Обзоры
Fallout 3

Fallout 3


Смешать, но не взбалтывать
Главная проблема Fallout 3 заключается в том, что ей (как бы ни старались разработчики) никогда не удовлетворить требования фанатов легендарной дилогии. Продюсер проекта Тод Говард (Tod Howard) это прекрасно понимал и даже не пытался заверить поклонников, мол, они получат свою долгожданную версию Van Burren.

Паспорт

Жанр RPG

Разработчик Bethesda Softworks

Издатель Bethesda Softworks

Издатель в Украине «1С»

Сайт fallout.bethsoft.com

Возраст 18+

Идея Скрестить Fallout и Oblivion

Графика Отличные декорации и пластилиновые люди

Звук Классные песенки 50-х

Игра Другая, но хорошая

Bethesda Softworks была создана в 1986 году. В основном компания известна благодаря сериалу The Elder Scrolls, но в послужном списке фирмы имеются также спортивные проекты, автосимуляторы и продукты по знаменитой кинолицензии Terminator. Игры Battlespire, Redguard, серии Terminator, PBA Tour Bowling, The Elder Scrolls Сайт www.bethsoft.com

Bethesda Softworks и не пыталась создать Fallout 3, полностью следующую духу прошлых частей. Вместо этого разработчики соорудили собственный, во многом оригинальный проект. Но не спешите брюзжать по поводу того, что-де раньше игры были лучше, а трава зеленее. Давайте попытаемся стать объективными.

Fallout 3 начинается с рождения главного персонажа, мать которого, увы, умирает, так и не сумев понянчить младенца. Печально, ничего не скажешь. Впрочем, вам-то надо жить дальше. Игрок должен выбрать имя, пол и расу героя, а также поколдовать над его внешними данными. Генератор персонажа предлагает на удивление мало вариантов настроек. Аналогичный инструментарий в Mass Effect и даже теннисном симуляторе Top Spin 3 дает куда больше возможностей.

Ранние годы жизни (реализованы в виде отдельных эпизодов) проходят под присмотром отца. Своими советами, тихим успокаивающим голосом, который принадлежит известному актеру Лайаму Нисону (Liam Neeson), он поможет вам сделать первые осмысленные шаги, познакомит с Pip-Boy и даже научит стрелять из винтовки по мутировавшим тараканам. Вводная (tutorial) в «Убежище 101» также позволит освоиться с особенностями интерфейса и определиться с выбором ключевых для героя характеристик.

Благодаря проверенной временем системе S.P.E.C.I.A.L. легко создаются очень разносторонние персонажи. Причем разработчики не предлагают вам уже готовые варианты героев – свое альтер эго придется лепить с нуля. Определить правильный баланс между силой, восприятием, выносливостью, харизмой, интеллектом, ловкостью и удачей в первый раз довольно сложно. Внимательно читайте пояснения. Ну а если вы прошли две предыдущие игры серии, то никакие подсказки не понадобятся – и без них моментально разберетесь что к чему.

После выбора основных характеристик вы принимаете участие в экзамене под названием G.O.A.T., во время которого предлагается определить три главных умения, они будут развиваться быстрее всех остальных (тем самым формируется специализация героя). Количество вариантов впечатляет: от стрельбы из разнообразных видов оружия и медицинских знаний до взлома компьютеров и замков. Совершенствование навыков, понятное дело, непосредственно влияет на геймплей. Потратили очки на изучение «Первой помощи» – каждый стимпак (то есть аптечка. – Прим. ред.) будет приносить дополнительную прибавку к здоровью. В придачу к умениям вы регулярно получаете так называемые перки (perks) – специальные возможности и/или бонусы к характеристикам. Например, циничный перк Lady Killer позволяет наносить в бою на 30% больше повреждений врагам женского пола.

Окончательно разобравшись с генерацией персонажа, вы оказываетесь… на свободе – за пределами стен «Убежища 101». Оказываетесь, можно сказать, не по своей воле. Отец внезапно исчезает, в бункере поднимается паника, а за вами начинает охотиться служба охраны. Не остается ничего другого, как бежать.

Первый пункт в импровизированной туристической программе – визит в близлежащий город со звучным имечком Megaton (по слухам, ваш предок должен был побывать там). Селение напоминает скопление халабуд из дерева, ржавого металла и прохудившихся труб. Главной достопримечательностью этого местечка является неразорвавшаяся ядерная бомба, покоящаяся в луже радиоактивной воды (теперь вы понимаете, почему поселок называется именно так).

Тут-то вы и знакомитесь с местной многовариантной системой квестов. Один колоритный мафиози в баре предложит установить на бомбу детонатор и отправить весь город прямиком в ад. А шериф, напротив, готов выслушать ваши предложения по обезвреживанию снаряда. Судьба также сведет вас с пастырем и его последователями, боготворящими «подарок небес» – у представителей культа, разумеется, свои интересы.

В зависимости от широты взглядов вы можете поступать, как заблагорассудится, однако помните, что любое действие обязательно отразится на карме и будет иметь далеко идущие последствия. Подобный подход также справедлив и для многих других заданий. Практически всегда у вас есть выбор между пороком и добродетелью.

Вчера супермутантов душили-душили…

Квесты (включая и побочные) очень интересны. Стандартные поручения в стиле «пойди-принеси» или «уничтожь такую-то цель» то и дело приобретают оригинальный подтекст. Одни только поиски сбежавшего андроида чего стоят – вам придется вычислять робота среди живых людей по косвенным признакам (настоящий Blade Runner). Есть еще замечательная история о двух супергероях, которые так надоели жителям маленького городка, что они ждут не дождутся примирения колоритных противников. Я уже не говорю о возможных находках, способных положить начало неожиданным приключениям. Только будьте заранее готовы к «схваткам» с системой диалогов: порой читать короткие, но многочисленные реплики очень утомительно.

Строгие ребята внимательно проверяют билеты на входе в кинозалы…

Во время ваших первых прогулок и стычек с обитателями радиоактивных пустошей откроется «самая страшная тайна» Fallout 3, которая в принципе и так была очевидна с того момента, как стало известно, что триквел делает Bethesda. Да-да, речь идет о гейм­плее, уже метко названном Oblivion with guns. Но прежде чем вы с возмущением начнете строчить гневные письма разработчикам или топтать несчастный диск, попытайтесь осознать, что новое вовсе не означает плохое.

Да, триквел – это не таинственная Van Burren, которую хотелось бы увидеть фанатам сериала. Однако посмотрим правде в глаза – прежнего не вернуть. Предыдущие части Fallout принадлежат к совсем иной эре в истории интерактивных развлечений. Возможно, продукт в ретростиле могла сделать компания Troika, но ее давно нет (что по-своему тоже примечательно). TES: Oblivion же оказалась очень хорошей RPG. Скажем больше: это один из лучших современных проектов в указанном жанре. Так почему не взять проверенную, отлаженную игровую механику и не соорудить на ее основе любимый многими виртуальный пост­апокалиптический мир?

Справедливости ради стоит сказать, что некоторые отсылки к The Elder Scrolls действительно кажутся неуместными. Привычные для серии TES подземелья здесь заменены линиями метро и канализацией. Но фэнтезийное прошлое дает о себе знать – уровни нет-нет да и напомнят подвалы какого-нибудь замка или мистические, затянутые туманом катакомбы. Даром что локации набиты всевозможным высокотехнологическим барахлом.

Уверен, многие будут скучать и по музыкальному сопровождению прошлых частей. Динамичные треки Fallout 3 режут ухо тем, кто еще помнит старый тягучий эмбиент. Однако в Pip-Boy встроен приемник, а на различных радиоволнах играют приятные мелодии 50-х, и это хорошо.

Печально, но предметы потеряли свою былую значимость. Раньше каждая новая находка внимательно изучалась (красивые иллюстрации и исчерпывающие текстовые комментарии прилагались). Теперь же вы хватаете все, что плохо лежит, не особо заботясь о том, чем, собственно, набиваете карманы. Новый инвентарь – это несимпатичные монохромные рисунки и скудные подписи к ним. Вместе со сменой дизайна почему-то исчезло и ощущение важности находок. Посетую на не слишком удобный вид от третьего лица. Далеко не всем придется по душе и необходимость заботиться о своевременной починке брони и оружия. Неприятно, когда верный ствол вдруг подводит в самый неподходящий момент.

Сначала ручку…

Тем не менее боевая система является одной из главных досто­примечательностей Fallout 3. Сражения проходят в реальном времени абсолютно так же, как в Oblivion, но если нажать специальную клавишу, можно перейти в пошаговый режим с возможностью точного прицеливания в ту или иную часть тела жертвы. Надо сказать, что данный прием в сочетании с глупейшим искусственным интеллектом значительно упрощает жизнь персонажам-стрелкам. Не бойтесь подпускать противников поближе (меньше шансов промахнуться), а потом разряжайте оружие в их головы. Поверьте, тактика работает и экономия патронов колоссальная. А боеприпасов, между прочим, в игре не так много, как хотелось бы.

Практически каждая смерть в игре завершается кровавейшей сценкой в замедленном времени с обязательной демонстрацией отлетающих частей тела. Gears of War с ее дуэлями на бензопилах нервно курит в сторонке. Выглядит все чрезвычайно жестоко и при этом завораживающе красиво. Жаль только, что устроить массовые расстрелы (признайтесь, вы ведь тоже, как и мы, мстили высокомерным жителям New California Republic? – Прим. ред.) после энергичной прокачки героя не выйдет – уровень противников не всегда, но часто подстраивается под ваш.

Боевой вертолет местных волшебников…

Геймплей Fallout 3 получился другим, отличным от прошлых частей, но отнюдь не скучным. Главное, что разработчики оставили нелинейность и многовариантность решений. Хотите быть вором? Нет проблем – прокачивайте соответствующие навыки и сможете вплотную подбираться к врагам, подкладывая в их карманы гранаты без чеки. Есть желание стать снайпером? Доведите до максимума необходимые умения и с хитрой ухмылкой, сидя в укрытии, расстреливайте гигантских мутантов до того, как они вас увидят. Хакеры смогут перепрограммировать роботов и компьютерные системы, а ораторы с хорошо подвешенным языком способны разобраться с проблемами лишь силой убеждения, а не оружия. Обилие возможностей – один из главных козырей игры. Вам наверняка захочется пройти ее еще раз просто ради того новенького, чего еще не пробовали.

С точки зрения графики проект в целом очень неплох. Изометрией, разумеется, тут и не пахнет. Вы смотрите на мир от первого лица, как в обычном шутере (вид со спины здесь реализован неудачно). Модели NPC кажутся довольно приличными, но одинаковые «резиновые» лица не добавляют им человечности. Единственным персонажем, непохожим на куклу, является отец главного героя. При этом гоулы (сильно пострадавшие от радиации жители постапокалиптической Америки), что интересно, выглядят замечательно. Особенно хорош подпольный ученый, который пытается соорудить более сильную версию наркотика Jet, используя товары из бакалеи.

Настоящая удача создателей Fallout 3 – сама пустошь и ее многочисленные достопримечательности вроде полуразрушенной заправки или огромного заброшенного супермаркета. Атмосферность зашкаливает! На фоне неба хорошо видны странные силуэты покосившихся водяных вышек, на руинах моста «висит» маленькое поселение, на пригорке вы вдруг замечаете скамейки и столы для пикника, на них стоят пыльные стаканы для лимонада, лежат истлевшие книжки и сигареты. В глубине обшарпанного квартала притаился домик пьяного плейбоя. Ну и вид разрушенного Капитолия с высоты потрескавшегося монумента в честь Вашингтона вряд ли оставит кого-то равнодушным. Я уже не говорю о таких чудесных локациях, как огромный военный авианосец, превратившийся в настоящий город, или Музей технологии в бывшей американской столице, вызывающий воспоминания о лучших моментах из BioShock.

В целом проект оставляет двойственное впечатление. С точки зрения настоящего фаната, прошедшего предыдущие игры серии вдоль и поперек и выучившего все квесты наизусть, Fallout 3 не стоит столь долгого ожидания. Но, по правде говоря, ностальгирующим почитателям (к числу которых автор относит и себя) не удалось бы угодить, даже если бы триквел полностью сохранил дух старой дилогии и создавался той же командой.

А вот для обычного геймера, который хочет приобрести масштабную RPG с кровавыми боями, горой самого разного оружия, страшными монстрами, огромным открытым миром и чрезвычайно интересными заданиями, данный проект станет идеальным подарком. Просто Fallout 3 не сможет вернуть вам тех прошлых (и потому очень особенных) впечатлений, зато добросовестно будет развлекать долгими зимними вечерами.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: