Статьи Интервью 04.12.2023 в 16:30 comment views icon

Действительно ли Wargaming разорвала все связи с Lesta Studio и россией? Интервью с CFO Эндрю Тинни

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/04/vova-96x96.jpeg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/04/vova-96x96.jpeg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/04/vova-96x96.jpeg

Володимир Скрипін

Ексзаступник головного редактора

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/02/PXL_20220813_131537943-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/02/PXL_20220813_131537943-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/02/PXL_20220813_131537943-96x96.jpg

Тимур Ворона

Головний редактор ITC.ua

Действительно ли Wargaming разорвала все связи с Lesta Studio и россией? Интервью с CFO Эндрю Тинни

Помните наше полуторачасовое интервью с Сергеем Шумигорой, ветераном украинского IT и постоянным исполнительным директором киевской студии Wargaming (Persha Studia) с почти 20-летней историей, в сентябре? В нем мы подробно обсудили разные аспекты работы именно киевского проукраинского офиса, но тогда Сергей отказался комментировать «развод» с русским lesta studio, выход из россии и беларуси, а также «зашквары» прошлого, связанные с пророссийским коммьюнити-менеджментом и модерацией в частности (вне сферы его компетенции).

На эти и другие вопросы нам любезно ответил финансовый директор Wargaming Эндрю Тинни – это и есть та самая вторая часть интервью, которая планировалась с самого начала. Мы надеялись выпустить ее побыстрее, но, к сожалению, публикация несколько затянулась (из-за обстоятельств от нас независимы). Это интервью из двух частей делалось с одной целью — получить ответ на вопрос, действительно ли Wargaming после полномасштабного вторжения провела большую реорганизацию и пошла другим путем, сбросив токсичный русский балласт?

Присоединился к Wargaming в 2015 году, а моя нынешняя роль – финансовый директор плюс

Перед тем как присоединиться к Wargaming, работал управленческим консультантом. Успел поработать партнером в KPMG и Deloitte и в целом немалую часть жизни провел в финансовой сфере на высших должностях в разных уголках мира — занимал должность главного финансового директора Deutsche Bank в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а затем в Великобритании.

В 2015 году я присоединился к Wargaming. В тот момент я работал в KPMG и жил в Сингапуре. Мне позвонил бывший коллега, потом еще двое, а потом еще четверо. Они рассказали мне, что Wargaming ищет финансового директора и сразу подумали обо мне. В начале 2015 года я встретился со многими людьми в компании, провел множество собеседований, изучил процессы. В конце концов меня пригласили присоединиться к Wargaming, и в сентябре 2015 года я переехал из Сингапура на Кипр.

Я бы описал себя как CFO+, ведь я делаю гораздо больше, чем обычно делает типичный финансовый директор. Да, я слежу за отчетностью, доходами, расходами, доходами и инвестициями, но также участвую в формировании нашей стратегии. Кроме того, я управляю многочисленными представительствами по всему миру, включая студию в Киеве. Поэтому я напрямую отвечаю за местных лидеров. Подытоживая, я бы сказал, что я занимаюсь юридическим надзором, соблюдением налогового законодательства, закупками, управлением контрактами, путешествиями и многим другим.

Wargaming 2.0 — «развод» с lesta studio, последствия, конечные бенефициары

В начале марта 2022 понял, что компании следует полностью отказаться от работы в российской федерации и беларуси. Собрали всех топ-менеджеров на неделю в головном офисе, а в среду, 30 марта, они приняли решение о выходе из России и Беларуси. Мы не хотели допустить конфискации или национализации наших игр там и использовали их для пропаганды. Обсуждали возможность сохранения опции выкупа, но моя позиция была такова, что не должно быть пути назад, не должно быть скрытых условий. И 31 марта совет директоров единогласно поддержал это решение.

Онлайн-курс "Фінансовий аналіз" від Laba.
Навчіться читати фінзвітність так, щоб ухвалювати ефективні бізнес-рішення.Досвідом поділиться експерт, що 20 років займається фінансами і їхньою автоматизацією.
Детальніше про курс

Я бы не использовал формулировки новой версии компании или 2.0 — это те же люди с огнем в глазах, которые любят игры и создают онлайн-развлечения, которые нравятся игрокам. Да, мы стали меньше по количеству сотрудников, офисов и игроков, но продолжаем работать над имеющимися играми и разрабатывать новые. Одним словом, делаем то, что умеем и любим.

Чтобы выйти из российского рынка и исключить lesta из структуры Wargaming, пришлось обратиться к местному регистратору – смена владельца требует очного визита и физического присутствия. Через восемь дней после того, как все было сделано, российские власти начали запрещать иностранным компаниям продавать свои активы, но мы успели. Мы хотели быть уверенными, что наши игроки за пределами россии и беларуси, особенно из Украины, смогут продолжить играть. Мы оценили, что настройка нового серверного кластера и перенос наших игроков займет от шести до девяти месяцев.

Мы не хотели вредить нашим игрокам и сообществу, потому пошли на соглашение о разделении бизнеса. Бизнес передали местному менеджменту безвозмездно, без долгов и без возврата. Таким образом мы ничего не получили за нашу долю в lesta. Никаких выплат. Также не выплачиваются роялти или какие-либо другие выплаты.

«Мы не получаем денег из россии и беларуси с 31 марта 2022 года».

Как показывает опыт, большинству компаний для выхода из этих рынков и отделения их от своего бизнеса потребовалось гораздо больше времени, чем нам. Многие компании даже не смогли этого сделать. Кто-то остался, а потом все равно продал активы за доллар. Мы не были заинтересованы в получении денег от этого выхода и сделали без колебаний. Через пять недель мы закрыли все юридические процессы, а потом все остальное было просто настройкой технологий и процессов. Соответственно, с прошлого года мы больше не являемся владельцами студии lesta. Wargaming – частная компания, и ее структура собственности осталась неизменной.

Онлайн-курс "Фінансовий аналіз" від Laba.
Навчіться читати фінзвітність так, щоб ухвалювати ефективні бізнес-рішення.Досвідом поділиться експерт, що 20 років займається фінансами і їхньою автоматизацією.
Детальніше про курс

Справка от редакции: по данным YouControl, среди конечных бенефициаров кипрской Wargaming, кроме уже известных белорусов — братьев Виктора и Евгения Кислых, а также Ник Кацелапов, в открытых реестрах указаны еще два киприота, очевидно представляющие интересы других лиц. Чьи именно – неизвестно. Ответ на этот вопрос можно получить только из внутренних договоров между ними, которые надежно защищены от посторонних глаз.

Действительно ли Wargaming разорвала все связи с Lesta Studio и россией? Интервью с CFO Эндрю Тинни
Конечные бенефициары и ключевые инвесторы Wargaming. Источник: YouControl

По поводу последствий — если кратко, за одну ночь мы потеряли $250 миллионов дохода и ушли в минус. Если говорить о персонале, до полномасштабного вторжения две трети наших работников находились в россии, беларуси и Украине. Это около 3400 из общего штата в 5400 сотрудников. Большая часть сотрудников осталась в россии со студией lesta. Таким образом, штат Wargaming сократился до 2800 человек, но к сентябрю 2022 вырос до более 3300 человек.

рф и беларусь не были крупнейшими рынками для компании, но все же играли большую роль, чем для многих других игровых компаний, и не только игровых. Поэтому выход из этих рынков и утрата 1/3 глобального дохода не прошли без последствий. Нам пришлось быстро делить инфраструктуру и технологии. У нас была дополнительная программа сокращения расходов, которая охватывала весь мир, но сделали все возможное, чтобы защитить сотрудников в Украине. Поэтому, например, в Украине сокращения не производились. Для нас было важно, чтобы коллеги из Wargaming Kyiv сохранили рабочие места. Хотя сама ситуация серьезно ударила по другим в остальном мире. Нам пришлось продать студию в Австралии, бывшую Wargaming Sydney, чего мы совсем не хотели делать. Там работало около 150 человек.

Конечно, нам пришлось просмотреть продуктовое портфолио и, к сожалению, отменить две игры, которые уже находились в разработке. Мы проанализировали, насколько некоторые проекты близки к релизу, и некоторые из них полностью закрыли. Кроме того, в августе 2022 года нам пришлось прекратить сотрудничество с Frag Lab. В течение нескольких лет Wargaming финансировал разработку и выступал издателем шутера Shatterline, и за это время украинская студия выросла с 70 до 200 сотрудников, развивая и совершенствуя игру. И мы благодарны им за сотрудничество.

На сегодняшний день Wargaming и Lesta — отдельные, никак не связанные между собой, компании. Так же как клиенты игр и их функционирование. Мы управляем нашими играми по всему миру, кроме россии и беларуси. Есть игры Lesta, которыми занимается Lesta, и мы не имеем никакого отношения к ним.

Мы также хотели сохранить частоту обновления контента, чтобы игроки даже не заметили всех проблем. Открыли офисы в Варшаве и Белграде, стабилизировали расходы и операции, и в августе 2022 года снова достигли безубыточности. Мы очень сильно ценим верность наших игроков в эти трудные времена, ведь это действительно было непросто.

Почему существуют российские «мир танков», есть идентичные обновления на серверах EU и RU и как lesta продолжает использовать разработки/интеллектуальную Wargaming

После принятия решения о выходе с рынков россии и беларуси в марте 2022 года мы поставили перед собой две цели. Первая — сделать это быстро, чтобы, как я уже говорил выше, предотвратить принудительное отчуждение активов в собственность государства и использование наших игр для пропагандистских целей. Вторая — нивелировать последствия, чтобы наши игроки, в том числе украинские, не ощутили негативных изменений от этого процесса. К разделению, большинство игроков из Украины в наших проектах играли в кластере постсоветских стран, и мы не хотели, чтобы люди потеряли доступ к своим аккаунтам и прогрессу, ведь многие геймеры играют в наши игры 8 и более лет. Учитывая это, по условиям нашего соглашения о разделении, Lesta Games получила собственные версии игр – «мир танков», «мир кораблей» и Tanks Blitz, которые Lesta продолжает развивать и поддерживать независимо.

Что касается схожести контента и обновлений, World of Tanks на момент разделения игровых клиентов существовал уже 12 лет, а World of Warships — 8. Дорожные карты таких масштабных онлайн-игр пишутся на 2-3 года вперед, что-то готовится в релиз сразу, что-то планируют на потом. Входя в структуру Wargaming, Lesta, как и другие студии, имела доступ к планам развития игр и контент-обновлений. Как мы отмечали в октябре прошлого года, клиенты игр были почти идентичными к тому времени, но теперь их поддерживают разные компании и будут отличаться по контенту со временем. Так и вышло. Это уже видно даже в событиях или обновлениях в наших играх. Очевидно, контент в игре старше 13 лет не может быть радикально иным, и некоторые игровые механики могут повторяться. Но мы не разрабатываем ничего для игры Lesta, и наоборот. Мы не сотрудничаем с Lesta.

Справка от редакции: пока мы ждали ответа Wargaming попала в очередной скандал — впоследствии после запуска на UNITED24 сбора средств на закупку реанимобилей для украинских медиков (собрали 39 млн грн), от которого изрядно пригорело у россиян, кто-то нашел в лицензионном соглашении Lesta пункт, что все права принадлежат Wargaming (скриншот ниже). Эти строки очень молниеносно удалили после обнаружения.

Действительно ли Wargaming разорвала все связи с Lesta Studio и россией? Интервью с CFO Эндрю Тинни

И это не единственный неприятный момент: во время недавнего стрима в Twitch, организованного украинским аккаунтом Wargaming, модератор удалил сообщение одного из зрителей, прямо спросившего, с кем воюет Украина и кто является агрессором в войне, отметив как причину «Провокатор» (скриншоты ниже). В официальных публичных заявлениях Wargaming прямо не указывала, что они уходят из россии из-за развязавшейся войны против Украины, ограничиваясь формированием «агрессия против Украины», и прямо не называла РФ страной-агрессором или страной-террористом.

Что с популярностью World of Tanks и других игр

World of Warplanes – более нишевая игра, если сравнивать ее с теми же World of Tanks или World of Warships, но она имеет свою аудиторию любителей «золотого возраста» военной авиации. Игра получает регулярные обновления и новый контент, команда Wargaming Kyiv продолжает работать над поддержкой и развитием игры.

Что касается репутационного аспекта, то и игроки, и индустрия положительно восприняли решение компании о выходе с рынков россии и беларуси, а также поддерживают помощь Wargaming Украине. Это украинские игроки и игроки из многих стран мира.

В этом году запустили официальный канал в Twitch со стримером и регулярными трансляциями на украинском языке. Надеюсь, наш пример вдохновит другие игровые компании развивать свои украинские сообщества.

Украина остается для нас важным рынком. За последний год мы еще больше украинизировали World of Tanks. Это и полная украинская локализация, появившаяся на европейском сервере (она была доступна более 6 лет на сервере СНГ, где играли преимущественно украинцы), и украиноязычный игровой портал, и официальные страницы в социальных сетях, и украиноязычный канал на YouTube, который мы запустили. В первые месяцы, и сейчас, люди просто благодарили в комментариях за контент на родном языке, независимо от содержания видео.

Модерация и баны за проукраинские лозунги

За украинскую локализацию отвечают наши команды внутри компании, а также партнеры. У нас есть специальный отдел, включая команду в Киеве, которая занимается локализацией контента в играх и сервисах. Иногда объем контента велик, и есть много языков, на которые нужно перевести, а затем еще раз проверить. К примеру, во время больших событий в наших играх или обновлений. В таких случаях мы привлекаем специалистов по локализации вне Wargaming. Недавний пример – украинская локализация World of Tanks Blitz и World of Warplanes была сделана локализаторами внутри компании и внешними партнерами.

Модерация в играх и сервисах производится соответствующими специалистами из команд наших игр.

После решения о переносе игровых аккаунтов из СНГ-кластера в европейский, мы пересмотрели правила игры в наших продуктах, в том числе и в World of Tanks, и убедились, что у них нет пунктов, которые можно прочесть неоднозначно. Поэтому вы можете спокойно зайти на сайт worldoftanks.eu и в разделе «Кланы» найти любой из ников или названий кланов, о которых вы упомянули (Бандера, УПА, «Азов» ). Там вы найдете как кланы, так и использующие их ники. Наши игроки использовали их после прошлогоднего перехода, когда те же ники или кланы были переименованы или запрещены в многопользовательских онлайн-играх других издателей.

российская пропаганда в видеоиграх

Во-первых, мы создаем игры для глобальной аудитории, поэтому заботимся о том, чтобы контент был приемлемым для разных игроков, поэтому для вас очень важно, чтобы он не использовался для пропаганды.

Во-вторых, есть внутриигровые правила, за соблюдением которых следит команда модераторов. В чем-то они сами видят нарушения, что-то прорабатывается службой поддержки после жалоб от самих игроков. Конечно, отследить все самостоятельно невозможно, поэтому мы внимательно относимся к жалобам, которые нам посылают игроки.

Мы следим за соблюдением правил и призываем игроков делать то же самое.

И, в-третьих, мы соблюдаем законы тех стран, в которых запускаем наши игры, в том числе и Украины. Поэтому, если ник игрока или название клана содержит намек на, например, посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, такие ники или названия обязательно переименовываются.

Смена бизнес-модели пока не обсуждается

В основе Wargaming, в основе нашей ДНК – slow vehicular combat. Это то, что мы действительно умеем делать за что нас любят наши игроки. В течение многих лет мы разрабатывали шутеры от первого лица, несколько казуальных игр и проводили всевозможные эксперименты. Но сейчас мы сосредоточены на нашем существующем портфолио и на том, в чем мы являемся лидерами. Многие инвестиции уходят в наши игровые франшизы World of Tanks и World of Warships на ПК, консолях и мобильных платформах.

Мы разрабатываем и создаем отличные игры free-to-play уже более 10 лет. Знаем эту модель, и наши игроки уже привыкли к ней. Это позволяет нам выпускать большие обновления, новый контент, улучшать имеющийся контент и продолжать наслаждаться играми все время.

Новые игры и видение будущего геймдева

На ваш вопрос о потенциальной World of Tanks 2.0 (Project CW) с современными танками, как понимаете, я не могу ничего рассказывать о тех или иных не анонсированных проектах. Но скажу, что, кроме развития наших главных игр, мы сейчас работаем над двумя новыми проектами. В ближайшие два-три года можете ожидать анонсов, так что могу сказать только классическое «следите за новостями и анонсами».

Есть тенденции, которые влияют на всю индустрию, и Украина не исключение. К примеру, мы ожидаем спад в следующем году, безусловно, с мобильной стороны. Но есть многие другие усилия и решения, которые продолжают влиять на издательство мобильных игр. Если есть известная франшиза, как у нас, влияние не столь заметно.

Мне лично очень жаль людей, пытающихся вывести на рынок новую мобильную игру.

Чтобы запустить новую мобильную игру сейчас, вам, вероятно, понадобится $100 млн только на маркетинг. С точки зрения не финансового директора компании, а моей личной точки зрения экономика сейчас выглядит достаточно сложной для небольших разработчиков. То, что вы видите, это сокращение в масштабах всей отрасли.

Я сравнил бы это с теми же тенденциями, которые мы наблюдали в Голливуде, где уменьшается количество студий и огромных франшиз, выпускающих подобные вещи. Конечно, иногда мы можем получить хороший продукт от независимой студии. И я думаю, что игровая индустрия двигается в этом направлении. С другой стороны, я хочу, чтобы эти стартапы продолжали развиваться. Я считаю, что прорывы в игровой индустрии достойны этих усилий, равно как огромное удовольствие, которое они дарят геймерам.

Что касается Wargaming, несмотря на потери в результате выхода из рынков России и Беларуси, мы остаемся крупным игроком на рынке игровых компаний и лидером среди игр в жанре slow vehicular combat. И продолжим делать то, что умеем лучше всего и что любят игроки — в существующих и новых формах на всех основных игровых платформах.

Планируем ли собственную большую игру о российско-украинской войне? Не думаю, что сейчас правильно выпускать игру об этой войне. Она продолжается, ее ужасы и человеческие страдания продолжаются, и не думаю, что такая игра будет выглядеть уместно в ближайшем будущем.


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: