Обзоры Обзоры 28.11.2005 в 22:00 comment

Creative X-Fi, маркетинг и здравый смысл

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

ITC.UA

автор

О новых звуковых платах X-Fi от компании Creative мы написали еще в июне (itc.ua/21018), когда стали известны первые подробности о скором обновлении линейки. Точнее, в тот раз мы ограничились лишь обзором грядущих инноваций, поскольку, кроме пресс-релиза, никаких других данных на тот момент попросту не было. Но не прошло и полгода, как платы X-Fi появились в продаже, и сегодня мы наконец-то имеем удовольствие познакомиться с ними поближе.

– У нас есть две новости: хорошая и плохая. С какой начать?
– Ну, давайте с плохой…

Воображаемый диалог с читателем

Creative X-Fi, маркетинг и здравый смысл

Creative SB X-Fi XtremeMusic

Интерфейс PCI

Частоты сэмплирования
44,1; 48; 96; 192 kHz

Разрядность сигнала 16; 24 бит

Цифровые интерфейсы SPDIF

Аналоговые входы
FlexiJack (микрофонный, линейный)

Аналоговые выходы 3×Line out

Поддержка интерфейсов
ASIO 2.0

Декодирование
Dolby Digital EX, DTS-ES

Эффекты
EAX 5.0 Advanced HD, аппаратно

Предоставлено Euro Plus: www.eplus.kiev.ua

Ориентировочная цена $145

Отличное звучание; новые технологии звука в играх (EAX Advanced HD 5.0); комплектация ПО на все случаи жизни

Медлительность ПО; неоднозначные «улучшайзеры» звука, на которые сделана ставка в маркетинговых материалах

Одна из самых совершенных и универсальных потребительских звуковых плат на сегодня

Часть 1. О маркетинге

Для любой рекламы нового продукта, каким бы он ни был на самом деле, характерны те или иные, скажем так, «преувеличения». Причем за годы оттачивания рыночных технологий в дебрях маркетинговых отделов выработался целый набор таких «преувеличений», ставших расхожими штампами и формирующих «язык пресс-релизов», в котором знакомые на первый взгляд слова обретают новый, неведомый доселе смысл.

Однако, перефразируя известную шутку, есть «преувеличения», есть большие «преувеличения», а есть… маркетинговый отдел компании Creative. И поэтому пользователь, заинтересовавшийся платой X-Fi, может с интересом прочитать на корпоративном сайте следующее (цитата приводится в оригинале, так как адекватный перевод здесь довольно затруднителен):

«X-Fi 24-bit Crystalizer enhances MP3s and movies to sound better than they do on their original CD or DVD».

Онлайн-курс Pyton від Powercode academy.
Опануйте PYTHON з нуля та майте проект у своєму портфоліо вже через 4 місяця.
Приєднатися

Если подумать, то данное заявление представляется крайне оптимистичным, учитывая, что сделать музыку и фильм звучащими настолько хорошо, насколько это возможно – первейшая задача звукорежиссеров при сведении и мастеринге материала, для чего они применяют дорогостоящее (миллионы долларов) оборудование студий звукозаписи, получая за свою работу высокие гонорары. Если же учесть, что форматы сжатия с потерями MPEG Layer 3 и Dolby Digital AC-3 по определению, мягко говоря, не улучшают звучание, то остается только подивиться гениальности алгоритмов, положенных в основу этой самой 24-bit Crystalizer. Чем же это достигается? Читаем дальше (на этот раз попробуем перевести):

«С помощью аудиопроцессора Creative X-Fi Xtreme Fidelity музыка и звук в фильмах подвергаются двухэтапной обработке, направленной на улучшение качества. Для начала процессор преобразует аудио в формат 24-bit/96kHz, используя практически «прозрачный» алгоритм SRC (преобразования частоты сэмплирования). После этого он выполняет ремастеринг и улучшает аудио, анализируя его и идентифицируя те участки аудиопотока, которые были ограничены (restricted)/повреждены при сжатии в 16-битный формат и потом в МР3».

Creative X-Fi, маркетинг и здравый смысл
Creative X-Fi, маркетинг и здравый смысл
2a
Creative X-Fi, маркетинг и здравый смысл
Creative X-Fi, маркетинг и здравый смысл

Спектрограммы гармонических и интермодуляционных искажений для X-Fi XtremeMusic (1a, 2a) и Audigy 2 ZS (1б, 2б)

Creative X-Fi, маркетинг и здравый смысл
Creative X-Fi, маркетинг и здравый смысл
Иллюстрация эффекта от применения 24-bit Crystalizer: исходный (сверху) и обработанный сигналы

Если даже предположить, что преобразование частоты семплирования в X-Fi не вносит в звук нежелательных артефактов (что похоже на правду), то второй шаг обработки как минимум вызывает вопросы. Проведем довольно близкую аналогию: представьте, что 32-битное изображение высокого разрешения, полученное с профессиональной цифровой фотокамеры, с помощью графического редактора было сохранено для Интернета, т. е. в формате JPEG с низким качеством и разрешением.

Те, кто когда-нибудь пытался выполнить обратное преобразование, отлично знают, что дело это очень непростое и весьма трудоемкое, а полученный результат зачастую нельзя даже сравнивать по качеству с исходным изображением – в полном соответствии со здравым смыслом он все равно будет выглядеть хуже. А вот маркетинговый отдел компании Creative считает, что это не всегда так, и восстановленный из МР3-копии музыкальный материал действительно может звучать лучше, чем его оригинал!

Здесь самое время вспомнить о том, что же значит слово «лучше». Если автору не изменяет память, расхожее в аудиомире понятие «Hi-Fi» исконно означало «High Fidelity», т. е. «высокую достоверность», под чем подразумевалось максимально близкое к оригиналу воспроизведение. Компания Creative, присвоив своим платам имя «X-Fi», расшифровала его как «eXtreme Fidelity» – «экстремальная достоверность». Видимо, подумает здесь читатель, подразумевается максимально возможное качество – так сказать, «сверхвысокая» точность воспроизведения?

Онлайн-курс Pyton від Powercode academy.
Опануйте PYTHON з нуля та майте проект у своєму портфоліо вже через 4 місяця.
Приєднатися

Отнюдь. Технология 24-bit Crystalizer на поверку оказывается довольно типичным алгоритмом для «улучшения» звучания, в котором применяется селективная динамическая обработка сигнала. Говоря проще, он усиливает атаку, акцентируя прежде всего резкие, взрывные звуки, не делая при этом никакого различия между, скажем, ударными инструментами и сибилянтами в человеческой речи. Обработанный таким образом музыкальный материал значительно отличается от исходного, и ни о какой достоверности воспроизведения здесь уже и речь не идет. К тому же эффект от такой обработки будет различаться для разных жанров музыкальных произведений и может быстро привести к утомлению слушателя – именно по этой причине от тотального применения психоакустической обработки всего микса с помощью устройств типа enhancer/exciter звукозаписывающая индустрия давно отказалась.

Рамки нашей публикации не позволяют рассмотреть в том же духе прочие «преувеличения», хотя многие из них этого, без сомнения, заслуживают. Однако пора наконец переходить к более интересным и важным вещам.

Часть 2. О здравом смысле

Хорошая новость в данном случае заключается в том, что если отбросить рекламную шелуху, то новые платы Creative, без сомнения, удались – об этом свидетельствуют как результаты измерений, так и сравнительное прослушивание. Отсутствие передискретизации сигнала 44,1–48 кГц минимизировало количество искажений, выводя X-Fi в лидеры среди потребительских звуковых плат по качеству воспроизведения. Если, конечно, не забыть вовремя отключить 24-bit Crystalizer и прочие «улучшайзеры» – к последним отнесем и технологию преобразования форматов CMSS 3D, ее вариант для наушников, расхваливаемый как «most advanced 3D headphone audio ever», на наш взгляд (слух), однозначно требует совершенствования.

Но уникальность звуковых плат Creative заключается в том, что они универсальны и предназначены не только для прослушивания музыки. Так, на базе ПК с X-Fi можно построить замечательный домашний кинотеатр, для чего есть все необходимое, начиная от аппаратного декодера Dolby AC-3 и заканчивая обширным комплектом ПО для установки и настройки многоканальной АС; а вариант Platinum комплектуется еще и весьма «продвинутым» пультом ДУ.

Кроме того, X-Fi на сегодняшний день представляют собой наиболее совершенные звуковые платы для игр благодаря поддержке EAX Advanced HD 5.0 и аппаратной акселерации просчета звукового окружения. А вариант платы Fatal1ty SPS поддерживает технологию хранения сэмплов игры в локальной памяти X-RAM, за счет чего повышается общая производительность системы. Первые игры с поддержкой нового EAX уже появились – это Battlefield 2 и Quake 4, и наверняка в ближайшее время их станет значительно больше.

Наконец, не были забыты и музыканты – обладая превосходным качеством звучания, X-Fi может стать отличным решением для домашней студии. И хотя поддержка ASIO 2.0 есть и в платах семейства Audigy 2, однако в X-Fi она реализована также и для частоты сэмплирования 44,1 кГц. К тому же в панели управления ASIO теперь доступно для выбора значение latency в 1 мс (хотя добиться воспроизведения без выпадений для задержки менее 2 мс не удалось). Наконец, жизнь «домашних» звукорежиссеров значительно упростилась за счет оптимизации пользовательского интерфейса: в режиме Audio Creation Mode он весьма напоминает типичную микшерную консоль, и выполнение в нем наиболее ходовых операций типа «навешивания» эффекта на любой источник стало не в пример удобнее и проще.

Кроме того, в комплект поставки карты входит большое количество самого разного ПО (свыше 900 МВ) «на все случаи жизни» – от весьма функционального мультимедийного плеера MediaSource 3 (с очень мощной функцией karaoke) до утилиты Entertainment Center, которая в сочетании с пультом ДУ может превратить обычный домашний ПК в настоящий Entertainment PC.

Результаты измерений RMAA 5.5
Тест Creative X-Fi XtremeMusic Creative Audigy 2 ZS Terratec Aureon 7.1 Space
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ +0,02; -0,18 +0,06; -0,19 +0,03; -0,05
Уровень шума, дБ (А) -92,8 -94,4 -94,3
Динамический диапазон, дБ (А) 92,7 93,4 94,2
Гармонические искажения, % 0,000 0,003 0,001
Интермодуляционные искажения, % 0,006 0,008 0,011
Взаимопроникновение каналов, дБ -93,5 -93,3 -94,6

Часть 3. О X-Fi XtremeMusic

Для любителей технических деталей рассмотрим младшую карту линейки (модель SB0460). На ней видим процессор X-Fi (маркировка CA20K1-PAG), ЦАП Cirrus Logic CS4382-KQZ (тот же, что и для серии Audigy 2 ZS), АЦП Wolfson Miсroelectronics WM 8775EDS. Любопытно, что тактирование их, как и в Audigy 2 ZS, осуществляется от единственного генератора опорной частоты на 24,576 МГц (хотя, по заявлению производителя, передискретизация сигнала 44,1–48 КГц отсутствует), при этом задействуются встроенные в АЦП и ЦАП делители. 2 МВ ОЗУ от Hynix (166 MHz) используется для кэширования сэмплов, а для плат Fatal1ty и Elite Pro оно заменяется на 64 МВ (технология X-RAM).

Разводка платы и интерфейсные разъемы для вариантов XtremeMusic, Platinum и Fatal1ty FPS унифицированы. На колодке всех плат X-Fi предусмотрен разъем для подключения внешнего выносного блока, поставляемого в комплекте только с Elite Pro (для других он может быть приобретен отдельно). Кроме него, видим три аналоговых выхода (два из них – для четырехконтактного разъема 3,5 мм «миниджек»), и один так называемый FlexiJack, который может выступать как в роли микрофонного и линейного входа, так и цифрового выхода.

Часть 4. О реалиях рынка

Подводя итоги, отметим, что разработчики подошли к делу с максимальным старанием, стремясь создать наиболее универсальную и совершенную потребительскую звуковую плату, обладающую при этом доступной стоимостью. Это потребовало от них значительных усилий – чего стоил только четырехлетний цикл разработки нового аудиопроцессора X-Fi. Однако результат, на наш взгляд, оправдывает и затраты, и надежды.

Тем не менее мощная маркетинговая «артподготовка» перед стартом продаж, о которой мы столь негативно отозвались в начале статьи, кажется вполне оправданной, если взглянуть на текущее положение вещей на рынке аудио для ПК. А оно таково, что наступление интегрированного звука ставит под угрозу вообще существование звуковых плат как таковых – кроме узкоспециализированных и профессиональных решений. Пока еще не (совсем) поздно, Creative предстоит убедить большую часть пользователей, что встроенного на материнскую плату дешевого кодека совершенно недостаточно – как для прослушивания музыки или просмотра кино, так и для игр и создания аудиоконтента. Задача весьма нетривиальная, учитывая активные попытки компании Intel и производителей материнских плат уверить покупателей в обратном. В свете этого предстоит решить массу проблем – от оптимизации и окончательной отладки драйверов и ПО до выпуска вариантов платы для шины PCI Express, а также таких мультимедийных акустических систем, на которых преимущества X-Fi в качестве звучания станут по-настоящему заметны. И остается лишь искренне пожелать компании Creative удачи в этом нелегком противостоянии – точнее, в борьбе за качественный звук для наших с вами ПК.

Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: