Обзоры
Что за капризная вещь — модем!
0

Что за капризная вещь — модем!

Наверное, нет ни одного человека, который, впервые столкнувшись с модемом "один на один" и проведя несколько часов в безуспешных попытках заставить его работать, не произнес бы ту сакраментальную фразу, что вынесена в заголовок статьи. Причина проста — покупая модем, вы получаете сложнейшую систему со многими параметрами, и заработает она только в том случае, если все они будут взаимно согласованы.

Практически все выпускаемые в настоящее время модели имеют так называемый Hayes-совместимый набор команд. Это означает, что принципы настройки таких модемов одинаковы. Разница может быть только в некоторых деталях. Однако, поняв принцип и обратившись к документации, вы быстро во всем разберетесь. В данной статье предполагается, что у вас современный модем, который поддерживает протоколы V.34 и V.90, а также протоколы коррекции ошибок V.42bis и MNP5. В качестве примера рассматривается настройка модели US Robotics Courier V.Everything.

Проблема 1: "глухота" телефонной линии

"Глухота", или слабый сигнал в телефонной линии, является довольно частой причиной отсутствия связи между двумя модемами. И с этой проблемой почти наверняка придется столкнуться, если вы подключены к старой аналоговой АТС. Чтобы выяснить суть проблемы, включите внутренний динамик модема, а затем попытайтесь установить связь с провайдером. Если два модема "шипят друг на друга", причем тон их сигнала все время понижается, а соединение никак не устанавливается или устанавливается нестабильное соединение на очень низкой скорости (2400…4800 bps) — верный признак слабого сигнала в линии. Первое, что нужно сделать, — это проверить все телефонные розетки. Очень часто при установке телефонов в розетку параллельно линии подключается конденсатор номиналом 0,1…0,5 мкФ, который и является причиной слабого сигнала. Нужно удалить его, отключить все параллельные телефоны и повторить тест.

Можете также попытаться поднять уровень выходного сигнала своего модема, хотя такая возможность есть далеко не всегда. Как правило, изменение уровня выходного сигнала осуществляется путем записи соответствующего значения в один из S-регистров. В более старых моделях на задней стенке может быть специальный регулятор.

По умолчанию уровень выходного сигнала модемов устанавливается в пределах —8…—12 дБ. Попытайтесь поднять его до —4…—6 дБ. В случае USR Courier добавьте в строку инициализации команду AT S39=4. Не стоит подымать уровень выходного сигнала в линии больше —4 дБ, поскольку это может вызвать перегрузку входных аналоговых цепей АТС и привести к противоположному эффекту.

Вполне вероятно и обратное: ваш модем "не слышит" модема провайдера. В этом случае попробуйте подключиться через усилитель телефонного сигнала. В некоторых модемах есть специальный регулятор чувствительности приемника. У USR Courier — это регистр +S18, значение которого по умолчанию равно 2. Попытайтесь увеличить это число на несколько единиц с помощью команды AT+S18=5.

Если все перечисленные выше рекомендации ни к чему не привели, вам придется связаться с администрацией телефонного узла и объяснить им суть проблемы. Иногда проблему удается решить путем перекоммутации вашего телефонного номера на свободную пару. Правда, тогда вам придется зарегистрировать модем. Советую это сделать, поскольку в таком случае можно будет официально требовать, чтобы параметры телефонной линии соответствовали стандартам, принятым для устройств передачи данных.

Кардинальный способ решения рассматриваемой проблемы — замена телефонного номера и подключение к цифровой АТС.

Проблема 2: повышенный уровень сигнала в линии

Как это ни странно, повышенный уровень сигнала в линии также влияет на качество и устойчивость соединения двух модемов. Чувствительность входного усилителя модема очень велика. Он обеспечивает устойчивое соединение при уровне входного сигнала —35…—40 дБ и даже ниже. Повышенный сигнал в линии приводит к перегрузке и нарушению нормальной работы аналого-цифрового преобразователя (АЦП). Поэтому, если качество связи с провайдером очень плохое, запустите терминальную программу и посмотрите на строку, которая выводится после соединения. Если вы увидите нечто наподобие CONNECT 9600/V32/NONE вместо CONNECT 28800/V34/ARQ/V42bis, уменьшите уровень сигнала в линии. Для этого включите в разрыв телефонной линии, идущей к модему, два резистора (рис. 1). Их номинал придется подобрать опытным путем; как правило, это 100…500 Ом.

Проблема 3: повышенный уровень высокочастотных помех

Высокочастотные помехи также могут нарушить устойчивую работу двух модемов. Наверное, вам не раз приходилось слышать в телефонной трубке сигналы радио, шумы и т. п. Чтобы избавиться от высокочастотных помех, придется спаять несложный фильтр (рис. 2). Резистор R1 предназначен для грубой настройки фильтра, а R2 — для тонкой. Подберите их номиналы так, чтобы получить устойчивое соединение модемов.

Проблема 4: неравномерность частотной характеристики телефонного канала связи

На рис. 3 приведены амплитудно-частотные характеристики (АЧХ) трех телефонных каналов, измеренные с помощью встроенных средств модема USR Courier. Связь осуществлялась с тремя модемами, установленными на разных АТС Киева. Зеленой линией обозначен уровень —36 дБ, при котором еще возможна качественная связь, сиреневой — минимальный уровень сигнала, когда модем еще может выделить данные из шумов. Однако устойчивая связь при таком уровне сигнала уже невозможна.

АЧХ, выделенная красным цветом, получена при соединении двух модемов, расположенных на цифровых АТС. Связь осуществлялась на скорости 31200 bps, т. е. близкой к максимально возможной для протокола V.34+. Как следует из графика, в этом случае возможна качественная передача данных при использовании максимальной модуляционной скорости 3429 бод, оговоренной стандартом V.34+.

Коричневая АЧХ получена при соединении двух модемов, один из которых расположен на цифровой АТС, а другой — на аналоговой. Связь осуществлялась на скорости 26400 bps, однако передача данных при использовании максимальной модуляционной скорости 3429 бод уже невозможна.

Третий график получен в случае неблагоприятных условий передачи данных с использованием протокола V.34. Связь осуществлялась на скорости 21600 bps и при тестировании иногда поднималась до 24000 bps, а это свидетельствует о выборе модемом модуляционной скорости 2400 бод. Обратите внимание, что АЧХ данного телефонного канала имеет большую неоднородность в области нижних и верхних частот. Более того, вместо стандартной полосы 150…3500 Hz третий канал обеспечивает полосу только 300…3000 Hz.

Далеко не все телефонные каналы способны обеспечить качественные АЧХ. Поэтому при установке связи с провайдером вы можете столкнуться с тем, что модемы вообще откажутся работать. В таком случае следует последовательно отключать высокоскоростные протоколы: сначала V.90 и x2 (AT S58=33), затем V.34 и V.FC (AT S56=224) и наконец V32.bis (AT S34=1). Такая методика практически всегда позволяет добиться устойчивого соединения, хотя, естественно, все преимущества вашего нового модема будут сведены на нет.

Проблема 5: кратковременное пропадание несущей

Иногда в телефонных каналах, особенно при связи на больших расстояниях, кратковременно на 0,1…0,5 с пропадает сигнал. И хотя качественная связь в этом случае невозможна, все-таки добиться устойчивой работы соединения можно. По умолчанию модем ждет появления несущей не более 0,5 с, после чего "вешает" трубку. При работе на отечественных телефонных линиях указанный интервал следует увеличить до 1,5…2,5 с. Для этого нужно в регистр S10 поместить значение интервала в десятых долях секунды. Например, AT S10=25.

Проблема 6: импульсные помехи

Если в вашей телефонной трубке слышен треск, то, скорее всего, на такой линии не будет работать ни один модем. Однако если нужно срочно до прихода связиста получить или отправить небольшое сообщение по электронной почте, попробуйте переключить модем в режим 1200…2400 bps. Рекомендуется также отключить режим коррекции ошибок MNP5, оставив только V42.bis. Строка инициализации модема будет выглядеть так: AT S58=33 S56=224 S27=20 S34=7 &K3 &M5. В ней дополнительно включаются режимы выборочной компрессии данных и режим ARQ.

Проблема 7: использование цифровых гибридных офисных мини-АТС

Существуют два типа мини-АТС: аналоговые и цифровые. Как правило, аналоговая станция рассчитана на небольшое число абонентов (от 8 до 16) и при ее использовании с модемом не возникает никаких проблем. Цифровые мини-АТС позволяют подключать от 16 до 64 абонентов, причем некоторые станции делают невозможной работу модема на высокоскоростных протоколах V.34 и V.90. Аналогичные проблемы возникают при использовании аппаратуры уплотнения телефонных каналов. Выход: попытаться включить модем непосредственно в прямую телефонную линию.

Проблема 8: несоответствие прошивки модема телефонной линии

Большинство модемов рассчитаны на телефонные каналы с более или менее стандартными характеристиками. Поэтому покупая модем, обязательно поинтересуйтесь у продавца, сертифицирован ли он для работы на отечественных телефонных линиях. Практически все современные модемы имеют Flash-память, в которую загружается микропрограмма работы модема. Некоторые фирмы—производители модемов предлагают несколько прошивок, адаптированных для разных телефонных линий.

Процедура смены прошивки несложна, однако к ней нужно тщательно подготовиться и изучить инструкции. Перед загрузкой новой прошивки обязательно сделайте копию старой, чтобы в случае неудачи вернуться к ее исходному варианту. Обычно вместе с новой прошивкой поставляется и один из вариантов старой.

Заключение

В данной статье мы рассмотрели только несколько возможных причин, из-за которых купленный вами модем может не работать. Однако дать рецепты на все случаи жизни не может никто. Поэтому старайтесь все делать спокойно, без лишней суеты. И тогда удача обязательно улыбнется вам. Удачных "коннектов"!


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: