Обзоры Обзоры 27.12.2004 в 22:00 comment

Бесплатный редактор трехмерных изображений Blender

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

ITC.UA

автор

Blender 2.34
Бесплатный редактор трехмерных изображений Blender
Бесплатный редактор трехмерных изображений Blender
Freeware
Бесплатный редактор трехмерных изображений Blender
Разработчик Blender Foundation
Web-сайт www.blender3d.org
Размер 4,34 MB
Страница загрузки download.blender.org/
release/Blender2.34/blender-2.34-windows.exe
Бесплатный редактор трехмерных изображений Blender
Бесплатный редактор трехмерных изображений BlenderБесплатный редактор трехмерных изображений BlenderБесплатный редактор трехмерных изображений BlenderБесплатный редактор трехмерных изображений BlenderБесплатный редактор трехмерных изображений Blender
Бесплатный редактор трехмерных изображений Blender
 + 
Мощность и многофункциональность
 —  Очень сложный и нестандартный интерфейс; программа имеет ряд ошибок
 !  Отличный конкурент дорогостоящим редакторам

Тем не менее позволить себе приобрести лицензионный 3D MAX (Real-soft 3D, Maya, Lightwave 3D, Rhino и т. д.) может далеко не каждый желающий. На помощь страждущим почти всегда приходят альтернативные решения, и в случае с трехмерной графикой одним из самых удачных, безусловно, является Blender от Blender Foundation.

История Blender начинается с 1995 г., когда для замены устаревших закрытых программ в компании NeoGeo Тон Роозендаал (Ton Roosendaal) берется за разработку нового универсального 3D-редактора. В январе следующего года вышла в свет первая версия Blender. Уже через несколько лет Тон организовывает независимую студию Not a Number, где продолжает совершенствовать продукт, воплощая свои новые идеи. В 2000 г. при штате в 50 сотрудников, больших спонсорских капиталовложениях NaN на волне успеха выпускает вторую версию очень популярного редактора. Однако держаться на плаву и постоянно модернизировать freeware совсем не просто, Blender начинает сдавать позиции и серьезно уступает конкурентам. По этой причине компания теряет ряд инвесторов и лишается значительной части работников. Через некоторое время все проекты NaN были полностью заморожены из-за отсутствия финансирования. Спустя год Роозендаал при поддержке большого количества энтузиастов и бывших сотрудников NaN возвращается уже с новой компанией — Blender Foundation. После короткого перерыва редактор Blender обрел вторую жизнь и вот уже год активно поддерживается и модифицируется.

Рассматриваемая версия (2.34), совсем недавно появившаяся на свет, отличается значительно откорректированным кодом, при этом размер инсталляционного файла почти не изменился. Установка программы не должна вызвать никаких проблем, однако при первом же запуске они просто не могут не появиться. Дело в том, что интерфейс Blender покажется весьма запутанным даже пользователям хитрых 3D MAX или Lightwave, не говоря уже об элементарном Bryce 3D. На адаптацию к необычному окружению могут уйти многие часы, однако после некоторого периода привыкания интерфейс Blender покажется весьма удобным и практичным. Создатели сделали рабочую и инструментальную области полностью настраиваемыми. Любые меню и панели можно разместить в удобном месте или же попросту избавиться от них. Тем не менее как бы ни были расставлены кнопки и ползунки, полной отдачи от Blender можно добиться, только комбинируя использование мыши с клавиатурой. Главную роль здесь играют сочетания кнопок, для оптимизации процесса задействована фактически вся клавиатура. Поэтому для продуктивной и безотказной работы с редактором вам обязательно придется выучить ключевые комбинации, так как пользование одними только меню, пускай даже идеально настроенными, заберет уйму времени. Первоначально окно состоит из рабочей (3D) области, меню панелей и панели настроек. Каждую из них можно переключить на любой другой вид, изменить или вовсе убрать (см. врезку).

Структура редактора полностью объектно-ориентирована, все сцены, особенно интерактивные, требуют четкой расстановки атрибутов и свойств. Мир Blender состоит из блоков данных (сцена, мир, объект), содержащих информацию о конкретном событии, предмете или среде. Второстепенными данными являются каркас, кривая, текстура, материал, освещение (лампа) и ipo. Объекты в Blender можно преобразовывать из примитивов, которых тут довольно большое количество: плоскость, кольцо, куб, конус, сфера, сетка, цилиндр, труба. В редактор встроен полноценный игровой движок, который позволяет создавать виртуальные миры.

Blender распространяется по лицензии GNU General Public License, что означает полную доступность не только самой программы, но и ее исходного кода, а также не накладывает никаких ограничений на его модификацию. Кроме того, Blender является мультиплатформенным проектом, благополучно функционирующим на большинстве Unix- и Windows-систем.

Курс Job Interview Crash Course від Enlgish4IT.
Отримайте 6 шаблонів відповідей на співбесіді, які ви зможете використовувати для структурування своїх відповідей. Отримайте знижку 10% за промокодом ITCENG.
Приєднатися

Вряд ли Blender заинтересует профессионалов, уже привыкших к "родным" пакетам. В то же время новичкам продукт может оказаться попросту не по зубам. Тем не менее мы рекомендуем ознакомиться с этим редактором всем, кто так или иначе интересуется созданием трехмерной графики. Программа обладает всеми функциями, необходимыми для плодотворного и эффективного моделирования сцен, роликов, объектов. Разработчики готовы предложить большое количество плагинов, значительно расширяющих возможности Blender. Свободное распространение и крайне маленький размер дистрибутива невероятно заманчивы; все, что от вас требуется, — это приложить некоторые усилия для изучения непривычного, но довольно удобного интерфейса и освоиться с оригинальным подходом к созданию трехмерной графики. Затраченное время обязательно окупится, стоит лишь набраться энтузиазма и перейти к решительным действиям. Во время эксплуатации программа работала довольно устойчиво, однако в нескольких ситуациях (рендеринг, манипуляции с изображением) редактор подвисал. На официальном сайте можно ознакомиться с примерами, созданных с помощью различных версий Blender, скачать плагины и исходный код.

Настраиваем интерфейс

Оптимизировать рабочий вид Blender можно следующим образом:

Бесплатный редактор трехмерных изображений Blender Бесплатный редактор трехмерных изображений Blender Бесплатный редактор трехмерных изображений Blender
1. Нажав на треугольник в окошке меню, мы разворачиваем/ сворачиваем его.
2. Щелкнув мышью на разделительной черте между окнами, можно создавать новые рабочие области (Split Area).
Бесплатный редактор трехмерных изображений Blender 3. В любом открытом окне настраивается отображение необходимого контента.
4. Объединяйте и двигайте панели как вам удобно.


Создаем 3D из 2D

Для изготовления из простого рисунка его трехмерного прототипа необходимо:

Бесплатный редактор трехмерных изображений Blender Бесплатный редактор трехмерных изображений Blender Бесплатный редактор трехмерных изображений Blender
1. Загрузить рисунок как фон (View>Background Image>Use Background Image).
2. Добавить в сцену кривую (Add>Curve>Bezier Curve) и разместить на части контура нашего фона (при необходимости перевести кривую в Poly).
3. Продолжить кривую (Ctrl+левый клик) и замкнуть контур (C).
Бесплатный редактор трехмерных изображений Blender Бесплатный редактор трехмерных изображений Blender
4. Выставить необходимые значения объема, откорректировать камеру и отрендерить изображение (F12).
5.


Полезная информация

Интернет-ресурсы

www.blender3d.org — официальный сайт Blender 3D.

www.blender3d.ru — русскоязычный сайт, целиком посвященный Blender.

www.is.svitonline.com/sailor/ — еще один отличный русскоязычный сайт о Blender.

Еще freeware

Разработчики Blender рекомендуют использовать в паре со своим детищем другие популярные freewareпродукты. В первую очередь это универсальный графический редактор Gimp (о нем мы рассказывали в ноябрьском номере) и The Wings 3D modeler — программа, основной задачей которой является работа с мэшами (каркасными объектами).

Необходимые клавиши

на первых порах (несколько комбинаций клавиш для Blender):

TAB — вкл./выкл. режим редактирования;

Num Lock — включает дополнительную клавиатуру для работы с камерой;

U — возвращает действие на один шаг назад (Undo);

X и Del — удаляют объект(ы);

Ctrl и Shift — ключевые клавиши, использующиеся во многих комбинациях;

F12 — рендеринг сцены.

Удерживание левой или правой кнопки мыши на рабочей области вызовет меню инструментов.

Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: