Интервью Интервью 27.05.2022 в 16:15 comment views icon

Электробайки Eleek: их раму копируют китайцы и продают под брендами Leili и EBB

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/05/new-enhanced_compressed-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/05/new-enhanced_compressed-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/05/new-enhanced_compressed-96x96.jpg

Элина Сулима

Автор интервью, статей и других лонгридов

Недавно в соцсетях появилось видео, на котором командир грузинского легиона тестирует электробайк Eleek. Как позже выяснилось, руководство этой компании передало на нужды военным несколько своих изделий. Среди них была модель «Атом Милитари», которую они в свое время безрезультатно предлагали украинским чиновникам.

Об этом и многом другом ITC.UA рассказал основатель тернопольской компании Eleek Павел Рудакевич.

Почему вы решили заниматься именно электробайками?

Сначала у меня это было как хобби, и только со временем оно превратилось в бизнес.

Как все началось? Однажды я ехал на автомобиле и увидел, как его довольно быстро обогнал велосипед. Это был какой-то обычный самодельный электробайк с мотором-колесом. Меня это заинтересовало. Для начала я зарегистрировался на форумах соответствующей тематики. Тогда тематические форумы были очень популярны. Я начал подробно изучать конструкцию и элементную базу, из которой делают электробайки. И однажды я написал на тернопольском интернет-форуме «Шприха», что хочу сделать раму для электробайка. Тогда как раз в мире начали появляться первые электробайки, но таких, как я себе представлял, еще не было. То есть он должен одновременно совмещать в себе легкий велосипед и кроссовый мотоцикл. Да, собственно говоря, и появилась идея создать собственный бизнес.

Англійська для IT від Englishdom.
В межах курсу можна освоїти ключові ІТ-теми та почати без проблем говорити з іноземними колегами.
Дійзнайтеся більше

Хочу добавить, что до основания своей компании я любил кататься на кроссовых мотоциклах. То есть мое хобби со временем переросло во что-то большее.

Электробайки Eleek: их раму копируют китайцы и продают под брендами Leili и EBB

Как вы основывали свой бизнес?

Недолго думая, я принялся воплощать свою мечту в жизнь. Начал я с того, что нарисовал эскизы будущих электробайков. Первые модели я разрабатывал в своем гараже. Первое, что я сделал, это создал раму и нашел для нее соответствующую велосипедную вилку. Так я познакомился с Василием Курусом, который продал мне вилку и проконсультировал по поводу рамы. Кстати, Василий сейчас является членом нашей команды и автором модели PozitiffMD, название которой происходит от его никнейма на форуме «Шприха». Он познакомил меня с профессиональным веломехаником Дмитрием Семчуком, с которым общался на этом же форуме. Именно Дмитрий помог мне изготовить раму для моего первого мотоцикла.

Когда на свет появился первый образец рамы, я его сразу показал своим подписчикам, которые интересовались моими сообщениями. На основе этой рамы я и собрал байк, протестировал и понял, что это то, что мне нужно. После чего рама стала популярной в Украине и странах СНГ (в основном в россии).

Мы с Дмитрием начали массово производить и продавать рамы. Продолжали их делать в том же самом гараже. Это, можно сказать, первая в Украине компания, которая имела отношение к легкому электротранспорту. Позже мы первыми начали серийно производить электробайки. От первого рисунка до первой продажи байка прошло всего полгода.

Англійська для IT від Englishdom.
В межах курсу можна освоїти ключові ІТ-теми та почати без проблем говорити з іноземними колегами.
Дійзнайтеся більше

Рамы продавались с 2010 по 2013 годы, в основном в Украине и россии. После Евромайдана мы полностью прекратили сотрудничество с россиянами и начали продавать байки в ЕС, США и других странах.

Электробайки Eleek: их раму копируют китайцы и продают под брендами Leili и EBB

Откуда происходит название Eleek?

В 2012 году наш стартап, который первоначально назывался Ekross, переехал из гаража в более просторное арендованное помещение. Мы все еще здесь. Тогда появились первые оптовые заказчики электробайков на основе рамы Ekross, такие как DelFast. Мы для них изготовили 10 байков. Затем эту раму скопировали даже китайцы. Китайские копии продают под брендом Leili и EBB.

Ну а дальше появились такие модели, как Lite, PozitiffMD и самая младшая Neo.

Первое название Ekross – это сочетание электрического кроссового велосипеда и мотоцикла. Но когда мы стали популярны в ЕС и хотели зарегистрировать торговую марку, то получили претензию от польского производителя велосипедов Kross. Их представители утверждали, что наше название похоже на их. Поэтому мы совершили ренейминг и назвали свою компанию Eleek. Само по себе это название ничего не значит. Просто мы как-то сидели вместе и нам пришло в голову, что «Элик» (от «электрический велик») звучит лучше всего.

Электробайки Eleek: их раму копируют китайцы и продают под брендами Leili и EBB

Сколько лет вы уже на этом рынке?

Ну, если считать от первых продаж рамы, то уже 12 лет. А если от создания компании, то 10.

Трудно было начинать этот бизнес?

На тот момент не было тяжело, потому что сначала это было только хобби. О бизнесе тогда никто не думал. Это как-то само по себе довольно быстро переросло в бизнес. А сейчас таких компаний очень много, потому нужно все время конкурировать.

Если же брать электробайки, схожие по параметрам с нашими, то у нас более низкая цена, более оригинальный дизайн и более мощные характеристики. Мы вкладываем всю душу в дело. Мы, как и 10 лет назад, команда, которая просто работает и получает удовольствие от своего труда.

Где вы приобретаете оборудование?

Если говорить о производственном оборудовании (станки), с помощью которого производят раму, то половину мы сделали сами. Другую половину мы закупали в Украине или за границей. Металл, из которого изготавливают раму, конечно, украинский.

Если говорить о деталях байков (электроника, проводка, платы управления батареей, аккумуляторы), то их мы производим сами. Остальные же закупаем за границей, в основном в Китае. Это не является большой тайной, что именно Китай производит лучшие двигатели, контроллеры и ячейки для аккумуляторов.

Электробайки Eleek: их раму копируют китайцы и продают под брендами Leili и EBB

Трудно ли было найти мастеров по изготовлению электробайков?

Нетрудно, поскольку они сами нашлись. Это команда энтузиастов, которая училась на собственных ошибках и продолжает работать в компании на руководящих должностях. Они знают, что и как делать. Они сами находят нужных специалистов.

Вы создали три модели электробайков (Atom, Lite и Neo) и несколько модификаций. Чем они отличаются между собой?

Есть четыре основных модели. Сначала на базе рамы Ekross появился Atom, затем Lite, позже PozitiffMD, а затем уже Neo.

Atom – это универсальный и мощный байк, который подходит как для асфальта, так и для легкого бездорожья.

Lite – это легкий и комфортабельный электровелосипед. Он действительно очень похож на велосипед, только с двигателем. Lite идеально подходит для города, потому что на нем можно перемещаться из точки А в точку Б без всяких усилий.

PozitiffMD – это байк для агрессивной езды, который будет доставлять большое удовольствие, если кататься на нем по бездорожью. У него высокий крутящий момент.

Neo – байк для детей, пенсионеров и родителей, которые любят с семьей проехаться по набережной или парку.

Электробайки Eleek: их раму копируют китайцы и продают под брендами Leili и EBB

Вам удалось создать электробайк своей мечты?

 Меня еще никто об этом не спрашивал. Пожалуй, Atom и есть мотоцикл моей мечты. Но я не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю создавать вместе со своей командой что-нибудь новое. Сейчас у нас в разработке две мощные модели, детали о которых мы не разглашаем. С началом войны они в стадии заморозки. Думаю, скоро мы возобновим этот процесс.

Все модели могут разгоняться до 100 км/ч и проезжать на одном заряде до 150 км?

 Не все. Atom и PozitiffMD – до 90 км/ч, Lite – до 50 км/ч, Neo – до 45 км/ч. То же и с пробегом. Atom и PozitiffMD – до 150 км, Lite – до 80 км, Neo – до 40 км.

Как быстро заряжаются электробайки Eleek? Нужна ли им специальная зарядка?

Наши байки заряжаются примерно 4–5 часов. У них есть свое зарядное устройство, которое можно подзарядить от обычной розетки в 220 В.

Каков срок их эксплуатации? И от чего это зависит?

Срок эксплуатации самого байка не ограничен, если им осторожно пользоваться. А вот батарея может работать больше пяти лет. После чего ее можно заменить.

Повысился ли спрос на электробайки из-за существенных проблем с бензином?

Спрос существенно увеличился. Люди стали массово интересоваться электротранспортом. Потому мы развиваемся. Но есть проблема с комплектующими, ведь приходится долго их ждать. Иногда даже трудно что-либо получить. Поэтому ценник на байки очень быстро растет.

Сколько весят электробайки Eleek?

Atom и PozitiffMD вдвое легче мотоцикла с аналогичными характеристиками. Весят они 65–70 кг.

Почему такой ценовой разрыв – от 45 тыс. до 188 тыс. грн?

Разрыв огромный, потому что они отличаются мощностью и себестоимостью деталей. Например, у Atom больше батарея, более мощные двигатель и контроллер. Поэтому он значительно более затратный и дороже в производстве. В целом Neo и Atom существенно отличаются.

Насколько хорошо Eleek может ездить по бездорожью?

Мы ставим универсальные колеса. Любая наша модель хорошо себя ведет на бездорожье. По уровню комфорта уступает только Neo, так как у него нет амортизаторов.

Устойчивы ли электробайки Eleek к морозам и аномальной жаре?

Да, устойчивы. Рабочая температура батареи от –20 до +50 градусов.

Изменяли ли вы электробайки под нужды военных?

За все это время мы многие байки передали военным. Байки, которые мы бесплатно предоставили нашим защитникам, не сильно отличаются от Atom. Хотя мы их немного изменили. К примеру, поменяли цвет, установили крылья, как у кроссовых мотоциклов, убрали лишние детали, такие как педальный привод, зеркала и поворотные огни. Также сделали так, чтобы освещение при необходимости выключалось полностью. Добавили разъем на 220 В. Кстати, разъем мы разработали в течение трех дней. Теперь наши ребята подсоединяются к байку даже через Starlink.

Военные их выбирают из-за бесшумности?

Их выбирают из-за многих факторов. Но основные – это бесшумность и невидимость для тепловизоров. Также из-за их скорости, маневренности, компактности и легкости.

Вы заключили соглашение с ВСУ или это была волонтерская инициатива?

Заключаем соглашения напрямую с подразделениями, волонтерами, фондами и военнослужащими, которые их покупают за свой счет. Также у нас много клиентов, которые в мирной жизни приобрели у нас байк, а теперь с ним воюют.

Вы также предоставляете бойцам дополнительные павербанки. Вы тоже их самостоятельно производите?

Когда началась война, мы первую неделю не осознавали, что произошло. У нас была паника, мы беспокоились о своих родных и помогали другим. Кто чем мог. Я, например, отдал несколько байков со склада военным. Кстати, один из тех байков был как раз первым образцом «Атома Милитари», который мы еще в мирное время предлагали чиновникам, но их это не заинтересовало.

Остальные члены нашей команды помогали волонтерам и перечисляли свои средства. Но когда мы поняли, что наши военные молодцы и уверенно обороняют нашу страну, мы с командой встретились у меня дома и обсудили наши дальнейшие действия. Поскольку мы понимали, что наши байки сейчас людям не нужны. Тогда у нас возникла идея делать павербанки для военных. Мы перенесли свое производство в бомбоубежище и переформатировались на изготовление павербанков. Кстати, от идеи до реализации проекта в жизнь прошло всего несколько дней. Но мы даже не подозревали, что, пока мы производили павербанки, военные, которым мы передали байки, тренировались на них. Вот тогда мы поняли, что это крутой и нужный транспорт. Так совпало, что между военными разошлась информация о том, что наши байки очень крутые. После чего к нам стало обращаться очень много разных людей, которые хотели у нас приобрести «Атом Милитари».

Электробайки Eleek: их раму копируют китайцы и продают под брендами Leili и EBB


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: