Среднеформатные камеры в эпоху «пленочной зрелости» были отнюдь не редкостью и экзотикой, являясь как рабочим инструментом профессиональных фотографов, так и любительскими аппаратами. Даже в СССР выпускались несколько, выражаясь современным языком, бюджетных моделей, например, «Любитель». Тем не менее, повсеместное распространение получили именно 35-миллиметровые полнокадровые камеры.
С наступлением цифровой эры технологические ограничения при производстве матриц породили господство т.н. «кропнутых» моделей, причем кроп-фактор оказался весьма разнообразный, от 1,5 для APS-C до двузначных чисел в камерах смартфонов. Тем не менее, прогресс буквально спустя пару десятков лет позволил добиться приемлемых показателей стоимости сначала для полнокадровых, а затем и для среднеформатных матриц.
Однако цифровые среднеформатные камеры не стали (и, судя по всему, никогда не станут) массовым, любительским, товаром как их пленочные предки. Причина кроется в том, что современный цифровой фотоаппарат даже с дюймовой матрицей позволяет получать отличное качество картинки, достаточное для печати на «невыставочные» форматы, не говоря уже о самом популярном экранном просмотре.
Впрочем, спрос на средний формат остался и он растет с появлением новых камер. В сентябре 2016 г. на выставке Photokina (Кельн, Германия) компания Fujifilm в очередной раз всколыхнула фотообщественность, представив среднеформатную систему GFX. Весной 2017 г. камера и три объектива к ней появились на украинском рынке. В отличие от других продуктов компании, Fujifilm GFX 50s продается у эксклюзивного дилера, компании Paparazzi, работающей как через интернет, так и в формате традиционного магазина в Киеве и Одессе.
Что уже доступно и что обещают
На момент старта продаж предлагается сама камера 50s (201 140 грн.), три сменных объектива, вертикальная батарейная ручка и поворотная площадка для сменного электронного видоискателя.
Объектив FUJINON GF63mm F2.8 R WR (46 640 грн.) обеспечивает угол зрения, эквивалентный фокусному расстоянию 50 мм на полнокадровой камере. Он весьма компактный (по меркам среднего формата) и не оснащен оптическим стабилизатором.
Зум FUJINON GF32-64mm F4 R LM WR (67 050 грн.) весьма внушительный, особенно с блендой. Его эквивалент на полном кадре 25-50 мм, стабилизации нет. Поскольку геометрические искажения объектива зависят от его фокусного расстояния, 32-64 в широкоугольном положении дает лучшую (по этому показателю) картинку нежели его полнокадровые (а тем более – «кропнутые») конкуренты.
FUJINON GF120mm F4 R LM OIS WR Macro (78 710 грн.) способен работать на двух поприщах – им делают и портреты и макроснимки. Да и в пейзажах он хорош, главное – найти подходящий для эквивалента 90 мм сюжет. Пока это единственный объектив с оптической стабилизацией.
Анонсированы еще два объектива, FUJINON GF110mm F2 R LM WR (светосильный аналог 87 мм) и FUJINON GF23mm F4 R LM WR, эквивалент 18 мм на полном кадре.
Компания заявляет, что вся оптика разрабатывается с запасом по разрешающей способности, в качестве планки назван сенсор 100 мегапикселов.
И поступившие в продажу и анонсированные объективы защищены от пыли, влаги и гарантированно работают при десятиградусном морозе.
Много это или мало? По меркам разнообразия для полнокадровых и кроп-объективов однозначно мало. С точки зрения реального использования – как минимум достаточно для старта. Не стоит сбрасывать со счетов еще один нюанс. Fujifilm GFX 50s – беззеркальная система с коротким рабочим отрезком. Это значит, что на нее без проблем через простые переходники станет практически любой объектив от среднеформатной и даже крупноформатной техники. Поскольку затвор у GFX 50s в камере, то к объективу не предъявляются дополнительные требования.
Дизайн и эргономичность
Сравнивать Fujifilm GFX 50s с зеркальными камерами среднего формата не стоит, поскольку у нее существенное технологическое преимущество – отсутствие зеркала. Это позволило сконструировать компактный и легкий корпус. У главного конкурента, Hasselblad X1D, он еще меньше, но когда дело доходит до удобства работы, минимальный размер не всегда оказывается положительным фактором.
GFX 50s недаром носит букву Х в названии. Инженеры и дизайнеры постарались перенести в средний формат все лучшее, что есть в камерах Fujifilm серии Х. Диафрагма может выставляться вручную на объективе, чувствительность и выдержка – на самой камере. Идеально? При съемке в ручном режиме – да, а вот в приоритетных или авто чего-то не хватает. Диска ввода экспопоправки. В GFX 50s это делается одновременным нажатием на кнопку под указательным пальцем и вращением колеса на тыловой панели.
Система управления параметрами с упором на аппаратные органы у GFX намного удобнее чем ориентация на чувствительный к прикосновению тыловой ЖК-экран у Hasselblad X1D. Если честно, детище легендарной шведской марки больше похоже на дорогую цифромыльницу, хотя к качеству картинки это, само собой, не относится. У 50s тыловой экран тоже сенсорный, главный сценарий его использования для многих – прямое указание точки автофокусировки прикосновением к картинке при работе со штатива.
Особой похвалы заслуживает поворотная площадка для съемного электронного видоискателя для GFX 50s. Она позволяет поднимать окуляр на угол до 90 относительно оптической оси и поворачивать его на угол до 45 в горизонтальной (относительно верхней панели камеры) плоскости. Впрочем, это удовольствие не из дешевых и продается оно отдельно.
Функциональность
Сенсор с размером чувствительной области 43,8 x 32,9 мм оцифровыает кадр 8256 × 6192 пиксела. RAW 14 битный. Штатный диапазон чувствительности ISO 100-12800 с возможностью расширения до 50 и 25600-102400. В отличие от камер серии X, используется байеровскя а не фирменная мозаика светофильтров. При генерации JPEG доступны отлично зарекомендовавшие себя профили имитации классических пленок Fujifilm.
Затвор механический и электронный. Поскольку зеркала нет, срабатывание не сопровождается заметным сотрясением корпуса. Чтобы минимизировать подвижность камеры инженеры добавили комбинированный режим с электронной первой шторкой.
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2017/05/Fujifilm_GFX50s_004-770x513.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2017/05/Fujifilm_GFX50s_005-770x513.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2017/05/Fujifilm_GFX50s_007-770x513.jpg)
Система автофокусировки у GFX 50s контрастная. И она хорошая. Забудьте то, что вы знали о контрастном методе пять а тем более десять лет назад. Как и у камер серии Х, в GFX 50s можно выбрать точку (из матрицы 9×13, 117 точек, или 17×25, 425 точек, с регулировкой ее размера, 6 значений), зону в кадре или следящий режим. Точки автофокуса покрывают почти всю площадь кадра, оставляя «пустой» лишь тонкую рамку у его границ. Выбрать нужную помогает либо джойстик на тыловой панели, либо прикосновение к картинке на ЖК-экране. Работает определение лиц с возможностью указать приоритет на правый или левый глаз модели. В ручном режиме есть подсветка резких границ объектов, что очень полезно при использовании объективов от других систем.
У GFX 50s съемный электронный видоискатель. Качество картинки в нем заслуживает самой лестной оценки. Панель с 3,69 млн. пикселов дает отличную детализацию, а оптическая система обеспечивает увеличение 0,85х. Однако с текущей версией прошивки наблюдаются «переходные процессы» в момент автофокусировки.
Главная претензия к GFX 50s при работе с импульсным светом – скорость синхронизации. С внешними источниками это всего 1/125 и более длительные выдержки. Для светлой студии это довольно много, камера может фиксировать фоновое освещение, которое будет паразитным при определенных условиях. Чтобы снимать на улице с импульсным светом, потребуется флагманская накамерная вспышка Fujifilm EF-X500, тогда выдежки можно выбирать из всего диапазона механического затвора, вплоть до 1/4000.
Качество картинки
Для оценки достоинств и выявления недостатков был предоставлен аппарат из «продажной» серии и три объектива.
Сначала – формальные картинки, тестовый натюрморт в студии. JPEG из камеры и RAW можно загрузить по этой ссылке. ISO 12800, последнее «стандартное» значение, можно использовать, например, при съемке звездного неба и в арт-проектах, особенно монохромных. Шумы, естественно, есть, однако градации в тенях остаются различимы.
Дополнительно были произведены съемки с недодержкой до -5EV и передержкой +3EV на ISO 100 и 1600. Изучение RAW-файлов показало, что камера не любит передержку больше +1EV, детали в светах восстановить очень сложно. Зато извлечь информацию из теней – реальная задача, причем даже -5EV при ISO 1600. Конечно, это экстремальный сценарий, малоприменимый для студии, но вполне реальный для пейзажных съемок. 14 бит RAW отрабатывают большие размеры файла. Динамический диапазон позволяет в значительных пределах редактировать изображение, например, подчеркивая нюансы оттенков.
![](https://itc.ua/wp-content/uploads/2017/05/fujifilmGFX50s-bw.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2017/06/20170106-DSCF6937-770x578.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2017/06/20170106-DSCF6915-770x578.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2017/06/20170106-DSCF6842-770x1027.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2017/06/20170103-DSCF6816-770x578.jpg)
![1](https://itc.ua/wp-content/uploads/2017/06/20170103-DSCF6784-770x578.jpg)
Детализация впечатляющая. Объективы рисуют очень резкую картинку, настолько, что девушкам перед съемкой необходимо уделять особое внимание качеству макияжа.
Исходные версии снимков из галереи (JPEG из камеры и RAW) также доступны по указанной ранее ссылке.
* * *
Камера отличная, но остается один вопрос: стоит ли платить больше (чем стоят полнокадровые аппараты с аналогичным разрешением сенсора)? В какой-то мере он риторический. И ответ зависит не только от бюджета. Если оставить за рамками обсуждения взаимоотношений с заказчиками/агентствами и чувство глубокого удовлетворения собой, остаются пиксельные размеры кадра и динамический диапазон.
Компания Canon на Photokina 2016 показывала работающий прототип 100-мегапиксельной полнокадровой камеры. Оценить динамический диапазон его сенсора не представлялось возможным, но понимание физики процесса оцифровки света подсказывает, что формат 24х36 мм уже достиг технологического потолка и ждать существенного прогресса в обозримом будущем не стоит. Увеличение размеров сенсора позволяет сделать светоприемную ячейку больше, а следовательно – эффективнее и получить лучшее соотношение сигнал/шум.
Зато на стенде бросалась в глаза нехватка оптического разрешения объектива. Законы оптики, химии и экономики неумолимы: сделать доступный по цене, разумный по размерам/массе и достаточно качественный для разрешения 100 мегапикселов на полном кадре пока не смогли. И, кажется, не смогут в том же обозримом будущем. Снова преимущество по размерам сенсора играет весьма важную роль: объективы для среднего формата делать проще.
Fujifilm GFX 50s – полноценный рабочий инструмент как для студийного фотографа, так и для тех, кто снимает на выезде. Однако главное ее достоинство заключается в перспективе системы. Это мы наблюдали у Fujifilm с серией X. X-Pro 1 была хорошей, и те, кто сделал ставку на эту систему, не прогадали. X-Pro 2 и X-T2 пришли на рынок, где уже были объективы, способные раскрыть их потенциал. Хочется верить, что с GFX получится как минимум не хуже. Сегодня у 50s есть реальные конкуренты из полнокадрового сегмента, особенно с учетом чувствительности к цене у отечественных фотографов. Но с появлением следующих моделей отрыв станет слишком заметным, чтобы подобные вопросы остались актуальными.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: