дБА. Активная колонка включает три независимых цифровых контура усиления класса D для высокочастотного, среднечастотного и и низкочастотного динамиков. Питание подается от импульсного трансформатора. Кроме двух наборов обычных линейных «тюльпанов», колонки поддерживают оптическое и коаксиальное подключение источника звука, а также подключение по Bluetooth версии 4.1.

Edifier R2750DB аудио

Первые мои впечатления от АС можно назвать восторженными. На первый взгляд, весь частотный диапазон звучал достоверно, баса хватало, неплохо воспроизводились и высокие — по сравнению с предыдущими моделями этой линейки, в R2750DB был усовершенствован твиттер. Я до сих пор с уверенностью могу рекомендовать к покупке эту систему — у описанных выше колонок Microlab этот продукт Edifier безоговорочно выигрывает, при схожей цене.

Edifier R2750DB аудио

Однако со временем стали слышны и недостатки такого решения. Средних частот хватало не всегда, середина и верх казались недостаточно прозрачными. В ряде случаев смазывался стереоэффект — колонки с трудом формировали сцену. Возникла мысль о более серьезном решении вопроса.

3. Универсальность: ресивер Yamaha RX-A880

Понимая ограничения компьютера и аудиокарты как источников звука, я задумался об их замене на что-то другое. Подходящим вариантом оказался ресивер (медиапроигрыватель).Помимо воспроизведения стерео, ресиверы предоставляют широкие мультимедийные возможности:

  • воспроизведение музыки со стриминговых сервисов, сетевого и эфирного радио;
  • поддержка многоканальных акустических систем и технологий;
  • подключение множества цифровых источников к одному устройству;
  • подключение любых сетевых источников и файловых серверов;
  • технологии ручной и автоматической коррекции звука.

Мой выбор остановился на ресиверах Yamaha серии AVENTAGE, сочетающих продвинутую мультимедийность с высококачественным аудиотрактом. Наиболее доступной на 2020 год оказалась модель RX-A880. Устройство дорогое, но более дешевой альтернативой было либо снижение качества, либо урезание списка возможностей.

Yamaha RX-A880 аудио
На фото ресивер в стойке, так как его извлечение потребовало бы разбора верхней ее части

На фото ресивер в стойке, так как его извлечение потребовало бы разбора верхней ее части.

Yamaha RX-A880 поддерживает усиление до 100 Вт в диапазоне 20 Гц — 20 кГц на 2 используемых канала при сопротивлении акустической системы в 8 Ом. Коэффициент нелинейных искажений при этом составляет 0,06%. Четыре встроенных ЦАП поддерживают вывод цифрового звука 384 кГц / 32 бит на 7.2 канала.

Yamaha RX-A880 биампинг аудио

Ценной функцией для меломана является режим биампинга. В нём ресивер работает по схеме 5.1, а два освободившихся канала используются вместе с двумя фронтальными для раздельного усиления высокочастотной и низкочастотной полосы АС.

эквалайзер Yamaha RX-A880 аудио

Очень полезная и востребованная мною функция — продвинутый параметрический эквалайзер, с помощью которого возможна точная и тонкая подстройка воспроизводимых частот.

Поддерживаются стандарты многоканального звука Dolby Atmos, Dolby TrueHD, Dolby Digital Plus, Dolby Surround, DTS:X и DTS HD. ресивер «понимает» все распространённые форматы аудиофайлов, включая lossless.

Видео на телевизор Yamaha RX-A880 аудио

Видео на телевизор или монитор выводится в режиме 4K, 60 к/сек, 4:4:4, что означает беспроблемное воспроизведение HDR-контента. Видео пробрасывается как есть, либо апскейлится до 4K при выборе такого варианта в настройках.

ПО Yamaha RX-A880 аудио

Из недостатков можно отметить несколько архаичное ПО прошивки ресивера и управляющих программ под Android. Тем не менее, фирменные утилиты позволяют без серьезных неудобств управлять ресивером с телефона или телеприставки (при помощи дистанционного пульта).Yamaha RX-A880 аудио  FAT32 main room Yamaha RX-A880

Не радует отсутствие подключения источников через USB и больших внешних дисков (только флешки в FAT32). Также ресивер не понимает разделение цельных образов lossless на треки по CUE. Однако эти недостатки обходятся другими средствами и не проявляются в моем повседневном использовании устройства.

4. Дешево и сердито: Monitor Audio

Покупка ресивера сделала возможным приобретение пассивной акустики. Я обратил внимание на продукцию Monitor Audio. Колонки сочетали приятный внешний вид (что для меня очень важно), продвинутые материалы и характеристики со сравнительно небольшой (на 2020 год) ценой. Первой покупкой в этом ряду стали небольшие напольники Monitor Audio Monitor 200.

Monitor Audio Monitor 200
Monitor Audio Monitor 200

Высота колонки — 850 мм, а ширина — всего 174 мм. В этих характеристиках кроются первые «подводные камни», на которые я не обратил внимания по неопытности. Недостаточная высота делает AC слишком низкой для прослушивания из большинства положений. Предельно малая для такого объема корпуса ширина противоречит науке, в соответствии с которой лучшее акустическое оформление динамика — бесконечная фронтальная плоскость.

Monitor Audio Monitor 200 аудио

Параметры Monitor Audio Monitor 200 — 120 Вт суммарной мощности, импеданс 8 Ом и отношение сигнал/шум — >88 дБА. Звук, который они воспроизводят, мне не понравился совершенно: недостаток верха и низа, общая блеклость и глухота звучания. Довольно быстро избавился от этих колонок и приобрел следующую модель.

Обладатели премии EISA Award 2020-2021 года в номинации «Лучшие бюджетные полочники», Monitor Audio Bronze 100 сразу привлекли моё внимание. Тот же удачный дизайн, объемный корпус классической формы, принадлежность к более совершенной линейке Bronze в сумме выглядели привлекательно.

Monitor Audio Bronze 100 аудио

При схожих параметрах — 100 Вт, 8 Ом, 87 дБА сигнал/шум — колонки звучали заметно лучше предыдущих, будучи подключены точно так же, по схеме биампинга. Но не без огрехов — верхние частоты «песочили» (рассыпчатое нечеткое звучание), я слышал гул на частотах 150-200 Гц, а самого низа, наоборот, не хватало.

Monitor Audio Bronze 100 аудио

Позже я понял, что причина нехватки низких частот — специфический дизайн этой акустической системы и ее избыточность для моей комнаты. Бас нормально прослушивался только рядом с противоположной стеной. Но тогда я принял решение приобрести сабвуфер.

5. Расширение диапазона вниз: сабвуфер Jamo S 810 SUB

Модель Jamo S 810 заинтересовала меня своим не совсем обычным форм-фактором. Это не классический куб — его толщина примерно в два раза меньше, чем ширина. Огромный 10-дюймовый излучатель конструкторы расположили на поверхности размером 507х404 мм. Такой «ящик» идеально становился на нижнюю полку моей стойки, динамиком вверх.

сабвуфер Jamo S 810 SUB аудио
Jamo S 810 SUB

Мощность Jamo S 810 SUB в 150 Вт с лихвой перекрывает все потребности в басах. Оснащенный встроенным усилителем класса D, сабвуфер воспроизводит частоты от 36 Гц до 180 Гц. Я использовал ограничение канала с помощью средств ресивера — играть саб начинал от 160 Гц и ниже. И только тогда, когда указанные частоты действительно присутствовали в фонограмме.

 Jamo S 810 SUB 150 Вт аудио

Ощущения от подключения сабвуфера Jamo были феерические. Звуковая картина стала глубже, расширилась на октаву вниз, стала более законченной. Особенно приятно звучали струнные и самые низкие ударные.

 Jamo S 810 SUB 150 Вт аудио

В тяжелом роке саб добавил «мяса», а при воспроизведении электронной танцевальной музыки оказался просто незаменим. Без сабвуфера никак нельзя было добиться ощущения концерта, репетиционной точки, ночного клуба в домашних условиях. Многим людям не нравятся сабвуферы, но я считаю приобретение Jamo S 810 одной из самых удачных покупок.

6. Чувство глубокого удовлетворения: Airpulse A200

Ситуация с недостатком баса была исправлена, но звук всё ещё не удовлетворял меня полностью. Я давно был в курсе о суббренде Edifier, активных акустических системах Airpulse, задекларированных производителем как Hi-End (претенциозно, но об этом написано на сайте) — интернет был наполнен восторженными отзывами о них.

Несмотря на то, что это активные АС, я послушал их — и судьба покупки была решена. Наконец в звучании меня удовлетворяло всё.

Airpulse A200 аудио
Airpulse A200

Акустическая система Airpulse A200 имеет мощность 2х55 Вт, при соотношении сигнала и шума ≥ 90 дБА. Подключение источника воспроизведения возможно с помощью «тюльпанов» RCA, оптического и коаксиального входов, а также балансных входов XLR. Беспроводное устройство можно подключить с помощью Bluetooth 4.0 с поддержкой aptX.

Акустическая система Airpulse A200 аудио

Акустическая система расположена не в самом большом корпусе размерами 230x355x295 мм. В отличие от Bronze 100, колонки вполне подходят для озвучивания небольших комнат. Акустическое оформление выполнено из дерева, покрытого натуральным шпоном. Поверхность— бордового цвета и достаточно маркая, требует аккуратного обращения. По желанию, можно докупить к колонкам фирменные напольные стойки, созданные специально для этой модели.

Акустическая система Airpulse A200 аудио

Жемчужина Airpulse A200 — превосходный твиттер ленточной конструкции. Именно он излучает те четкие, звонкие и детальные высокочастотные звуки, которых мне не хватало во всех прослушанных когда-либо до этого акустических системах. Я знаю, что существуют не менее качественные высокочастотные динамики в традиционном тканевом исполнении, но мне будет сложно теперь обращать на них внимание.

Акустическая система Airpulse A200 аудио

Средне- и низкочастотный динамик выполнен из алюминия. Он обеспечивает внятную отчетливую середину и четкий, не гулкий бас. АС вполне пригодна для прослушивания без сабвуфера, но я привык к своему Jamo и использую его параллельно, на небольшой громкости.

В целом, прослушивание музыки и просмотр видео с данным сетапом доставляет большое удовольствие. Я нередко «залипаю» на кресле на несколько минут во время какого-нибудь дела — просто насладиться проигрываемым в данный момент музыкальным фрагментом.

7. Другие интересные варианты

На Airpulse A200 я пока остановился — много времени и средств уже было потрачено на поиск качественного звука, в результате чего был получен неплохой результат. На что ещё можно посмотреть? Я бы проявил интерес к активной и пассивной акустике брендов Klipsch, JBL, Dali, Polk Audio. Также, когда это позволят жилищные обстоятельства, непременно обзаведусь многоканальной системой сопоставимого класса.

Однако пока нет желания этим заниматься — активность переключилась на другие сферы. Предела совершенству в области аудио нет, есть лишь ограничения по времени, силам и финансам.

Акустическая система Airpulse A200 аудио

8. Как же выбирать аудиотехнику?

Музыка — область субъективного восприятия. Первый и самый главный вывод: прослушивание музыки — удовольствие, а не ритуал. Нельзя слушать музыку правильно или неправильно. Есть характеристики акустической системы, помещения, записи — факторы, ослабляющие или усиливающие это удовольствие, их нужно учитывать.

Если для получения удовольствия вам нужен кропотливый подбор техники — промышленность предоставляет множество моделей АС и усилителей на любой вкус и кошелек. Если вам комфортно с уже имеющимся оборудованием — послушайте другие варианты, может вам понравится больше. Решите, стоит ли обновление акустики расходов на нее. Главный показатель качества и целесообразности покупки — ваши собственные ощущения.

Акустическая система — самая важная часть. Ничто не влияет на звук больше колонок. Значение формирует каждый элемент конструкции, каждый выбранный для её создания материал. Замена усилителя не даст существенной разницы, особенно когда речь идет о Hi-Fi решениях.

Чудеса, опустошающие кошелек. В увлечении, называемом аудиофилией, существует множество догм и предрассудков. Вы услышите про провода с бескислородной медью, золотыми коннекторами и огромным ценником, особенные разъемы и даже электрические розетки, способные магическим образом улучшить звучание. Оценивайте информацию критически и не ждите от техники чудес — тем более, противоречащих научным данным.

Учитывайте свои потребности. Сформулируйте для себя, что, как и где вы хотите слушать. Нуждаетесь ли вы исключительно в качественном стерео или желаете с помощью приобретаемого оборудования наслаждаться современными фильмами с многоканальной звуковой дорожкой, музыкой в формате Dolby Atmos (существуют и такие студийные записи).

Особенности помещения. При выборе учитывайте обстановку, в которой вы слушаете музыку. На какой высоте относительно колонок расположено место прослушивания, на каком расстоянии, достаточно ли велико помещение, экранировано ли оно акустически. Эти параметры важны при выборе мощности, размера и характера звучания АС.

Не стоит бояться коррекции. Эквалайзеры — «страшилка» для многих аудиофилов, считающих, что техника должна воспроизводить «настоящее звучание», «так, как его задумывал автор». Этот принцип является технически недостижимой утопией в реальных условиях — нужно воссоздать исходное оборудование и помещение, а также обладать особенностями слуха того, кто сводил трек. И потом, звукорежиссер очень часто задумывает картину так, чтобы она хорошо звучала не у сотен аудиофилов с Hi-End техникой, а у массового покупателя в телефонах или Bluetooth-колонках.

Современный ресивер обладает множеством средств коррекции звука, полезных в различных ситуациях: параметрический эквалайзер с ручным указанием корректируемых частот, уровней в децибелах и охвата соседних частот; автоматическая компенсация искажения частотного диапазона при низкой громкости; регулировка динамического диапазона для избежания резких перепадов громкости и т.д.

Цена имеет значение. О соответствии цены и качества много говорят в интернете, и мой личный опыт вынуждает согласиться с этим, на первый взгляд, не очень рациональным доводом. Лично для себя я вывел упрощенное правило: меня удовлетворяет звучание АС стоимостью около 1000 долларов США и выше. С более недорогой техникой всегда есть тот или иной дискомфорт в звучании или эксплуатации. У вас этот барьер может быть совершенно иным.

Выбор — компромисс всех важных для вас факторов. Оцените, сколько вы готовы потратить на акустическую систему, где она будет установлена, каким целям будет служить и как все это будет сочетаться. Сбалансированный подход и вдумчивый подбор техники поможет избежать лишних трат.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: